Боевое применение В-29

 

«Военно-морской флот США располагал достаточным числом транспортных средств для высадки десанта на террито­рии Японии. Сухопутные войска располага­ли для этой задачи достаточными силами. Но В-29 сделали этот десант ненужным». Генерал Джеймс Г. Дулиттл В ноябре 1943 года генерал Генри Арнольд приказал сформировать XX бомбардировочный корпус, в задачу ко­торого входила подготовка и проведение воздушных налетов на территорию Япо­нии. Командующим XX корпусом стал бригадный генерал Кеннет Б. Вулф. В состав корпуса вошли два бомбардиро­вочных крыла по четыре бомбардировоч­ные группы в каждом. 58-е крыло возгла­вил полковник Леонард Хармон, а 73-е крыло - полковник Томас X. Чепмен. Штаб XX корпуса разместился на аэро­дроме Смоки-Хилл в штате Канзас, не­подалеку от завода в Уичите. Кроме того, в распоряжение корпуса отдали аэродро­мы Пратт, Грейт-Бенд и Уокер, также расположенные в Канзасе.

Главной задачей соединения на дан­ном этапе было как можно быстрее под­готовить экипажи. За подготовку лично­го состава отвечал полковник Лаверн Дж. Сондерс. Первоначально кадровый голод пытались утолить за счет добро­вольцев из числа членов экипажей В-24. вернувшихся в Штаты из Европы и Се­верной Африки. Но и эти летчики, хотя имели боевой опыт, нуждались в техни­ческой подготовке, так как В-29 имел более сложное оснащение. Не хватало и самолетов. Экипажам приходилось обу­чаться на старых В-17. До конца декабря 1943 года курс подготовки на В-29 успе­ли пройти всего 67 пилотов.

Проблемы имелись и у выделенных корпусу бомбардировщиков. Среди 97 В-29, выпущенных до середины января 1944 года, лишь 16 находилось в состоянии боевой готовности. Двигатели «Райт R-3350» часто выходили из строя. Низкой надежностью отличались радары AN/APQ-13 и системы дистанционного уп­равления турелями «Дженерал Элект­рик». Новые самолеты прямо со сбороч­ной линии отправлялись на доработку. Командование ВВС США приказало подготовить для XX корпуса 150 само­летов В-29 к середине апреля 1944 года. К выполнению задания привлекли не­сколько тысяч человек. Начался аврал, но задание удалось выполнить. Несколь­ко первых частей В-29 подготовились к переброске на Восток.

Но прежде, чем самолеты Вулфа от­правились в Индию, одиночный YB-29 выполнил специальное боевое задание, имея целью ввести в заблуждение развед­ку Германии и Японии. Самолет (42-36963) перелетел через Атлантический океан с аэродрома Гандер-Филд в Вели­кобританию. Буквально через 45 минут после посадки, бомбардировщик был сфотографирован пролетевшим немец­ким разведчиком. Появление в Великобри­тании бомбардировщика нового типа мог­ло означать только одно - американцы го­товятся к крупной кампании в Европе. Од­новременно, был пущен слух о том, что новый бомбардировщик не оправдал воз­лагавшихся на него надежд и будет превра­щен в транспортный самолет.

 

Операция «Маттерхорн» - действия с баз в Индии и Китае с июня 1944 по март 1945 года

 

Во второй половине апреля 1944 года началась переброска в Индию 58-й бом­бардировочной группы. Маршрут протя­женностью 18550 км начинался в Соеди­ненных Штатах, проходил через Атлан­тику, Индийский океан (с промежуточ­ными посадками в Марракеше, Марок­ко, и Каире, Египет), Пакистан (посадка в Карачи) и завершался в Калькутте. В ходе перелета обнаружились новые технические проблемы. Наиболее тяжелой оказалась неделя с 15 по 22 апреля 1944 года, когда в районе Карачи разбилось сразу пять В-29. Как оказалось, двигате­ли R-3350 не были приспособлены к экс­плуатации при температуре окружающе­го воздуха 45?С. Этот недостаток инже­нерам фирмы «Райт» приходилось устра­нять налету. Они обнаружили, что выпус­кные клапаны на цилиндрах задней звез­ды мотора буквально расплавлялись от высокой температуры. Проблему удалось решить, улучшив обдувание головок ци­линдров. Улучшили и подачу масла к цилиндрам задней звезды. Кроме того, было приказано не взлетать и не садить­ся в жару. В результате самолеты просто­яли до 8 мая 1944 года.

Из 148 машин, долетевших до Марракеша, в Индию прибыло 130. Здесь бомбардировщики разместили на четы­рех аэродромах к западу от Калькутты. Командование 58-го крыла вместе с че­тырьмя эскадрильями 40-й бомбардиро­вочной группы (25-я, 44-я, 45-я и 395-я эскадрильи) заняло аэродром Чакулия. Новой базой 44-й группы (676-я, 677-я, 678-я и 679-я эскадрильи) стал аэродром Чарра. 462-я группа (768-я, 769-я, 770-я и 771-я эскадрильи) перебазировались в Пиардобу, а 468-я группа (792-я, 793-я, 794-я и 795-я эскадрильи) прибыли в Кхаргпур. Туда же вскоре перебазировал­ся и штаб XX бомбардировочного кор­пуса. Все названные базы строились в 1942-43 гг. с целью использовать их для бомбардировщиков В-24. Чтобы аэро­дромы могли принимать бомбардиров­щики В-29, их взлетно-посадочные поло­сы пришлось удлинить с 1829 до 2194 м. К прибытию самолетов работы по удли­нению ВПП еще не закончились, поэто­му самолеты не могли летать с полной нагрузкой. 444-я группа расположилась в Чарре лишь временно, для группы го­товился аэродром в Дудхкунди. Лишь, в мае 1944 года группа перебралась на свою постоянную базу, а аэродром Чар­ра в дальнейшем использовался для при­ема транспортных самолетов «Консолидейтед С-87» и «Кертисс С-46 Коммандо», снабжавших XX корпус.

24 апреля 1944 года генерал Вулф и полковник Сондерс, который заменил полковника Хармона на должности ко­мандира 58-го крыла, совершили первый перелет через Гималаи из Индии в Китай, с целью провести инспекцию передовых баз в Ченту. С ноября 1943 года в райо­нах Кванхань, Шинчинь и Пеншань орга­низовывались аэродромы для В-29. Рабо­ту проводили вручную. В январе 1944 года в строительстве аэродромов участвовало 200000 китайцев. За работой следили немногочисленные американс­кие строительные бригады, которые распо­лагали немногочисленной техникой, доставленной через Гималаи на транспортных самолетах. До 1 мая 1944 года китайские базы, хоть и недостроенные, уже могли принимать бомбардировщики В-29.

Другой проблемой стала доставка боеприпасов и топлива на китайские базы. откуда В-29 могли вылетать на бомбежку Японии. Для доставки топлива несколько В-29 переделали в летающие танкеры. С самолетов сняли почти все вооружение (исключая хвостовую уста­новку), а в бомбовые отсеки установили топливные баки с системой выкачивания топлива. В таком виде В-29 мог доставить в Ченту 7 тонн высокооктанового бензи­на. При благоприятных погодных усло­виях для доставки одного галлона бен­зина приходилось тратить два галлона бензина самолетом-танкером. А при встречном ветре цена одного доставлен­ного галлона доходила до 12 затраченных на переброску. Генерал Арнольд требовал, чтобы Вулф провел первый налет до 1 мая 1944 года. Но к тому дню в Ченту удалось забросить лишь 1400 тонн гру­зов, что не хватало для полноценной опе­рации. Тем временем японцы узнали о американских планах и предприняли кон­трмеры. 19 апреля 1944 года в Китае на­чалось наступление «Ичи-Го», задачей которого было занять американские аэродромы в Квейлине и Лючоу. Японс­кое командование недооценило дально­сти В-29, никому даже в голову не пришло, что самолеты могут действовать со столь удаленных аэродромов. Базы в Квейлине и Лючоу предполагалось при­способить для приема и отправки В-29, но их рассматривали лишь в качестве за­пасных.

Тем временем в Вашингтоне сформи­ровали штаб 20-й воздушной армии, под­чиненный непосредственно генералу Арнольду.

Главной задачей 20-й армии, в состав которой вошел и XX корпус, было про­ведение стратегических бомбардировок объектов, расположенных на Формозе (Тайвань), в Таиланде и Бирме. 1 марта 1944 года в состав 20-й армии вошел толь­ко что сформированный XXI бомбарди­ровочный корпус.

20-я воздушная армия провела свою первую боевую операцию 5 июня 1944 года. С индийских аэродромов вылетело 98 В-29. Их целью был удаленный на 1820 км железнодорожный узел Маскан, рас­положенный в районе Бангкока, Таи­ланд. Четырнадцать самолетов верну­лось с полдороги, в основном из-за про­блем с двигателями. Первоначально предполагалось, что В-29 будут лететь к цели четверками, в строю ромбом. Но выдержать строй американцам не уда­лось. В районе цели была плотная облачность, что заставило проводить бомбо­метание по радару. Строй самолетов рас­сыпался, машины находились на высотах от 5180 до 8230 м, хотя по плану коридор ограничивался высотами 6700-7620 м. На цель упало всего 18 бомб. При посадке разбилось 5 бомбардировщиков, еще 42 самолета сели на запасных аэродромах из-за нехватки топлива. Результаты операции оказались неудовлетворительными.

Следующей операцией 20-й армии стал налет на территорию Японии. Это был первый налет американской авиации на Японию после знаменитого рейда пол­ковника Дулиттла в апреле 1942 года. Целью налета был металлургический комбинат в Явате на острове Кюсю. По оценкам, комбинат давал около четвер­ти всей японской стали. Доставка топли­ва на передовые базы в Китае заняла две недели. Операцию назначили на 14 июня 1944 года. Среди 75 бомбардировщиков, выделенных для участия в налете, 18 не смогли вылететь из-за неисправностей и неготовности экипажей. Один В-29 раз­бился при взлете. Налет проводился но­чью для того, чтобы уменьшить шансы японской истребительной авиации на перехват бомбардировщиков. Налет за­кончился полным провалом. В район цели упала только одна (!) бомба, да и то разорвалась в 1,2 км (!) от точки прице­ливания. Один В-29 был сбит огнем зе­нитной артиллерии, а шесть упало из-за пожаров в двигателях. Погибло 55 лет­чиков. Несмотря на фактический провал, налет благоприятно сказался на боевом духе китайских строителей, которые убе­дились в полезности своей работы.

После первого налета на Явату генерал Арнольд потребовал от Вулфа активизиро­вать деятельность. Но запасы топлива в Ченту составляли к тому моменту всего 8000 галлонов. Вулф заявил о невозможно­сти провести налет в ближайшее время. Его тут же отозвали в Вашингтон. 4 июля воз­главил XX корпус генерал Сондерс.

7 июля 1944 года Сондерс провел оче­редной налет на Кюсю. 18 бомбардиров­щиков атаковало цели в населенных пун­ктах Сасебо, Нагасаки, Омура и Явата. Американцы старались, прежде всего, уничтожить сталелитейную промышлен­ность Японии. Следующей целью амери­канцев стал завод в Аньшане, Манчжу­рия. Первоначально планировалось со­вершить дневной налет на Аньшан сила­ми 100 бомбардировщиков. Но в итоге число самолетов пришлось ограничить 72, из которых только 60 вышли к цели. Американцам удалось вызвать пожар большой доменной печи, налет в целом признали успешным. Но детальное изу­чение полученных разведкой фотографий показало, что разрушения затронули всего 7,5% территории предприятия. Поте­ри американцев составили шесть самоле­тов: один В-29 был сбит японцами, а пять разбились при посадке.

Следующий налет провели в ночь с 10 на 11 августа 1944 года. Целью налета был нефтеперегонный завод и нефтехра­нилища в Палембанге на Суматре. Там находилось почти 40% всей японской не­фти. Налет провели с промежуточной посадкой на английском аэродроме на Цейлоне. Чтобы самолеты могли проле­теть 3000 км над Бенгальским заливом, бомбовую нагрузку ограничили 2000 фунтами (907 кг) на самолет. Из вылетев­ших 54 бомбардировщиков назад не вер­нулся один, экипаж которого все же уда­лось спасти. Цель находилась на берегу, что облегчало ее поиск с помощью рада­ра (налет проводился ночью). Примерно половина экипажей сумела поразить цель, но результаты бомбометания оста­вались неудовлетворительными. Той же ночью (10-11 августа) несколько В-29 вылетели с передовой базы в Китае в на­лет на Японию. Эти самолеты сбросили бомбы на двигателестроительный завод в Нагасаки, причинив предприятию ми­нимальные повреждения.

Более двух месяцев XX корпус участво­вал в боевых действиях, но результаты были мизерные. Операция «Маттерхорн» пробук­совывала на месте. Генерал Арнольд винил во всем командование корпуса.

Ситуация изменилась, когда 29 авгу­ста 1944 года в Индию прибыл генерал-майор Кертис Э. Лемей. Этот известный генерал отличился, командуя 3-й бомбар­дировочной дивизией 8-й воздушной ар­мии США в Европе. Уже 8 сентября Ле­мей лично повел самолеты XX корпуса в налет на металлургический завод «Сева» в Аньшани, Манчжурия. Вообще говоря, военачальникам столь высокого ранга было прямо запрещено непосредственно участвовать в боевых операциях, но Ле­мей сумел выпросить у Арнольда разо­вое разрешение. Неожиданно, налет за­вершился успешно. Назад повернуло толь­ко 14 машин. 95 бомбардировщиков выш­ли к цели. Благодаря хорошей погоде бом­бометание проводилось прицельно. В ре­зультате производительность завода упа­ла на треть. Японцам удалось сбить толь­ко один В-29, еще три самолета разбились из-за технических неисправностей.

Лемей использовал свой опыт, полу­ченный в Европе. В дневных налетах он приказал вместо построения четверками использовать строй по 12 машин. Все две­надцать самолетов сбрасывали бомбы одновременно по приказу ведущего. Да­лее, Лемей приказал высылать вперед несколько самолетов, которые находили цель и обозначали ее. Лемей также при­казал, чтобы прицеливание одновремен­но проводилось по оптическому прице­лу и по радару. Это уменьшало вероят­ность ошибки, когда цель закрывали об­лака или туман.

Лемей провел коренную реорганиза­цию 58-го крыла - основного ударного соединения XX корпуса. До того време­ни каждая из четырех групп крыла состо­яла из четырех эскадрилий по 7 В-29 в каждой. Лемей расформировал по одной эскадрилье в каждой группе (395-я, 679-я, 771-я, 795-я). В результате каждая груп­па теперь состояла из трех эскадрилий по 10 машин в каждой. Это упростило ру­ководство и управление.

Следующий налет на Аньшань, имев­ший место 26 сентября 1944 года, особо­го успеха не принес, но перелом уже на­ступил. 25 октября 1944 года последовал налет на авиационный завод в Омуре на острове Кюсю. Использовались фугас­ные и зажигательные бомбы в соотноше­нии 2:1. Результаты бомбометания ока­зались на должной высоте. 11 ноября 1944 года корпус успешно провел бомбарди­ровку Нанкина, оккупированного япон­цами с 1937 года. Но японцы тоже не дремали и усиливали противовоздушную оборону территории Империи. Во время очередного налета на Омуру, 21 ноября 1944 года, американцев перехватили мно­гочисленные японские истребители и лег­кие бомбардировщики, причем последние сбрасывали на плотный строй американ­цев фосфорные бомбы. Американцы поте­ряли шесть В-29. Ощутимые потери амери­канцы понесли и 7 декабря 1944 года, ког­да бомбили Мукден в Манчжурии.

Передовые аэродромы в Ченту не­сколько раз подвергались ударам ночных японских бомбардировщиков. Японцы имели в окрестных деревнях своих аген­тов, которые по ночам разводили кост­ры, служившие японцам ориентиром. Но результаты налетов оказались минималь­ными. Японцам удалось уничтожить на земле один транспортный самолет С-54 и сжечь часть запасов топлива. С 6 октября 1944 года на аэродромах появились ночные истребители «Нортроп Р-61 Блэк Видоу», которые взяли на себя оборону баз.

Несмотря на последние успехи, XX корпус успел понести ощутимые потери. К концу 1944 года число безвозвратно потерянных корпусом бомбардировщи­ков В-29 достигло 147 машин. Фактичес­ки, корпус потерял все самолеты, кото­рыми располагал по состоянию на 1 мая 1944 года. Большую долю потерь состав­ляли потери по техническим причинам. В среднем 17% самолетов, вылетавших на задание, имели серьезные технические проблемы. Поднять надежность самоле­тов удалось только в феврале 1945 года. Наступившая зима должна была еще сильнее снизить прицельность бомбо­метания. Проблему представляло и снабжение аэродромов, расположен­ных за Гималаями. Маршрут проходил через территорию, контролируемую японскими истребителями. Сбитые над Гималаями экипажи практически не имели шансов уцелеть.

Предпоследним налетом В-29 с китай­ских аэродромов стал тактический рейд, призванный остановить японские войс­ка, наступающие на Куньмин (18 декаб­ря 1944 года). Бомбардировщики сброси­ли зажигательные бомбы на японскую снабженческую базу в Ханькоу. Вскоре американское командование отказалось от дальнейших налетов с баз в Ченту. Последний боевой вылет В-29 соверши­ли 15 января 1945 год. Целью самолетов были японские объекты на Формозе (Тайване). Этим налетом американское командование хотело отвлечь внимание японцев от американского десанта на остров Лузон, Филиппины.

В дальнейшем все В-29 58-го крыла отвели в Индию. Первые три месяца 1945 года бомбардировщики XX корпуса со­вершали налеты на цели, расположенные в Юго-Восточной Азии (Сингапур, Фран­цузский Индокитай, Китай, Бирма, Таи­ланд, Малайзия). В Сингапуре бомбарди­ровке подверглись сухие доки, в том чис­ле док «Георг VI» (5 ноября 1944 года) и «Адмиралтейский IX» (1 февраля 1945 года). В Китае проводилось минирование фарватеров на реках Хуанхэ и Янцзы (4 и 28 марта 1945 года). 28 марта 1945 года 50 В-29 вылетело с аэродромов в Индии на минирование морских путей в районе Сайгона, Сингапура и залива Камрань. Последняя боевая операция XX корпуса в Индии имела место 29 марта 1945 года. Самолеты бомбили большой склад ГСМ на острове Бакум-Айленд рядом с Син­гапуром.

Весной 1945 года 58-е крыло переба­зировалось из Индии на остров Тиниан, Марианы.

 

Ранний этап базирования на Марианах (ноябрь 1944 - январь 1945 гг.)

 

Осенью 1944 года генерал Арнольд уже не сомневался в том, что дальнейшие попытки налетов с баз в Ченту не имеют смысла. Гораздо перспективнее выгляде­ли базы на Марианах, откуда самолеты могли достать большую часть японских островов. Архипелаг находился в 2400 км к юго-востоку от Токио. Главным пре­имуществом же Мариан была простота снабжения островов.

Оценив стратегическую важность ар­хипелага, американцы высадили 11 июня десант на остров Сайпан. Овладев остро­вом, американцы высадились на Гуаме (20 июля 1944 года) и Тиниане (23 июля 1944 года). Уже 24 июня, когда на Сайпане еще шли бои, началось строитель­ство аэродрома на острове. Строитель­ство вели солдаты морских строительных батальонов (naval construction battalions) «Морских пчел» (Seabees). Они должны были восстановить брошенный японца­ми аэродром Аслито, вскоре переимено­ванный в Айли-Филд. Первоначально аэродром мог принимать разве что истре­бители. Но в планы входило организо­вать две взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием длиной 9000 футов (2743 м), что дало бы возможность при­нимать бомбардировщики класса В-29.

В августе и сентябре 1944 года, пока на Сайпане полным ходом шло строи­тельство, в Канзасе сформировали новую часть, оснащенную В-29, - 73-е бомбар­дировочное крыло. В состав крыла вхо­дили четыре группы: 497-я, 498-я, 499-я и 500-я. В каждой группе было по три эс­кадрильи из десяти бомбардировщиков. Первоначально планировалось перебро­сить 73-е крыло в Индию и подчинить штабу XX корпуса, но захват Марианс­ких островов изменил планы. Крыло пе­редали под командование XXI корпуса, который возглавлял бригадный генерал Хейвуд С. Ханселл-младший, который до августа 1944 года выполнял обязанности начальника штаба 20-й воздушной ар­мии. Генерал Арнольд приказал Ханселлу приступить к налетам на территорию Японии с баз на Марианских островах.

18 октября 1944 года на Айли-Филд приземлился первый В-29, который пи­лотировал сам Ханселл. Аэродром еще не был достроен. Тяжелые бомбардировщи­ки могла принимать лишь одна ВПП дли­ной 6000 футов (1828 м твердого покры­тия). Условия жизни были спартанские, ангары или укрытия для самолетов отсут­ствовали. Несмотря на это, до конца но­ября 1944 года на Сайпан перебазирова­лось более ста бомбардировщиков В-29 из 73-го крыла.

Покидая Штаты, Ханселл получил четкую инструкцию. В ней говорилось, что главная задача XXI корпуса - унич­тожать промышленные объекты на тер­ритории Японии. Но первые операции, проведенные с Мариан, носили тактичес­кий характер. 28 октября 1944 года 18 бомбардировщиков В-29 вылетели бом­бить базу японских подводных лодок на острове Дублон-Айленд, расположенном в 1000 км к юго-востоку от Марианских островов. Четыре самолета вернулись на базу из-за проблем с двигателями. Ос­тальные сбросили бомбы, но результаты бомбометания оказались минимальны. Особого успеха не принесли и два после­дующих налета на Дублон-Айленд, про­веденные 30 октября и 2 ноября. Японцы нанесли ответный удар в день третьего налета на базу подлодок. Бомбардиров­щики с Иводзимы бомбили Сайпан 2 но­ября. Более десяти В-29 получили по­вреждения. Это заставило американцев совершить несколько налетов на Иводзиму. Налеты 5 и 11 ноября заметного результата не принесли.

После первых безрезультатных нале­тов, Арнольд начал торопить Ханселла с началом стратегических налетов на Япо­нию. В это время еще не удалось повысить надежность двигателей, а прибывающие из Штатов экипажи не имели боевого опыта. Первый налет на Японию назначили на 17 ноября 1944 года. Но нелетная погода по­мешала провести его в назначенный день. Зато паузой воспользовались механики, которые активно исправляли систему ох­лаждения двигателей.

Наконец 24 ноября 1944 года с Сай­пана вылетел отряд из 111 бомбардиров­щиков В-29. Вел отряд командир 73-го крыла бригадный генерал Эмметт О'Доннелл. О'Доннелл летел на В-29 «Dauntless Dotty», пилотированном майором Робер­том К. Морганом, ветераном 8-й воздуш­ной армии, участвовавшем в налетах на Германию. Целью американцев был за­вод авиадвигателей фирмы «Накадзима» в Мусаси под Токио. По оценкам развед­ки этот завод давал до трети всех японс­ких авиадвигателей. Это был первый на­лет на столицу Японии после налета пол­ковника Дулиттла. 17 бомбардировщи­ков вернулось с полдороги из-за отказов двигателей. Остальные самолеты, шед­шие на высоте 8200-9700 м, неожиданно попали в зону неизвестного до той поры атмосферного явления - высотную бурю. Сильный ветер в субстратосферных сло­ях атмосферы рассеял американские бом­бардировщики, в результате точной бом­бардировки не получилось.

Кроме того, в районе цели сгусти­лась облачность. Поэтому на завод бомбы сбросили только 24 самолета. Остальные бомбардировщики отбом­бились над Токио. Один В-29 был сбит японским истребителем.

Через три дня - 27 ноября 1944 года -81 «Суперфортресс» вылетели бомбить промышленные зоны и доки в Токио и Хамамацу. В тот же день 17 японских ис­требителей А6М «Зеро» с Иводзимы со­вершило отчаянный налет на Сайпан, захватив американцев врасплох. В результате семь В-29 было уничтожено или получило тяжелые повреждения. Несмот­ря на этот случай, через два дня В-29 совершили налет на Токио, Иокогаму и Нумазу, бомбя расположенные там про­мышленные объекты. Несмотря на ясную погоду, бомбометание с высоты 27000 фу­тов (8230 м) оказалось не слишком успеш­ным. Японские истребители сбили 6 бом­бардировщиков. 3 декабря 70 бомбарди­ровщиков вылетели бомбить Токио. 8 де­кабря более 60 В-29 бомбардировало япон­ские аэродромы на Иводзиме.

Первый полностью удачный налет самолеты XXI корпуса провели 13 декаб­ря 1944 года. Более 70 В-29 нанесли удар по авиационному и двигателестроительному комбинату фирмы «Мицубиси» в Нагойе. Удалось уничтожить около 17% построек комбината, что уменьшило его производительность на четверть. Через пять дней, 18 декабря, над Нагоей по­явились 63 бомбардировщика. На этот раз облачность заставила американцев целиться по показаниям радара. Бомбы упали на склады «Мицубиси», которые не имели большого значения в производ­ственном процессе. 22 декабря 48 бомбар­дировщиков В-29 сбросили зажигатель­ные бомбы на тот же завод. Снова при­шлось целиться по радару, снова бомбы не поразили главных цехов.

24 декабря 23 В-29 вылетели с Сайпана с целью бомбить японские аэродромы на Иводзиме. На следующий день, японцы нанесли ответный удар силами 24 бомбар­дировщиков. На земле сгорели 11 В-29, еще 43 «Суперфортресса» получили поврежде­ния. Но это была последняя успешная опе­рация японцев подобного рода.

Баланс первых налетов с базы на Марианах оказался не очень впечатляю­щим. Действия XXI корпуса напомина­ли действия XX корпуса. Зимняя погода затрудняла действия самолетов. Ветры скоростью до 240 км/ч не давали прово­дить точное бомбометание с большой высоты. Командование XXI корпуса в последние два месяца 1944 года органи­зовывало боевые вылеты в среднем каж­дые четыре дня. Потери в каждом выле­те составляли по 5-6 бомбардировщиков.

Учитывая, что экипаж В-29 состоял из 11 человек, это означало гибель полусотни подготовленных летчиков. Цена за без­результатное бомбометание была слиш­ком высока. Нельзя было говорить и о каком-то психологическом или пропа­гандистском эффекте. От бомбардиров­щиков требовалось уничтожать промыш­ленные объекты, а этой-то цели достичь никак не удавалось. Генералу Арнольду снова пришлось применять жесткие меры. В начале января 1945 года генера­ла Ханселла отстранили от занимаемой должности. XXI корпус возглавил гене­рал Кертисс Э. Лемей.

 

Огневые налеты на города Японии

 

В ноябре 1944 года генерал Арнольд и новый командующий 20-й воздушной армией генерал-майор Лорис Норстад получили для ознакомления отчет экс­пертов по экономике, касавшийся обо­ронной промышленности Японии. Из отчета следовало, что большинство обо­ронных предприятий собрано в четырех японских городах: Токио, Осаке, Нагое и Кобе. Причем значительные производ­ственные мощности были рассредоточе­ны по небольшим мастерским, организо­ванным среди жилой застройки указан­ных городов. Эксперты делали вывод, что бомбардировщики городских кварта­лов зажигательными бомбами дадут в пять раз больший эффект, чем прицель­ные бомбардировки промышленных предприятий.

В середине декабря 1944 года генерал Ханселл получил приказ провести масси­рованный налет с применением зажига­тельных бомб. Ханселл, сторонник при­цельного бомбометания, высказался про­тив. Кроме того, ему вовсе не хотелось жечь японские города. Но Норстад зая­вил, что речь идет об единичном экспе­риментальном налете. Ханселл неохотно согласился. 3 января 1945 года такой на­лет был проведен. Его целью выбрали Нагою. На этот раз экипажам поставили задачу сбросить зажигательные бомбы на кварталы, где по данным разведки нахо­дились небольшие предприятия. Резуль­таты налета оказались ниже ожидаемых, несмотря на то, что в городе возникло несколько крупных пожаров, а текстиль­ная фабрика выгорела полностью.

19 января 1945 года 62 бомбардиров­щика В-29, каждый из которых нес по 5000 фунтов фугасных бомб, атаковали авиазавод «Кавасаки» в городе Акаси, в районе Кобе. Завод удалось полностью уничтожить. Это несомненно был самый удачный налет с начала боевого приме­нения бомбардировщиков В-29. Генерал Лемей, возглавивший XXI корпус, про­должил совершать прицельные налеты. Но вскоре Норстад приказал снова при­менить зажигательные бомбы. Приказ был выполнен 4 февраля 1945 года. Це­лью налета стал город Кобе. В налете кроме 73-го крыла участвовали машины 313-го крыла, прибывшего на Марианы в январе 1945 года. Командовал крылом бригадный генерал Джон X. Девис. В со­став крыла входили четыре группы (6-я, 9-я, 504-я и 505-я). Базой 313-го крыла стал только что построенный аэродром Норт-Филд на острове Тиниан - огром­ная авиабаза с четырьмя ВПП длиной 2590 м и мощнейшей инфраструктурой. Новая тактика налетов повлекла изме­нения в организации XXI корпуса. Но на­леты с использованием зажигательных бомб, несмотря на свою эффективность, означали огромные потери среди мирного населения. Два таких налета корпус про­вел на Токио. 25 февраля 1945 года столи­цу Японии «посетило» 172 бомбардиров­щика В-29. Налет повторили 4 марта сила­ми уже 192 машин. Уже после первого на­лета в Токио сгорело более 28000 строений.

Генерал Лемей решил в еще большей ' степени увеличить эффект от налетов. Он установил, что главной причиной низкой точности бомбометания были сильные ветры на больших высотах и густая об­лачность. Поэтому логичным было вме­сто дневных бомбометаний с большой высоты проводить ночные бомбометания с малых высот с использованием зажига­тельных бомб. Ночные налеты позволя­ли обойтись без верхних и нижних туре­лей, ограничив вооружение самолета хво­стовой огневой установкой. Высоту по­лета уменьшили с 9000-10000 м до 1500-1800 м. Это уменьшило расход топлива и увеличило ресурс двигателей. В темноте угроза со стороны японских истребите­лей и зениток была гораздо меньше.

В первом налете с использованием новой тактике приняли участие более 300 бомбардировщиков. В налете впервые участвовали самолеты 314-го крыла. В состав крыла входили четыре группы (19-я, 29-я, 39-я и 339-я). Возглавлял крыло бригадный генерал Томас С. Пауэр. Кры­ло базировалось на аэродроме Норт-Филд на острове Гуам. В полдень 9 мар­та 1945 года с Марианских островов под­нялось 325 самолетов. К ночи над Токио появилось 279 В-29. Самолеты сбросили 1665 тонн зажигательных бомб. Сильный ветер у земли способствовал распростра­нению пожара. Над городом возник ог­невой смерч. К утру 10 марта более 40 квадратных километров в центре города выгорело дотла. В огне погибло более 84000 мирных жителей. Более миллиона токийцев осталось без крова. В ночь с 9 на 10 марта 1945 года погибло больше человек, чем при взрыве атомной бомбы. Американцам налет обошелся в 14 поте­рянных В-29.

В ночь с 11 на 12 марта налет повто­рился на Нагою. 285 бомбардировщиков сбросило на город 1700 тонн зажигатель­ных бомб. Выгорело 5 квадратных кило­метров городской застройки. Следующей целью XXI корпуса стала Осака. В ночь с 12 на 13 марта 274 бомбардировщиков, вылетевших с Мариан, уничтожили 21 квадратный километр города. В ночь с 16 на 17 марта настала очередь Кобе. 331 В-29 выжгли 8 квадратных километров го­родских кварталов. Пятый налет снова пришелся на Нагою. В ночь с 18 на 19 марта город бомбили 290 бомбардиров­щиков. Потери оказались сравнимые с первым налетом. Затем американцам пришлось сделать перерыв. На островах закончились запасы зажигательных бомб (в двух последних налетах приходилось брать и фугасные бомбы).

Статистика первых огневых налетов складывалась в пользу американцев. Япония потеряла более 82 квадратных километров городской застройки в четы­рех самых крупных городах. Сгорели многие промышленные объекты. В огне пожаров погибло более 120000 японцев. Еще более 100000 человек получили ожо­ги различной степени тяжести. На этом фоне потери американцев выглядят смешными: 20 самолетов, то есть чуть больше 1% от общего числа принимав­ших в налетах машин.

В апреле 1945 года новая директива командования 20-й воздушной армии предписывала в дальнейшем комбиниро­вать обе тактики: бомбометание по пло­щадям зажигательными бомбами и при­цельное бомбометание с большой высо­ты фугасными бомбами. После пополне­ния запасов зажигательных бомб состо­ялся новый налет. 13 марта на Токио вы­летели 330 бомбардировщиков. 327 ма­шин вышли к цели и сбросили 2100 тонн бомб на токийский арсенал. Выгорело 28 квадратных километров городских квар­талов. Японцам удалось сбить семь бом­бардировщиков. В ночь с 15 на 16 апреля 109 бомбардировщиков снова бомбили Токио, а 194 «навестили» Кавасаки. На базу не вернулось 13 бомбардировщиков. Спустя месяц, когда из Соединенных Штатов прибыла новая партия зажигательных бомб, последовала новая серия налетов. 14 мая американцы бомбили Нагою (472 самолета), 17 мая - Токио (468 самолетов), 23 и 25 мая - снова Токио (462 и 464 самолета, соответственно), 29 мая -Иокогаму (454 самолета), 1 июня - Осаку (458 самолетов), 5 июня - Кобе (473 само­лета) и 7 июня - снова Осаку (409 самоле­тов). Во время налетов на Токио амери­канцы несли ощутимые потери, посколь­ку японские истребители действовали отчаянно. 17 В-29 не вернулись из налета в ночь с 23 на 24 мая, а 26 машин не вер­нулось из налета в ночь с 25 на 26 мая. Результаты серии бомбардировки были ужасны. Сгорело около двух пятых от общей площади атакуемых городов.

Использовать в налетах полтысячи бомбардировщиков стало возможным благодаря переброски 58-го крыла из Индии на Марианы. С середины апреля 1945 года крыло базировалось с аэродро­ма Уэст-Филд на Тиниане. Первой опе­рацией 58-го крыла на новом месте стал налет на Куру 5 мая.

В середине июня 1945 года командо­вание XXI корпуса разработало план по налетам на 58 меньших городов населе­нием по 100-200 тыс. человек. В течение двух месяцев американцы выжгли более 187 км2 городской застройки в таких го­родах, как Кагасима, Омута, Хамамацу, Йоккаичи, Фукока и Сизуока. Так как японская зенитная артиллерия и авиация ПВО не проявляли большой активности, Лемей решил предупреждать население бомбардируемых городов о предстоящей атаке. 27 июля 1945 года В-29 сбросили 660 тыс. листовок над 11 городами, ко­торые планировалось бомбить в ближай­шее время. Следующей же ночью удару подверглись шесть из предупрежденных городов. На этот раз многие жители ус­пели покинуть обреченные города, по­этому потери в мирном населении замет­но сократились.

 

Прицельные бомбежки

 

7 марта 1945 года завершилась под­готовка десанта на Окинаву. Авиацион­ную поддержку десанта должны были оказывать бомбардировщики В-29 с баз на Марианских островах. Первый налет стратегических бомбардировщиков на Окинаву имел место 27 марта. Более 150 «Суперфортрессов» бомбили авиацион­ный завод в Омуре, а также аэродромы Тачиари и Оита на острове Кюсю. В ходе нескольких последующих налетов амери­канцам удалось уничтожить почти все аэродромы на Кюсю. Первоначально штаб адмирала Нимица настаивал на продолжении налетов, так как с несколь­ких уцелевших взлетных полос японцы запускали самолеты-камикадзе. Но выяс­нилось, что камикадзе взлетают с импро­визированных аэродромов, уничтожить которые практически невозможно. По­этому 11 мая от дальнейших налетов на Кюсю отказались.

Успех первых ночных огневых нале­тов на малой высоте склонил командо­вание 20-й воздушной армии к мысли попытаться провести прицельную бом­бардировку в таких же условиях. Цели предварительно подсвечивались за счет осветительных ракет и зажигательных бомб. Но практика показала бесперспек­тивность такой тактики. Прицелы Нордена не годились для бомбометания в та­ких условиях, а экипажи оказались недо­статочно подготовлены. Поэтому было решено вернуться к прежней тактике, лишь высоту уменьшили с 25000 футов (7620 м) до 20000 футов (6096 м).

В феврале 1945 года морская пехота США заняла Иводзиму. Появилась воз­можность выдвинуть вперед базы истре­бительной авиации и обеспечить бомбар­дировщики надежным истребительным эскортом. 6 марта на аэродром Саут-Филд на Иводзиме приземлились само­леты 15-й истребительной группы - «Норт Америкен P-51D Мустанг». 15 марта на остров прибыла 21-я истреби­тельная группа, также вооруженная «Му­стангами».

7 апреля с аэродромов на Марианах поднялись 153 бомбардировщика В-29, имевших задачу нанести удар по заводу авиационных двигателей «Мицубиси» в Нагое. Одновременно другой отряд из более чем 100 бомбардировщиков выле­тели бомбить авиазавод «Накадзима» в Токио. С аэродромов на Иводзиме взле­тели 91 истребитель P-51D. Каждый из «Мустангов» нес по два 110-галлоновых подвесных бака. Истребители сопровож­дали бомбардировщики на дороге к и от цели. Вдоль маршрута дежурили спаса­тельные В-29, имевшие задачей сбрасы­вать спасательные плоты сбитым экипа­жам. ВМФ США отправило в этот же район несколько подводных лодок, так­же для помощи сбитым летчикам. Резуль­таты налета превзошли все ожидания. 600 тонн фугасных бомб, сброшенных на за­вод «Мицубиси» в Нагое, уничтожили его на 90%. 12 апреля 94 В-29 бомбили авиационный завод «Накадзима» в Мусаси. И это предприятие оказалось стерто с лица земли. На практике это означало полное уничтожение японского авиацион­ного двигателестроения. В тот же день бо­лее 130 бомбардировщиков совершили на­лет на химический завод в Корияме.

Вскоре к 20-й воздушной армии при­соединилось 315-е бомбардировочное крыло, только что прибывшее из США. Крыло состояло из четырех групп (16-й, 331-й, 501-й и 502-й). Базой 315-го крыла стал аэродром Нортуэст-Филд на остро­ве Гуам. В результате ударная мощность 20-й воздушной армии достигла 700 бом­бардировщиков В-29. Командовал 315-м крылом бригадный генерал Фрэнк Арм­стронг. Армстронг в 1942 году в должно­сти командира 97-й группы участвовал в первом налете бомбардировщиков В-17 8-й воздушной армии на цели в Европе. Основным самолетом 315-го крыла был В-29В, специально приспособленный для ночных действий. Экипажи прошли в Штатах дополнительный курс ночного бомбометания с небольшой высоты. Лет­чики умели ориентироваться по указани­ям самолетов-разведчиков и читать по­казания радара AN/APQ-7 «Игл». Гене­рал Лемей решил, что главными целями 315-го крыла станут нефтеперегонные заводы и нефтехранилища. В период с 26 июня по 10 августа 1945 года бомбарди­ровщики 315-го крыла совершили 15 бо­евых вылетов, уничтожив девять главных нефтехранилищ общей вместимостью более 6 миллионов баррелей. Завод син­тетического бензина во время налета 72 В-29В в ночь на 22 июня был не только разрушен, но и затоплен, так как удалось разрушить находившуюся рядом плоти­ну. Благодаря четким действиям ведущих самолетов, удалось добиться большой прицельности и кучности бомбометания. После капитуляции Германии, гене­рал Арнольд решил реорганизовать дей­ствовавшую на Тихом океане авиацию. 16 июля 1945 года 20-ю воздушную ар­мию возглавил генерал Лемей. При этом командование XXI корпусом фактичес­ки возглавило всю 20-ю воздушную ар­мию. В тот же день генерал Карл А. Спаац занял должность командующего стра­тегической авиацией на Тихом океане. Его штаб расположился на острове Гуам. Все в тот же день 16 июля на Окинаву направили командование 8-й воздушной армии, которая начала переброску в Юго-Восточную Азию после завершения боевых действий в Европе. В июне 1945 года Арнольд посетил Окинаву и решил, что остров вполне может принять до тысячи бомбардировщиков В-17. Но первы­ми на Окинаву прибыли части 316-го бомбардировочного крыла (346-я, 382-я и 383-я группы), оснащенные бомбарди­ровщиками В-29. Части 8-й воздушной армии не успели поучаствовать в войне на Тихом океане. Прежде чем они завер­шили переброску, Япония капитулирова­ла. Следует заметить, что в самом конце войны на Тихом океане появилось не­сколько частей, оснащенных бомбарди­ровщиками В-24 (22-я, 43-я, 90-я и 380-я группы). Эти части входили в состав 5-й воздушной армии, базировавшейся на Окинаве и Иесиме. Незадолго перед ка­питуляцией над Японией появились пер­вые самолеты В-32 из 386-й эскадрильи (312-я группа 5-й воздушной армии). К налетам на Японию предполагалось под­ключить авиацию английского экспеди­ционного корпуса, оснащенную самоле­тами «Ланкастер VII». Таким образом, союзники планировали собрать на Марианах и Окинаве до 10000 бомбардиров­щиков, а 1 ноября 1945 года высадить в Японии десант (операция «Олимпик»).

На март 1946 года планировалась опера­ция «Коронет» по взятию Токио. К тому времени союзники должны были распо­лагать в регионе уже 16000 самолетами. Сбрасываемый тоннаж бомб предполага­лось довести до 200000 т/мес. В течение суток перед началом высадки планиро­валось сбросить 80000 тонн бомб.

Весной и летом 1945 года японская авиация уже почти не оказывала сопро­тивления американцам. По оценкам японцы располагали всего 1000 самоле­тов. Большинство аэродромов в Японии было разрушено, запасы топлива иссяка­ли. Японские пилоты практиковали ин­дивидуальные лобовые атаки, но их эф­фективность с каждым днем снижалась.

Частота и сила налетов 20-й воздуш­ной армии неуклонно возрастали. В июле 1945 года В-29 совершили 6697 боевых вылетов, сбросив более 43000 тонн бомб. Прицельность бомбометания оценивали высоко, несмотря на то, что в 75% случа­ях бомбы сбрасывали, ориентируясь лишь на показания радаров. К началу августа 1945 года удалось полностью или значительно разрушить 23 главных авиа­ционных завода, 6 арсеналов, 2 завода по производству тетраэтилсвинца, два круп­ных сталеплавильных комбината и прак­тически все значительные предприятия нефтеперерабатывающей промышленно­сти. Были также выведены из строя еще 540 оборонных предприятий. Мирное население понесло ужасающие потери, что серьезно сказалось на боевом духе японцев. Жители сколько-нибудь замет­ных городов бежали в сельскую мест­ность, чтобы не погибнуть в огне. Япон­ская промышленность оказалась в пол­ном упадке.

 

Минирование морских путей вокруг Японии

 

Анализ, проведенный американской разведкой, показал, что Япония в боль­шой степени зависит от ввозимого морем сырья. Так, за счет импорта удовлетво­рялось 80% потребностей в нефти, 24% потребностей в угле, 90% потребностей в коксующемся угле и 20% потребностей в пище. Уничтожение судоходства мог­ло причинить Империи серьезный эконо­мический урон. Весной 1945 года страте­гические бомбардировщики 20-й воздуш­ной армии приступили к постановке мин­ных полей на важнейших морских путях. Основную работу выполняли экипажи 313-го крыла. В период с 27 июня по 10 августа 1945 года американцы постави­ли около 13000 морских мин - акустичес­ких и магнитных. Больше всего мин выс­тавили в узком проливе Симонесеки, раз­деляющим острова Кюсю и Хонсю, во внутренне Японское море, а также на подходах к портам Аки, Хиросима, Куре, Нагоя, Нода, Токио и Токуяма. В резуль­тате прибрежное судоходство замерло. Только в мае 1945 года на минах подо­рвалось и затонуло 85 судов общим во­доизмещением 213000 тонн. Всего на вы­ставленных бомбардировщиками минах Япония потеряла 9,3% от всех потоплен­ных японских судов. Таким образом, бомбардировщики сумели нанести фло­ту Японии потери, сравнимые с потеря­ми, причиненными за тот же срок амери­канскими подводными лодками.

 

Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки

 

Начатый в 1942 году проект «Манхеттен» увенчался созданием атомной бом­бы. Для сброса новой бомбы было реше­но создать специализированную авиа­часть. Приказом от 9 декабря 1944 года была сформирована 509-я смешанная группа. В ее состав вошли две эскадри­льи: 393-я бомбардировочная, оснащен­ная самолетами В-29, и 320-я транспорт­ная, располагавшая самолетами «Дуглас С-54 Скаймастер». Возглавил 509-ю груп­пу 29-летний полковник Пол У. Тиббеттс-младший. Полковник несмотря на молодость уже успел повоевать в Европе в составе 8-й воздушной армии США.

393-я эскадрилья получила 15 В-29, прошедших переделку по плану «Силверплейт». В конце 1944 года экипажи эскад­рильи проводили учебные сбросы бомбы сверхтяжелого калибра. Учения проходи­ли на базе Уэндоувер, штат Юта. Туда завезли около 200 учебных бомб, по мас­се и размеру соответствующих атомной бомбе. За свою характерную форму бом­бы получили прозвище «Пампкинс» («дыни»). Основным маневром, отраба­тываемым летчиками, было совершение резкого разворота на 155? при одновре­менном сбросе бомбы. Этот маневр по­зволял самолету дальше всего уйти от эпицентра взрыва. Сброшенная бомба летела по баллистической траектории, совпадающей по направлению с исход­ным курсом самолета. К моменту взрыва самолет успевал удалиться на 12,8 км.

26 апреля 1945 года 509-я группа на­чала передислокацию на аэродром Норт-Филд на острове Тиниан, Марианского архипелага. К тому времени уже был из­вестен список возможных целей. В нем присутствовали города Хиросима, Иоко­гама, Кокура и Нагасаки. От сброса бом­бы на старую столицу Японии Киото ре­шили все же воздержаться.

29 мая 1945 года 509-я группа начала вылеты со своего аэродрома на Тиниане. С 30 июня группа приступила к учеб­но-боевым вылетам. Бомбардировщики, поднявшись с Тиниана брали курс на уже оккупированную американцами Окина­ву и сбрасывали «тыквы» на находив­шийся по пути остров Рота (отработка навигации), или летели прямо на остров Рота (отработка бомбометания). Кроме того, эскадрилья совершила два дальних боевых вылета, бомбив острова Трук и Маркус. Генеральной репетицией стали двенадцать налетов на Японию. Бомбар­дировщики действовали группами от двух до шести машин, сбрасывая на цели «Тыквы», начиненные боевым ВВ. Целью этих полетов было приучить японцев к появлению над Японией небольших групп В-29. Атомную бомбу планирова­лось сбросить группой из трех В-29, из которых два несли фотоаппаратуру и из­мерительные приборы.

16 июля 1945 года в пустыне Нью-Мексико провели успешное испытание атомной бомбы. Всего через 10 дней, 26 июля, на Тиниан прибыл тяжелый крей­сер «Индианаполис», который доставил урановый заряд для первой атомной бом­бы - «малыша». Остальные детали бом­бы доставил транспортный самолет С-54. Бомба «Малыш» имела традиционную форму, значительно отличаясь от пузато­го «Толстяка» и учебной «Тыквы».

Наконец, в качестве первой цели выб­рали Хиросиму. Сбросить бомбу должен был самолет В-29-45-МО (44-8629, «82», «Enola Gay»). Энола Гей были первым и вторым именем матери полковника Тиббеттса, командира экипажа. Для сопро­вождения выделили две машины: «The Great Artiste» (44-27359, «89»), оснащен­ный измерительными приборами, и «Necessary Evil» (44-86291, «91») с фото­аппаратурой. Экипажем «The Great Artiste» командовал майор Чарльз Суини, а экипажем «Necessary Evil» - 1-й лей­тенант Норман Рей. Еще три В-29 дей­ствовали во втором эшелоне, проводя метеорологическую разведку над целью. Это были самолеты «Straight Flush» (44-27301, «85»), «Full House» (44-27298, «83») и «Jabbit III» (44-27303, «71»).

В понедельник, 6 августа 1945 года, в 1:37 по полуночи с Норт-Филд вылетели три самолета метеоразведки. В 2:45 поднялись «Enola Gay», «The Great Artiste» и «Necessary Evil». На борту «Энолы Гей» находилось 12 человек: 1-й пилот и ко­мандир экипажа полковник Пол У. Тиббеттс (30 лет), 2-й пилот капитан Роберт А. Льюис (27 лет), штурман капитан Те­одор Ван Керк (24 года), бомбардир май­ор Томас У. Феррби (26 лет), радист ря­довой 1-го класса Ричард Нелсон (19 лет), бортмеханик мастер-сержант Уайетт Дьюзенберри (32 года), бортстрелок штаб-сержант Джордж Кейрон (25 лет), бортстрелок штаб-сержант Роберт Р. Шамард (24 года), оператор радара штаб-сержант Джо Стиборик (30 лет), опера­тор аппаратуры постановки радиопомех 1-й лейтенант Джекоб Безер (24 года), специалист по атомной бомбе 2-й лейте­нант Моррис Джеппсон (23 года) и спе­циалист по атомной бомбе капитан Уиль­ям С. Парсонс (44 года).

В 6:07 самолет «Энола Гей» пролетел над Иводзимой. Чтобы избежать возмож­ного взрыва бомбы в случае аварии на взлете, было решено, что Джеппсон и Парсонс снарядят бомбу уже в полете. В воздухе оба офицера вошли в бомбовый отсек и заменили заглушки на боевой за­ряд. В 7:30 Парсонс доложил о том, что бомба готова к сбросу.

В 9:15 бомба «Малыш» вышла из бомбоотсека и по баллистической траекто­рии пошла к земле. Часто говорят, что бомба имела парашют, но это не так. «Энола Гей» сделала резкий разворот на 155? вправо. Спустя 43 секунды над мос­том Аиои в Хиросиме на высоте 1850 футов (564 м) бомба взорвалась. В резуль­тате взрыва пострадало 129000 человек, в том число погибло на месте 78000 че­ловек. Было разрушено 70000 строений, а 176000 человек осталось без крыши над головой. По оценкам такой же ущерб могли причинить 2000 бомбардировщи­ков В-29 с нормальными фугасными бом­бами. Роберт Кейрон, хвостовой стрелок «Энолы Гей» подтвердил, что гриб дыма и огня был виден на удалении в 600 км. Все самолеты, участвовавшие в опера­ции, вернулись на Тиниан через 15 часов после вылета.

Сбросив бомбу на Хиросиму, 20-я воздушная армия продолжила традици­онные налеты. Уже 7 августа 131 В-29 вылетели на бомбардировку арсенала ВМФ в Тоёкаве. Одновременно 29 бом­бардировщиков ставили мины у побере­жья. 8 августа 211 В-29 закидали зажига­тельными бомбами город Явату. В это же время 91 В-29 бомбили районы Фукуямы. Другие 60 В-29 бомбили авиационные заводы и арсеналы в Токио.

Вторую бомбу («Толстяка»), начинен­ную плутонием-239, запланировали на 11 августа 1945 года. Сбросить «Толстяка» Тиббеттс приказал майору Суинни. Так как самолет Суинни был оборудован из­мерительной аппаратурой, майор должен был лететь на самолете капитана Фрэда Бока («Bock's Car», 44-27297, «89»). Название самолета, буквально переводивше­еся как «машина Бока», представляло со­бой игру слов с «Boxcar» - «товарный ва­гон». Сам Бок должен был лететь на «The Great Artiste». По этой причине в некото­рых источниках сообщается, что бомбу сбросил именно «The Great Artiste».

Вечером 7 августа было решено сбро­сить бомбу раньше. Сначала дату перенес­ли на 10 августа. Но выяснилось, что пого­да быстро ухудшается, поэтому срок снова перенесли, на этот раз на 9 августа.

Самолеты вылетели в 3:00 утра. В от­личие от первого налета, дело пошло не так гладко. Вскоре отказал бензонасос; в результате 600 галлонов топлива в допол­нительных баках внутри бомбового от­сека повисли мертвым грузом. В районе береговой линии «Бокскар» должен был ожидать самолет-наблюдатель. Хотя ждать разрешалось не дольше 15 минут, в этот отрезок времени Суинни заметил какой-то В-29, который, как выяснилось позднее, летел с совсем иным заданием. Со всеми приключениями Суинни все же вышел в район Кокуры. Но город зак­рывала плотная облачность. Сделав три боевых захода, Суинни так и не решился сбросить бомбу, так как землю разглядеть не удалось. В этой ситуации командир эки­пажа решил атаковать запасную цель - рас­положенный в 150 км Нагасаки. «Толстяк» был мощнее «Малыша», но Нагасаки по­страдал меньше, так как складки местнос­ти помешали распространению взрывной волны. Погибло «только» 35000 человек, а раненных по усредненным оценкам оказа­лось около 60000.

Возвращение экипажа Суинни также проходило драматически. В-29 на после­дних галлонах топлива дотянул до Оки­навы. Диспетчер не вышел на связь. Лишь подав условный сигнал ракетами, Суин­ни обратил на себя внимание, показав, что самолет терпит аварию. Все же «Бок­скар» благополучно приземлился, попол­нил запасы топлива и еще до вечера вы­летел на Тиниан. Вернувшись на базу, летчики узнали, что Советский Союз объявил Японии войну.

В тот же день, 9 августа, на Японию был совершен другой налет с использо­ванием бомбардировщиков В-29. 95 са­молетов бомбили нефтеперегонный за­вод в Амагасаки. Последняя крупная опе­рация с участием В-29 состоялась 14 ав­густа 1945 года. За несколько часов до объявления перемирия 302 бомбардиров­щика вылетели на бомбежку арсеналов в Хикаре и Осаке. Кроме того, 108 машин бомбили железнодорожный узел Марифуа, а 132 - нефтеперегонный завод в Цучизакиминато. Более 160 В-29 в пос­ледний раз в этой войне сбросили зажи­гательные бомбы на Кумагаю и Исезаки, а 39 самолетов ставили мины в при­брежных водах. После объявления пе­ремирия бомбардировщики патрулиро­вали воздушное пространство над Япо­нией, а также совершали пролеты над островами для демонстрации силы. К тому времени 8-я воздушная армия за­кончила перебазирование на Окинаву и присоединилась к 20-й воздушной ар­мии. С 27 августа 1945 года все эскад­рильи В-29 участвовали в гуманитар­ных операциях по сбросу продоволь­ствия в лагеря военнопленных, разбро­санных по всей Юго-Восточной Азии.

 

Война в Корее, 1950-1953 гг.

 

25 июня 1950 года армия Северной Кореи пересекла демаркационную ли­нию, проходящую по 38-й параллели. Началась Корейская война. В этот мо­мент единственной американской час­тью, оснащенной В-29 и способной дос­тичь Кореи, была 19-я бомбардировоч­ная группа, располагавшая 22 бомбардировщиками. Группа базировалась на аэродроме Андерсон-Филд на острове Гуам. 27 июня 1950 года генерал Дуглас Макартур, исполнявший в то время обя­занности командующего американской армии в Японии, обратился к командую­щему ВВС США в Юго-Восточной Азии генералу Джорджу Э. Стрейтмейеру с просьбой нанести бомбовый удар по на­ступающим колоннам северокорейской армии, а также организовать воздушное снабжение южнокорейских частей.

Уже на следующий день, 28 июня, че­тыре В-29 из 19-й группы совершили бо­евой вылет, бомбя железнодорожную линию к северу от Сеула. 29 июня 9 В-29 по прямому приказу Макартура нанесло удар по северокорейским аэродромам.

8 июля 1950 года сформировали ко­мандование бомбардировочной авиации в Юго-Восточной Азии, местом дислока­ции которого выбрали Йокату в Японии. Возглавил командование генерал-майор Эмметт О'Доннелл. Кроме 19-й бомбар­дировочной группы в распоряжении О'Доннелла были два крыла «Суперфортрессов»: 22-е бомбардировочное и 92-е стратегической авиации. Кроме того, ге­нерал-майор располагал шестью развед­чиками RB-29,24 самолетами метеороло­гической разведки WB-29 и четырьмя поисково-спасательными самолетами SB-29. Всего О'Доннелл имел под своим началом немногим более сотни машин В-29 всех модификаций.

Первые операции командования осо­бых успехов не принесли. Стратегические бомбардировщики занимались тем, чем должны заниматься штурмовики. По предложению генерала Хойта С. Вандерберга, Макартур приказал также нано­сить бомбовые удары в районе 38-й па­раллели, с целью отсечь наступающие части северокорейской армии от баз снабжения.

В начале августа 1950 года бомбар­дировщикам В-29 поставили задачу раз­рушить железнодорожные узлы в тылу северян. С 4 по 10 августа 1950 года В-29 нанесли ряд ударов по железным доро­гам. Результат налетов оказался незначи­тельным. С 12 по 20 августа бомбарди­ровщики бомбили шоссейные и железно­дорожные мосты к северу от 38-й парал­лели. К концу месяца из 44 атакованных мостов 37 оказалось полностью разруше­но, а остальные 7 признали негодными к дальнейшему использованию. Бомбежка мостов далась американцам нелегко. Экипажи обоих крыльев (22-го и 92-го) были обучены проводить атомные бом­бардировки. Самолеты обоих крыльев могли брать бомбы массой не более 500 фунтов. Машины 19-й группы могли ис­пользовать бомбы массой 1000 и 2000 фунтов, но и тут не обошлось без про­блем. Построенные с большим запасом прочности мосты трудно было разру­шить даже 2000-фунтовыми бомбами. Один из мостов в Сеуле самолеты 19-й группы ежедневно бомбили на протяже­нии трех недель, прежде чем мост удалось разрушить.

Пока самолеты бомбардировочного командования в Юго-Восточной Азии совершало тактические бомбометания, командование ВВС США готовило план стратегических бомбардировок целей на севере Кореи. Среди целей фигурирова­ли Пхеньян (армейские склады и желез­нодорожный узел), Вонсан (нефтепере­гонный завод и порт), Хыннам (химичес­кие и металлургические предприятия), Чжонджин (сталелитейный завод и же­лезнодорожный узел), Наджин (морская база и нефтехранилище). Среди целей второй очереди значились пять ГЭС на восточном побережье страны. Вскоре было решено усилить авиационную груп­пировку. В Японию перебазировались 98-е и 30-е бомбардировочные крылья. На­леты на стратегические цели начались 30 июля 1950 года дневной прицельной бом­бардировкой промышленного комплек­са в Хыннани. К началу сентября по всем запланированным объектам был нанесен удар. Лишь Наджин оставили в покое, город находился всего в 27 км от советс­кой границы, и Трумэн благоразумно решил его не трогать. Затем американцы приступили к бомбардировке гидроэлек­тростанций, начав с Фузенской ГЭС, ко­торую бомбили 26 сентября.

В октябре 1950 года войска ООН (фактически американские войска) нача­ли наступление. Стратегические налеты приостановили, так как целей для них попросту не осталось. 27 октября, когда победа американцев ни у кого не вызы­вала сомнения, поступил приказ отпра­вить 22-е и 92-е крылья обратно в Соеди­ненные Штаты. Но в этот момент в вой­ну вмешался Китай, отправив в Корею своих добровольцев. Ситуация на фрон­те резко изменилась. 1 ноября американ­цы впервые столкнулись с реактивными истребителями МиГ-15. Но бомбардиро­вок целей на территории Китая не после­довало. Америка не пошла на открытую войну с КНР, поскольку это повлекло бы вступление в войну Советского Союза, то есть, фактически, к началу Третьей Ми­ровой войны.

Первой задачей, поставленной перед В-29 в новой обстановке, было разбом­бить мосты через реку Ялуцзян, по кото­рой проходила корейско-китайская гра­ница. Операция продолжалась с 8 по 25 ноября. Были уничтожены южные проле­ты (находившиеся на корейской террито­рии) мостов в Чонсонджине, Хесанджине, Манподжине, Синыйджу и Уйджу. Мосты были разрушены на 65%, потери американцев составили один В-29 сбитый и несколько сильно поврежденных. Но переброска войск из Китая в Корею про­должалась. Разрушенные пролеты ночью заменили понтонами. Вскоре наступили холода, на реке образовался толстый лед, по которому даже проложили железно­дорожную колею.

В конце 1950 года армия северян сно­ва перешла в наступление. Американские бомбардировщики В-29 использовались для тактических бомбардировок. В фев­рале 1951 года американцы снова пред­приняли ряд налетов на цели, располо­женные далеко на севере. На этот раз бомбардировщиков встретили китайские реактивные истребители и мощная ПВО. Во время вылетов В-29 сопровождали реактивные истребители «Локхид F-80C Шутинг Стар» и «Рипаблик F-84E Тандерджет». 25 февраля четыре В-29, бом­бившие Сунчхон были атакованы восе­мью МиГ-15. Через четыре дня, 29 фев­раля девять МиГов атаковали группу В-29 вскоре после того, как истребители сопровождения ушли к себе на базу. 12 апреля 48 В-29 из 19-й группы, а также 98-го и 307-го крыльев бомбили железно­дорожный мост на ветке, ведущей в Ман­чжурию. Американцев атаковало более 70 МиГов. В результате три В-29 были сбиты, а 7 получили тяжелые поврежде­ния. Американские бортстрелки заявили 9 подтвержденных и 6 вероятных побед, а также 6 повреждений истребителей про­тивника. После этого боя В-29 перестали использовать для бомбардировки целей в далеком тылу противника, перенацелив их на выполнение тактических задач в районе 38-й параллели.

Для повышения точности ночных бомбардировок, бомбардировщики В-29 оснастили навигационным устройством ближнего действия «Шоран» (SHORAN - SHOrt RAnge Navigation). Первыми «Шораны» получили самолеты 98-го крыла, а затем 19-й группы и 307-го кры­ла. До ноября 1951 года, когда ночные налеты стали основным видом деятель­ности бомбардировочной авиации, уже все самолеты были оборудованы этой системой.

Поздней весной и летом 1951 года сильная зенитная оборона северян и дей­ствия китайских реактивных истребите­лей стали представлять серьезную угро­зу для В-29. За лето 13 В-29 получили по­вреждения от огня зенитной артиллерии, наводимой на цель радаром. Пушки дос­тавали до высоты 20000 футов (6096 м). 14 августа 68 В-29 бомбили Пхеньян. 25 августа 35 В-29 из 19-й группы, а также 98-го и 307-го крыльев появились над Наджином, трогать который до той поры американцы не решались. В ходе налета удалось уничтожить два километра же­лезнодорожных путей, 18 платформ и несколько построек. В августе-сентябре 1951 года В-29 занимались бомбежкой железнодорожных путей, ведших с севе­ра на юг. Ударам подверглись мосты в Пхеньяне, Сончхоне, Сунчхоне, Синанджу и Хыйчхоне. В октябре 1951 года ис­требительная авиация северян была на­столько сильна, что дневные налеты аме­риканцев стали невозможны. Северяне могли при необходимости поднять в воз­дух до 200 МиГов-15. Во время налета на аэродромы Таэчхон и Намси несколько десятков МиГов-15, вооруженных 23- и 37-мм пушками, сбили 5 «Суперфортрессов», и серьезно повредили еще восемь бомбардировщиков. Потери среди аме­риканских экипажей составили 55 чело­век убитых и 12 раненых. Бортстрелки заявили 11 подтвержденных и 4 вероят­ные победы. В ноябре 1951 года американцы потеряли к указанным выше пяти В-29 еще 2 F-84, 7 F-86 и 1 RF-80. Нужно учесть, что обе враждующие стороны в пропагандистских целях завышали при­чиненные противнику потери, поэтому к встречающимся в литературе цифрам надо относиться с осторожностью.

С ноября 1951 года американцы пре­кратили дневные налеты. Впредь В-29 действовали только по ночам. Первое время новая тактика позволяла действо­вать почти безнаказанно. Но вскоре се­веряне приняли меры. Буквально в пер­вые же месяцы все важные объекты КНДР были прикрыты полосами зенит­ных прожекторов. Весной 1952 года аме­риканцы провели серию бомбардировок мостов, действуя с высоты 5000-8000 фу­тов (1524-2437 м). По данным американ­ской стороны удалось добиться 143 по­паданий. Более 400 вылетов В-29 совер­шили против аэродромов северян, распо­ложенных к югу от реки Ялуцзянь.

10 июня 1952 года четыре «Суперфортресса» совершили налет на железнодо­рожный мост в Кваксане. В районе цели их высветили около 20 прожекторов, на­водимых по радару. Полнолуние также демаскировало самолеты. Последовала атака МиГов, которые сбили три В-29. Один самолет взорвался в воздухе, а дру­гой разбился на территории, контролируемой северянами, а третий дотянул до линии фронта и аварийно приземлился в районе Кимпо.

Летом 1952 года В-29 продолжали ночные налеты на цели, расположенные на территории Северной Кореи. Самоле­ты получили ночной камуфляж. Нижнюю сторону фюзеляжей и крыльев покраси­ли черной блестящей краской. После не­удачного налета на Кваксан большое внимание стали уделять постановке ра­диопомех. Полеты старались проводить при атмосферных условиях, затрудняю­щих работу радаров.

Летом и осенью 1952 года целями В-29 снова были мосты, склады, гидроэлектро­станции и промышленные объекты. 11 июля бомбардировке подверглось 30 раз­ных объектов в Пхеньяне. Затем последо­вали удары по Сунгхо-Ни, Чосин, Синдок и Синыйджу. 30 сентября 45 В-29 бомбили химический завод Намсан-Ни.

Зимой 1952-53 гг. опасность стали представлять и ночные полеты. Северя­не обзавелись достаточным числом ноч­ных истребителей, а также организовали пояса зенитных прожекторов, управляе­мых радаром. Американцы пытались все­ми способами затруднить работу северя­нам. Они совершали налеты нерегуляр­но, постоянно меняли высоту и маршрут, избегали высот, на которых образуются конденсационные полосы. Хорошо защи­щенные цели атаковались только в новолуние. Работу радаров затрудняли с по­мощью постановки помех. Но несмотря на все предпринимаемые меры с ноября 1952 по январь 1953 года ночные истре­бители корейцев сбили пять В-29. Немно­го поправить ситуацию американцы су­мели, начав применять свои ночные ис­требители, прежде всего морские «Дуглас F3D-2 Скайнайт». Но становилось очевидным, что «Суперфортрессы» отлета­ли свое. Для современной войны в возду­хе они уже не годятся.

26 апреля 1953 года два В-29 провели необычный вылет. Над рекой Ялудзян они сбросили более миллиона листовок, призывавшими на корейском, китайском и русском языках пилотов северян дезер­тировать и перелетать на сторону ООН. За каждый угнанный МиГ назначалась премия в 50000 долларов.

В последний день войны, 27 июля 1953 года, В-29 бомбили аэродромы в Саамчам и Таэчхоне, стараясь вывести их из строя пока еще не заключили переми­рие. Вскоре В-29 из 98-го крыла и 91-я эскадрилья стратегической разведки сбросили еще несколько миллионов лис­товок над КНДР. 27 июля 1953 года в 15:03 местного времени, за семь часов до подписания перемирия вернулся на базу разведчик RB-29 с экипажем лейтенанта Денвера Кука. Самолет изучал результа­ты налета на северокорейские аэродро­мы. Это был последний боевой вылет са­молета В-29.