«Бостон», он же «Хавок»

 

Как уже говорилось выше, ранние «Бостоны», доставшиеся англичанам в рамках «французского наследства», ока­зались негодными к применению в бое­вых частях. Но острейший дефицит само­летов, который не удавалось восполнить даже за счет американской помощи, зас­тавил англичан найти применение и для отвергнутых было самолетов. Посколь­ку днем они не имели никаких шансов, их решили использовать в ночной опера­ции «Найт Интрудер», в рамках которой Королевские ВВС наносили ночные бес­покоящие удары по целям на территории Франции. «Бостоны» выполняли задания двух типов. Во-первых, они совершали налеты на цели, расположенные в глуби­не территории противника. В этом вари­анте самолетам пытались присвоить на­звание «Рейнджер» или «Инвейдер», но ни одно из них не закрепилось. Тогда было предложено называть самолеты DB-7 «Хавок». При этом «Бостон I» (DB-7) с мощными двигателями стал назы­ваться «Хавок I», а «Бостон II» (DB-7A) - «Хавок II». Самолеты оснастили пламе­гасителями на выхлопной системе, кабины экипажа и топливные баки прикрыли дополнительной броней. Подавляющее большинство самолетов было целиком выкрашено в черный цвет. В бомбовый отсек машины брали до 1070 кг бомб. С начала 1941 года «Хавоки» летали в 23-й эскадрилье Королевских ВВС, а затем и в 605-й эскадрилье.

Во-вторых, самолеты «Бристоль»/ «Хавок» использовались в роли ночных истребителей. До появления в достаточ­ном количестве специализированных ночных истребителей на базе «Бьюфайтера» и «Москито», англичанам прихо­дилось использовать приспособленные к ночным полетам «Харрикейны», «Дефианты» и «Бленхеймы». Но легкие одно­местные истребители испытывали боль­шие трудности с обнаружением цели в темноте. Требовался тяжелый истреби­тель, способный нести радар.

Именно такой самолет и был создан на базе бомбардировщика DB-7. Неофи­циально ночному истребителю присвои­ли название «Мунфайтер». Самолеты ос­настили бортовым радаром A.I.Mk.IV с характерной стрелообразной антенной в носовой части фюзеляжа. Тут же стояла батарея из восьми 7,7-мм пулеметов «Браунинг». Антенны радара стояли на носу фюзеляжа, по бокам у кабины пилота и на крыльях. Кроме того, самолеты полу­чили пламегасители и дополнительное бронирование кабины и баков. Получив­шемуся ночному истребителю присвои­ли название «Хавок NF.I» или «Хавок I NF». Экипаж ночного истребителя со­кратили до двух человек. Место бомбар­дира исчезло, а бортстрелок обслуживал радар. Хвостовые пулеметы сняли, счи­талось, что они бесполезны для ночного истребителя, да и оператору радара бу­дет некогда их обслуживать.

В 1941 году самолеты «Хавок I» по­ступили в 93-ю эскадрилью, где до той поры применялись самолеты «Хэндли-Пейдж Харроу». В эскадрилье испытыва­лось экспериментальное вооружение -LAM (Long Aerial Mine). Воздушная мина представляла собой кассету с не­большими бомбами на парашютах. Кас­сета выпускалась из бомбового отсека на струне длиной 610 м. Выпустив кассету, самолет подлетал сверху к строю бомбар­дировщиков противника. Из кассеты выходили бомбы, которые начинали рвать­ся вокруг самолетов противника. Воору­женные воздушными минами самолеты получили название «Хавок I LAM» или «Хавок III». Кассета весила 910 кг. Всего существовало около 20 таких машин, ко­торые неофициально назывались «Пан­дора». Поскольку эффективность воз­душных мин оказалась нулевой (удалось вероятно сбить только один Не 111, эту победу заявил 1 мая 1941 года экипаж сер­жанта Рея на АХ913), 93-я эскадрилья ле­тала на «Пандорах» очень недолго, до кон­ца 1941 года. Затем все самолеты обратно переделали в стандартный вариант.

Следующим ночным истребителем на базе «Бостона» стал «Хавок II NF». Эти самолеты переделывали из бывших фран­цузских DB-7A («Бостон И»), оснащен­ных двигателями «Райт R-2600-A5B» без турбонаддува. Часть из них оставили в варианте «Хавок II», а остальные пере­делали в ночные истребители. Они полу­чили новую носовую часть фюзеляжа, разработанную фирмой «Мартин Бейкер». Новый нос был длиннее и имел бо­лее чистую аэродинамику. Кроме радио­локатора AI Mk.IV (позднее AI Mk.V) со стрельчатыми антеннами, в носу помес­тилась батарея из 12 пулеметов «Брау­нинг» калибра 7,7 мм.

Хотя радар позволял обнаружить цель и сблизиться с ней, пилоту прихо­дилось наводить пулеметы, используя обычный прицел. Иногда подсветку це­лей обеспечивала луна, но обычно при­ходилось действовать в абсолютной тем­ноте. Решение проблемы предложил ве­теран Первой Мировой войны командир крыла У. Хеллмур. По его мнению, сби­вать самолеты противника должны были истребители «Харрикейн», а самолеты «Хавок» следовало использовать в каче­стве летающего пункта наведения и под­светки целей.

Хеллмур, сотрудничая с английским отделением «Дженерал Электрик», разра­ботал мощный прожектор диаметром 0,915 м и яркостью 2700000 кандел. Что­бы вместить прожектор в фюзеляж само­лета, его нос срезали примерно на метр от конца. По бокам от прожектора по­ставили два антенных радара. Остальные узлы диполя установили по бортам фю­зеляжа на уровне кабины пилота и на крыльях. Прожектор запитывался акку­муляторной батареей, весившей одну тонну и находившуюся в бомбовом отсе­ке. Систему назвали «Тербинлайт», такое же название присвоили и самолету. Про­жектор оснащали рассеивающим фильт­ром, который увеличивал угол светово­го конуса на 30 гр. Дальность работы прожектора достигала 1600 м. Атака выг­лядела следующим образом:

1) Наземная система раннего опове­щения засекает самолет противника и направляет в район группу перехвата;

2) Группа перехвата в составе само­лета «Хавок» («Тербинлайт») и несколь­ких «Харрикейнов»;

3) «Тербинлайт» засекает цель борто­вым радаром и сближается с ней;

4) «Тебринлайт» освещает цель про­жектором с дистанции около 300 м;

5) «Харрикейны» атакуют цель.

Прототип «Хавока» с прожектором облетали в январе 1941 года. Всего про­жекторами оснастили 31 самолет «Хавок INF» и 39 самолетов «Хавок II NF». Их летные качества заметно ухудшились из-за плохой аэродинамики носовой части фюзеляжа.

Взаимодействие «Тербинлайта» с «Харрикейнами» требовало от пилотов железной выдержки. Ведущий самолет («сателлит») шел в полной темноте без огней, единственным ориентиром были белые полосы на верхней и нижней сто­роне крыльев. Дистанция между «Тербинлайтом» и двумя ведомыми им «Хар­рикейнами» («паразитами») не превыша­ла ста ярдов (91 м). Держать такой плот­ный строй в темноте было очень опасно, что на практике подтвердилось несколь­кими столкновениями. Только в одном 1452-м звене за короткий промежуток времени произошло три таких инциден­та. Словом, тактика оказалась очень сложной и малоэффективной. Достаточ­но сказать, что первой жертвой тандема «Тербинлайт»- «Харрикейн» стал английский бомбардировщик «Стерлинг», воз­вращавшийся из ночного налета на Гер­манию. Все же англичанам удалось сбить и несколько немецких самолетов. Так 30 марта 1942 года был сбит Не 111. Кроме того, отмечены еще одна вероятная по­беда над Do 217, другой самолет этого типа получил повреждения. Все эти по­беды пришлись на 1459-е звено, взаимо­действовавшее с 253-й истребительной эскадрильей.

В сентябре 1942 года отдельные эскад­рильи «Тербинлайтов» развернули в эс­кадрильи, присвоив им номера от 530 до 539. В состав каждой эскадрильи входи­ло звено «Хавоков», оснащенных про­жекторами, и звено «Харрикейнов». Но­вые эскадрильи действовали недолго. Их нулевая результативность привела к тому, что в начале 1943 года их расфор­мировали.