«Бостоны» в Голландской Ост-Индии

 

Один короткий эпизод в истории са­молетов А-20 связан с заказом, сделан­ным Голландской Ост-Индией. Голлан­дия капитулировала 15 мая 1940 года, но колония заказала в США 48 самолетов DB-7C. В бюджете, принятом в сентябре 1941 года, на закупку самолетов была предусмотрена соответствующая сумма. Голландцы предполагали использовать купленные самолеты не только в качестве бомбардировщиков, но и как торпедо­носцы. Поэтому самолеты получили на­ружные замки для подвески торпед. Кро­ме того, в носовой части самолета мож­но было на выбор устанавливать или кресло бомбардира или батарею из четы­рех 20-мм пушек. Самолеты также осна­стили средствами спасения на море. 16 октября договор окончательно сформу­лировался. Самолетам присвоили серий­ные номера в блоке DO-101...148. Первые 20 машин изготовитель обязывался пере­дать заказчику в апреле 1942 года, осталь­ные 28 самолетов должны были посту­пить в следующем месяце. Но эти планы перечеркнула начавшаяся 7 декабря 1941 года война на Тихом океане. Американ­ская промышленность начала переходить на военные рельсы. Голландцам было решено передать 32 самолета DB-7B из числа, построенных для Великобрита­нии. Эти самолеты должны были посту­пить к заказчику уже в январе 1942 года. Но по разным причинам этих сроков вы­держать не удалось, и первые пять DB-7В прибыли на борту транспорта «Кота-Бару» в Тжилатжап на Яве лишь 27 фев­раля 1942 года. Несколько дней ушло на то, чтобы найти квалифицированных механиков, 4 марта голландцы приступи­ли к сборке машин. Первый самолет был готов к полетам уже на следующий день. Его облетал командир GVT 5, после чего самолет передали в боевую часть.

Судьба остальных четырех бомбарди­ровщиков точно не известна. Эти само­леты были брошены в районе порта. К тому времени они получили повреждения разной тяжести. Японцам удалось полу­чить один самолет, причем неизвестно, был ли это отремонтированный бомбар­дировщик или химера, составленная из частей разных самолетов. Позднее маши­ну отправили для испытаний на базу в Тачикаве.

Когда японцы занимали Яву, к Тжилатжапу направлялся еще один транс­порт, имевший на борту остальные 27 DB-7B. Получив известие о капитуляции

Явы, конвой повернул в австралийский порт Перт. 22 самолета были собраны и вошли в состав 22-й австралийской эскад­рильи. Они получили серийные номера в блоке А-28-1...А-28-22. При этом на об­шивке самолетов сохранилась надпись «KON MARINE», указывающая на при­надлежность к морской авиации Голлан­дской Ост-Индии. По некоторым данным предполагалось оснастить самолетами 18-ю голландскую эскадрилью, базиро­вавшуюся в Австралии. Но к тому вре­мени эскадрилья уже была полностью оснащена американскими бомбардиров­щиками «В-25 Митчелл». В результате машины достались австралийцам.