Франция

 

Первой страной, принявшей на воо­ружение самолеты DB-7, была Франция. Французские ВВС первыми применили самолеты этого типа в боевых действи­ях. Первые самолеты были получены французами в Санта-Монике 31 октября 1939 года. В соответствии с принятым тогда в Штатах принципом «кэш-н-кэрри», французы самостоятельно доставля­ли самолеты в Касабланку. Там на аэро­дроме Мекнес началась подготовка экипа­жей. Все предприятие держали в строжай­шем секрете, в Европу новые самолеты при­были не сразу. Кроме того, погодные ус­ловия в Африке больше способствовали ин­тенсивной подготовке летчиков.

На первом этапе французы планиро­вали оснастить самолетами DB-7 пять эскадрилий в трех бомбардировочных группах: GB I/19, GB II/19, GB I/32, GB II/32 и GB II/61. Но к 10 мая 1940 года боеготовности достигли только три из них: GB I/19, GB II/19 и GB II/61. Две дру­гие эскадрильи только успели начать подготовку.

Плохое положение на французско-германском фронте, который рвался на всех участках, заставило французское командование перебросить в Европу две эскадрильи: GB I/19 и GB II/19. Так двад­цать три самолета оказались на фронте, но изменить ход войны они уже не мог­ли. Хотя в численном отношении против­ники были примерно равны, французская армия оказалась в состоянии полного организационного коллапса. Некомпе­тентное руководство в условиях полного отсутствия боевого духа у солдат делали поражение Франции неизбежным. Бри­танский экспедиционный корпус, сохра­нивший боеспособность, в одиночку вы­ручить своего союзника не мог.

DB-7 вступили в бой во второй стадии кампании, их вклад в войну был сим­волическим. Эскадрильи совершили семь боевых вылетов, результаты которых были минимальны. 31 мая двенадцать бомбардировщиков без истребительного сопровождения атаковали передовые подразделения немецкой танковой диви­зии. Зенитным огнем были сбиты три «Дугласа», четвертый пал жертвой «Мессершмитта». Через два дня четыре DB-7 атаковали транспортную колонну про­тивника. Снова французы действовали без истребительного сопровождения и потеряли один самолет, сбитый немец­ким истребителем. Пять остальных атак также провели против наступающих не­мецких танковых частей. В их ходе фран­цузы потеряли еще шесть машин. Основ­ные потери французам нанесла германс­кая зенитная артиллерия. Стрелки DB-7 заявили два сбитых Bf 109. Примерно 20 июня обе эскадрильи GB 19 и GB II/61, которая только что прибыла во Францию, получили приказ отступить на базы в Алжире и Марокко. Это было правиль­ное решение. Уже 21 июня новое прави­тельство, возглавляемое маршалом Петеном, подписало перемирие, а затем и ка­питуляцию. За три дня до этого генерал де Голль сформировал в Лондоне Вре­менный Народный комитет, который принял решение продолжить войну с Гер­манией и Италией.

Ко дню капитуляции Франция рас­полагала девяносто пятью бомбарди­ровщиками DB-7. В это число входило 70 исправных и боеспособных машин, а также 25 самолетов только что при­бывших из США и нуждавшихся в мон­таже. Все «Дугласы» собрали в составе четырех эскадрилий: GB I/19 и GB II/ 61 на аэродроме Влида, Алжир, а так­же GB I/32 и GB II/32 на аэродромах Альгадир и Касабланка, Марокко. Эс­кадрилью GB II/19 расформировали в виду отсутствия самолетов. После капитуляции США немедленно прекрати­ли дальнейшие поставки самолетов, поэтому заказанные 480 машин DB-7A и DB-7B Франция не получила.

24 сентября 1940 года англичане нанес­ли удар по французскому флоту, стоявше­му в Дакаре. В ответ французская авиация нанесла удар по Гибралтару. Основной удар наносили эскадрильи GB 1/11, GB I/ 23, GB II/23 и GB I/25, оснащенные LeO 451, но в операции поучаствовали и «Дугласы» из GB I/32. Результаты налета имели в ос­новном политический характер - особого материального ущерба британцы не потер­пели.. В ходе операции англичане сбили один LeO 451 и один DB-7.

Бои во Французской Африке возоб­новились 8 ноября 1942 года. В этот день союзники высадили десант в Марокко и Алжире, начав операцию «Торч». Само­леты DB-7 применялись для отражения атаки союзников. В день высадки десан­та эскадрильи «Дугласов» располагались следующим образом: GB I/32 в Кам-Казе, GB П/32 в Альгадире, Марокко, a GB I/ 19 и GB II/61 в Блиде, Алжир.

Уже в ходе первого боевого вылета (бомбежка союзнических плацдармов в Кап-Сидди-Ферриш, Кастильоне и Кап-Матифу) GB I/19 потеряла один DB-7, сбитый «Спитфайром» 882-й эскадрильи (пилот лейтенант Лонг заявил сбитый «Мэриленд»). В Блида французы потеря­ли второй DB-7 из GB II/61, сбитый «Мартлетами» из 882-й эскадрильи. Вско­ре французские части капитулировали или перешли на сторону союзников. Если в Алжире обошлось без большого крово­пролития, то в Марокко французские войска оборонялись упорнее. В районе Касабланки американцы понесли ощути­мые потери. Примерно в 7 часов утра «Уайлдкеты» из VF 41 начали атаку на аэродром Камп-Казес, где дислоцирова­лись DB-7 из GB I/32, а также «Хоуки» и D-520 из GC П/5 «Лафайет». Американ­цы совершили несколько налетов, унич­тожив на земле 11 из 13 «Дугласов». При этом французские истребители сбили семь американских самолетов, а еще че­тыре американские машины получили тяжелые повреждения от огня зенитной артиллерии. Прежде чем французы потеря­ли все бомбардировщики, они успели дваж­ды отбомбиться по американскому плац­дарму в районе Уэд-Нефифик. Остатки GB 1/32 отошли в Медиуну, куда вскоре при­были и истребители из GC II/5.

На следующий день DB-7 из GB II/32 успешно сбросили бомбы на подразделе­ния американской морской пехоты в Нефифик. Несмотря на то, что на перехват бомбардировщиков вылетело 16 «Уайлдкэтов» из VF-9, французы не потеряли ни одного самолета. Истребители эскор­та из GC 1/5 успешно прикрыли своих коллег. Вскоре база в Медиуне стала це­лью истребителей «Уайлдкет», базиро­вавшихся на борту авианосца «Рейнд­жер». Американцам удалось уничтожить на земле три бомбардировщика из GB II/ 32, а затем две последние машины из GB 1/32. В ходе налета один «Уайлдкет» был уничтожен взрывной волной от разорвав­шегося на земле DB-7.

Уцелевшие самолеты из GB II/32 в числе четырех машин перебазировались на аэродром Бен-Кверир, где и остава­лись до того момента, когда вся авиация правительства Виши не перешла на сто­рону союзников.

7 апреля 1943 года в Уэст-Рейнхеме, Англия сформировали 342-ю бомбарди­ровочную эскадрилью Свободной Фран­ции. Эскадрилья получила название «Ло­тарингия». Личный состав эскадрильи набрали из числа пилотов прежних эскад­рилий «Мец» и «Нанси», воевавших в Северной Африке. Соответственно, пило­ты этих эскадрилий образовали звенья «А» и «В» в составе 342-й эскадрильи. Часть оснастили бомбардировщиками «Бостон III», на которых эскадрилья ле­тала до конца 1944 года. Кроме того, в составе эскадрильи имелось несколько старых DB-7, помнивших еще бои во Франции и Марокко.

Первая боевая операция эскадрильи «Лотарингия» состоялась 12 июня 1943 года. Французы бомбили немецкие ук­репления в районе Па-де-Кале. 6 июня 1944 года французы совместно с 88-й эс­кадрильей ставили дымовую завесу в рай­оне Котентена. На следующий день эс­кадрилья осуществляла поддержку час­тей, высадившихся в Нормандии. 342-я эскадрилья была одной из первых частей, перебазировавшихся на аэродром во Франции. В конце 1944 года французы получили новые «Бостоны IV», на кото­рых летали до конца войны в Европе.