Великобритания

 

После капитуляции Франции круп­нейшим импортером «Бостонов» стала Великобритания. Первыми прибыли двадцать DB-7 (AE457-472 и DK274-277). Это были машины, заказанные францу­зами. Первые «Бостоны» англичане на­правили в учебные части. В ремонтном депо в Бернтонвуде машины приспособи­ли к эксплуатации в составе Королевских ВВС, в частности, все эксплуатационные надписи на французском языке замени­ли на надписи по-английски.

Первыми «Бостоны» получили 23-я, 85-я и 93-я эскадрильи, а также десять эскадрилий ночных истребителей. В каж­дой эскадрилье старались разработать свою собственную тактику использова­ния «Бостонов». Эффективнее других действовала 23-я эскадрилья, летавшая на «Хавоках I» (так назывались приспособ­ленные для ночных полетов «Бостоны I»). Следует заметить, что ночные налеты на немецкие аэродромы во Франции были в равной степени успешны и коварны. Выкрашенные целиком в черный цвет «Хавоки» обычно отрядами по три само­лета летали в районе побережья Фран­ции, выискивая взлетающие немецкие бомбардировщики. Обнаружив аэро­дром, англичане набирали высоту и кру­жили, поджидая возвращения противни­ка. За несколько минут до возвращения «Юнкерсов» или «Хейнкелей», англича­не начинали имитировать заход на посад­ку. Наземные службы включали посадоч­ные огни, освещавшие аэродром. Но вме­сто ожидаемых своих машин, на аэро­дром обрушивались английские бомбы и пулеметные очереди. Немцам приходи­лось тушить огни и открывать зенитный огонь. Но к тому времени «Бостоны» уже ложились на обратный курс. Когда же к аэродрому подходили немецкие бомбар­дировщики, их ожидали затемненные посадочные полосы и плотный загради­тельный огонь зенитной артиллерии. Конечно, пилотам 23-й эскадрильи не всегда удавалось прицельно сбросить бомбы, но психологический эффект от их налетов всегда был огромный.

Другую тактику разработали в 93-й эскадрилье. Пилоты этой части действо­вали настолько хитро, что превзошли в коварстве не только 23-ю эскадрилью, но и перехитрили сами себя. В 1941 году двадцать «Хавоков» оснастили системой LAM (длинных авиационных мин). В та­ком виде самолеты неофициально назы­вались «Пандора». Эти самолеты пред­полагалось использовать для борьбы с бомбардировщиками противника, иду­щими в плотном строю. Мина представ­ляла собой кассету, подвешенную на длинной фортепьянной струне. В кассе­те помещались небольшие осколочные бомбы, оснащенные парашютами. Когда «Пандора» пролетала над строем против­ника, бомбы выходили из кассеты и «сеяли смерть». Но на практике «длинные мины» оказались неэффективными. С их помощью удалось уничтожить только один Не 111. От использования мин быс­тро отказались, а в октябре 1941 года 93-я эскадрилья предложила новую техни­ческую новинку - систему «Тербинлайт». Идея использовать «Хавок» в качестве ведущей машины для одноместных ноч­ных истребителей «Харрикейн» принад­лежала командиру крыла У. Хеллмуру. Хеллмур быстро договорился со специа­листами из «Дженерал Электрик оф Ингланд», которые разработали для него мощный прожектор, умещающийся в но­совой части самолета. Дополнительно на «Хавок» установили радар. Используя радар, самолет должен был обнаружить цель и сблизиться с ней на 300-600 м. После этого включался прожектор, осве­щавший противника. Дальше в дело всту­пали «Харрикейны», которые должны были сбить бомбардировщик противни­ка. Первые пробы новой тактики прово­дились в 1422-м звене подсветки воздуш­ных целей. Звено дислоцировалось в Хендоне. С мая 1941 по январь 1942 года сформировали еще 10 таких звеньев с номерами от 1451 по 1460. Эти звенья придали истребительным эскадрильям, летавшим на «Харрикейнах», а также 264-й эскадрильи на «Дефиантах». Эти эскадрильи уже имели опыт ночной охо­ты на бомбардировщики противника. В сентябре 1942 года звенья подсветки воздушных целей развернули в полноценные эскадрильи (с номерами от 530 до 539). Кроме «прожекторного» звена в составе каждой эскадрильи имелось по истреби­тельному звену. В январе 1943 года все эс­кадрильи расформировали, когда стало ясно, что тактика оказалась неудачной.

Неудачной - это было еще мягкое оп­ределение. Во-первых, полеты в темноте плотным строем были очень опасны для «Харрикейнов» и «Тербинлайтов». Ма­лейшая ошибка пилота могла стоить жиз­ни экипажам обоих самолетов. Во-вто­рых, результативность вылетов была ну­левой. Как правило «Харрикейны» про­сто не находили «Тербинлайты», а если и находили, то быстро теряли в темноте. Но даже если удавалось поймать прожек­тором немецкий бомбардировщик, про­тивник успевал скрыться, прежде чем ис­требители настигали его. Ко всему про­чему яркий луч света слепил не только немцев, но и англичан. Единственным самолетом, который удалось перехватить и сбить оказался... английский «Шорт Стерлинг». Систему пытались усовер­шенствовать, но к тому времени появи­лись настоящие ночные истребители: двухмоторные, быстрые, хорошо воору­женные. Окончательно проект «Тербинлайт» свернули только в конце 1943 года. Оказавшиеся не у дел «Тербинлайты» ко­мандование Королевских ВВС попыталось отдать полякам в 307-ю эскадрилью. Раз­разился небольшой международный скан­дал. В итоге, поляки получили единствен­ный «Тербинлайт», который использовали для подготовки операторов радара.

В 85-й эскадрильи использовали «Хавоки», переоборудованные в ночные ис­требители. В измененном носовом сег­менте самолеты несли батарею из двенад­цати пулеметов. Кроме того, самолеты обо­рудовались радарами. Эскадрилья не доби­лась заметных успехов, также как и две дру­гие эскадрильи - 25-я и 600-я - частично ос­нащенные ночными «Дугласами».

В ночных налетах в стиле 23-й эскад­рильи использовали также часть «Босто­нов III», полученных в 1942 году. Эти са­молеты после доработки попали в 23-ю эскадрилью, а также в канадскую 418-ю эскадрилью и 605-ю эскадрилью. Их там использовали до конца 1943 года, хотя отдельные машины летали и в 1944 году.

Карьера «Дугласа» как бомбардиров­щика началась в Королевских ВВС уже в 1941 году, когда в Британию прибыли первые «Бостоны II» и III. Первой новые машины получила 88-я эскадрилья «Гон­конг», входившая в состав 2-й бомбарди­ровочной группы с базами в Эттлбридж, Аултон-Броуд и Свентон-Морли (ок­тябрь 1941 года) и 226-й эскадрилья (фев­раль 1942 года). Обе эскадрильи предва­рительно прошли курс подготовки, летая на DB-7. Затем «Бостоны» поступили в 107-ю и 342-ю эскадрильи. Эти две эскад­рильи до того летали на «Бленхеймах».

В ходе своих первых боевых вылетов 226-я эскадрилья взаимодействовала с амери­канской 15-й бомбардировочной эскад­рильей. Например, 4 июля смешанный англо-американский авиаотряд нанес удар по железнодорожной станции и ка­зармам в Газебрюк, Бельгия. Зенитным огнем с земли были сбиты два «Бостона». На протяжении всего 1942 года 107-я и 226-я эскадрильи совершали бомбовые налеты на цели, расположенные на окку­пированной территории Франции. В чис­ле прочего они нанесли удары по заво­дам «Филипс» в Эйндховене и «Мат-форд» в Пуасси. Во время одного из вы­летов погиб командир 226-й эскадрильи. 18 августа «Бостоны» участвовали в воз­душных операциях над Дьеппом. Бомбы сбрасывались на береговые укрепления, батареи зенитной артиллерии и портовые строения. Самолеты 88-й эскадрильи сбросили дымовые бомбы в районе мета высадки канадцев, обеспечив достаточ­но безопасную эвакуацию солдат. Во вре­мя неудачной попытки десанта обе эскад­рильи потеряли десять машин от огня зенитной артиллерии. Еще две разбились при посадке на аэродром Миддл-Уоллоп. Другой важной операцией с участием «Дугласов» была охота на карманные линкоры «Шарнхорст», «Принц Ойген» и «Гнейзенау», покинувшие порт Брест (операция «Цербер»). В операции уча­ствовали машины 88-й и 226-й эскадри­лий. Лишь один самолет из обеих эскад­рилий сумел найти и атаковать цель, но попаданий не добился. Вскоре командо­вание Королевских ВВС решило впредь использовать «Бостоны» для тактических налетов на небольшие, но важные цели на континенте.

Тем временем бомбардировщики «Дуглас» поступили в новые эскадрильи: 13-ю, 18-ю, 55-ю и 114-ю. Кроме того, их также получили 12-я и 24-я южноафри­канские эскадрильи. Все эти части пере­бросили в Северную Африку. 24-я южно­африканская эскадрилья прибыла в Аф­рику уже в декабре 1941 года, а в феврале 1942 года приступила к боевым вылетам. Специфика североафриканского ТВД и нехватка истребителей сопровождения привели к высоким потерям. Немецкие и итальянские пилоты в Северной Африке были опытными асами, летавшими на добротных Bf 109E и F, а также МС-202. Следует также учесть, что на «Дугласы» легла основная нагрузка. Это была рабо­чая лошадка союзнической бомбардиро­вочной авиации в Северной Африке. 13 марта 1942 года самолеты 24-й эскадри­льи без потерь со своей стороны отрабо­тали по целям в Мартубе. Но уже 21 мар­та эскадрилья потеряла две машины, сби­тые пилотами I./JG 27: лейтенантами Лиресом и Корнером. Весной и летом 1942 года шли тяжелые бои при Эль-Аламейне. В результате 3-е южноафриканс­кое крыло (12-я и 24-я эскадрильи) име­ли полные руки работы. 31 августа Роммель начал новое наступление. Бомбар­дировочным эскадрильям снова при­шлось работать с удвоенной нагрузкой. Ежедневно экипажи совершали по не­сколько боевых вылетов, что приводило к высоким потерям. В свою очередь 9 октября в наступление перешла 8-я анг­лийская армия. Бомбардировщики нанес­ли удар по немецким аэродромам в Эль-Дабе. В этот день 12-я эскадрилья поте­ряла две машины. Еще две машины не вернулись на базу 20 октября. На этот раз их сбили итальянцы на МС-202. В янва­ре 1943 года южноафриканские «Босто­ны» успешно поддерживали действия 8-й армии, беспрерывно бомбя укрепления противника на линии Агейла-Буэрат. 13 января бомбардировщики несколько раз наносили удары по базе JG 77 - аэродро­му Бир-Дуфан. В ходе битвы за Кассеринский перевал «Дугласы» впервые столк­нулись с немецкими «Тиграми», когда бомбили группировку генерала фон Арнима. Бомбардировщики активно дей­ствовали на линии Марет, под Джебелс-Тебага и Мелабом, где из последних сил оборонялся корпус Роммеля. В начале мая немецко-итальянские войска в Север­ной Африке капитулировали.

Вскоре союзники высадились на Си­цилии. Здесь южноафриканские эскадри­льи вместе с британскими 88-й и 107-й эскадрильями и французской 342-й эскад­рильей вошли в состав 139-го тактичес­кого крыла. Крыло совершало налеты на Сицилию, а затем приступило к действи­ям по всему Апеннинскому полуострову. Действуя с аэродромов в Анцио и Салерно, «Бостоны IV» и V бомбили немецкие части на перевале Кассино, а также срав­няли с землей находившийся рядом като­лический монастырь.

6 июня началась операция «Овер-лорд» - высадка в Нормандии. «Бостоны» из 88-й и 342-й эскадрилий в тот день вылетали на постановку дымовой завесы в районе плацдарма. Самолеты кружили над пляжами, периодически выпуская клубы дыма. Для этой цели самолеты оборудовались дымогенератором, уста­новленным в бомбовом отсеке. Экипажи на протяжении всей операции пользова­лись кислородными приборами - дым был необычайно едкий и ядовитый. Один самолет был потерян, шальная очередь попала в дымогенератор, который тут же взорвался. В дальнейшем обе эскадрильи продолжили обычные бомбовые налеты. На последнем этапе войны в Европе большинство частей летало на новых само­летах: В-26, В-25 и А-26. Тем не менее неко­торые эскадрильи сохранили «Бостоны» до конца 1944 года. Это были 18-я или 55-я эскадрильи Королевских ВВС, южноафри­канские 12-я и 24-я эскадрильи.

На «Бостоне» летали и поляки. Точ­нее, это был единственный экипаж, состо­явший из пилота лейтенанта Владислава Ружицкого и штурмана лейтенанта Эдварда Рычака. Этот экипаж служил в 23-й эскадрильи, совершавшей ночные на­леты. Поляки летали на «Хауке I» а так­же «Бостоне III».