Соединенные Штаты Америки

 

Тихий океан

 

Первые А-20 военно-воздушный кор­пус США получил весной 1941 года. Эти машины поступили в 3-ю легкую бомбар­дировочную группу, дислоцировавшую­ся в Саванне, штат Джорджия. За не­сколько дней до нападения на Перл-Харбор самолеты «Бостон» поступили в 58-го бомбардировочную эскадрилью, бази­ровавшуюся на аэродроме Хикем-Филд на Гавайях. Во время налета более десят­ка самолетов было уничтожено на земле. Так что боевое крещение самолета ока­залось не очень удачным. Но война еще только начиналась.

В августе 1942 года в Порт-Морсби на Новой Гвинее прибыла 89-я эскадри­лья 3-й бомбардировочной группы. Эс­кадрилья была оснащена самолетами А-20. Самолеты быстро приспособили к условиям Новой Гвинеи, превратив их из бомбардировщиков в штурмовики. Но­совые иллюминаторы закрыли алюмини­евым листом, установив в носовом сег­менте батарею из четырех 12,7-мм пуле­метов. Эта модификация, предложенная майором Полом Ганном, позднее приме­нялась и на самолетах А-20В и С. Как показала практика, стрельба из пулеме­тов с небольшой высоты была очень эф­фективной. Первый боевой вылет «Ган­шипы» совершили 30 августа 1942 года, расстреляв аэродром Лаэ. 12 сентября последовал удар по базе в Буне. Вскоре американцы и австралийцы начали применять бомбы типа «парафраг» и «парадемо», которые сбрасывались с неболь­шой высоты, но благодаря парашютам падали на землю не сразу, позволяя са­молету уйти из зоны поражения. Бомбы взрывались, разбрасывая вокруг острые как бритва осколки. Японцы опасались «парафрагов» больше, чем любые другие типы бомб. «Парафраги» оказались очень коварным оружием. Часто они по­висали где-то в ветвях деревьев и падали на землю спустя несколько дней, когда этого ожидали меньше всего.

В ходе битвы на море Бисмарка «Бо­стоны» 3-й бомбардировочной группы успешно боролись с японским судоход­ством, чем в значительной мере способ­ствовали успеху всей операции. В 1943 году в части начали поступать новые А-20G, которыми вооружили 312-ю и 417-го бомбардировочные группы. Тактика «Ганшипов» была простой и эффектив­ной. Цели - как правило аэродромы, не­большие порты или транспортные кон­вои - атаковались с минимальной высо­ты. Сначала сбрасывались бомбы, а по­том цель расстреливалась из пулеметов. Успех подобной тактики заставил амери­канское командование оснастить «Хавоками» все эскадрильи 312-й и 417-й групп: 386-ю, 387-ю и 389-ю, а также 672-ю, 673-го, 674-ю и 675-ю. Обе группы объедини­ли в составе 15-й воздушной армии, воз­главляемой генералом Кении. С большим успехом группы действовали сначала на Новой Гвинее, а затем на Палау и Филип­пинах. В октябре морская пехота выса­дилась на острове Лейте. Вскоре авиация получила новые аэродромы на острове. Оттуда «Бостоны» совершали дальние рей­ды, бомбя японские промышленные цент­ры на острове Формоза, а также порты на побережье Китая. Последним эпизодом в карьере А-20 на Тихом океане стали бои за Окинаву, в которых участвовали машины 417-й бомбардировочной группы.

В сентябре 1942 года командир 7-го истребительного корпуса бригадный ге­нерал Роберт Дуглас-младший приказал рассредоточить по базам на Тихом океа­не подразделения ночных истребителей, которые перехватывали бы японские ноч­ные бомбардировщики. Истребители, имевшиеся на Гуадалканале и Новой Гви­нее - в основном Р-40 и Р-39 - не подходили для ночных полетов. Поэтому было реше­но использовать ночные истребители Р-70 «Найтхоук», созданные на базе А-20.

Таким образом в октябре 1942 года первые 25 машин получила 6-я ночная истребительная эскадрилья, возглавляе­мая майором Сидни Уортоном. 18 фев­раля, завершив подготовку, эскадрилья покинула Гавайи и перебазировалась на аэродром Гендерсон-Филд на Гуадалканале. В составе эскадрильи было шесть машин. Условия жизни на аэродроме были тяжелыми, кроме того, боевые вы­леты приходилось совершать почти каж­дую ночь. Одиночные японские бомбар­дировщики непрерывно терроризирова­ли округу. Японским самолетам быстро присвоили прозвище «стиральной маши­ны Чарли» («washing machine Charlie»), так как звук японских моторов напоми­нал гудение стиральной машины. Не уди­вительно, что ночные истребители обя­зались разделаться с ночным гостем. Обе­щание удалось выполнить 19 апреля 1943 года. Экипаж пилот капитан Эрл Беннет и оператор радара капрал Эдвин Томлиесон сбили G4M «Бетти». Это была пер­вая победа не только 6-й эскадрильи, но и всей американской ночной истреби­тельной авиации. Но, как показало вре­мя, эта первая победа оказалась един­ственной победой, одержанной истреби­телями Р-70 на Гуадалканале. 15 июля на аэродром Гендерсон-Филд прибыло еще пять подготовленных экипажей. К тому времени эскадрилья располагала только четырьмя боеспособными самолетами. Вскоре парк эскадрильи пополнился, но уже ночными истребителями Р-38. Всего 6-я эскадрилья сбила пять японских са­молетов, в том числе четыре, уже летая на «Лайтнингах».

Тем временем, 19 марта другое звено 6-й эскадрильи на шести Р-70 прибыло в Порт-Морсби на Новой Гвинее. Звено образовало отдельный отряд «А» (Detachment «А»). В ночь на 15 мая эки­паж пилот лейтенант Бернелл Адаме и оператор радара Пол Дилаббио перехва­тил и сбил Ки-21 «Салли». 21 ноября весь отряд «А» вошел в состав 418-й ночной истребительной эскадрильи, к тому вре­мени также прибывшей в Порт-Морсби. Тем временем японцы изменили тактику. Они перестали применять большие непо­воротливые бомбардировщики-монопла­ны, а вместо них начали использовать верткие бипланы. Борьба с новыми само­летами легла на плечи Р-70. А было это делом непростым. 16 сентября один та­кой японский биплан был перехвачен Р-40 с экипажем, состоявшим из пилота лейтенанта Джека Браднера и оператора радара Вилли Коулмена. Американцы несколько десятков минут крутили ка­русель, преследуя японский гидроплан. Наконец, Браднер сумел прошить япон­ца очередью, после чего биплан веро­ятно упал в джунгли. Официально по­беду экипажу не засчитали, поскольку подтвердить падение самолета оказа­лось некому.

15 октября авианосец «Уортон» дос­тавил на Гуадалканал 419-ю ночную ис­требительную эскадрилью. В составе эс­кадрильи было пятнадцать пилотов, три­надцать операторов радара и двести тридцать человек из числа наземных служб. 419-ю эскадрилью объединили с экипажами 6-й эскадрильи, сформировав отряд «В». Отряд располагал тремя Р-70 и восемью Р-38. Поскольку эффектив­ность «Дугласов» в роли ночного истре­бителя была практически нулевой, само­леты все чаще стали использовать в ка­честве штурмовиков для борьбы с назем­ными и наводными целями. Первую штурмовую миссию 419-я эскадрилья выполнила 10 декабря. Удару подвергся аэродром Бонне на острове Бугенвиль. В тот же день во время учебной атаки на затопленный в районе острова Буна японский корабль разбился один Р-70. Пилот не сумел вывести машину из пике, самолет ударился о воду. Оба члена эки­пажа погибли. Вскоре потери понесла 418-я эскадрилья. В районе Таунсвилля, совершая вынужденную посадку разбил­ся один «Найтхоук». До конца года «Дугласы» 418-й эскадрильи занимались сво­бодной охотой в районе Дободуры, острова Кирвина и Финшхафена. 4 января 1944 года на аэродроме Милн на Новой Гвинее появилась только что сформиро­ванная 421-я ночная истребительная эс­кадрилья. 16 февраля эскадрилья получи­ла первые четыре Р-70 и тут же присту­пила к боевым вылетам. Поскольку япон­ская авиация активности не проявляла, эскадрилья занималась другой работой. Чаще всего экипажи вылетали на штур­мовку, атакуя укрепления противника, дороги, мосты и морские конвои. 5 апре­ля одно звено Р-70 перебросили в Саидор на помощь наступающей там морской пехоте. Три недели спустя другое звено эскадрильи поддерживало наступление американских войск на острове Уэкд. Словом, истребителя из «Бостона» не получилось, и даже будучи переделанным в истребитель он продолжал оставать­ся штурмовиком и бомбардировщиком. 5 июня японцы нанесли неожиданный удар по аэродрому на Уэкде. На земле было уничтожено два «Найтхоука» и почти тридцать машин других типов. Во время японского налета один Р-70 находился в воздухе - как раз возвра­щался из патрулирования. Пилот истре­бителя - лейтенант Фрэнк Мотта - пы­тался атаковать противника, используя свое превосходство в высоте, но в этот момент у его Р-70 заглохли оба двига­теля. Лишь чудом Мотта посадил ма­шину на аэродром Голландия.

Вскоре эскадрильи ночных истреби­телей начали получать новые машины -«Нортроп Р-61 Блэк Видоу». Поэтому Р-70 впредь использовались почти исклю­чительно для подготовки экипажей.

 

Северная Африка и Европа

 

Как уже говорилось выше, первые боевые вылеты над Европой американс­кие А-20 совершали совместно с англи­чанами. Бомбардировщики 226-й эскад­рильи нанесли удар по железнодорожно­му узлу Хазебрук. Через неделю шесть «Бостонов» с экипажами из 15-й бомбардировочной эскадрильи атаковали не­мецкие аэродромы в Голландии. Немцы удачно сопротивлялись, сбив два само­лета, - один экипаж погиб, другой попал в плен. Эскадрилья совершила еще три боевых вылета, после чего ее сняли с фронта. В конце июля - начале августа 1942 года 15-ю бомбардировочную эскад­рилью включили в состав 12-й воздуш­ной армии и отправили в Северную Аф­рику. Там же оказались 47-я бомбарди­ровочная и 68-я разведывательная груп­пы, также оснащенные «Бостонами». Эти две эскадрильи еще не имели боевого опыта, а 68-я группа вскоре сменила А-20 на истребители.

Бомбардировщики 47-й группы при­ступила к боевым вылетам в конце декаб­ря 1942 года. 3 января 1943 года четыре А-20, бомбившие немецкие танки под Пиконом, были перехвачены четверкой Bf 109 из II./JG 53. Несмотря на истреби­тельное прикрытие два «Бостона» были сбиты, обе победы записал на свой счет лейтенант Зегер. На следующий день аме­риканцы повторили налет и снова потеря­ли два самолета. Победы одержали также пилоты JG 53. 8 января 47-я группа поте­ряла еще две машины, на этот раз в бою с истребителями из II./JG 2 (в числе победи­телей был лейтенант Рудорффер).

Одна страничка в карьере «Дугласов» была написана во время боев за Кассеринский перевал. 2 и 4 февраля А-20 ата­ковали немецкие аэродромы Габес и Фатнасса. Второй из них в тот момент был базой JG 77.14 февраля аэродром Телепт, где в числе прочих стояли самолеты 47-й бомбардировочной группы подвергся налету «Мессершмиттов». Один А-20 сго­рел, два другие получили тяжелые повреждения. Спустя всего два дня базу пришлось спешно эвакуировать, так как части Африкакорпс сумели прорваться к самому аэродрому. Бомбардировщики пе­ребрались в Ле-Куиф. 23 февраля наступ­ление Роммеля выдохлось, немцы опять начали отступать. «Бостоны» вернулись в Телепт, откуда стали наносить удары по отступающим частям противника, 26 марта британские «Балтиморы», а также южноафриканские и американские «Бостоны» (47-я группа), насчитывавшие в сумме 46 машин совершили налет на Джебелс-Тебага, расчищая дорогу насту­павшей 8-й танковой бригаде. В период с 1 апреля по 13 мая 47-я бомбардировоч­ная группа, объединявшая 84-ю, 85-ю, 86-го и 96-ю эскадрильи, действовала очень активно. Группа совершила более 200 боевых самолето-вылетов, потеряла 10 машин, но нанесла противнику серьез­ный урон.

После завершения боевых действий в Северной Африке 47-я группа получила новые машины - A-20G, на которых про­должила воевать в Сицилии и Италии.

Самолеты оказались очень удачными штурмовиками, уничтожавшими бомба­ми и пулеметным огнем даже небольшие и хорошо замаскированные цели в гори­стых районах Апеннинского полуостро­ва. 47-жбомбардировочная группа во вре­мя боев в Италии действовала в составе 9-й воздушной армии.

С аэродромов в Британии американ­ские «Бостоны» начали летать лишь в 1944 году. Со Средиземноморья в Анг­лию перебросили 9-ю воздушную армию, в составе которой действовало три груп­пы на А-20: 409-я, 410-я и 416-я легкие бомбардировочные группы. В свою оче­редь, группы объединяли следующие эс­кадрильи: 409-я - 640-ю, 641-ю, 642-ю и 643-ю, 410-я - 644-ю, 654-ю, 646-ю, 647-ю, 416-я - 668-ю, 669-ю, 670-ю и 671-ю. Кро­ме того, над континентом действовала 67-я группа тактической разведки, также оснащенная «Бостонами» (в основном в модификации В и С).

Задачей групп в первой половине 1944 года было «размягчить» оборону противника на месте высадки предстоя­щего десанта. Самолеты бомбили аэро­дромы, береговые укрепления, мосты, железнодорожные линии и узлы, казар­мы. Другой целью бомбардировщиков были стартовые площадки летающих бомб «Фау-1», которые немцы в большом количестве запускали на Лондон и дру­гие крупные города Англии. Это были очень тяжелые задания, так как пусковые площадки были маленькие, хорошо за­маскированные и надежно прикрытые зенитной артиллерией. В ходе таких на­летов группы несли ощутимые потери. Тактика американцев заключалась в сле­дующем. Каждый отряд бомбардировщи­ков вели самолеты с остекленными носа­ми (К или J). С этих самолетов обнару­живалась цель и сбрасывались первые бомбы. Остальные самолеты ориентиро­вались по разрывам первых бомб.

6 июня самолеты 9-й воздушной ар­мии, в том числе три бомбардировочные группы на А-20, помогали десанту закре­питься на плацдармах в Нормандии. В последующие дни бомбардировщики поддерживали наступление 3-й армии генерала Паттона. Они участвовали в битве под Фалезом, где 416-я группа ус­пешно боролась с танками. Во время про­валившейся операции «Маркет Гарден» - попытки захватить мосты в районе Арнема - «Бостоны» помогали английским парашютистам из 1-й воздушно-десант­ной дивизии. В декабре, когда немцы предприняли свое последнее наступление в Арденнах, благодаря пяти налетам бом­бардировщиков из 410-й группы амери­канским парашютистам удалось удер­жать Бастонь.

С середины декабря 1944 года 416-я группа получила новые самолеты А-26. Почти сразу перевооружили и 409-ю группу. До весны 1945 года продолжала летать на А-20 только 410-я группа.