Советский Союз

 

22 июня 1941 года немецкие войска перешли границы Советского Союза.

Первые месяцы войны ознаменовались успехами вермахта и люфтваффе. В пери­од с 28 августа по 1 октября 1941 года в Москве проходило совещание представи­телей СССР, США и Великобритании, на котором обсуждалась возможность мате­риальной помощи Советскому Союзу.

В результате Советский Союз присо­единился к договору ленд-лиз. Поставки вооружения шли морем через Мурманск и Архангельск, или через Персидский за­лив и Иран. Среди поставляемых в СССР самолетов А-20, почти половину состав­ляли A-20G. Точное число поставленных самолетов назвать трудно. По советским данным СССР получил 2771 «Бостон»/ «Хавок». Из американских данных сле­дует, что было отгружено 3125 самоле­тов, а получено заказчиком 2908. 50 са­молетов разбилось еще в США, еще 150 было потеряно при перевозке. Еще 9 ма­шин было потеряно по другим причинам. Таким образом, советские и американс­кие данные различаются на 137 машин. Следовательно, Советский Союз получил 37,5% (39,4%) всех выпущенных DB-7/A-20, то есть даже больше, чем сами Соеди­ненные Штаты.

Первоначально А-20 доставлялись в Советский Союз морем, через северную Атлантику и Баренцево море. Затем са­молеты начали перегоняться через аэро­дромы Басра и Абадан в Иране. Еще поз­же их стали доставлять через Аляску и Сибирь. Первая партия из 12 «Бостонов» вылетела 9 октября 1942 года с аэродро­ма Ладд-Филд на Аляске.

Первые «Бостоны», попавшие в СССР, происходили из французских, ан­глийских, голландских и южноафрикан­ских партий. Затем появились новые ма­шины, например, вся серия A-20G-1-DO, вооруженная 20-мм пушками М-1.

Некоторые самолеты поступали в боевые части практически без переделок. Лишь американское вооружение меня­лось на советское. Но часто самолеты проходили коренную модификацию. На­пример, коки и ступицы винтов приспо­сабливались для работы с наружными стартерами. Самолеты А-20В и А-20С имели полуоткрытую кабину стрелка.

Это было очень неудобно, так как силь­но ограничивало сектор обстрела. Кро­ме того, зимой или на большой высоте сидеть в открытой кабине было очень тяжело. Поэтому на месте кабины уста­навливали советскую турель ВУБ-1 с пу­леметом ШКАС калибра 7,62 мм. По­зднее появилась турель МВ-5 с 12,7-мм пулеметом УБК и боекомплектом 200 выстрелов. Эти же пулеметы заменили «Браунинги» по бортам фюзеляжа (бое­комплект 280 выстрелов на ствол). Круп­нокалиберные пулеметы поставили и вместо парных 7,62-мм пулеметов по бор­там фюзеляжа на А-20С. В результате масса самолета выросла на 354 кг, а мак­симальная скорость упала на 6-10 км/ч. Переделке подверглись и замки в бомбовом отсеке. Американские замки не подходили для советских бомб, поэтому их заменили замками советского произ­водства: Дер-19 и КД-2-439. Самолет мог брать 4 бомбы ФАБ-250 или 8 ФАБ-100. Кроме того, самолет мог брать кассетные бомбы КМБ-Су-2 массой от 312 до 600 кг. Место бомбардира оборудовалось электрической системой сброса бомб ЭСБР-3П и прицелом НКПБ-4.

Самолеты A-20G также проходили модернизацию. Машины первых серий (G-l, G-10, G-15) имевшие старую пуле­метную установку, также оборудовались турелью. На более поздних машинах ту­рель «Мартин» оставляли, меняя ее толь­ко в том случае, если имелись какие-то неполадки. Часто на самолетах оставля­ли американские «Браунинги». Проблем со снабжением патронами к ним уже не возникало.

Некоторые A-20G в Советском Союзе переделывались в чистые бомбардиров­щики. Механики в полевых условиях де­монтировали носовые пулеметы, органи­зуя на их месте кабину бомбардира. В стенах носовой части прорезались не­большие иллюминаторы. Бортовые пуле­меты оставались на месте. Чаще всего это были оригинальные «Браунинги», хотя иногда на их место ставили УБК с бое­комплектом 280 выстрелов на ствол.

Большое число советских А-20 лета­ло в частях морской авиации, поэтому машины могли нести и торпеды. Советс­кому Союзу достались и все 56 торпедо­носцев А-20С. Пять самолетов оборудо­вали радарами «Гнейс-2м» для поиска наводных целей. Антенны радара разме­стили в крыльях. Последние самолеты А-20В и С получили возможность нести торпеды внутри бомбового отсека. Ана­логичным образом подвешивались тор­педы и на A-20G. В машинах 5-го ГМТАП ЧФ и 51-го МТАП БФ самоле­ты модифицировали таким образом, что они могли брать в бомбовый отсек бом­бу ФАБ-1000 или 900-кг торпеду. В пере­груз самолеты поднимали до 3000 кг по­лезной массы.

На фотографиях советских A-20G-30 и -35 иногда можно различить небольшой астронавигационный купол за турелью и несколько прямоугольных иллюминато­ров по бортам фюзеляжа. Возможно, там находилось место штурмана.

Советским пилотам нравились «Босто­ны». Они по многим показателям