Проект F.7/30 (тип 224)

 

Осенью 1931 года Министерство авиа­ции выдало техническое задание F.7/30 на новый истребитель, предназначенный на замену устаревшего истребителя «Бристоль Бульдог». Многостраничный документ сыг­рал заметную роль в истории «Спитфайра». В первом из четырнадцати параграфов оп­ределялись характеристики, которыми буду­щий самолет должен был обладать:

Максимальная скороподъемность;

Максимальная скорость на высоте более 15000 футов (4600 м);

Хороший обзор из кабины;

Маневренность;

Технологичность, позволяющая простое и массовое производство;

Простота технического обслуживания.

Вооружение состояло из четырех пуле­метов и бомбодержателей для четырех 20-фунтовых (9-кг) бомб. Разрешалось исполь­зовать на самолете любой двигатель англий­ского производства.

В момент появления спецификации F.7/30 страна находилась в состоянии экономичес­кого кризиса, который особенно больно уда­рил по английской авиационной промышлен­ности. Поэтому возможность получить круп­ный правительственный заказ и, возможно, иностранных клиентов, породила ожесточен­ную конкуренцию между английскими авиа­строительными фирмами. В течение трех лет было создано по меньшей мере восемь само­летов самых разных конструктивных схем. Пять моделей представляли собой бипланы: «Бристоль 123», «Хоукер PV.3», «Уэстленд PV.4», «Блэкберн F.7/30» и «Глостер SS 37». Три других самолета выполнили по схеме моноплана: «Бристоль 133». «Виккерс Джокки» и «Супермарин 224».

«Супермарин 224» представлял собой цельнометаллический низкоплан, что в то время было новинкой. Самолет оснастили 670-сильным двигателем «Госхоук» фирмы «Роллс-Ройс». Такой же двигатель исполь­зовался на конкурентах «Бристоль 123», «Хоукер PV3», «Уэстленд PV4» и «Блэк­берн». Двигатель «Госхоук» был в то время самым мощным английским авиационным двигателем. Повысить мощность двигателя удалось за счет оригинальной системы ох­лаждения, работающей при повышенном давлении. Вода в рубашку двигателя пода­валась под давлением, что повышало тем­пературу ее кипения. Покинув двигатель, перегретая вода тут же испарялась, а пар на­правлялся в конденсационные камеры у пе­редней кромки крыла. Оттуда конденсат со­бирался в промежуточный бак и снова по­давался в двигатель.

Истребитель «Супермарин 224» был единственным монопланом с двигателем «Госхоук». Конденсационные камеры про­стирались почти до законцовок крыла. Про­межуточные баки находились в верхней ча­сти обтекателей неубирающихся стоек шас­си. Чтобы увеличить рабочую охлаждаю­щую поверхность, переднюю кромку кры­ла выполнили из гофрированного дюраля.

По сравнению со своим предшествен­ником самолет «Тип 224» не отличался со­вершенством ни в плане конструкции, ни в плане аэродинамики. Конструкторы, опаса­ясь флаттера и не имея опыта создания свободнонесущих конструкций, перестарались, сделав крыло излишне толстым и тяжелым.

Прототип облетали в феврале 1934 года. Быстро обнаружились проблемы с охлаж­дением двигателя. Если конкуренты-бипла­ны имели достаточно пространства для ох­лаждения пара в верхнем крыле, то на «типе 224» все было гораздо сложнее. Из верхне­го крыла вода бесперебойно самотеком по­ступала в промежуточный бак. На монопла­не циркуляцию воды приходилось обеспечи­вать принудительно с помощью пары насосов. Температура конденсата была немногим ниже температуры кипения, поэтому любое паде­ние давления приводило к вскипанию воды. В результате двигатель не охлаждался. Такие случаи отмечались достаточно часто в ходе предварительных испытаний.

Но и при адекватной работе насосов двигатель «Госхоук» перегревался при бы­стром наборе высоты. Когда самолет наби­рал высоту 4500 м, конденсационные каме­ры в крыльях переполнялись паром. При этом срабатывали предохранительные кла­паны на законцовках крыла. Заметив белые струйки пара, пилот должен был перевести машину в горизонтальный полет и подож­дать, пока давление в конденсационных камерах придет в норму. Обслуживание само­лета затруднялось тем обстоятельством, что обшивка крыла в районе камер раскалялась на столько, что требовалось довольно мно­го времени пока она остынет и к ней можно будет прикасаться голыми руками.

Со всеми этими недостатками можно было бы мириться, если бы характеристики самолета оказались лучше, чем у конкурен­тов. Но, к сожалению, все было совсем не так. Максимальная скорость «Супермарина 224» составляла всего 383 км/ч, а высоту 15000 футов он набирал 8 минут. Победи­телем конкурса стал биплан «Глостер SS 37», который пошел в серию под названием «Глостер Гладиатор». Победитель развивал максимальную скорость 390 км/ч, а высоту 15000 футов набирал за 6,5 минут.

После всесторонних испытаний на армейском полигоне в Мартлсхем-Хит, само­лет передали в исследовательский центр в Фарнборо. В 1937 году самолет использо­вали в качестве учебной цели на полигоне Орфорднесс.

Весной или летом 1935 года самолету «Тип 224» присвоили собственное имя -«Спитфайр». В разговорном английском сло­во «spitfire» означает «злобный, нервный, вспыльчивый человек» или в данном случае даже «человек, писающий кипятком».