Mk.II

 

«Спитфайр II» отличался от своего пред­шественника более мощным двигателем «Мерлин XII», оснащенный системой ох­лаждения, работавшей на находящимся под давлением антифризе, а также пиротехни­ческим стартером системы Коффмана. Ле­том 1939 года двигатель «Мерлин XII» ус­тановили на «Спитфайр I» K9788 - второй серийный экземпляр. Характеристики само­лета улучшились, тогда было решено использовать этот двигатель на следующей серии самолетов. По сравнению с Mk.I, «Спитфайр II» отличался только небольшим каплевидным обтекателем на капоте, распо­ложенным справа, сразу за винтом, а также более тупоносым коком винта. Под обтека­телем скрывался новый стартер.

Было решено, что выпуск «Спитфайров II» организуют на новом заводе в Касл-Бромвиче под Бирмингемом. Строительство этого завода началось еще летом 1938 года. Контролировала завод автомобильная фир­ма «Моррис Моторз Лтд», которая плани­ровала наладить выпуск самолетов по типу автомобильного конвейера. Планировалось создать соответствующую оснастку, позво­лявшую использовать малоквалифициро­ванную рабочую силу. Владелец концерна «Моррис Моторз» лорд Наффилд не поску­пился на оснащение нового завода. Но ока­залось, что истребители нельзя выпускать как автомобили. Организация труда на но­вом заводе исключала возможность вносить в конструкцию самолета изменения. Дело приобрело неблагоприятный оборот. В до­несении Майлза Томаса, вице-президента фирмы «Моррис Моторз», лорд Наффилд был горячим сторонником автоматизации и членения производственного процесса на минимальные, но неизменные операции. В то же время «Спитфайр» постоянно совер­шенствовался, как того требовал опыт, по­лучаемый в боях. В результате начало вы­пуска постоянно откладывалось, так как го­товилась новая оснастка для очередной мо­дификации. В Касл-Бромвич накапливалось все большее и большее число деталей, но самолетов завод не давал. Отношения меж­ду Министерством авиации и концерном «Виккерс» с одной стороны, и фирмой «Моррис Моторз» с другой стороны стано­вились напряженными. Для Наффилда, имевшего славу великолепного технолога, нескончаемая модификация самолета стала настоящим кошмаром.

17 мая 1940 года лорд Бивербрук, тремя днями ранее назначенный на новую долж­ность министра авиационной промышлен­ности, отстранил Наффилда от управления заводом в Касл-Бромвич. Строительство за­вода финансировалось правительством, по­этому Бивербрук был в своем праве. Завод тут же передали под контроль «Виккерсу». Штат завода усилили кадрами фирмы «Супермарин». В конце концов удалось нала­дить производство. Первые десять «Спит­файров» завод должен был дать к концу июня 1940 года. Силами самого завода в Касл-Бромвиче этого сделать было невоз­можно, поэтому руководство концерна «Виккерс» пошло на подлог. С завода «Супермарин» в Саутгемптоне в Касл-Бромвич доставили несколько фюзеляжей в сборе и множество других агрегатов. Только благо­даря этому вливанию «июньскую десятку» самолетов удалось сдать в срок.

Наффилду следовало с самого начала признать, что в условиях непрерывной до­работки конструкции самолета нельзя обой­тись только автоматизированным трудом малоквалифицированных кадров. Разумеет­ся, с помощью простых рабочих, распола­гавших соответствующей оснасткой, мож­но было собирать все узлы, конструкция ко­торых оставалась неизменной, но сборку по­стоянно дорабатываемых узлов следовало поручить высококвалифицированным рабо­чим, способным работать руками и головой.

В июле завод в Касл-Бромвич дал 23 са­молета, в августе - 37, в сентябре - 56.

Первый серийный «Спитфайр Mk.IIA» нес восемь 7,7-мм пулеметов «Браунинг». Вскоре в серию пошел и «Спитфайр Mk.IIB» с двумя пушками «Испано» и четырьмя пу­леметами. Всего завод выпустил 921 Mk.II, в том числе 751 Mk.IIA, остальные Mk.IIB. В марте 1941 года завод переключился на выпуск модификации Mk.V.

Около пятидесяти самолетов Mk.IIA оснастили под левым крылом 180-литровым баком. Эти самолеты поступили в 66-ю, 118-го и 152-ю эскадрильи. Поскольку бак замет­но сказался на максимальной скорости са­молета, популярностью у пилотов эта мо­дификация не пользовалась.

В 1943 году около 50 снятых с вооруже­ния самолетов «Спитфайр II» оснастили двигателями «Мерлин XX», а затем переда­ли на морскую воздушно-поисковую служ­бу. Самолеты дополнительно несли спаса­тельный комплект «тип Е», состоявший из одного большого и двух малых контейнеров, установленных за кабиной пилота. В боль­шом контейнере помещался многоместный надувной плот «тип L». В одном из малых контейнеров находилось 69 метров плава­ющего троса, а в другом - запас пищи и воды. Когда пилот сбрасывал спасательный комплект, сначала выходил большой контей­нер, который тянул за собой трос из малого контейнера. Когда трос полностью выпус­кался, срабатывала система надувания пло­та. Затем выходили оба меньших контейне­ра, содержавшие в себе запас воды и пищи, аптечку и ракетницу. Длинный трос, соеди­нявший контейнеры с плотом увеличивал шансы тонущих добраться до плота. Преимущество спасательного комплекта «тип Е» заключалось в том, что его установка на самолет не требовала серьезных переделок, а также практически не сказывалась на бое­вых возможностях самолета.

В начале 1942 года отряд совершенство­вания тактики воздушного боя (Air Fighting Development Unit - AFDU) провел интерес­ные испытания «Спитфайра I» (K9830), мо­дифицированного до стандарта Mk.II. само­лет был оборудован перископом, открывав­шим вид вперед и вниз, обычно заслонен­ный капотом двигателя. Это устройство было особенно полезным при атаке целей с большой угловой поправкой, когда нос са­молета заслонял собой цель. В таких усло­виях пилоту приходилось стрелять наугад, на­деясь на одну интуицию. Устройство состоя­ло из двух зеркал, одно из которых находи­лось над фонарем, а второе - внутри фонаря. Но испытание показало низкую эффектив­ность перископа, который увеличивал поле зрения пилота всего на 2 гр. В итоге идею при­знали бесперспективной.

На «Спитфайре II» испытывался так на­зываемый «механизм тип 6». Под этим ус­ловным обозначением скрывался прицел с гироскопической коррекцией, разработан­ный в Фарнборо для стрельбы в крутом вира­же. Позднее этот «механизм» получил извес­тность как гироскопический прицел Mk.I. Его доработанный вариант Mk.II широко приме­нялся в последние месяцы войны.