Поплавковые гидросамолеты

 

С началом неудачной норвежской кам­пании апреля 1940 года, остро ощутилась нехватка аэродромов. Министерство авиа­ции подняло вопрос о создании на базе «Харрикейна» и «Спитфайра» гидросамо­летов. 24 апреля в Фарнборо состоялось со­вещание, которое вел Н. Pay из Министер­ства авиации. В ходе совещания обсужда­лась возможность создать гидросамолеты на базе английских истребителей. В совещании участвовали Алан Клифтон («Супермарин») и Сидни Кемм («Хоукер»). В протоколе со­вещания записано: «Председатель сообщил, что целью совещания будет вопрос передел­ки «Харрикейна» и «Спитфайра» в поплав­ковые гидросамолеты. Штаб ВВС считает эту задачу очень важной, ей следует при­дать наибольший приоритет».

Участникам совещания сообщили, что в их распоряжении есть пятьдесят комплек­тов поплавков, разработанных для двухме­стных истребителей «Блэкберн Рок». Общая масса поплавков со стойками составляла 578 кг, масса самих поплавков 414 кг. Поплав­ковый «Рок» весил на взлете 3930 кг, тогда как масса поплавковых «Харрикейна» и «Спитфайра» составила бы 3175-3310 кг. Та­ким образом, поплавки были великоваты, ожидалось, что из-за них потеря скорости будет на 10-15 км ч больше, чем в случае использования оптимальных поплавков. Было решено специальные поплавки мень­шего размера не проектировать, чтобы ис­пользовать эти лишние 50 комплектов.

Вскоре в Вулстоне начались работы по созданию на базе «Спитфайра I» (R6722) гидросамолета. В мае в Фарнборо провели испытания модели в масштабе 1:7. Испыта­ния подтвердили, что «Спитфайр» сохранит устойчивость на поплавках. Рапорт по ре­зультатам испытания модели сообщал: «Спитфайр» имеет чистую аэродинамику, воздухозаборник карбюратора и радиатора не заливаются брызгами, хотя их может зах­лестнуть волна. При взлете винт находится далеко от поверхности воды и легко захлес­тывается волнами при скоростях 9-22 узлов (16-40 км/ч). Впрочем, эти удары не угро­жают механической целостности винта. При посадке с выпущенными закрылками, зак­рылки заливаются водой при скоростях 15-40 узлов (28-74 км ч), хотя основная нагруз­ка приходится на внутренний участок зак­рылков шириной 60 см при скорости 22 узла (40 км/ч). Предлагается на гидросамолете убрать этот сегмент закрылков вообще. Го­ризонтальный стабилизатор удовлетвори­тельно чист».

В то время полагали, что вскоре в се­рию пойдет «Спитфайр III», поэтому в аэро­динамической трубе в Фарнборо испытыва­лась модель именно этого самолета в масштабе 1:10. Испытания показали, что обеспе­чить продольную устойчивость самолета можно, увеличив на 20% площадь киля. Поэтому для гидросамолета разработали новый киль с сегментами над и под фюзе­ляжем.

Хотя работы по переделке R6722 в гид­росамолет продвигались быстрыми темпа­ми, норвежская кампания закончилась, а с ней отпала и необходимость в гидропланах. Приоритеты резко поменялись. Теперь все доступные самолеты следовало превратить в боевые истребители, поэтому R6722 сно­ва получил колесное шасси и направлен в боевую эскадрилью.

В 1942 году с началом боевых действий на Тихом океане необходимость в поплав­ковом «Спитфайре» появилась снова. На этот раз работы велись на базе Mk.V (W3760). Самолет получил пару поплавков длиной 7,80 м, которые крепились к крыль­ям с помощью одиночных свободнонесущих стоек. Спроектировал поплавки конструк­тор фирмы «Супермарин» Артур Шервелл. Поплавки изготовила фирма «Фолленд Эйркрафт Лтд». На самолете стоял двигатель «Мерлин 45» с четырехлопастным винтом. Самолет оснастили четырьмя проушинами для крепления подъемного крана. Проуши­ны находились по бортам фюзеляжа перед и позади кабины. Первоначально самолет не имел вооружения, зато был оборудован тро­пическим воздушным фильтром. Кроме того, самолет получил противоштопорный парашют, небольшой отражатель под угло­вым балансиром руля направления и допол­нительный сегмент киля под фюзеляжем. Джеффри Квилл облетал гидросамолет 12 октября 1942 года на акватории Саутгемптон-Уотер.

В октябре Квилл еще несколько раз под­нимал гидросамолет в воздух, затем к ис­пытаниям присоединился подполковник Дон Роберте. Во время одного из полетов, Роберте залетел в район залива Пул, где по­пал под плотный огонь зенитной артилле­рии. С этого времени оба летчика тщатель­но соблюдали отведенный для испытаний воздушный коридор.

После первых испытаний самолет осна­стили новым килем с прямой передней кромкой. Кроме того, самолет получил но­вый воздушный фильтр, который применял­ся на самолетах Mk.IX. Воздухозаборник карбюратора выдвинули вперед, чтобы туда не залетали брызги. Наконец, самолет по­лучил вооружение.

В середине августа 1943 года прототип разобрали и отправили на официальные ис­пытания в Экспериментальный центр мор­ской авиации в Геленсбурге под Глазго. Пе­регнать туда самолет своим ходом не было возможности, так как в случае вынужден­ной посадки нечем было бы поднять само­лет из воды. В Геленсбурге самолет собра­ли и 27 января Квилл продемонстрировал машину в полете представителям Королев­ских ВВС.

Весной 1943 года на фирме «Фолленд Эйркрафт» переделали в гидросамолеты еще два «Спитфайра V» (ЕР751 и ЕР754). Обе ма­шины отправили в Геленсбург, где их испыта­ния проходили совместно с прототипом.

Испытания поплавкового «Спитфайра» завершили к концу августа, самолет призна­ли годным к боевому применению. Затем машины разобрали, упаковали в контейне­ры и погрузили на борт транспорта «Пенрит-Касл». который доставил машины в Египет. Там для самолетов нашлось боевое применение. В это время на островах Доде­канеса на востоке Средиземного моря не­мецкие части оказались отрезанными от ма­терика и снабжались с помощью самолетов транспортной авиации. Было решено ис­пользовать полученные «Спитфайры» для перехвата транспортных самолетов против­ника. Операцию должен была поддерживать подводная лодка, оснащенная поисковым радаром и УКВ-радиостанцией, которая на­водила бы самолеты на цель. В качестве базы планировалось использовать острова Кос и Лерос.

Но план потерпел фиаско с самого на­чала. В октябре 1943 года немецкая авиа­ция вернулась в регион, и к середине нояб­ря англичанам пришлось оставить оба ост­рова. В результате от идеи использовать гид­росамолеты с укрытой базы пришлось от­казаться. Три «Спитфайра» собрали, и ка­кое-то время они базировались на Большом Горьком озере, но в боях не участвовали.

Весной 1944 года создали гидросамо­лет на базе «Спитфайра IX» (MJ982), пла­нируя использовать подобные самолеты на Тихом океане. Джеффри Квилл обле­тал машину 18 июня 1944 года. Испыта­ния проходили на базе фирмы «Сондерс Роу» в Бомарэ на острове Англеси. По­зднее Квилл вспоминал: «Спитфайр IX» на поплавках был быстрее стандартного «Харрикейна». На воде он держался очень хорошо, единственным недостатком была склонность «перетаптываться» с поплав­ка на поплавок». Но вскоре от продолжения работ отказались. Самолет MJ982 вер­нули в исходное состояние.