Двухместные самолеты

 

Идею создать на базе «Спитфайр» двух­местный учебно-тренировочный самолет, впервые была высказана фирмой «Спит­файр» в 1941 году. Но истребителей не хва­тало для фронта, поэтому Министерство авиации отвергло предложение. Да и осо­бой необходимости в таком самолете не было - пилоты без труда пересаживались на «Спитфайр» с учебных самолетов «Гар­вард» и «Мастер».

Насколько известно, первым двухмест­ным «Спитфайром», поднявшимся в воздух, стал Mk. V (ES127) из 261 -и эскадрильи, дей­ствовавшей в 1944 году в бассейне Среди­земного моря. Самолет переделали силами полевой мастерской. С самолета сняли штатный бензобак перед кабиной пилота, а на его месте установили кресло пилота и ло­бовое стекло, но без крышки фонаря. Веро­ятно, самолет имел бензобаки в крыльях. Второго комплекта органов управления са­молет не получил, а второе место использо­валось для перевозки пассажиров.

Первый двухместный учебный «Спитфайр» был создан в Советском Союзе. В со­ветской авиации было принято иметь двух­местный учебный вариант практически всех применявшихся истребителей, поэтому «Спитфайр» не стал исключением. «Спитфайр IX УТИ» (учебно-тренировочный ис­требитель) получил вторую кабину в хвос­товой части фюзеляжа. Вторая кабина име­ла закрытый фонарь и второй комплект ор­ганов управления. Есть фотографии по меньшей мере одного такого самолета, но точное число двухместных «Спитфайров», созданных в СССР, неизвестно. По меньшей мере существовало два таких са­молета, но возможно, что учебно-трени­ровочные «Спитфайры» имелись в каждом авиаполку, оснащенном английскими ис­требителями.

В Великобритании двухместный учеб­ный «Спитфайр» был создан лишь в 1946 году на фирме «Супермарин». В качестве исходной машины использовали «Спитфайр VIII». Переделка проводилась по инициати­ве фирмы и имела очень глубокий характер. Объем переднего топливного бака уменьши­ли на 176 л, благодаря чему кабину сдвину­ли вперед на 34,3 см. За передней кабиной несколько выше организовали вторую каби­ну, закрытую отдельным фонарем каплевид­ной формы. В передней кромке крыльев раз­местили по баку объемом 57.5 л. Еще по одному 63-литровому баку разместили в пушечных отсеках крыльев. Самолет был вооружен четырьмя 7.7-мм пулеметами «Браунинг». Взлетная масса самолета с дву­мя пилотами составила 3360 кг.

В начале 1947 года учебный «Спитфайр VIII» (бывший МТ818) получил гражданс­кую регистрацию G-AIDN и поступил для испытаний в Боском-Даун. Самолет мог со­вершать все фигуры высшего пилотажа и не отличался от серийного «Спитфайра», даже при управлении из задней кабины. Однако взлет и посадка при управлении из задней кабины были затруднены. На самолете от­сутствовал прицел, поэтому использовать его для учебных стрельб не представлялось возможным.

Королевские ВВС не заинтересовались в этом самолете, поэтому больше двухмес­тных «Спитфайров VIII» не делали. Но по­явился двухместный «Спитфайр IX». Ино­странные заказчики приобрели 20 таких ма­шин. Кроме стандартной разницы между Mk.VIII и Mk.IX, двухместный «Спитфайр IX» не имел баков в передней кромке кры­ла. Баки в крыльях находились за лонжеро­ном и имели объем 65 и 58,5 л.