«Грачи» в странах СНГ

 

Абхазия

 

Официальным прикрытием действий российских штурмовиков по грузинским вооруженным формированиям являлась за­щита санатория № 24 МО РФ в Эшерах. В районе Эшер нередко располагались пуш­ки абхазов, грузины их обстреливали, заде­вая санаторий. Штурмовики наносили от­ветный удар. Су-25 также сопровождали российские вертолеты, доставлявшие гума­нитарную помощь в блокированный грузи­нами г. Ткварчели. Чтобы отличить россий­ские Су-25 от грузинских на килях самоле­тов были нанесены изображения бело-сине-красного флага России. Не исключено, что на Су-25 летали также пилоты-абхазы. В частности, вероятно именно эти летчики наносили удары по кварталам Сухуми 20 февраля и 16 марта 1993 г. Один «абхазс­кий» Су-25 был сбит 6 января 1993 г., лет­чик майор О. Чамба погиб. 17 сентября в зоне конфликта разбился российский Су-25.

 

Азербайджан

 

Первый Су-25 появился на вооружении ВВС Азербайджана 8 апреля 1992 г., когда лейтенант Вагиф Курбанов угнал штурмо­вик с аэродрома Ситал-Чай (место базирова­ния 60-го ОШАП) на контролируемый азер­байджанцами гражданский аэропорт Евлах. В июне-июле 1992 г. самолет интенсивно использовался в войне с Нагорным Караба­хом. Штурмовик наносил удары не только по наземным целям. Крубанов сбил два вер­толета и повредил пассажирский Як-40. В конечном итоге азербайджанский Су-25 сби­ло армянское ПВО. В войне за Нагорный Карабах принимало участие еще несколько азербайджанских Су-25. Источник появле­ния у Азербайджанцев этих самолетов не назывался, но вероятнее всего они были оставлены в Ситал-Чае после перебазиро­вания 60-го полка в Россию согласно неглас­ной договоренности между двумя странами. В то же время нельзя исключать возможно­сти поставки самолетов из Грузи, где на за­воде в Тбилиси оставался задел, позволяв­ший достроить несколько самолетов. Пило­тировали штурмовики наемники. Армяне сбили, как минимум, четыре Су-25: 24 июня, в июле, августе и 10 октября 1992 г. В авгу­сте был сбит самолет, который пилотировал наемник капитан Советской Армии Юрий Баличенко. Баличенко после катапультиро­вания попал в плен, затем в результате дли­тельных переговоров был выдан России.

 

Беларусь

 

На вооружении ВВС Белоруссии состо­ят порядка 80-100 штурмовиков Су-25. В ВВС наверняка имеются два полка, унасле­дованных от Советского Союза: 206-й ОШАП в Лидс и 378-й ОШАП в Поставах. Статус третьего «белорусского» полка ВВС СССР - 397-го, - не известен.

 

Грузия

 

Грузия применяла штурмовики Су-25 во время войны с Абхазией. Потери грузинов в 1992-1993 г.г. составили семь-девять Су-25. Первый грузинский Су-25 был сбит 6 февра­ля 1993 г. в районе Нижних Эшер. Вероятно самолет сбили российские средства ПВО. 1 мая ракетой ПЗРК «Стрела» штурмовик Су-25 сбили абхазы. После окончания грузино-абхазской войны штурмовики применялись против вооруженных формирований сторон­ников экс-президента Звиада Гамсахурдия. По оценкам западных экспертов у Грузии имеют­ся пять штурмовиков Су-25

 

Туркмения

 

После распада СССР республика получила (приватизировала) ощутимое количество штур­мовиков Су-25. По западной информации в 2000 г. 46 Су-25 находилось на хранении.

 

Украина

 

По различным оценкам количество укра­инских Су-25 колеблется от 25 до 70. После распада СССР Украине отошли базировав­шийся в Черткове 56-й ОШАП и 4070-я база хранения в Овруче и там, и там имелись штур­мовики Су-25. Кроме того, морская авиация незалежной державы унаследовала штурмо­вики Су-25 (в том числе пять Су-25УТГ) ба­зировавшегося в Саках 299-го ШАП Красно­знаменного Черноморского флота.

 

Экспорт

 

Экспортные поставки штурмовиков на­чались практически одновременно с поступ­ление новейших самолетов в ВВС Советс­кого Союза. Первыми самолеты экспортной модификации Су-25К получили в 1984 г. ВВС Чехословакии.

 

Су-25 в Чехословакии

 

Первые четыре штурмовика Су-25 на аэродром Градец Кралове перегнали 2 апреля 1984 г. советские летчики-инструкто­ры. Все самолеты уже имели опознаватель­ные знаки ВВС ЧССР и черные четырех­значные бортовые номера «5003», «5006», «5007» и «5008». Первый полет на новом самолете летчик ВВС Чехословакии выпол­нил 11 июня. Несколькими партиями были поставлены четыре штурмовика 5-й произ­водственной серии (бортовые номера «5033», «5036», «5039» и «5040»), четыре штурмовика 6-й производственной серии (бортовые номера «6017», «6018», «6019» и «6020»), десять самолетов 8-й производ­ственной серии (бортовые номера «8072», «8073», «8074», «8075», «8076», «8077», «8078», «8079», «8080» и «8081»), шесть са­молетов 9-й производственной серии (борто­вые номера «9013», «9014», «9093», «9094», «9098» и «9099») и восемь Су-25 10-й произ­водственной серии (бортовые номера «1002», «1003», «1004», «1005», «1006», «1007», «1008» и «1027»). Бортовые номера соответ­ствовали четырем последним цифрам заводс­кого номера (например, самолет зав. № 25508105007 имел бортовой номер «5007»). Два Су-25УБК прибыли в Чехословакию 21 апреля 1988 г. (заводские номера 38220113237 и 38220113238, бортовые номера «3237» и «3238»).

Новейшие ударные самолеты поступи­ли на вооружение 30-го Остравского истребительно-бомбардировочного авиационно­го полка, который входил в состав 34-й истребительно-бомбардировочной авиацион­ной дивизии 10-й воздушной армии; полк базировался в Восточной Богемии на аэро­дроме Градец Кралове. В июне 1985 г. полк перебазировали в Пардубице, здесь полк 1 ноября 1985 г. сменил название на 30-й штурмовой авиаполк. После реорганизации ВВС Чехии и Словакии, произошедшей 1 июля 1990 г., полк вошел в состав 1-й сме­шанной воздушной армии.

При разводе чехи и словаки поделили имущество вооруженных сил ЧССР в пропорции 2:1. Штурмовики Су-25 в количестве 24 самолетов (бортовые номера «5003», «5006», «5007», «5008», «5039», «5040», «6019», «6020», «8076», «8077», «8078», «8079», «8080», «8081», «9013», «9014», «9093», «9094», «9098», «9099», «1002», «1003», «1004», «1005») и один Су-25УБК отошли Чехии. Остальные в октябре 1992 г. перегнали в Словакию, где поступили на вооружение 1-й эскадрильи 2-го смешанно­го авиационного полка 2-й авиационной базы в Пиштанах. Эскадрилья штурмовиков базировалась в Тренчине (Су-25 с бортовы­ми номерами «5036», «6017», «6018», «8072», «8073», «8074», «8075», «1006», «1007», «1008», «1027», Су-25УБК с борто­вым номером «3237»), 23 сентября 1994 г. эскадрилью перебазировали на аэродром Малачки-Кучина, 1 января 1995 г. эскадри­лью переформировали в 3-ю эскадрилью 33-й авиационной базы.

В ВВС Чехии штурмовики Су-25 посту­пили на вооружение 33-й тактической базы ВВС в Намечи-на-Осле. В ноябре 1994 г. подразделение Су-25 было переформирова­но в 332-ю тактическую эскадрилью.

Штурмовик Су-25 ВВС Чехии с борто­вым номером «1003» был поврежден при посадке в Пардубице 1 ноября 1994 г., са­молет отремонтировали. У словацкого Су-25 с бортовым номером «8072» 12 апреля 1994 г. на посадке на аэродроме Силач ра­зорвало пневматик колеса шасси, штурмо­вик пришлось списать.

 

Окраска самолетов Су-25 в ВВС Чехословакии и Чехии

 

Штурмовики Су-25 в ВВС Чехослова­кии и Чехии имели камуфляжную окраску двух типов: оригинальную заводскую и но­вую, при перекраске самолетов. Машины окрашивались на заводе в Тбилиси следую­щим образом: верхние поверхности пятна­ми темно-зеленого (FS-34079), светло-зеленого (FS-34097), темно-коричневого (FS-30045) и светло-коричневого (FS-30215) цветов; нижние - в светлый серо-голубой (FS-35526). После перекраски цвет пятен камуфляжа изменился на темно-коричневый (FS-30117), светло-зеленый (FS-34151) и темно-зеленый (FS-34088), низ - светлый серо-голубой (FS-35526). Оттенок краски соответствовал Federal Standart. Штурмови­ки парковались на открытом воздухе, чех­лами закрывались только носовая и цент­ральная секции фюзеляжа, в остальных ме­стах самолетов краска выгорала на солнце. Диэлектрические панели штурмовиков окра­шивались в средне-зеленый цвет (FS-I4110), интерьер кабины летчика - светлый серо-зе­леный (FS-24583), стойки основных опор шас­си - светло-серые (FS-36559), диски колес -зеленые (FS-34227). Ниша носовой опоры шасси красилась в светлый серо-зеленый цвет (FS-34552), сама стойка - светло-серая (FS-36559), диск - зеленый (FS-34227).

Изначально бортовые номера наносились черной краской с белой окантовкой шириной 15 мм (самолеты 5-й и 6-й производственной серии). Су-25 8-й серии поставлялись с чер­ными номерами, цифры имели белую окан­товку. У штурмовиков 9-й и 10-й серий были бортовые номера белого цвета. Постепенно на всех самолетах цвет бортовых номеров стал белым (перекрасили). Один штурмовик (бор­товой номер «1002») имел цифры номера бе­лые с красной обводкой.

Многие чешские Су-25 получили разно­образные индивидуальные эмблемы и даже индивидуальную окраску. Наиболее часто встречаются изображения ля: ушек, обыгры­вается западное наименование Frogfoot. Хорошо известен самолет (бортовой номер «9013») в «лягушачьем» камуфляже, пере­крашенный в 1992 г. перед авиашоу в Боскомб-Дауне, Великобритания. Словаки так­же постарались над раскраской своих само­летов, особенно Су-25 с бортовыми номе­рами «8074» и «1027».

С 2001 г. словацкие Су-25 не летают, самолеты временно сняты с вооружения.

 

Венгрия

 

История с венгерскими Су-25 не совсем ясна. Официально штурмовики Су-25 на вооружении ВВС Венгрии никогда не состо­яли, однако известно о двух летных проис­шествиях с самолетами данного типа на тер­ритории Венгрии. В одном случае самолет упал на железнодорожный состав, летчик, венгр по национальности, катапультировал­ся. В другой катастрофе погиб чешский лет­чик. Вполне возможно венгры готовились принять штурмовики на вооружение, но две катастрофы поставили на этом плане крест.

 

Болгария

 

Болгария стала вторым, вслед за Чехосло­вакией, покупателем Су-25. Советские летчи­ки перегнали первые штурмовики на аэродром Бизмер, центральная Болгария, в октябре 1986 г. Всего болгары планировали получить 36 боевых Су-25К и четыре спарки Су-25УБК. Штурмовики поступили на вооружение двух эскадрилий 22-го истребительно-бомбардировочного авиаполка. 18 штурмовиков 1 -и эскад­рильи достигли состояния боеготовности в 1987 г., в следующем году боеспособной ста­ла и вторая эскадрилья. «Грачи» пришли на смену самолетам МиГ-17. До поступления на вооружение ВВС Болгарии четырех Су-25УБК летчиков-штурмовиков готовили на МиГ-15УТИ, последний МиГ-15УТИ был списан в 1988 г.

Болгарский полк оставался боеспособ­ным очень недолго. Су-25 был объявлен примитивным самолетом с малым радиусом действия и чрезвычайно прожорливыми двигателями. Такой штурмовик, конечно же не мог устроить столь великую державу, как Болгария. Кстати, в свое время болгары от­казались от МиГ-25 по причине малых «га­баритов» своего государства: разворачива­ясь на 2,5 Махах МиГи, периодически цеп­ляли то Турцию, то Грецию.

Один болгарский Су-25 разбился 17 ап­реля 1989 г., летчик погиб. С 1991 г. штур­мовики ВВС Болгарии поднимаются в небо от случая к случаю.

Настоящее признание штурмовики Су-25 нашли в странах так называемого третьего мира, а в последние годы Су-25 из разряда «сэконд хэнд» (главным образом украинские) стали все чаше всплывать во многих горячих точках, причем не только «третьего мира».

 

Ангола

 

Правительственные ВВС получили 14 штурмовиков Су-25 (в том числе, возмож­но, два Су-25УБК) в 1988-1989 г.г.

 

Ирак

 

Количество проданных в Ирак самолетов Су-25К в различных западных источниках колеблется от 14 до 84 самолетов, наиболее правдоподобными считаются цифры в 30-40 машин. Поставки, вероятно, осуществлялись в 1985-1987 г.г. В Ирак самолеты доставляли морским путем. Подготовку пилотов вели со­ветские инструкторы на иракских авиабазах. Британский журнал «Эйр Форс монсли» при­водит следующие данные о численности Су-25: 1990 г. - 60, 1995 г. - 25, 2000 г. - 15, 2002 г. - 15. Поданным журнала в 2002 г. штурмо­вики базировались на аэродроме Эль-Хабания (109-я эскадрилья).

Самолеты активно использовались в войне с Ираном и получили очень высокую оценку. Количество принимавших участие в той войне штурмовиков также в различ­ных источниках варьируется. Так, согласно изданию «Su-25 Frogfoot in action», в войне участвовало 30 Су-25, из них в 1988 г. боес­пособными числилось два десятка. Поми­мо советского вооружения штурмовики на­носили удары испанскими свободнопадающими фугасными 500-кг бомбами EXPAL BR-500, а также использовали иракские кон­тейнеры с нервно-паралитическим газом «Табун». В ходе войны 1991 г. (6 февраля 1991 г.) при попытке перелететь в Иран были сбиты два иракских Су-25, которые записа­ли на счет пилота F-15C ВВС США лейте­нанта Роберта У. Хихимана. Самолет с бортовым номером «25591» был уничтожен на аэродроме Джалих.

Иракские Су-25 были окрашены в пустын­ный камуфляж, верх - пятна песочного, зем­листого и оливково цветов, низ - светло-голу­бой. Бортовые номера - пятизначные, черно­го цвета; первые две цифры номеров 2 и 5. Технические надписи на части самолетов были выполнены на русском языке, на части - на английском. Штурмовик с бортовым но­мером «25590» был выставлен в статической экспозиции на проходившей в международном аэропорту «Саддам Хуссейн» в мае 1989 г. выставке вооружений и военной техники. Выставка в Багдаде - первый случай публич­ного показа Су-25 ВВС Ирака. Ранее фотогра­фии этих самолетов в иракской окраске в от­крытой печати не публиковались.

 

Иран

 

В январе 1991 в Иран перелетели семь штурмовиков Су-25К - Саддам Хуссейн пытался таким способом уберечь лучшую часть своих ВВС от ударов авиации Много­национальных сил. Обратно Иран штурмо­вики не вернул. Скорее всего, они вошли в состав ВВС исламской республики.

 

КНДР

 

Первая партия из шести штурмовиков Су-25К была поставлена КНДР в 1988 г., за ней в 1989 г. последовала вторая партия - 30 само­летов, включая два или четыре Су-25УБК.

 

Македония

 

В начале августа 2001 г. в боях с отря­дами албанцев в районе деревни Радуша впервые были использованы штурмовики Су-25. Штурмовики наносили удары, взаи­модействуя с боевыми вертолетами Ми-24, то есть использовались тактические приемы, наработанные в Афганистане. В ходе нале­тов был уничтожен танк Т-55, захваченный албанцами у правительственных войск. Под Радушей албанские террористы потеряли 650 человек, правительственные войска по информации министерства обороны Алба­нии потерь не имели. И штурмовики и бое­вые вертолеты были получены с Украины. 20 июня 2001 г. три Су-25 (бортовые номе­ра «121», «122», «123») и один Су-25УБ (борт «124») перелетели из Одессы в Пет­рович через воздушное пространство Румы­нии и Югославии. Самолеты поступили на вооружение 101-й авиационной эскадрильи (помимо Су-25 в эскадрилье имеется три самолета Злин Z-242L). 24 июня один Су-25 совершил полет на разведку в район дерев­ни Арачиново - это был вообще первый бое­вой вылет самолета ВВС Македонии. Пред­положительно, македонские Су-25 пилотиро­вали украинские летчики, но во второй каби­не Су-25УБ обычно летал македонец.

 

Перу

 

В 1998 г. из Белоруссии было поставлено 14 одноместных Су-25 и спарок Су-25УБ. Самолеты окрашены в двухцветный камуф­ляж из двух оттенков зеленого цвета.