Введение

 

Летчики-истребители всегда очень строго относятся к самолетам, на кото­рых они идут в бой. Споры на тему какой самолет лучше столь стары, сколь стара сама авиация. Получилось так, что пары конкурентов сложились исторически: «Спитфайр» сравнивают с Bf.109, «Мус­танг» с Fw-190. А еще можно бесконечно выбирать лучший самолет из «модельного» ряда «Спитфайр», «Мустанг», «Тандерболт», Fw-190 и Bf.109. Дебаты на эту тему бесконечны, каждый самолет имеет своих приверженцев. В Советском Союзе, а теперь и в России ведутся споры на тему что лучше Як или Ла.

Первоначальные варианты самолетов из­вестных семейств, Як-1 и ЛаГГ-3, оснащались одинаковыми двигателями жидкостного ох­лаждения М-105П конструкции инженера Климова. Яковлев на протяжении всей войны моторам Климова по-крупному не изменил, в то время как Лавочкин поставил на свой са­молет звезду воздушного охлаждения М-82 конструкции инженера Швецова.

Истребитель Яковлева быстро завоевал популярность и репутацию породистого ска­куна, ЛаГГ же в войсках не любили. В дей­ствительности оба самолета имели близкие характеристики и оба уступали истребите­лям люфтваффе. Более критичным являлись вовсе не характеристики самолетов, а низ­кий уровень подготовки сталинских соко­лов. С точки зрения неопытного пилота бо­лее простой в пилотировании Як выглядел как раз «породистым скакуном» по сравне­нию с тяжеловатым ЛаГГом. После ряда модернизаций, проведенных в 1942-1943 г.г. по своим характеристикам ЛаГГ сравнялся с Яком, однозначно превосходя последний в отношении боевой живучести. Тем не ме­нее, во второй половине войны ЛаГГ-3 уже не являлся основным типом самолета-истре­бителя советских ВВС. Самолет получил (в основном стараниями историков-«демократов») прозвище «Лакированный Гарантиро­ванный Гроб», в то время как именно на этом «гробу» добивались успеха первые асы советских ВВС периода Великой Отече­ственной войны. На ЛаГГ-3 одержал боль­шинство своих побед результативнейший ас Игорь Каберов. Да, он был тяжел, вялый в маневре, но в умелых руках вполне мог по­тягаться с любым противником: 3 февраля 1942 г. А.А.Губанов на ЛаГГ-3 в одном бою сбил три Bf 109. Еще один пример - соглас­но отечественным данным 21 марта 1942 г. в районе Ржева пятерка ЛаГГов приняла бой с 30 самолетами Люфтваффе, наши истре­бители сбили пять немецких машин без по­терь со своей стороны. Ас № 2 Люфтваффе Герхард Баркхорн вспоминал, что в 1942 г. на Сталинградском фронте он «крутил ка­русель» с одиночным ЛаГГом в течение 40 минут, противники оказались достойны друг друга - ни один самолет не был сбит. По всей видимости, Баркхорн сражался с Алелюхиным. Алексей Васильевич на Ста­линградском фронте провел и еще один ис­ключительно сложный бой: один против четырех Bf. 109. Он вышел из него победи­телем, сбив один фашистский истребитель. Так что при всех недостатках ЛаГГ был вов­се не безнадежным самолетом и далеко не самым легким противником для пилотов Люфтваффе.

Репутация самолета изменилась корен­ным образом после замены двигателя жид­костного охлаждения М-105 на мотор воз­душного охлаждения М-82. Самолет полу­чил обозначение Ла-5. Истребители Ла-5 первых серий все еще уступали своим про­тивникам из состава люфтваффе, однако очевиден был огромный потенциал Ла-5. В середине 1943 г. появился Ла-5ФН, в конст­рукции которого этот потенциал был час­тично реализован. Ла-5ФН имел очевидное превосходство над Як-9 и, как минимум, не уступал германскому Fw-190A.