ЛаГГ-3

 

В 1939 г. Сталин лично занялся пробле­мами истребительной авиации - в ВВС не имелось современных одномоторных истре­бителей-монопланов. Был объявлен беспре­цедентный конкурс, в котором наряду с ма­ститыми конструкторами принимали участие совершенно безвестные молодые люди с дипломами авиационных инженеров. Были представлены десятки проектов, часть из них реализовали в виде опытных само­летов. Победителями стали три летательных аппарата: МИГ-1, ЛаГГ-1 и Як-1. Самолет ЛаГГ-1 проектировался под руководством трех специалистов Наркомата авиационной промышленности Владимира Горбунова, конструкторов Семена Лавочкина и Миха­ила Гудкова. Впоследствии из триумвирата остался один Лавочкин, обозначение само­летов сменилось с ЛаГГ на Ла.

Истребители МиГ и Як имели традици­онную для того времени смешанную конст­рукцию: дерево, металл, перкаль. ЛаГГ был выполнен цельнодеревянным, из так называемой «дельта-древесины» - древесины, пропитанной особыми смолами. Конструк­ция получилась более тяжелой, но и более прочной, более устойчивой к боевым по­вреждения и гораздо менее пожароопасной (дельта древесина не горела, а только обуг­ливалась). Двигатель - мотор жидкостного охлаждения М-105П мощностью 1100 л.с. Первоначальный вариант вооружения вклю­чал 23-мм пушку МП-6 и два 12,7-мм пуле­мета УБ конструкции Березина. Прототип совершил первый полет в марте 1940 г., а в декабре уже началось серийное производ­ство ЛаГГ-3. К началу вторжения немецко-фашистских агрессоров немногие строевые полки успели получить и освоить ЛаГГ-3. Государственные испытания истребителя

ЛаГГ-3 закончились всего за несколько дней до начала войны, в строевых подразделени­ях самолетов этого типа было меньше все­го, по разным оценкам от 29 до 75. В боях истребители этого типа стали применяться только с конца июля - начала августа 1941 г.

Первым ЛаГГи поступили на вооруже­ние 19-го истребительного авиационного полка (ИАП) системы ПВО Ленинграда. Позже этот полк будет преобразован в 176-й гвардейский. Вторым и третьим полками, оседлавшими ЛаГГ, стали 157 и 24 ИАП, входившие в систему ПВО Москвы. Герма­ния в 1940-1941 г.г. официально являлась дружественным СССР государством, в то время как на Дальнем Востоке со времен Халхин-Гола сохранялся очаг напряженно­сти. Советское руководство не исключало крупномасштабной войны с Японией, по­этому большинство ЛаГГ-3 было направле­но на Дальний Восток. В результате в со­ставе ВВС западных военных округов 22 июня 1941 г. истребителей ЛаГГ-3 почти не имелось, но уже в июле они появились на фронте в ощутимом количестве. Новенькие, только с заводов, самолеты поступали для восполнения тяжелейших потерь, понесен­ных ВВС РККА в первые недели войны.

ЛаГГ-3 как истребитель оказался не адекватным. Прежде всего, самолет обладал недостаточной максимальной скоростью полета, величина которой к тому же снижа­лась от серии к серии. Снижение скорост­ных характеристик самолета связано с ухуд­шением технологической дисциплины на заводах и ростом массы вследствие установ­ки бронеспинки, дополнительных топлив­ных баков, радиостанции. На 50% у серий­ных самолетов по сравнению с прототипом упала скороподъемность.

Все-таки основной вклад в снижение летных характеристик внесло производ­ство. Совпало слишком много неблагопри­ятных факторов: эвакуация авиационных заводов на Восток, нехватка материалов, снижение квалификации рабочих. Очень часто отмечались такие дефекты как несоединенные трубопроводы. Отсутствие ряда болтов и заклепок, забытый в самолетах инструмент. Резко снизилось качество от­делки внешних поверхностей планера, след­ствием чего стал рост лобового сопротив­ление и падение скорости полета. Управле­ние истребителем было затяжелено, угловая скорость крена - явно недостаточна, на пи­кировании машина сильно вибрировала. Не все ладно обстояло и с моторами Климова. Они постоянно грелись и «плевались» мас­лом. Слой масла провоцировал налипание грязи на планер, что в еще большей степе­ни увеличивало лобовое сопротивление. Масло на фонаре кабины ограничивало об­зор летчику порой до такой степени, что тот ничего не мог увидеть в прицеле.

Даже чистый фонарь кабины был мут­новат. Остекление изготавливалось из нит­роцеллюлозы, которая теряла прозрачность под воздействием солнечных лучей. Неудиви­тельно желание пилотов летать с открытыми фонарями кабины, а открытый фонарь вновь означает рост лобового сопротивление само­лета и дальнейшее снижение скорости.

Хватало дефектов в гидросистеме ис­требителя, известны случаи самопроизволь­ной уборки опор шасси ЛаГГов на стоянках, или же шасси самопроизвольно выпуска­лось в полете.

Вооружение новых истребителей летчи­ки оценивали очень неоднозначно. Опытные пилоты, пересевшие на ЛаГГи с вооружен­ных только пулеметами самолетов Поли­карпова, приходили в восторг от 20-мм пуш­ки, двух крупнокалиберных и двух 7,62-мм пу­леметов. Однако, начиная с самолетов 8-й про­изводственной серии, ШКАСы устанавливать перестали - вооружение было ослаблено.

Впрочем, многие летчики не особенно жалели о ШКАСах. Эти пулеметы с самого начала воины получили сомнительную сла­ву гуманного оружия, пригодного только для повреждения окраски германских аэропла­нов. Реальным оружием считались пушки ШВАК и 12,7-мм пулеметы Березина.

Подобно большинству советских само­летов начала войны, ЛаГГи имели очень скромное радиооборудование. На многих самолетах стояли только радиоприемники, приемо-передающими радиостанциями оборудовались лишь машины командиров.

Обладая внушительным букетом дефек­тов и конструктивных недостатков ЛаГГ-3 в одном начисто превосходил истребитель Яковлева: поджечь ЛаГГ оказалось делом почти невозможным, в то время как Яки го­рели подобно свечкам. Высокая боевая жи­вучесть ЛаГГа опять же вызывает сомнения в «военном» происхождении пресловутого прозвища «Лакированный Гарантирован­ный Гроб».

Характеристики ЛаГГа несколько под­нялись после установки на самолет в 1942 г. двигателя М-105ПФ, который был на ПО л.с. мощнее, чем М-105П. Правда, прирост мощности почти «съел» прирост массы кон­струкции планера. Самолет по прежнему уступал по характеристикам немецким ис­требителям.

В ходе серийного производства конст­рукция самолета постоянно менялась: изме­нялось количество и емкость внутренних топливных баков, были внедрены подвес­ные баки, менялась форма руля направле­ния и мачты радиоантенны. Начиная с са­молетов 4-й серии вместо двух 12,7-мм пу­леметов устанавливался один. Причина сня­тия одного крупнокалиберного пулемета была двоякой: желание снизить массу само­лета и нехватка пулеметов УБ. Как уже го­ворилось, на самолетах 8-й и более поздних производственных серий не ставились пу­леметы ШКАС, зато начиная с 11-й серии появилось шесть направляющих РО-82 для подвески реактивных снарядов РС-82.

Базовыми стали 1-я, 4-я, 8-я, 11-я, 23-я, 29-я и 66-я производственные серии.

Серийное производство Ла-5 началось в июне 1942 г. на авиационном заводе в Горьком. Некоторое время выпуск Ла-5 и ЛаГГ-3 шел параллельно, но в 1943 г. завод в Горьком стал строить только Ла-5, а вы­пуск ЛаГГов был сосредоточен на заводе в Тбилиси. Последние 229 истребителей гру­зинское предприятие сдало в 1944 г. ЛаГГ-3 оставались на вооружении истребитель­ных авиационных полков ВВС Красной Армии на протяжении всей войны; ЛаГГи принимали участие в войне с Японией.

К концу 1943 г. большая часть ЛаГГов находилась в полках, действовавших на южном участке фронта, поближе к заводу-про­изводителю. Как правило, ЛаГГами вооружа­ли обычные строевые полки, но несколько гвардейских частей летали на ЛаГГах.

Как правило, изначально полк получал ЛаГГи одной серии, но затем на восполне­ние потерь поступали самолеты других про­изводственных серий, а истребители, по­шедшие ремонт в полевых мастерских, по­рой вообще трудно было отнести к какой-нибудь серии. Идентифицировать ЛаГГи по производственным сериям по фотографиям очень сложно, чаще всего просто невозмож­но. Более менее надежно определяются только машины 35-й и 66-й производствен­ных серий.

В первые недели войны во фронтовые части поступило много ЛаГГов, восполняя потери первых дней в И-16 и МиГ-3. Летом и осенью 1941 г. ЛаГГи сыграли заметную роль не только в противоборстве с люфтваф­фе. Имевшие мощное вооружение живучие деревянные самолеты успешно штурмова­ли колонны наступающих частей вермахта.

Одним из первых ЛаГГи получил 164-й ИАП, базировавшийся на Кавказе. В этом полку начал свою карьеру военного летчи­ка маршал авиации Н.М.Скоморохов, вой­ну он закончил майором, сбил 46 самоле­тов лично, восемь - в группе. Три звена ЛаГ­Гов 160-го полка обеспечивали перелет в осажденный Ленинград Г.К.Жукова. На дру­гом фланге огромного фронта ЛаГГ-3 1 -и серии имелись на вооружении 44-го ИАП Ленинградского фронта, 7 марта 1942 г. пре­образованного в 11-й гвардейский.

В августе 1941 г. на ЛаГГ-3 летчики 17-го ИАП прикрывали днепровские переправы в районе Кременчуга. Полк сменил «ишаки» на ЛаГГи в конце июля в Ростове-на-Дону. В июле ЛаГГи получил также 170-й ИАП.

Осенью 1941 г. с И-16 на ЛаГГ-3 был перевооружен 69-й ИАП, в котором служил один из самых результативных летчиков-истребителей Великой Отечественной вой­ны - А.В.Алелюхин (40 побед, одержанных лично и 17 -в группе).

ЛаГГ-3 не стал символом битвы за мос­ковское небо, но вклад в общее дело полки, воевавшие на ЛаГГах внесли значительный. На Калининском фронте истребители этого типа занимали даже доминирующее поло­жение, другое дело, что их было мало. Пол­ки, вооруженные ЛаГГами действовали в составе Брянского, Западного и Калининс­кого фронтов. В составе 6-го истребитель­ного корпуса ПВО, на который возлагалась защита столицы от фашистских бомбарди­ровщиков по состоянию на 31 июля 1941 г. входили два полка, имевших на вооружении ЛаГГи - 24-й ИАП (27 истребителей) и 233-й ИАП (в нем ЛаГГами была вооружена одна эскадрилья - 10 самолетов).

Начиная с 5 октября 1941 г. в 43-й авиа­дивизии проходили войсковые испытания три ЛаГГ-3, вооруженные 37-мм пушками; согласно отчету эти самолеты смогли унич­тожить пять немецких танков. Мощное во­оружение буквально провоцировало исполь­зовать эти машины в качестве штурмовиков. Однако новые пушки Шпитального были еще сырыми и работали ненадежно. Воева­ли эти три истребителя недолго - в середи­не октября их сбили в районе Вязьмы.

Авиационная группировка на Московс­ком направлении в преддверии «решитель­ного» наступления немцев на столицу уси­ливалась - Ставка в начале октября перебро­сила сюда семь истребительных авиаполков, в том числе два (524-й и 415-й), вооружен­ных ЛаГГ-3. В третьей декаде октября на Калининский фронт прибыли два полка, вооруженных ЛаГГами - 193-й (19 истреби­телей) и 129-й. Вся истребительная авиация фронта насчитывала 39 ЛаГГ-3 и 17 МиГ-3. К 1 декабря количество боеготовых ЛаГГов уменьшилось до 35.

В составе 10-й смешанной авиационной дивизии действовал 168-й ИАП на самоле­тах ЛаГГ-3. Первоначально дивизия входила в состав ВВС Западного фронта, затем -в авиационную группу генерала И.Ф.Пет­рова. С 26 ноября истребители полка сопро­вождали пикировщики Пе-2 и Пе-3 при на­несении ударов по наступающим войскам немцев на Волоколамском, Клинском и Юхновском направлениях. ЛаГГи также и сами штурмовали вражеские колонны, мощное вооружение позволяло использовать их в этом качестве гораздо эффективней, чем «одноклассников» - МиГ-3 и Як-1. Особенно хорошо себя проявили самолеты, оснащенные пусковыми установками PC, причем ракета­ми стреляли и по воздушным целям - лейте­нант Ф.Д.Межуев двумя PC сбил Bf 109F.

На 1 января в составе истребительной авиации ВВС Калининского фронта насчи­тывалось 23 ЛаГГ-3, 7 МиГ-3, 14 Як-1, 22 И-16, еще восемь ЛаГГов и семь МиГов чис­лилось в группе генерала Петрова, действо­вавшей на этом направлении.

На Западном фронте ЛаГГи широко при­менялись как разведчики. В январе 1942 г. ЛаГГ-3 вместе с двухмоторными Пе-2 со­стояли на вооружении 3-го разведыватель­ного авиационного полка.

В ходе наступления советских войск под Москвой численный и качественный состав ВВС фронтов увеличивался за счет поступ­ления истребителей новых типов. Так в составе ВВС Калининского фронта по состо­янию на 22 февраля 1942 г. числилось 13 истребительных авиационных полков, четы­ре из которых имели на вооружении Як-1 и пять - ЛаГГ-3 (5-й гвардейский, 21-й, 180-й, 193-й, 348-й). В 5-м гвардейском полку, вооруженном ЛаГГ-3 10-й серии, воевал в должности командира эскадрильи гвардии капитан Г. Д.Онуфриенко, к концу войны он сбил лично 21 самолет и 29 - в группе, при­чем 15 побед он одержал в составе 5-го ГИАП. Один Ju-88 сбил прямо над КП Ка­лининского фронта на глазах у командую­щего генерал-полковника И.С.Конева. За январь 1942 г. летчики полка сбили 18 са­молетов противника, потеряв одного летчи­ка. Весной 1942 г. с молодым пополнением в 5-й ГИАП пришел сержант Виталий Попков - один из известнейших советских асов, чья боевая судьба, как и судьбы его однополчан, легли в основу лучшего кинофильма о летчи­ках Великой Отечественной - «В бой идут одни старики». Напоминать сюжет этого фильма - излишне. Гвардейского звания полк удос­тоен в числе первых - 6 декабря 1941 г., преж­де полк именовался 129-м ИАП.

В ВВС Западного фронта 22 февраля 1942 г. числилось восемь истребительных авиационных полков. В отличие от Кали­нинского фронта здесь основной силой яв­лялись Яки, которые состояли на вооруже­нии в четырех ИАП, на ЛаГГ-3 летали лет­чики 168-го и 172-го ИАП.

Под Москвой на ЛаГГах воевал также 521-й ИАП, пересевший в ходе битвы за столицу на Як-1.

В течение последующих 12 месяцев многие полки, ранее имевшие на вооруже­нии истребители других типов, пересели на ЛаГГ-3. Отношение пилотов к новому типу повсеместно было негативным. Летчикам И-16 не нравилась плохая по сравнению с «ишаком» маневренность ЛаГГа. Пилоты МиГ-3 отмечали низкую скорость горизон­тального полета ЛаГГ-3. Летчики Яков считали достаточным аргумент - ...это не Як, а больше и говорить не о чем! Как бы то ни было, но не менее 143 полков советских ВВС и авиации ВМФ в годы войны имели на вооружении истребители ЛаГГ-3. Мно­гие летчики, получившие известность пос­ле побед в воздушных боях, одержанных на «Аэрокобрах», поздних Яках или Ла-5/7, открыли свой боевой счет летая на ЛаГГ-3. Правда, всего несколько пилотов из числа известных асов большее количество побед одержали, воюя на ЛаГГ-3.

В числе первых самолеты ЛаГГ-3 полу­чил базировавшийся западнее Мурманска 145-й ИАП: в августе 1941 г. летчики полка пере­сели на ЛаГГи с И-16. В числе других летчи­ков успехов на новом типе добился командир 2-й эскадрильи 145-го ИАП капитан Леонид Гальченко. Сравнительно немолодой пилот, 29 лет от роду, Гальченко получил боевое креще­ние зимой 1939-1940 г.г. в войне с Финлянди­ей, но первую победу в воздушном бою одер­жал в июле 1941 г. на И-16.

Первые ЛаГГи прибыли в 145-й полк в начале августа 1941 г. один из этих самоле­тов достался Гальченко. Первый полет ка­питана на новом истребителе завершился неудачно - на посадке подломилось шасси. Освоение истребителя проходило непросто, поскольку в техническом отношении ЛаГГ резко отличался от И-16. Так летчики с тру­дом привыкали к винту изменяемого шага. По мере овладения самолетом, количество инцидентов уменьшилась.

В ночь на 9 августа ярко сияло поляр­ное солнце (полярный день) Гальченко пе­рехватил и сбил немецкий самолет-развед­чик. Комэск идентифицировал противника как «Не-111, хотя на самом деле его против­ником стал Ju-88. Этот успех переломил отношение летчика к новому самолету: Гальченко сделался ярым адептом истреби­теля ЛаГГ-3, одним из немногих. Отражая 15 сентября массированный налет авиации люфтваффе на Мурманск Гальченко со сво­ими ведомыми Мироновым и Кузьминым сбили три бомбардировщика Ju-87. В конце сентября Гальченко в 77-м боевом вылете одержал восьмую подтвержденную победу - сбил Bf.110.

Гальченко был представлен к званию Герой Советского Союза, но капитан стал настаивать, чтобы к Герою был представлен также Миронов, который служил надежным щитом ведущему. То есть все свои победы Гальченко считал «общественным» достояни­ем: своим и ведомого. Гальченко и Миронов были удостоены звания Герой Советского Союза позже - указом от 6 июня .1942 г.

В сентябре 1941 г. на вертикальном опе­рении истребителя, на котором летал Леонид Гальченко появилось изображение кош­ки. Гальченко после войны вспоминал, что изображение кота он подсмотрел на одном из фашистских самолетов в ходе воздушного боя.

Гальченко верил, что кот приносит удачу - изображение котофея стало теперь обязательным для всех самолетов, на ко­торых летал в годы войны полярный ас. Леонид Гальченко не был сбит ни разу - котяра хранил его!

В сентябре 1941 г. Гальченко стал майо­ром и был назначен командиром вновь сфор­мированного 609-го ИАП, на вооружении которого состояли истребители И-16, МиГ-3 и ЛаГГ-3, полк базировался в Кандалак­ше. Позже Гальченко стал заместителем ко­мандира 324-й истребительной авиацион­ной дивизии, ЛаГГ-3 летчик сменил на Ла-5Ф. Гальченко воевал в Арктике и Карелии до самого Дня Победы. Свою последнюю по­беду ас одержал 22 октября 1944 г. (сбил Bf.l09G) в районе Салмиярви. Леонид Галь­ченко выполнил 310 боевых вылетов, сбил 24 самолета противника лично и 12 в группе.

С первых месяцев войны плечом к пле­чу с Гальченко в составе 145-го ИАП сра­жался Александр Зайцев. Талантливый лет­чик командовал 3-й эскадрильей полка. Пер­вые из своих 14 личных и 21 групповой по­беды Зайцев одержал на И-16, с начала ав­густа 1941 г. Зайцев летал на ЛаГГ-3. Всего через несколько дней после первого полета на ЛаГГ-3, 4 августа 1941 г., комэск провел тяжелейший воздушный бой с группой Bf.110 из ZG-76.

В тот период Zerstorer geschwader в то время командовал Герхард Шашке, его са­молет русские пилоты знали «в лицо». В первые недели войны Шашке, используя фактор внезапности и преимущество в ско­рости на пикировании, сбил 19 советских самолетов.

4 августа звено ЛаГГов из 145-го ИАП во главе с Зайцевым перехватило очередную группу самолетов люфтваффе. Советские летчики после набора высоты обнаружили четверку Bf.109 и четверку Bf.110. Звено 110-х возглавлял Шашке. В первой же атаке немецкий ас сбил два ЛаГГа. Сложно ска­зать как бы мог развиваться бой дальше, если бы на помощь пилотам 145-го полка не пришла тройка И-16.

Пока Шашке расстреливал второй ЛаГГ, в хвост его истребителя пристроился Зай­цев. Первая очередь прошла мимо цели, но второй залп ЛаГГа пришелся по правому мотору Bf.110. Двигатель задымил. Добить «мессер» Зайцеву помешал другой 110-й. Бой продолжался почти полчаса. Невреди­мыми с советской стороны вышли только один ЛаГГ Зайцева и пара И-16. Потери на­ших скрасила гибель Шашке. Выкормыш Гитлера сумел посадить подбитый истреби­тель в тундре, но при посадке погиб, стрел­ка с Bf.l 10 расстреляли подоспевшие крас­ноармейцы.

В декабре 1941 г. Александр Зайцев в те­чение недолгого срока командовал 760-м ИАП (вновь сформированный полк имел на воору­жении «Харрикейны»), в апреля 1942 г. он опять стал командиром своей старой 3-й эс­кадрильи 145-го ИАП. Александр Зайцев раз­бился 30 мая 1942 г., осваивая «Аэрокобру».

Вернемся в лето 1941 г. 5-й истребитель­ный авиационный полк Краснознаменного Балтийского флота стал очередным полком, получившим ЛаГГи. В начале войны эскад­рильи полка базировались на аэродромах Прибалтики, между Таллинном и Ленингра­дом. Первые воздушные бои с германски­ми и финскими истребителями пилоты 5-го ИАП КБФ провели, летая на И-15бис и И-16. За отличия в боях 18 января 1942 г. 5-й ИАП КБФ был преобразован в 3-й гвардей­ский истребительный авиационный полк. К этому времени полк полностью был пере­вооружен самолетами ЛаГГ-3, первые из которых поступили еще в конце лета 1943 г. ЛаГГи находились на вооружении 3-го ГИАП до середины 1943 г., когда их смени­ли истребители Ла-5.

Двое пилотов 5-го ИАП КБФ добились некоторых успехов, летая на ЛаГГ-3, пер­вым был Георгий Костылев. В июне 1941 г. Костылев носил петлицы старшего лейте­нанта, он уже имел опыт финской войны. Четыре первые победы Костылев одержал на И-16, прежде чем пересел на ЛаГГ-3. 16 сентября на ЛаГГ-3 старший лейтенант Кос­тылев сбил над Кронштадтом Ju-87, став та­ким образом асом. До конца месяца свежеис­печенный ас сбил еще два бомбардировщика Ju-88. Костылев был сбит 5 февраля 1943 г., остался жив, но получил ранение в руку.

К апрелю 1943 г. Георгий Костылев вы­полнил 223 боевых вылета и провел 59 воздушных боев. На его счету значилось девять личных и 34 групповых победы. 23 октября 1942 г. Костылев был удостоен звания Ге­рой Советского Союза. С мая по октябрь Костылев летал на утюге под названием «Харрикейн», однако в ноябре вновь пере­сел на ЛаГГ-3. Результат не замедлил ска­заться: в одном бою 7 ноября ас сбил пару Юнкерсов.

В феврале 1943 г. Костылев попал в се­рьезную передрягу. Героя-летчика пригла­сили на званый обед. Шикарный стол с кол­лекционными винами и изысканными закус­ками возмутил аса - дело происходило в блокадном городе, где ценилась на вес золота даже крошка засохшего хлеба. Среди приглашенных помимо Костылева были ге­нералы и партийные бонзы Города трех ре­волюций. Случился скандал. Костылева на­правили в штрафбат, где он провоевал ме­сяц. Не без помощи своего друга команди­ра 4-го ГИАП КБФ Василия Голубева Костылев вернулся в авиацию, но не в свой ста­рый полк, а в полк Голубева. 4-й ГИАП был вооружен истребителями Ла-5.

В конце августа 1943 г. Костылева пол­ностью реабилитировали, вернули все на­грады. Аса часто спрашивали, почему у него столько групповых побед и сравнительно не­много личных. Костылев обычно отвечал, что главное научить молодых воевать, дать им почувствовать вкус победы. А лучший вкус победы - сбитые самолеты противника.

Первый боевой вылет в составе 4-го ГИАП КБФ Костылев выполнил 21 апреля 1943 г. и сразу же добился успеха: сбил финс­кий Фиат G.50. Летая на Ла-5 в составе 5-го ГИАП Костылев одержал в воздушных боях девять побед, в том числе сбил три Fw-190.

В октябре 1943 Георгий Костылев по­лучил назначение на должность инспекто­ра истребительной авиации ВВС КБФ, ему было присвоено воинское звание майор. Во время поездок по полкам ас умудрялся вы­полнять боевые вылеты, его боевой счет потихоньку рос. До конца войны Георгий Костылев выполнил 418 боевых вылетов и провел 112 воздушных боев. Точное число побед аса не известно, считается, что на сче­ту у Костылева 22 личных и 34 групповых победы, однако совершенно достоверно из­вестно, что многие сбитые Костылев запи­сывал молодым пилотам.

Другим известным асам, начинавшим войну в 5-м ИАП КБФ, был Игорь Каберов. Каберова не хотели брать в военную авиа­цию по медицинским показаниям. Юноша научился летать на планере, затем на само­лете. Некоторое время работал летчиком-инструктором в аэроклубе Осоавиахима. Из аэроклуба Каберов прорвался в школу мор­ских летчиков. Июнь 1941 г. застал лейте­нанта Каберова в 5-м ИАП КБФ, имевшим на вооружении истребители И-16. В авгус­те молодой летчик одержал свою первую победу в воздушном бою.

В конце августа личный состав эскадри­льи, в которой служил Каберов, был направ­лен в Горький для получения самолетов ЛаГГ-3. Новый самолет очень понравился пилоту, Каберов - один из немногих советских летчи­ков, сумевших в полной мере раскрыть воз­можности «маленького деревянного чуда» и влюбившихся в него. Даже полетав на Як-1, Каберов остался верным ЛаГГу.

Первый боевой вылет на ЛаГГ-3 Игорь Каберов выполнил утром 10 сентября 1941 г. в кампании с Георгием Костылевым и Владимиром Халдеевым (Халдеев был ко­мандиром эскадрильи). Тройка ЛаГГов пе­рехватила разведчик Hs-126. Халдеев ата­ковал «костыль»-корректировщик, но сам подвергся атаке пары Bf.109. Каберов ин­стинктивно бросил свой самолет между ЛаГГом Халдеева и мессерами, сорвав ата­ку последних. Между тем, пилот Хеншеля резким маневром вышел из-под удара комэска, а мессера зашли во вторую атаку, на сей раз со стороны солнца. На сей раз немец­ким летчиком казалось сопутствовал успех: ЛаГГ-3 сорвался в нисходящую спираль. Перед самой землей советский истребитель вышел из спирали и атаковал Хеншель в брюхо. Hs-126 был сбит, после чего тройка ЛаГГов немедленно покинула район воз­душного боя.

Летчики толком не успели передохнуть после напряженной схватки, как в небо взви­лась сигнальная ракета: «Взлет». Тройка в том же составе перехватила три шедших без эскорта истребителей бомбардировщика Ju-88. Немецкие самолеты держали курс на аэродром базирования 5-го полка. Обнару­жив истребители, два бомбардировщика спикировали к земле в надежде прорваться к цели на малой высоте, а третий бомбер наоборот полез за облака. Полез он туда не по своей воле - на хвосте Юнкерса плотно висел ЛаГГ Каберова. Из облаков Каберов вывалился в идеальной позиции для стрель­бы - четко в хвосте Юнкерса. Оставалось нажать на гашетку, что пилот и сделал с ог­ромным удовольствием. Юнкере упал в трех километрах от аэродрома.

В тот день Каберов выполнил семь бое­вых вылетов. Усталость была столь велика, что пилот заснул в кабине самолета на рулежке после седьмой за день посадки. День 11 сен­тября стал еще более тяжелым, в одном из боев 11 сентября Каберов сбил Hs-126.

Через двое суток эскадрилье пришлось спешно перебазироваться в Ленинград, так как аэродром начала обстреливать немецкая артиллерия. 14 сентября летчики увеличил свой боевой счет, сбив Bf. 109.

16 сентября люфтваффе, в основном силами Ju-87 из StG-2, предприняли масси­рованный налет на корабли Балтийского флота, стоявшие на рейде Кронштадта. В отражении налета принимала участие в том числе и эскадрилья, к которой служил Ка­беров. Каберов взлетел последним на толь­ко отремонтированном ЛаГГе. Левая стой­ка шасси после взлета не убралась. Каберов получил по рации приказ садится, но попро­бовал решить проблему выпустив и убрав повторно шасси. Со второй попытки шасси убрались нормально.

На подходе к Кронштадту Каберов об­наружил огромное количество пикирующих бомбардировщиков Ju-87, которые сопро­вождали истребители прикрытия. При захо­де в атаку на ЛаГГе вновь выпала левая стой­ка шасси. Тем не менее. Каберов выпустил очередь по пикировщику. Советский истре­битель с выпущенной стойкой шасси казал­ся легкой добычей для пилотов мессершмиттов. Один мессер немедленно зашел в хвост ЛаГГу. На помощь Каберову пришел Матвей Ефимов, очень вовремя заваливший немецкий истребитель. Каберов благопо­лучно вернулся на аэродром базирования. Ожесточенные воздушные бои в небе Крон­штадта продолжались неделю.

2 ноября началась эвакуация гарнизо­на Ханко, изолированного далеко в тылу противника. Ефимов, Костылев и Каберов в числе других пилотов выполнили несколь­ко боевых вылетов на прикрытие кораблей и транспортов с эвакуируемыми. В одном из таких полетов Каберов заметил одиноч­ный бомбардировщик СБ, шедший встреч­ным курсом с почему-то выпущенными стойками шасси. Обычно бомбардировщи­ки СБ действовали только в темное время суток и не летали с выпущенным шасси.

Поскольку требовалось соблюдать ти­шину в радиоэфире, Каберов не имел воз­можности обратить внимание коллег на странный самолет, который явно летел в Выборг. Каберов решил действовать само­стоятельно. Он подошел к СБ поближе, пос­ле чего с удивлением увидел на плоскостях крыльев опознавательные знаки финских ВВС! Атаки не получилось - ЛаГГ проско­чил веред, но во втором заходе балтийский ас сбил бомбардировщик. Как оказалось, за боем наблюдали с земли, командование ка­кого-то подразделения Красной Армии по­торопилось доложить о сбитом истребите­лем ЛаГГ-3 советском бомбардировщике. На аэродроме Каберов с нетерпением ожидал особист. Летчика арестовали, но ненадолго: стрелок СБ был взят в плен, им был финн. В полк поступила новая телеграмма, в которой говорилось о том, что СБ был финским. Каберова освободили из-под ареста.

В конце 1941 г. полк, в котором служил Каберов, начал патрулировать воздушное пространство над Дорогой жизни, ледовой трассой, которая связывала Ленинград с Большой Землей. Первый день нового 1942 г. Игорь Каберов отметил сбитым Bf. 109. 31 января Каберов перехватил над Ладожским озером два мессершмитта и сбил один из них. В свою очередь снаряд, выпущенный из пушки немецкого истребителя попал в радиатор ЛаГГа. Каберову пришлось выпол­нить вынужденную посадку. Уже на вырав­нивании ЛаГГ неожиданно резко клюнул носом и рухнул на землю. Самолет был раз­бит, но летчик не пострадал. Едва Каберов выбрался из кабины, как попал в плен. Крас­ноармейцы не сильно разбирались в типах самолетов, зато неплохо владели русским устным, на котором пилот популярно рас­сказал бойцам об их родственниках. Знание летчиком родословной совершенно незнакомых людей произвело на бойцов огром­ное впечатление и помогло в полной мере осознать ошибку.

ЛаГГ рухнул на землю, зацепив за неза­меченную пилотом линию электропередачи. При падении самолет буквально развалил­ся на части: отломились консоли крыла и хвостовое оперение. Каком образом уцелел летчик - совершенно непонятно! Каберов вернулся на аэродром, где по исконно рус­ской традиции выпил 100 граммов водки: «Ну, с возвращением». Друзья сказали пилоту: «Ты не мог погибнуть, ведь кроме тебя в полку никто не умеет играть на гармошке!» Как из­вестно, Красная Армия смогла победить в вой­не только благодаря водке и гармони!!!

В декабре истребитель Каберов (ЛаГГ-3 с бортовым номером «88» красного цве­та) разбил молодой летчик. На вооружение полка между тем поступили «Харрикейны». Русские летчики терпеть не могли эти зна­менитые британские самолеты. Мало кому удавалось одерживать на этих утюгах побе­ды в воздушных боях. Активность финских истребителей в тот период на этом участке фронта была низкой. У разведки появилась информация об использовании финнами трофейного истребителя И-153 с советски­ми опознавательными знаками.

В один из дней Каберов в паре с Костылевым получили задание перехватить истре­бители противника, подходившие к Крон­штадту на высоте 5000 м. Каберов самоле­тов противника в указанном районе не об­наружил, зато заметил одиночную «Чайку», шедшую на малой высоте над Балтикой в направлении аэродрома 4-го ГИАП КБФ. Каберова и Костылева не смутили красные звезды на крыльях биплана: Костылев ата­ковал и сбил «Чайку». И-153 упал на гра­нице аэродрома.

Оба советских летчика немедленно при­землились, уверенные, что спасли от вне­запного удара свой аэродром. Увы, в кабине И-153 находился не финский летчик, а на­чальник штаба 4-го ГИАП КБФ майор Бискуп, который облетывал истребитель после ремонта. Майор не пострадал, но «Чайку» ремонтировать еще раз смысла не имело.

Несколько последующих месяцев Кабе­ров летал на «Харрикейне». ЛаГГи полк получил только в октябре. Среди поступив­ших в полк отремонтированных самолетов был и любимый ЛаГГ Каберова с бортовым номером «88». Летчик с радостью пересел на свою старую машину!

12 января 1943 г. началась наступатель­ная операция Красной Армии, направленная на прорыв блокады Ленинграда. Актив­ность авиации с обеих сторон резко возрос­ла. Каберов пополнил свой боевой счет сби­тыми лично истребителем Bf. 109, бомбар­дировщиком Ju-88 и парой Bf.110. Еще две победы ас разделил с молодым летчиком, которого он учил искусство воздушного боя. В одном из боевых вылетов стрелок с Ju-88 и повредил двигателя ЛаГГа Каберова. Летчик посадил истребитель на брюхо.

Летчикам пока поставили задачу при­крывать переправу через Неву. 10 февраля пятерка Лагов во главе с Каберовым (ведо­мые Шестопалов, Шилков, Царев и Прасо­лов) вступила в бой с шестеркой Bf. 109 и парой Fw-190. Каберов при казал Цареву и Прасолову набирать высоту и быть готовы­ми отразить внезапную атаку других истре­бителей противника. Немцы часто практи­ковали внезапные атаки сверху на советс­кие самолеты, уже связанные боем.

Шилков быстро попал под удар Fw-190. Каберов пошел в лобовую атаку на фоккер. Противники стремительно сближались, ведя друг по другу огонь из всех бортовых то­чек. Нервы советского пилота оказались крепче: в последний перед казалось неми­нуемым столкновением миг, немец взял руч­ку на себя. Каберов вспорол пулями и снарядами брюхо Fw-190. Немецкий истреби­тель задымил, остальные вышли из боя. Это была 28-я победа Каберова.

Летом 1943 г. 4-й ГИАП КБФ был пере­вооружен более современными истребите­лями. Первая эскадрилья получила Як-1, вторая (в ней служил Каберов) и третья -Ла-5. Ла-5 был единственным истребителем, который Каберов считал лучше ЛаГГ-3. Первые боевой вылет на Ла-5 Каберов вы­полнил 18 июля - истребители прикрывали штурмовики Ил-2. Через шесть дней Игорь Каберов был удостоен звания Герой Совет­ского Союза.

Последняя победа аса стала и самой нео­бычной. Эскадрилья Каберова базировалась на Сескаре, ему понадобилось слетать на основной аэродром базирования полка. В полк надо было попасть также инженеру эскадрильи. Каберов посадил технаря в фюзеляж своего истребителя - обычная практика. На маршруте одинокий Лавочкин подстерегла четверка мессеров. Каберову пришлось принять в бой. Один Bf. 109 бал­тийский ас сбил сходу, однако потом ему пришлось туго. К счастью вовремя подошли Яки, Каберов смог выйти из боя. Каберов был настолько увлечен схваткой, что забыл про техника в фюзеляжа. Летчик крайне удивился когда на аэродроме из фюзеляж его истребителя вылез человек!

18 августа 1943 г. Игоря Каберова ото­звали с фронта и назначали инструктором. Он оставался на должности инструктора до конца войны в Европе, затем принял учас­тие в короткой войне с Японией. Всего Игорь Каберов сбил 29 самолетов против­ника, 11 лично и 18 в группе.

Андрей Кулагин окончил летную шко­лу весной 1942 г., в июле получил назначе­ние в 249-й ИАП (с февраля 1944 г. 163-й ГИАП). Полк был вооружен истребителя­ми ЛаГГ-3. Молодой летчик не мог одержать победы в воздушном бою очень длительное время. Первый сбитый занесли на личный счет Кулагина лишь 27 марта 1943 г. Кула­гин сбил ведущего четверки Bf. 109, кото­рые штурмовали позиции советских войск. Теперь боевой счет пилота стал пополнять­ся регулярно.

В январе 1944 г. летчики 249-го полка привлекались к полетам на ночные перехва­ты бомбардировщиков противника - очень сложная задача для лишенных радаров од­номестных ЛаГГов. Тактика действия ис­требителей ЛаГГ-3 была аналогична той, которую использовали в 1941-1942 г.г. пи­лоты британских «Харрикейнов» и в 1944-1945 г. немцы на Bf. 109 и Fw-190 из под­разделений Wilde Sau.

Летчики ЛаГГов получил с земли общее направление на самолеты противника, пе­рехват выполнялся во взаимодействии с зе­нитными прожекторами. Кулагин отличил­ся в этих полетах: на его счету семь сбитых ночью бомбардировщиков Не-111. К февра­лю 1944 г. Андрей Кулагин выполнил 320 боевых вылетов, провел 106 воздушных боев, сбил 22 самолета лично и четыре в группе; 1 июля 1944 г. он был удостоен зва­ния Герой Советского Союза.

В конце 1944 г. 163-й ГИАП перевоору­жили с ЛаГГ-3 на Ла-5. Войну Кулагин закончил командиром эскадрильи в звании капитана. Он выполнил 762 боевых вылета, провел 146 воздушных боев, сбил лично 32 самолета противника и семь в группе. 26 побед ас одержал, летая на ЛаГГ-3 - один из лучших, если не лучший, результат в ВВС! Кроме того, Кулагин стал самым ре­зультативным летчиком-ночником советс­ких ВВС,

Подобно 163-му ГИАП, 88-й ИАП так­же летал на ЛаГГ-3 почти до середины 1944 г. Первые ЛаГГ-3 88-й полк получил в но­ябре 1942 г., полк сражался на Северном Кавказе и Южной Украине. 5 февраля 1944 г. был преобразован в 159-й гвардейский истребительный авиационный полк. Первые Ла-5 полк получил в мае 1944 г. Девять лет­чиков полка стали Героями Советского Со­юза, не менее 15 - асами.

Одним из этих асов был Василий Максименко, окончивший авиационное учили­ще в Оренбурге в 1938 г. Боевое крещение летчик получил во время освободительно­го похода Красной Армии в Западную Ук­раину и Западную Белоруссию. Июнь 1941 г. застал Максименко в 88-м полку. Прежде чем Максименко сбили под Моздоком 25 августа 1942 г., он успел выполнить 250 бо­евых вылетов и сбить семь самолетов про­тивника. Летчик остался жив, а 23 ноября того же года был удостоен высокого звания Герой Советского Союза. Указ о своем на­граждении Василий Максименко прочитал в госпитале.

К моменту возвращения Максименко в строй, 88-й полк был перевооружен истреби­телями ЛаГГ-3. В августе 1943 г. Максименко стал майором и был назначен на должность командира полка. В начале 1944 г. известно­му пилоту вручили именной ЛаГГ-3 с надпи­сью «Герою Советского Союза Максименко В.И. от земляка рабочего завода «Главармалит» Гончаренко М.М.» Максименко недолго летал на этом самолете, поскольку в мае

1944 г. полк получил Ла-5. С лета 1944 г. и до конца войны 159-й ГИАП действовал в составе 2-го Белорусского фронта. Всего за войну Василий Максименко выполнил 516 боевых вылетов и сбил 17 самолетов про­тивника лично и восемь в группе.

Еще одним выдающимся летчиком 88-го ИАП являлся Василий Князев. Этот опытный пилот накануне войны командовал звеном. Уже на вторые сутки войны Князев сбил на И-16 бомбардировщик Ju-88. Первая победа, занесенная на боевой счет Князева, стала и первой победой, занесенной на счет полка.

За первые два года войны Князев выполнил 576 боевых вылетов и провел 122 воз­душных боя. 24 августа 1943 г. Князев стал Героем Советского Союза, на его счету чис­лилось 11 личных и девять групповых по­бед. Василий Князев сражался на Северном Кавказе, над Кубанью, южной Украиной, Восточной Пруссией, войну закончил в Бер­лине. Ас выполнил за войну 1088 боевых вы­летов (очень немногие летчики-истребители всех воющих стран, включая германских «эк­спертов», могут сравниться с Князевым по числу боевых вылетов), провел 139 воздуш­ных боев, сбил 29 самолетов противника лич­но и не менее девяти в группе.

Кабардиней Кубати Карданов также пришел в 88-й полк еще до войны. Первую победу Карданов одержал 13 июля 1941 г. К июню 1943 г. он выполнил 550 боевых вы­летов, провел 90 воздушных боев, сбил семь самолетов противника лично и 12 в группе. Курбанов отличился также при штурмовках наземных войск: на его счету числилось два уничтоженных танка, 127 грузовиков, семь пушек и 13 зениток. 24 августа 1943 г. Ку­бати Карданову было присвоено звание Ге­рой Советского Союза.

В одном из полетов конца ноября 1943 г. Карданов патрулировал воздушное про­странство, когда услышал по радио просьбу о помощи, исходившую от экипажа развед­чика Пе-2, атакованного вражескими истре­бителями. Карданов во главе звена устре­мился к «пешке». Разведчик атаковало сра­зу шесть Bf.109. В короткий срок кабарди­нец сбил два истребителя противника, но и сам получил ранение в левую руку. Тем не менее, Карданов не вышел из боя. Пе-2 и все четыре ЛаГГа благополучно вернулись на свои аэродромы. Ранение оказалось тяжелым - Кар­данов после своего 663-го боевого вылета про­вел в госпиталях больше года.

В полк ас вернулся в начале 1945 г. Вра­чи разрешили Карданову летать только на По-2. Естественно запрет был нарушен не­медленно - последние боевые вылеты Кар­данов выполнил на Ла-5 в небе Кенигсбер­га. Всего Курбати Карданов совершил бо­лее 700 боевых вылетов, сбил 17 самолетов противника лично и 12 в группе.

Лейтенант Евгений Пылаев прибыл в 88-й ИАП в августе 1942 г., ранее он в тече­ние двух лет служил в авиационном учили­ще инструктором. Свое мастерское владе­ние истребителем И-16 Пылаев продемон­стрировал уже в первую неделю пребыва­ния на фронте - сбил два мессершмитта 109.

В ноябре вместе с другими летчиками полка Пылаев освоил ЛаГГ-3. 3 июня 1943 г. летчик провел свой самый успешный воз­душный бой. Пылаев возглавлял шестерку ЛаГГов. Ведомыми летело пятеро молодых необстрелянных летчиков. Пилоты надеялись на рутинное патрулирование над Ку­банью, но их ждала встреча с сотней пики­рующих бомбардировщиков Ju-87 и истре­бителей Bf.109. Помимо ЛаГГов в бою при­нимали участие восемь истребителей Як-1 из 42-го ГИАП. Яки связали боем мессершмитты, а ЛаГГи атаковали «лаптежников». В первой же атаке Пылаев сбил один пикиру­ющий бомбардировщик, а летчик еще од­ного Ju-87, уклонясь от атаки, столкнулся с другой «штукой».

Первая группа пикировщиков рассыпа­лась и неприцельно сбросила бомбы. Пылев со своими орлами атаковал вторую вол­ну бомбардировщиков. Всего в том памят­ном бою Пылаев сбил четыре пикирующих бомбардировщика, а все пятеро «желторо­тых» сбили по одной «штуке».ЛаГГи без потерь вернулись на аэродром.

В ноябре 1943 г. Пылаев стал капитаном и получил назначение на должность замес­тителя командира полка по воздушно-стрел­ковой подготовке. К моменту перевооруже­ния полка на Ла-5 в мае 1944 г. Пылаев вы­полнил 285 боевых вылетов, провел 94 воз­душных боя, сбил 16 самолетов противни­ка лично и четыре в группе, еще как мини­мум один вражеский самолет ас уничтожил на земле. Евгению Пылаеву Указом от 26 октября 1944 г. было присвоено звание Ге­роя Советского Союза.

В августе 1942 г. в 88-й полк пришел еще один будущий ас - лейтенант Афанасий Лукин. Лукин закончил летное училище в 1939 г. и был оставлен в нем инструктором. В ноябре 1943 г. капитан Лукин стал командиром эскадрильи. 21 ноября 1943 г. Лукин во главе восьмерки ЛаГГов провел воздуш­ный бой с группой Ju-87, которую сопро­вождало восемь Bf. 109. В воздушном бою комэск лично сбил пару «лаптежников» и повредил третий. Кроме того, Лукин сбил один Bf. 109. Один ЛаГГ получил в бою по­вреждения, среди пилотов потерь не было. Афанасий Лукин стал Героем Советско­го Союза 26 октября 1944 г. К этому време­ни он выполнил 325 боевых вылетов, про­вел 120 воздушных боев, сбил 14 самолетов лично и четыре в группе. Осенью 1944 г. Лукина отозвали с фронта для обучения в Военно-воздушной академии.

Павел Камозин закончил авиационное училище в 1938 г., затем служил летчиком-инструктором. Июнь 1941 г. застал молодо­го лейтенанта в 269-м полку, имевшим на вооружении истребители И-153 «Чайка». В своем самом первом боевом вылете Камо­зин был ранен в ногу, но ранение оказалось не тяжелым. Камозин сражался на истреби­телях Поликарпова до перевооружения полка ЛаГГами. Повоевать на ЛаГГах, однако тогда Камозину не пришлось - его вновь направили на инструкторскую работу. В полк летчик вернулся почти через год, но уже в первом боевом вылете над Туапсе Камозин сбил Bf. 109.

В боевом вылете 19 июля 1942 г. Камо­зин возглавил пятерку ЛаГГ-3. Над Шаумя­ном, Северный Кавказ, пятерка советских истребителей вступила в бой с шестью Bf. 109. Камозин сразу сбил одного мессера, второй германский самолет уничтожил кто-то из ведомых. Немцы по радио вызвали подмогу - к месту схватки подтянулось еще 15 Bf. 109. Камозин сбил еще двух, все со­ветские истребители вернулись на базу.

Свои лидерские качества Камозин в оче­редной раз продемонстрировал в бою 7 ок­тября 1942 г., когда он возглавлял пятерку ЛаГГов из своего полка и пару приблудных Яков из 518-го ИАП. Сталинские соколы перехватили 11 пикировщиков Ju-87, кото­рые шли под охраной четырех Bf.l 10 и ше­сти Bf. 109. Камозин и его ведомый в пер­вом же заходе сбили по одномоторному мес­серу, а другие летчики зажгли две «штуки». В бой вступило еще шесть Bf.l09. К концу боя Камозин сбил три Bf. 109, а всего нем­цы потеряли шесть Bf. 109 и два Ju-87. По­тери советской стороны составили три ис­требителя и один пилот.

В следующем месяце Камозин записал на свой счет два Bf.l09 и один Bf.ПО. 1 мая 1943 г. он был удостоен звания Герой Со­ветского Союза. В мае 1943 г. капитана Камозина перевели командиром эскадрильи в вооруженный «Аэрокобрами» 66-й ИАП. К этому времени Камозин совершил на ЛаГГ-3 более 100 боевых вылетов и сбил 17 са­молетов противника лично и семь в группе, став вторым по результативности (после Андрея Кулагина) пилотом ЛаГГ-3. Всего же за войну Павел Камозин выполнил бо­лее 200 боевых вылетов, провел 70 воздуш­ных боев, сбил 35 самолетов лично и 13 в группе.

Дмитрий Тормахов закончил авиацион­ное училище в июне 1942 г. Сержант Тор-махов получил назначение в 269-й ИАП (полк базировался в Лазоревском, под Сочи) в январе 1943 г. Удача улыбнулась парню -его взял к себе ведомым Камозин.

Свою первую победу Тормахов одержал 4 февраля, сбив северо-западнее Геленджи­ка истребитель Bf.109. Через 18 дней моло­дой летчик принял участие в знаменатель­ной схватке. Камозин и Тормахов перехва­тили пару Bf.109, которая атаковала штур­мовики Ил-2. Как ужас, летящий на крыль­ях ночи, набросились славные летчики на фашистских агрессоров. Короткой очередью зажег Камозин один мессершмитт, а второй в панике скрылся в облаках.

Довольные Камозин и Тормахов раскла­нялись со штурмовиками и полетели даль­ше. Не тут-то было! Уцелевший фашист поборол страх и ужас, отсидевшись в сво­ем облаке. Гитлеровский выкормыш из-подтишка атаковал самолет Камозина. У Тормахова не оставалось времени для атаки -отчаянный летчик бросил ЛаГГ под трассы недоноска из люфтваффе, приняв огонь на себя. ЛаГГ Тормахова получил тяжелые по­вреждения, но рано ликовал стервятник. ЛаГГ Камозина в крутом вираже повис на хвосте мессера. Лучше бы фриц сидел в сво­ем облаке - а так ему пришлось стать рыбь­ем кормом.

18 марта Тормахов в составе группы истребителей 269-го ИАП принял участие в воздушном бое с группой из 27 Ju-87, дер­жавшей курс на Геленджик. Атаку ЛаГГов попыталась сорвать пара мессеров. Один из них атаковал самолет Тормахова, но про­махнулся. Мессер проскочил при выходе из атаки вперед, Тормахов использовал свой шанс: очереди вспороли фюзеляж «худого». Дымящий мессер вышел из боя. Второй мес­сер в это время крутил карусель с парой Яков. Тормахов короткой очередью прекратил цирк - мессер угомонился на дне Черного моря.

Очередной воздушный бой летчик про­вел 18 апреля 1943 г. в составе пятерки ЛаГГов. Патрулирование уже подходило к кон­цу, когда со стороны солнца атаковали не­мецкие истребители - излюбленный прием трусоватых гитлеровцев. Немецкие летчи­ки избегали предупреждать по радио совет­ских коллег о грядущих атаках, а ведь мог­ли бы, как никак - типа наследники рыца­рей. Пара мессеров в атаке с пикирования успеха не добилась, а на выходе из атаки охотники сами превратились в добычу. Тор-махов сбил одного Bf. 109 (летчик мессера унтерофицер Г. Пабст погиб), а второй тя­жело повредил. Немецкий истребитель вы­шел из боя, волоча за собой шлейф дыма. Тормахову засчитали две победы, но летчик мессера известный ас Вольфганг Эттель все-таки сумел дотянуть израненный самолет до аэродрома.

Через пять дней 269-й полк сняли с фронта, так как в части оставалось всего шесть боеспособных самолетов. Эти маши­ны вместе с летчиками, в числе которых оказался Тормахов, передали в 267-й ИАП.

К этому моменту Тормахов сражался в течение трех с половиной месяцев, выпол­нил 90 боевых вылетов, провел 30 воздуш­ных боев и одержал девять побед. Десятый самолет противника молодой ас сбил в на­чале мая, получив право быть представлен­ным к присвоению звания Герой Советско­го Союза. 27 мая 1943 г., прежде чем были оформлены наградные документы он, не вернулся из своего 99-го боевого вылета. В списки полка Тормахов был занесен как про­павший без вести.

На самом деле летчику удалось покинуть горящий истребитель. Обоженный пилот при­землился прямо на минное поле, однако судь­ба хранила юношу - его спасли красноармей­цы. Два месяца ас провел в госпитале. В авгу­сте Тормахов вернулся в полк, перевооружен­ный к этому времени на Як-7Б. До конца вой­ны Тормахов воевал на Яках, последний бое­вой вылет выполнил в Югославии.

Всего Дмитрий Тормахов выполнил 366 боевых вылетов, 34 из них на нанесение ударов по наземным целям, 86 на разведку и 186 на сопровождение штурмовиков. Ас провел 71 воздушный бой, сбил 14 самоле­тов лично (восемь Bf. 109, два Не-111, по одному Fw-190, Me-210, Ju-87, Ju-88), два самолета (Bf. 109 и Ju-52/3т) на земле. В феврале 1945 г. командование представило Тормахова к званию Герой Советского Союза, но представление не прошло из-за того, что личный счет летчика со времени последнего награждения почти не вырос. От Тормахова в тот период количество сбитых зависело не так уж и сильно: его посылали главным образом на штурмовку наземных целей.

Тот факт, что ЛаГГ-3 в опытных руках превращается в грозное оружие, подтвердил лишний раз Аркадий Суков. На Западе Су­ков известен как «асе killer», его специали­зацией стали эксперты из Jagdgeschwader-54. К сожалению, сведения о Сукове весьма скупы и отрывочны. В мае 1942 г. капитан Суков воевал на ЛаГГ-3 в составе 41 -го ИАП на Волховском фронте. 22 мая не вернулся из боевого вылета ас с 47-ю победами лей­тенант Отто-Бруно Люрцер (сын известно­го аса времен первой мировой войны) из П./ JG-54. Люрцер пропал северо-восточнее Киришей, где восьмерка Bf. 109 должна была перехватить группу советских штур­мовиков Ил-2. Мессера стали добычей груп­пы ЛаГГов, Аркадий Суков завалил аса -сына аса в первой же атаке. Мессершмитт Люрцера взорвался в воздухе.

9 августа 1942 г. Суков завалил еще бо­лее «жирную» дичь. Снаряды и пули бор­тового оружия ЛаГГа поставили точку в ка­рьере кавалера Рыцарского креста команди­ра 7./JG-54 обер лейтенанта Макса-Гельму­та Остермана, на счету Остермана значились 102 победы.

18 сентября 1942 г. Аркадий Суков во граве группы ЛаГГов сопровождал Ил-2 из 448-го ШАП. В районе железнодорожной станции Тосно советские самолеты атако­вала восьмерка Bf. 109. В воздушном бою наши летчики потерь не понесли, а Суков сбил еще одного аса, увенчанного Рыцарс­ким крестом - гауптмана Герберта Финдейзена из II./JG-54 (67 побед). Финдейзен вып­рыгнул с парашютом, а после приземления был взят в плен.

В начале ноября 41-й ИАП сменил ЛаГГ-3 на Як-7. 11 числа Суков уже на Яке вылетел на свободную охоту в район Боль­шой Вишеры. Недалеко от линии фронта ас заметил пару мессеров, которые на малой высоте пытались незамеченными пройти линию фронта. Внезапной атакой суков сбил один Bf.109. Надо ли говорить, что в каби­не мессера сидел кавалер Рыцарского крес­та? Ну да - сидел, Ганс-Иоахим Хейер из III./JG-54 с 54 победами.

Вероятно, в 1943-1944 г.г. Суков много времени провел в госпиталях, залечивая по­лученные раны. Следующий после 11 ноября 1942 г. воздушный бой с участием Аркадия Сукова датирован уже 17 декабря 1944 г. К этому времени Суков стал капитаном и летал на Ла-5 в 254-м ИАП. Жертвой Сукова опять стал ас - летавший в тот день на Fw-190 обер-фельдфебель Генрих Вефкрс, 52 победы. Бой проходил над Рижским заливом.

3 января 1945 г. Суков во главе группы истребителей прикрывал бомбардировщики Пе-2. Над Либавой самолеты перехвати­ли Fw-190 из столь любимой Суковым 54-й эскадры. Как говорит Михаил Задорнов, вы будете смеяться, но Суков сбил командира 3./JG-54 лейтенанта Ганса-Иоахима Крошински, кавалера Рыцарского креста, аса с 76 победами! Тяжело раненый Крошински покинул горящий фоккер.

Аркадий Суков сбил как минимум 12 Fw-190 и четыре Bf.109, его жертвами ста­ло четыре кавалера Рыцарских крестов!