Ла-7 - лучший из породы

 

Продувки Ла-5 в натурной трубе позво­лили определить основные направления улучшения внешней и внутренней аэроди­намики самолета: раз нет более мощного мотора, значит надо «вылизывать» самолет и облегчать конструкцию. Выяснилось, что внутренняя герметизация самолета дает прирост скорости в 24 км/ч, полное закры­тие ниш шасси - еще 6 км/ч. Перенос маслорадиатора из-под капота двигателя под фюзеляж позволял снизить поперечное се­чение радиатора за счет увеличения объема проходящего через него воздуха. Еще не­сколько километров скорости давал перенос воздухозаборника двигателя с крыши капо­та в корневую часть центроплана. С облег­чением планера возникли трудности - все, что с машины можно было снять безболез­ненно - уже сняли, жертвовать прочностью конструкции, как это сделал Яковлев, Лавоч­кин не стал. К счастью, за счет поставок по ленд-лизу и налаживания производства в глу­бине СССР, облегчилось положение с алюми­нием. Замена деревянных конструкций метал­лическими - большой резерв экономии мас­сы. Одна замена деревянных лонжеронов кры­ла на дюралевые со стальными полками сни­жала массу на 100 кг! Надо сказать, что к это­му времени в конструкции планера уже не осталось дельта-древесины - из-за нехватки смолы ее из конструкции постепенно вытес­нили обычные сосна и береза.

Эффективность мероприятий по аэроди­намике, выданных работниками ЦАГИ, про­верялась на доработанном самолете Ла-5 (заводской № 39210206). Испытания с 16 декабря по 10 февраля 1944 г. проводил лет­чик-испытатель Н.В.Адамович. Доработан­ный Лавочкин показал скорость на 34 км/ч большую, чем серийная машина (684 км/ч на высоте 6150 м), причем мероприятия по улучшению аэродинамики были реализова­ны не в полном объеме.

Все рекомендации учли на построенном в январе 1944 г. самолете «Ла-5 эталон 1944 г.»: проведена внешняя и внутренняя герме­тизация винтомоторной группы и планера, установлены щитки, полностью закрываю­щие ниши шасси, маслорадиатор перенесен под фюзеляж, а всасывающие патрубки на­гнетателя - в носок центроплана, улучшена форма зализов между крылом и фюзеляжем, сокращено количество крышек капота и уменьшен размер подвижных боковых ство­рок; за счет установки аэродинамических компенсаторов на рулях высоты удалось уменьшить усилия на ручке управления на 20-23%. «Эталон» получил усиленное воо­ружение из трех 20-мм пушек Березина УБ-20 с боезапасом по 150 снарядов на ствол.

Первый полет на модернизированном истребителе летчик-испытатель Георгий Михайлович Шиянов совершил 2 февраля 1944 г. Всего через две недели - 16 февраля - самолет передали на государственные ис­пытания. По программе гос. испытаний на­мечалось выполнить 44 полета, но в девя­том полете, 20 февраля, произошел обрыв шатуна в двигателе, и летчику-испытателю А.Г.Кубышкину с трудом удалось посадить истребитель. Испытания возобновились 8 марта, после ремонта Ла-5. Когда большая часть программы была отработана, из-за производственного дефекта (плохая склейка) в воздухе разрушился 12-й шпангоут фюзеляжа, Кубышкин вновь сумел посадить поврежденный самолет. В отчете по испы­таниям майор Кубышкин отметил, что зна­чительно увеличилась горизонтальная ско­рость и скороподъемность, максимальная скорость достигла значения 680 км/ч на вы­соте 6250 м - лучший результат среди всех отечественных истребителей того времени. В то же время он указал и на недостатки «эталона 1944 г.» - жара в кабине (+40-50 гр С), скапливание в кабине конденсата влаги, велики усилия на педалях, не предусмотре­но быстрое покидание машины, отсутству­ет автоматика управления винтомоторной группой. Вывод Кубышкин сделал следую­щий: «Самолет по своим летным данным является одним из лучших истребителей. Необходимо форсировать серийную пост­ройку с одновременным устранением выше­указанных недостатков.» В начале мая эта­лон 1944 г. был запущен в серийное произ­водство под обозначением Ла-7, а с ноября 1944 г. Ла-7 полностью вытеснил Ла-5ФН, производство которых прекратилось (кста­ти, на последних сериях Ла-5ФН внедрены некоторые нововведения «эталона», в част­ности, на Ла-5ФН 39-й и 41-й серий стояли металлические лонжероны крыла). Боль­шинство серийных Ла-7 выпущено с двумя пушками ШВАК, а не с тремя УБ-20. Пуш­ка УБ-20 представляла собой переделанный под калибр 20 мм пулемет УБ, и поначалу отличалась низкой надежностью; до конца войны изготовили только 368 трехпушечных Ла-7, их строили с марта 1945 г. на за­воде №381.

Ла-7 по комплексу боевых свойств стал лучшим советским серийным истребителем Второй мировой войны, но при массовом производстве характеристики самолетов неизбежно снижаются - ни один серийный Ла-7 не развил скорости более 658 км/ч.

Истребитель Ла-7 мог на равных сра­жаться с любым немецким истребителем, а близкий по компоновке Fw-190 превосхо­дил по всему комплексу характеристик, кро­ме скорости на пикировании.

Отношение в войсках к Ла-7 не было столь однозначным. Многие асы привыкли к Ла-5ФН и считали, что Ла-7 не сильно от него отличается. Первые воздушные бои изменили отношение, репутация Ла-7 осо­бенно упрочилась, после того как на нем были сбиты реактивные истребители Ме-262 и реактивные бомбардировщики Ar-234.

Войсковые испытания с 15 сентября по 15 октября 1944 г. Ла-7 проходили в 63-м ГИАП (бывший 169-й ИАП, преобразован в гвардейский 18 марта 1943 г.), которым командовал Герой Советского Союза под­полковник Евгений Горбатюк. Горбатюк за­кончил школу летчиков перед войной, в 1941 г. он сражался на И-16 и МиГ-3 в составе 28-го ИАП. 4 марта 1942 г. был удостоен звания Герой Советского Союза. В феврале 1944 г. подполковник Горбатюк был назна­чен командиром 63-го ГИАП. За войну ас выполнил 347 боевых вылетов и одержал в воздушных боях 19 побед. В 63-м ГИАП служил легендарный безногий ас Алексей Маресьев. Первые боевой вылет Маресьев выполнил в августе 1941 г. Он одержал в воздушных боях четыре победы, прежде чем его сбили 4 апреля 1942 г. за линией фрон­та. 18 дней раненый в ноги летчик выбирал­ся к своим. В госпитале Маресьеву ампути­ровали обе ноги, но июне 1943 г. Маресьев вернулся к летной работе. Летать ему раз­решили на По-2, запрет не помешал пилоту освоить Ла-5. В составе 63-го ГИАП в ходе Курской битвы Маресьев сбил три самоле­та противника, в том числе два Fw-190. 24 августа Алексей Маресьев был удостоен звания Герой Советского Союза. За войну ас выполнил 86 боевых вылетов и сбил 11 самолетов противника.

Еще одним известным асом 63-го ГИАП являлся Алексей Пашкевич, закончивший летную школу в 1940 г. Пашкевича остави­ли в училище инструктором, он попал на Калининский фронт только в начале 1942 г., в 169-й ИАП. Пашкевич отличился в небе Курска, весной 1944 г. (на момент получе­ния Ла-7) он носил погоны майора. 23 сен­тября 1944 г. Алексей Пашкевич сбил четы­ре Fw-190, а летчики его эскадрильи - еще семь. 23 февраля 1945 г. Пашкевичу присво­или звание Герой Советского Союза. День Победы ас встретил, имея в своем «багаже» 20 побед. В апреле 1950 г. командир воору­женного истребителями МиГ-15 29-го ГИАП полковник Пашкевич прибыл в Корею. В небе Кореи ветеран Великой Отечественной вой­ны сбил два американских самолета.

В момент получения истребителей Ла-7 63-й ГИАП базировался на литовских аэродромах Шауляй и Пурчай. В войсковых испытаниях принимало участие 30 «Лавоч­киных». Гвардейцы сбили 55 самолетов про­тивника (52 FW 190 и три Bf 109) в 47 воз­душных боях, потеряв четыре своих маши­ны (все - по причине отказов двигателей). В одном бою 25 сентября шестерка Ла-7 май­ора Воронкова атаковала 12 «фоккеров» и сбила семь из них! Без сомнения, свою роль в таком счете сказала не только техника, но и огромный боевой опыт летчиков - осень 1944 г. - это не лето 1941 г.! Личный состав гвардейского полка состоял из ветеранов, некоторые летчики начали воевать на Ла-5 еще под Сталинградом. Зато на «фокке-вульфах» летали далеко не Хартманы - в конце войны в истребители и истребители-бомбар­дировщики пришло множество летчиков из расформированных бомбардировочных и транспортных авиагрупп, не владевших ис­кусством воздушного боя. Впрочем, на Ла-7 успешно били и немецких асов. Осенью 1944 г. для противодействия истребителям Гельмута Вика (130 побед) на 3-й Прибал­тийский фронт была направлена эскадрилья Ивана Кожедуба из 176-го ГИАП. Эскадри­лья базировалась на аэродроме Валга. Итог командировки гвардейцев - 12 сбитых немцев при двух потерянных своих самолетах. В результате активность «охотников» Люф­тваффе резко снизилась.

Вторым в ВВС КА получил истребите­ли Ла-7 156-й ИАП, начинавший войны на И-16, затем сражавшийся на ЛаГГ-3. В ав­густе 1943 г. полк был перевооружен истре­бителями Ла-5ФН, тогда же командиром стал подполковник Сергей Федорович Дол­гушин. Первый боевой вылет Долгушин выполнил на И-16 22 июня 1941 г.

В два первых военных года Долгушин летал едва ли не всех типах истребителей, состоявших на вооружении советских ВВС, служил он в разных полках. 5 мая 1942 г. стал Героем Советского Союза, тогда на его счету числилось семь личных побед и че­тыре победы, одержанные в составе группы. В августе 1943 г. подполковник Долгу­шин был назначен командиром 156-го ИАП.

После перевооружения истребителями Ла-7 полк оставался в резерве до июня 1944 г. Самолет Долгушина получил прямое по­падание зенитного снаряда в феврале 1945 г. над Данцигом. Двигатель истребителя ос­тановился, но опытный летчик смог спла­нировать и посадить самолет за линией фронта, на своей территории. Последний боевой вылет Сергей Долгушин выполнил 6 мая 1945 г. За войну ас сбил 17 самолетов лично и 11 в группе, восемь побед он одер­жал, летая на истребителе Ла-7.

Самым успешным летчиком 156-го ИАП являлся майор Михаил Зеленкин. В полк он прибыл в сентябре 1941 г. сразу после окон­чания летной школы, летал на ЛаГГ-3 и Ла-5. К августу 1944 г. Зеленкин выполнил 218 боевых вылетов, сбил 19 самолетов лично и три в группе. На счету Зеленикна был и сбитый немецкий аэростат. С перевооруже­нием полка победный счет Зеленкина начал быстро расти, на Ла-7 ас одержал почти по­ловину своих побед. За войну он сбил 28 самолетов лично, четыре в группе, выпол­нил 326 боевых вылетов.

Самые результативные полки, воору­женные Ла-7, как ни странно, ранее имели на вооружении не истребители Лавочкина. 9-й ГИАП встретил войну как 69-й ИАП. Летчики полка защищали Одессу на И-16 и МиГ-3, осенью 1941 г. полк получил истре­бители ЛаГГ-3. 7 марта 1942 г. полк был преобразован в 9-й гвардейский. С осени 1942 г. по июль 1944 г. на вооружении 9-го ГИАП состояли истребители Як-1 и Р-39. После получения Ла-7 полк оставался не­сколько месяцев в резерве, прежде чем в ноябре 1944 г. был включен и состав 303-й ИАД. В состав дивизии входили также воо­руженный самолетами Ла-5 523-й ИАП и два полка на Як-3, один из них - «Норман­дия-Неман».

К моменту получения 9-м ГИАП истре­бителей Ла-7 многие летчики полка уже ста­ли известными асами. Вместе с новыми са­молетами полк получил нового командира - Владимира Лавриненкова. Первые боевые вылеты опытнейший летчик выполнил на древнем биплане И-15бис. Фортуна повер­нулась к летчику лицом весной 1942 г., ког­да он пересел на Як-1. Лавриненкову дос­тался самолет с бортовым номером «17» белого цвета. Число 17 оказалось удачным, оно совпадало с датой рождения пилота. С весны 1942 г. Лавриненков летал на само­летах с бортовыми номерами «17».

Первую победу в воздушном бою Вла­димир Лавриненков одержал вскоре после получения Як-1, в октябре 1942 г. пилота перевели в 9-й ГИАП. 1 мая 1943 г. Лаври­ненков был удостоен звания Герой Советс­кого Союза, к этому времени он выполнил 322 боевых вылета, сбил 16 самолетов про­тивника лично и 11 в группе, провел 78 воз­душных боев. В конце августа Лавриненков после тарана германского самолета попал в плен, откуда бежал. Через два месяца ас вер­нулся в свой полк.

Звания дважды Герой Лавриненков по­лучил 1 июля 1944 г., как раз когда 9-й ГИАП получал истребители Ла-7. Через 17 дней погиб в авиакатастрофе командир полка полковник Анатолий Морозов. Лавриненков был назначен командиром полка вопреки своему желанию. Владимир считал, что в части есть более опытные и достойные вы­сокой должности пилота, а сам он хотел все­го лишь летать и вести воздушные бои. Ко­мандование решило иначе.

В конце октября Лавриненков провел полк в бой. На полк возложили задачу обес­печить господство в воздухе в заданном рай­оне, действуя методом свободной охоты.

Обычно на «охоту» летали парами или чет­верками, но 9-му полку предстояло «охо­титься» эскадрильями и даже всем полком!

9-й ГИАП действовал в тесном контак­те с французами из «Нормандии-Неман». Лавриненков дружил и часто летал на бое­вые задания с командиром «Нормандии» майором Луи Дельфино. Друзья постоянно спорили какой самолет лучше: Як-3 или Ла-7. В конечном итоге решили провести учебный воздушный бой, в котором приняли участие пара Ла-7 (Лавриненков - Остапченко) и пара Як-3 (Дельфино и его ведомый).

Лавочкины продемонстрировали пре­имущество в вертикальном маневре, Як же был лучше на виражах. Бой закончился ни­чем - у Лавриненкова в воздухе обострилась тахикардия (последствие совершенного 18 месяцами ранее тарана), и он дал сигнал пре­кратить схватку. Болезнь сердца преследова­ла летчика всю оставшуюся жизнь.

13 января Красная Армия начала круп­ную наступательную в Германии. Летчики 9-го ГИАП выполняли полеты на эскорти­рование ударных самолетов и штурмовку наземных целей, а также на «свободную охоту». В начале апреля полк поддерживал с воздуха войска, штурмовавшие Кенигс­берг и Пиллау. По завершении сражения в Восточной Пруссии полк перебросили в Польшу. Последние боевые вылеты летчи­ки полка выполнили в небе Берлина. Вла­димир Лавриненков выполнил в годы вой­ны 448 боевых вылетов, провел 134 воздушных боя. Сбил 36 самолетов лично и 11 в группе, в том числе - три на Ла-7.

Самым результативным пилотом 9-го ГИАП был майор Алексей Алелюхин, вое­вавший в полку с первого до последнего дня войны. Первые две победы Алелюхин одер­жал на И-16 над Одессой, там же в первый раз был ранен. После ранения Алексей вер­нулся в полк осенью 1941 г., полк в это вре­мя получал ЛаГГ-3.

К лету 1942 г. Алексей Алелюхин стал опытным воздушным бойцом. 10 августа 1942 г. Алелюхин во главе шестерки ЛаГГов провел воздушный бой с десятком Bf. 109. Один мессер сбил сам командир, второй уничтожил ведомый Алелюхина лей­тенант Сафронов. Неделей позже Алелюхи­на атаковала четверка «мессеров». Шесть раз советский летчик срывал атаки фашис­тов, прежде чем сумел оторваться от про­тивника на предельно малой высоте. В том памятном бою Алелюхин умудрился сбить один мессер.

Ас № 2 Герхард Баркгорн (301 победа) после войны вспоминал о напряженном бое с «неуязвимым ЛаГГом». Скорее всего в кабине ЛаГГа сидел как раз Алелюхин.

В последние месяцы 1942 г. в районе Калача Алелюхин сбил четыре бомбарди­ровщика, тип которых установить не уда­лось, и два Ju-87, в районе Котельниково уничтожил один Bf.109.

В августе 1943 г. полк был перевоору­жен с Яков на американские истребители Р-39 «Аэрокобра». 24 августа 1943 г. Алелю­хин стал Героем Советского Союза, 1 нояб­ря 1943 г. - дважды Героем. Чуть позже ему присвоили воинское звание майор.

Алелюхин не просто выдающийся лет­чик-истребитель, он был превосходным ко­мандиром и педагогом. Как и Лавриненков, Алелюхин много внимания уделял подготов­ке молодых летчиков, лично вводил в строй, помогал одерживать первые победы, а по­рой «дарил» сбитых. В июле 1944 г., сразу после получения истребителей Ла-7, Алек­сей Алелюхин стал заместителем команди­ра полка. Ему вручили именной самолет.

В небе Прибалтики и Восточной Прус­сии Алелюхин сбил 27 марта 1945 г. в од­ном бою два Fw-190 (восточнее Пиллау). 19 марта ас сбил еще один Fw-190 над Берли­ном. Всего Алексей Алелюхин выполнил 601 боевой вылет, провел 258 воздушных боев, сбил 40 самолетов лично и 17 в груп­пе. Очевидно, что этот счет не полный. Не менее девяти побед ас не одержал, летая на ЛаГГ-3 и несколько - на Ла-7.

Павла Головачева перевели в 9-й ГИАП в октябре 1941 г. из 168-го ИАП. Летчик начал войну на И-16, ни одной победы на истребителях этого типа он одержал. Пер­вый самолет противника (Bf. 109) Головачев сбил на ЛаГГ-3 25 июня 1942 г. Через не­сколько дней Головачев, будучи ведомым, был атакован вместе с командиром четвер­кой мессершмиттов. ЛаГГи не могли выти из боя, поскольку Bf.109 обладали превосходством в скорости. Головачев сбил один Bf. 109, но затем кабину его ЛаГГа прошила очередь. Разбиты были приборная доска и фонарь кабины, летчика спасла бронеспин­ка кресла. На посадке у ЛаГГа не вышло шасси. Истребитель буквально грохнулся на летное поле, Головачев попал в госпиталь. Тело летчика иссекли осколки стекла фона­ря. Помимо стекла, хирурги извлекли пять осколков снарядов.

Головачев вернулся в строй, но ненадол­го - 23 августа он был ранен огнем воздуш­ного стрелка с Ju-88. Юнкере Головачев сбил, однако от полученной раны потерял сознание. Очнулся, когда ЛаГГ находился в штопоре. Головачев почти вывел самолет из штопора, но все-таки ЛаГГ зацепил хвос­том землю. Самолет рухнул на берег Дона. Головачев после такой посадки провел в гос­питале месяц.

В полк летчик вернулся, когда часть уже перевооружили истребителями Як-1. С этого момента победный счет Голова­чева начал быстро расти. К концу октября 1943 г. ас сбил 17 самолетов, 1 ноября 1943 г. он был удостоен звания Герой Советс­кого Союза.

В конце лета 1944 г. капитана Головаче­ва назначили заместителем командира эс­кадрильи. 30 декабря зам. комэска сбил раз­ведчик Ju-88 на высоте 9000 м над Инстербургом. Несмотря на полученные от снаря­дов пушек Ла-7 повреждения, Юнкере раз­вернулся на обратный курс. Головачев та­ранил вражеский самолет - один из после­дних таранов в годы войны. Ас привел по­врежденный в результате таранного удара истребитель на свой аэродром. Машину от­ремонтировали за несколько дней. 18 янва­ря 1945 г. на этом самолете Головачев в двух боевых вылетах сбил четыре Fw-190.

15 февраля аса назначили командиром 1-й эскадрильи, к этому моменту он совер­шил 385 боевых вылетов и сбил 26 самоле­тов противника. 25 апреля 1945 г. он одер­жал две свои последние победы в войне: сбил пару Fw-190 над руинами Берлина.

Всего Павел Головачев выполнил 457 боевых вылетов, провел 125 воздушных боев, сбил 31 самолет противника лично, один в группе. 14 побед он одержал, летая на Ла-7. 29 июня 1945 г. Головачев стал дважды Героем Советского Союза.

Амет-Хан Султан - еще один ас из 9-го ГИАП. Амет-Хан воевал на И-153, «Харрикейнах» в 1941 г. в составе 4-го ИАП. Лет­чик не мог сбить самолет противника вплоть до осени 1942 г. Свою первую победу он одержал, таранив вражеский бомбардировщик. В октябре 1941 г. Амет-Хана в числе лучших летчиков отобрали для дальнейше­го прохождения службы в элитном 9-м ГИАП. 23 августа 1943 г. Амет-Хан Султа­ну было присвоено звание Герой Советско­го Союза за 19 личных и 11 групповых по­бед. Ас выполнил 395 боевых вылетов и провел 79 воздушных боев.

Осенью 1944 г. майор Амет-Хан Султан занимал пост заместителя командира 9-го ГИАП. В начале ноября он сбил над Вос­точной Пруссией Fw-190, 26 января 1945 г. в этом же районе уничтожил еще один «фоккер». Последнюю победу Амет-Хан одер­жал 25 апреля над Берлином (Fw-190). Жертвой крымского татарина стал командир группы, кавалер Рыцарского креста.

За войну Амет-Хан Султан выполнил 603 боевых вылета, провел 150 воздушных боев, сбил 30 самолетов противника лично и 19 в группе. Не менее четырех личных побед Амет-Хан одержал на Ла-7. 29 июня 1945 г. Амет-Хан Султан стал дважды Героем Советского Союза.

После войны ас работал летчиком-испы­тателем ЛИИ. Только лишь за рискованные испытания первых ракет воздух-поверх­ность Амет вполне был достоин получить третью Звезду. Замечательный летчик-ис­требитель и не менее замечательный летчик-испытатель погиб при испытании нового двигателя на Ту-16ЛЛ в 70-е годы.

Иван Борисов окончил летную школу в октябре 1941 г., после нее его направили в 309-й ИАП, где он летал на «Томагавках». В июле 1942 г. пилота перевели в вооружен­ный истребителями «Харрикейн» 4-й ИАП. Борисов летал ведомым у Амет-Хан Султа­на. Эти два летчика оставались неразлучны­ми до конца войны. Первую победу Бори­сов одержал на «Харрикейне», но и сам был сбит на этом британском истребителе один раз. В октябре 1942 г. Борисова вместе с Амет-Ханом направили в 9-й ГИАП. В пос­ледующие два года Борисов летал на Як-1 и Р-39. 1 ноября 1943 г. Ивану Борисову при­своили звание Герой Советского Союза, на его счету числилось десять личных и восемь групповых побед, он выполнил 210 боевых вылетов, провел 80 воздушных боев.

Летом 1944 г. капитан Борисов стал ко­мандиром 2-й эскадрильи (самой результа­тивной в полку). На Ла-7 комэск сбил над Польшей и Восточной Пруссией Bf.109 и Fw-190. 20 апреля 1945 г. Борисов перехва­тил Ме-262, однако реактивный истреби­тель, имея превосходство в скорости, ушел от преследования.

Точный боевой счет Ивана Борисова остался не известным, можно с увереннос­тью говорить о 14 личных и девяти группо­вых победах, одержанных в 86 воздушных боях. Иван Борисов выполнил за войну 250 боевых вылетов.