Приложения

 

Асы

 

Аббревиатуры

ПВО - противовоз­душная оборона

ИАП - истреби­тельный авиаполк

ИАД - истреби­тельная авиацион­ная дивизия

ИАК- истребитель­ный авиакорпус

ОАД - объединен­ная авиационная дивизия

ШАП - штурмовой авиаполк

МРАП - морской разведывательный авиаполк

ЗАП - запасной тренировочный авиаполк

Г - гвардейский

ЧФ - Черноморс­кий флот

КБФ - Краснозна­менный Балтийс­кий флот

СФ - Северный флот

ТОФ - Тихоокеанс­кий флот

ГСС - Герой Со­ветского Союза

 

Имя - Звание

 

Кожедуб Иван Никитович Майор

Награды

 

3хГСС

Полк

 

176 ГИАП

Победы - Дата гибели

 

62

Евстигнеев Кирилл Алексеевич Капт

2хГСС

240 ИАП

53 + 3

Скоморохов Николай Михайлович Капт

2хГСС

31 ИАП

46 + 8

Краснов Николай Федорович Майор

ГСС

116 ИАП

42 + 10

Попков Виталий Иванович Капт

2хГСС

5 ГИАП

41 + 1

Алелюхин Алексей Васильевич Капт

2хГСС

9 ГИАП

40 + 17

Голубев Василий Федорович П-к

ГСС

4 ГИАП КБФ

39 + 12

Луганский Сергей Данилович Майор

2хГСС

270 ИАП

38 + 6

Лавриненков Владимир Дмитриевич Майор

2хГСС

9 ГИАП

36 + 11

Камозин Павел Михайлович Капт

2хГСС

269 ИАП

35 + 13

Зайцев Василий Александрович П/п-к

2хГСС

5 ГИАП

34 + 19

Китаев Николай Трофимович П/п-к

ГСС

40 ГИАП

34 + 8 3.11.43

Гнидо Петр Андреевич Майор

ГСС

111 ГИАП

33 + 7

Кирилюк Виктор Васильевич Лт

ГСС

31 ИАП

32 + 9

Кулагин Андрей Михайлович Капт

ГСС

163 ГИАП

32 + 7

Покрышев Петр Афанасьевич П/п-к

2хГСС

159, 154 ИАП

31 + 7

Кравцов Иван Савельевич Капт

ГСС

3 ГИАП КБФ

31 + 4

Куманичкин Александр Сергеевич Капт

ГСС

41 ГИАП

31 + 1

Головачев Павел Яковлевич Капт

2хГСС

9 ГИАП

31

Марков Василий Васильевич Капт

ГСС

116 ИАП

31

Амет-Хан Султан Майор

2хГСС

9 ГИАП

30 + 19

Ахрипенко Федор Федорович П-к

ГСС

17 ИАП

30 + 14

Мудров Михаил Иванович Капт

ГРФ

3 ГИАП

30 + 7 27.11.44

Новиков Константин Афанасьевич Капт

ГСС

40 ГИАП

30 + 6

Князев Василий Александрович Капт

ГСС

159 ГИАП

29 + 9

Меркушев Василий Афанасьевич Майор

ГСС

270 ИАП

29 4.7.44**

Губанов Алексей Алексеевич Капт

ГСС

111 ГИАП

28 + 9

Балясников Алексей Иванович Капт

ГСС

113 ГИАП

28 + 8

Игнатьев Михаил Трофимович Капт

ГСС

111 ГИАП

28 + 7

Зеленкин Михаил Михайлович Майор

ГСС

156 ИАП

28 + 4

Романенко Иван Георгиевич Майор

ГСС

13 ИАП КБФ

28 + 1

Горелов Сергей Дмитриевич Майор

ГСС

111 ГИАП

27 + 6

Бабайлов Павел Константинович Капт

ГСС

163 ГИАП

27 + 4 14.10.44

Дьячков Александр Алексеевич Ст Лт

ГСС

179 ГИАП

27 + 1 31.3.45

Рогов Борис Пантелеевич Ст Лт

-

111 ГИАП

27 14.9.44

Лобанов Александр Васильевич Ст Лт

ГСС

41 ГИАП

26 + 14

Бородачев Виктор Иванович Капт

ГСС

40 ГИАП

26 + 5

Ситов Иван Никитович Ст. Лт.

ГСС

5 ГИАП

26 + 4

Токарев Моисей Стефанович Майор

ГСС

40 ГИАП

26 + 2 08.07.43

Песков Павел Ильич Майор

ГСС

5 ГИАП

26

Лихолетов Петр Яковлевич Капт

ГСС

159 ГИАП

25 + 5 13.07.45

Лавейкин Иван Павлович Майор

ГСС

5 ГИАП

24 + 15

Гальченко Леонид Акимович Майор

ГСС

19 ГИАП

24 + 12

Назаренко Дмитрий Павлович Капт

ГСС

40 ГИАП

24 + 8

Зудилов Иван Сергеевич Капт

ГСС

163 ГИАП

24 + 6

Назимов Константин Савельевич Капт

ГСС

254 ИАП

24 + 2 23.12.44

 

Наградной лист

 

1. Фамилия, имя, отчество - Кожедуб Иван Никитович

2. Звание - Дважды Герой Советского Союза Гвардии майор

3. Должность, часть - Заместитель коман­дира 176 Гвардейского Истребительного Авиа­ционного Проскуровского Краснознаменного Ордена Александра Невского Полка

Представляется к званию «Трижды Ге­рой Советского Союза»

4. Год рождения - 1920 г.

5. Национальность - украинец.

6. Партийность - член ВКП(б) с 1943 г.

7. Участие в гражданской войне и пос­ледующих боевых действиях по защите СССР (где, когда) - в Отечественной войне с 13.3.43 г.

8. Имеет ли ранения и контузии в Отечественной воине - не имеет.

9. С какого времени в Красной Армии - с 1940 года.

10. Каким РВК призван - кадровый со­став.

11. Чем ранее награжден - Орден «Крас­ное Знамя» 23.7.43 г., орден «Красное Знамя» 30.9.43 г., Присвоено звание «Герой Со­ветского Союза» 4.2.44 г., Присвоено звание «Дважды Герой Со­ветского Союза» 19.8.44 г.

12. Постоянный домашний адрес пред­ставляемого к награждению и адрес его се­мьи - Сумская область, Шосткинский рай­он, село Ображеевка. Отец Кожедуб Ники­та Илларионович.

 

I. Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг.

 

В Отечественной войне участвует с 13 марта 1943 года по май 1944 года на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фрон­тах в составе 240 ИАП и с августа м-ца 1944 года на 3-м Прибалтийском, 1-м Белорус­ском фронтах в составе 176 ГИАП КОАНП.

За весь период боевых действий произ­вел 326 боевых вылетов, из них: на развед­ку войск противника - 14, на сопровожде­ние штурмовиков и бомбардировщиков -116, на прикрытие своих войск в районе поля боя - 109, на перехват самолетов про­тивника - 8, на свободную охоту - 79.

В процессе выполнения боевых заданий на свободную охоту произвел 16 штурмо­вок по ж. д. эшелонам и скоплениям живой силы противника.

Провел 117 воздушных боев, в ходе ко­торых сбил лично 60 самолетов противни­ка: 17 Ю-87, 2 Хе-111, 3 Хш-129, 18 Ме-109, 19 Фв-190 и 1 ПЗЛ-24. Сам сбит не был.

Материалы, подтверждающие факты сбития самолетов противника хранятся в штабе полка.

22.7.43 г. за 3 лично сбитых самолета противника и 28 успешных боевых вылетов награжден орденом «Красное Знамя».

30.9.43 г. за 3 лично сбитых самолета противника и 48 успешных боевых вылетов награжден орденом «Красное Знамя».

4.2.44 г. за 20 лично сбитых самолетов противника удостоен звания «Герой Совет­ского Союза»

19.8.44 г. за 34 лично сбитых самолетов противника удостоен звания «Дважды Герой Советского Союза»

7.2.44 г. за лично 8 сбитых самолетов противника представлен к ордену Суворо­ва 3-й степени - награды не получил.

15.2.45 г. за лично 8 сбитых самолетов противника представлен к ордену «Красное Знамя»

Выполняя боевые задания на сопровож­дение бомбардировщиков и штурмовиков, показал себя умеющим отлично организо­вывать их прикрытие над целью. Несмотря на неоднократные стремительные атаки больших групп истребителей противника, штурмовики и бомбардировщики имели возможность беспрепятственно выполнять боевые задачи, не имея своих потерь.

В воздушных боях тов. Кожедуб про­явил себя смелым, решительным, бесстраш­ным и мужественном, не знающим страха в боях за Социалистическую Родину, герои­чески сражающимся с количественно пре­восходящими силами противника, проявля­ющим исключительное умение и находчи­вость в поиске врага, вследствие чего боль­шинство вылетов на свободную охоту закан­чивается встречей и боями. Яркими приме­рами бесстрашия умения побеждать врага являются следующие характерные воздуш­ные бои:

9.7.43 г. в составе 4 Ла-5 атаковал 15 самолетов противника - 9 Ю-87, 4 Ме-109 и 2 Фв-190, из которых один самолет про­тивника Ме-109, сбил при первой атаке. В другом воздушном бою против 7 самолетов противника 5 Ме-109 и 2 Фв-190 сбил еще один Ме-109.

14.8.43 г. под командой Кожедуб 6 Ла-5 сопровождали разведчики Пе-2. 10 истре­бителей противника Me-109 завязали воз­душный бой. Из воздушного боя вышла по­бедителем группа Кожедуба, где он лично сбил два самолета Me-109, не имея своих потерь.

16.8.43 г. прикрывая наземные войска в районе Рогань в составе 10 Ла-5, встретили группу бомбардировщиков: 10 Ю-87, 30 Хе-111 под прикрытием до 20 Me-109. Стреми­тельными атаками строй бомбардировщи­ков был нарушен, некоторые сбросили в беспорядке бомбы вне цели. Кожедуб ата­ковал и сбил одного Ю-87 и в паре с ведо­мым зажег одного Хе-111.

1.10.43 г. в районе западнее Погреб­ная 6 Ла-5, ведущий Кожедуб, атаковали две группы бомбардировщиков Ю-87 до 40 самолетов. Смелыми атаками наруши­ли строй и противник в беспорядке сбро­сил бомбы вне цели. В этом бою руково­димая им группа сбила 4 Ю-87. Лично Кожедуб сбил два Ю-87.

2.10.43 г. 9 Ла-5, под командой Кожеду­ба вели воздушный бой с группой до 27 бом­бардировщиков под прикрытием 6 Me-109. Первую атаку произвели по ближней груп­пе немецких бомбардировщиков, в резуль­тате противник сбросил бомбы в беспоряд­ке. Подходящую вторую группу активными атаками превратили в бегство. Подходящая третья группа, заметив истребителей, не дойдя до цели, сбросила бомбы на головы своих войск. В этом бою Кожедуб лично сбил два самолета противника, один Ю-87 и один Me-109, а руководимая им группа сбила 7 самолетов противника, не имея сво­их потерь.

4.10.43 г. группа 14 Ла-5 под командой Кожедуб атаковала 60 самолетов противни­ка Ю-87 под прикрытием 12 истребителей Me-109. Первой атакой боевой порядок бом­бардировщиков был расстроен. Командуя шестеркой Ла-5, произвел атаку по 20 Ю-87, не допустил их к цели, преследуя их, заставил сбросить бомбовую нагрузку на свои войска. В проведенном бою лично сбил 1 самолет противника Me-109.

29.4.44 г. 6 Ла-5 под командой Кожеду­ба прикрывали наземные войска в районе севернее Яссы, где встретили 10 Хш-129, сопровождаемых 4 Me-109. Атакуя самоле­ты противника, Кожедуб сбил два Хш-129 и не допустил их к цели.

3.6.44 прикрывая войска севернее Яссы, 8 Ла-5, ведущий Кожедуб, встретили 8 Фв-190, которые бой не приняли и ушли на юг. Пришедшие вслед за ними 30 Ю-87 под при­крытием 4 Me-109 и на бреющем полете до 8 Хш-129 были атакованы нашими истре­бителями. Кожедуб атаковал Ю-87 и был связан боем парой Фв-190. Развернувшись левым боевым разворотом, зашел одному Фв-190 в хвост и сверху под ракурсом 1/4, с дистанции 100 м сбил его. Самолет упал в районе Горшечий. Выйдя из атаки правым боевым разворотом, была атакован Фв-190, довернувшись вправо, Кожедуб зашел ему в хвост и, когда противник потерял скорость, сзади под ракурсом 1/4 открыл огонь и сбил. В этом бою группа сбила 3 самолета про­тивника.

22.9.44 г. Кожедуб в паре с лейтенантом Шараповым вылетел на прикрытие пере­прав на участке Рамныэки, Даксты. В райо­не 10-15 км. Сев.зап. переправ на Н-2000-3000 м встретили и вели воздушный бой с 14 ФВ-190 группами по 4-8 самолетов. Ко­жедуб зайдя в хвост левому ведомому из группы ФВ-190 с бомбами с дистанции 150 м сзади сверху атаковал и сбил. Самолет противника перевернулся на спину и отвес­ным пикированием врезался в землю в рай­оне 10-15 км. Сев.зап. Стрельчи. Остальные самолеты этой группы сбросили беспоря­дочно бомбы и с переворота пикированием ушли на запад. Продолжая выполнять зада­ние на Н-1500 мтр. обнаружили группу до 6 ФВ-190 на встречных курсах, зайдя с по­лупереворота в хвост ведущему сверху сле­ва под ракурсом ? с Д=150-50 мтр. Кожедуб атаковал и сбил его, самолет упал в районе 8-10 км ю.з. переправ. Во время выхода из атаки ведомый был подбит ЗА. В дальней­шем бой вел с 4 ФВ-190 Кожедуб один. Про­извел несколько атак по самолету против­ника, в результате чего подбил самолет ве­дущего. При ведении воздушного боя эки­пажи были обстреляны сильным огнем ЗА,

10.2.45 г. возвратившись с задания над аэродромом встретил одного ФВ-190, Коже­дуб атаковал сзади слева и с Д=70 м сбил его, самолет противника загорелся и упал на окраине аэродрома. Летчик, выбросив­шийся с парашютом был взят в плен.

12.2.45 г. пара майора Кожедуба выле­тев на прикрытие переправ через р. Одер, запад. Переправы у Кинитц на Н-400-500 м под облачностью встретили группу до 18 ФВ-190 с бомбами. Кожедуб атаковал сза­ди снизу и сбил один ФВ-190, самолет про­тивника врезался в землю в районе боя, на глазах наземных войск.

При последующих атаках сбил еще два ФВ-190, которые упали в том же районе.

Вторую атаку произвел по другому ФВ-190 под ракурсом 3/4 и с Д=100 м зажег его, самолет противника упал в том же районе. В районе 10-12 км. Ю.-з. Кинитц, Кожедуб преследовал и атаковал третьего ФВ-190 с бомбами, который сбросил бомбы на своей территории, но был настигнут Кожедубом атакован и сбит. Самолет противника горя­щим упал в 16 км ю.-з. Кинитц. При атаке Кожедубом первого фоккера, другой выва­лился из облачности и пытался зайти ему в хвост, ведомый отсекая атаку с Д=50 м сбил его, ФВ-190 загорелся и упал у пункта Лечин (10-км. Ю.-з. Переправы Кинитц). При второй атаке Кожедуба, ведомый обнаружил ниже одного ФВ-190 и убедившись в отсут­ствии опасности для ведущего сверху сза­ди атаковал его и сбил. Самолет противни­ка с пикирования врезался в землю и упал в 4 км западнее Лечин.

11.3.45 г. 4 экипажа, ведущий майор Кожедуб, вылетев на свободную охоту сев-.вост. Грайфенхаген вели воздушный бой с группой до (?) ФВ-190 и 18 Ме-109. Самолеты противника с бомбами вывалились из облачности и пытались бомбить наши вой­ска. Кожедуб последовательно атаковал двух ФВ-190, которые сбросили бомбы на своей территории, ушли снова в облачность. Тре­тью атаку произвел с Д=70-50 м и сбил ФВ-190, который упал севернее Грунха. При четвертой атаке, Кожедуб был контратако­ван на встречных курсах и подбит. Ведомый Кожедуба отражая атаку пары фоккеров, был сам атакован двумя ФВ-190 и пошел на высоту. Разогнав скорость заметил пару ФВ-190, атаковал ведомого с Д=75 м и зажег его. После атаки пристроившись к ведущему встретил одного ФВ-190, ведомый сделал одну атаку, место падения не наблюдал, т.к. был скован боем. В результате стремитель­ных смелых атак четверки ведомой Кожеду­бом, самолеты противника пытавшиеся бом­бить наши войска, вынуждены были в беспо­рядке сбрасывать бомбы и прикрываясь об­лачностью уходить на свою территорию.

18.3.45 г. майор Кожедуб в паре выле­тел на перехват истребителей противника, которые преследовали самолеты Союзни­ков, южнее Морин на Н-5000 м Кожедуб атаковал сзади снизу ФВ-190 и с Д=80 м зажег его, самолет горящим упал в 8-10 км. сев. Кюстрин. Второго ФВ-190 атаковал и сбил на встречных курсах, самолет против­ника упал в 5-6 км. сев.зап. Кюстрин.

22.3.45 г. пара майора Кожедуба выле­тев на свободную охоту в районе Зеелов встретили до 30 ФВ-190 идущих двумя эше­лонами на Н-3000 м и Н-1000 м. Майор Ко­жедуб зашел со стороны солнца сзади в хвост верхней прикрывающей группе из 4-х ФВ-190, атаковал и сбил одного ФВ-190. Летчик покинул самолет с парашютом в рай­оне 5-6 км. сев. Зеелов. Ведомый атаковал и сбил второго ФВ-190 из этой же четвер­ки, после атаки вышли левым боевым раз­воротом и на Н-1000 м заметили вторую четверку ФВ-190. Кожедуб сзади сверху с Д=180 м атаковал и сбил второго ФВ-190, который упал в 5-6 км восточнее Гузов.

Являясь отличным воздушным снайпе­ром и мастером летного искусства, тов. Ко­жедуб проявил себя отличным организато­ром и руководителем в деле ведения груп­повых боев, организации и сколачивания летного и технического состава на выпол­нение поставленных задач командования.

 

Идентифицированные истребительные авиационные полки, имевшие на вооружении истребители конструкции Лавочкина

 

Количество истребительных авиацион­ных полков, принимавших участие в Вели­кой Отечественной войне до сих пор не ус­тановлено. В наименьшей степени извест­ны полки ПВО и полки второй линии. В то же время хотя известны все полки и диви­зии, расквартированные на Дальнем Восто­ке и в войне не участвовавшие, типы само­летов, которыми они были вооружены точ­но не определены. Очевидно, что в дальне­восточных полках велика была пропорция истребителей ЛаГГ-3. К августу 1945 г., пе­ред войной с Японией, часть дальневосточ­ных полков получила Ла-5 и Ла-7.

В первый год войны истребительные полки советских ВВС и морской авиации понесли тяжелые потери. Для пополнения личным составом и материальной частью полки отводили в тыл, обычно недели на две, но иногда и на несколько месяцев. В хаосе лета 1942 г. окончательно рухнула предвоенная структура истребительных авиационных дивизий - полки тасовали из дивизии в дивизию. 1942 г. стал годом наибольшего распространения истребите­лей ЛаГГ-3.

С начала 1943 г. структура дивизий в целом восстановилась, теперь полки редко передавали из дивизии в дивизию. Неболь­шое число элитных истребительных авиа­полков находилось в непосредственном под­чинении у штабов воздушных армий. Обыч­но эти полки занимались «свободной охотой».

Полков вооруженных истребителями ЛаГГ-3 выявлено почти в два раза больше, чем полков, летавших на Ла-5, хотя истре­бителей Ла-5 было изготовлено больше, чем ЛаГГов. Объяснение может быть следую­щим. В 1941 и 1942 г.г. истребительные пол­ки часто насчитывали в своем составе 20 самолетов, две эскадрильи. После перевода полков на трехэскадрильный состав, многие ПАП были расформированы - общее коли­чество авиаполков в ВВС сократилось. Кро­ме того, часть полков, летавших на ЛаГГах, получили не Ла-5, а Яки или «Кобры».

 

Полки, вооруженные истребителями ЛаГГ-3

 

(143 полка)

Гвардейские полки

1, 2, 3, 5, 9, 11, 21, 30, 40, 145, 159 и 163 ГИАП

Строевые полки

2,7, 13, 17, 18, 19,21,23,24,25,26,31, 33, 35, 41, 42, 46, 49, 68, 82, 84, 91, 92, 116, 145, 148, 149, 156, 157, 160, 162, 163, 164, 165, 166, 168, 170, 171, 172, 178, 182, 191, 192, 193, 197, 233, 234, 237, 238, 239, 240, 246, 247, 248, 249, 255, 263, 264, 267, 269, 270, 272, 273, 291, 297, 300, 348, 352, 402, 415, 431, 434, 435, 437, 440, 482, 494, 508, 512, 513, 516, 518, 519, 521, 522, 523, 524, 530, 564, 590, 609, 611, 737, 762, 773, 785, 790, 791, 792, 805, 813, 826, 862, 863, 867, 926, 927, 931, 975, 979 и 987 ИАП

Морские полки

3 ГИАП КБФ, 4 ГИАП КБФ, 6 ГИАП ЧФ, 3 ИАП ЧФ, 7 ИАП ЧФ, 8 ИАП ЧФ, 9 ИАП ЧФ, 25 ИАП ЧФ, 27 ИАП СФ, 31 ИАП ТОФ, 32 ИАП ЧФ, 38 ИАП ТОФ, 41 ИАП ТОФ, 62 ИАП ЧФ, 255 ИАП СФ, 68 ОАП ЧФ, 30 МРАП ЧФ и 118 МРАП СФ

 

Полки, на вооружении которых стояли истребители Ла-5

 

(75 полков)

10 ИАК:

10 ГИАД  - 111, 113 ГИАП и 112 ГИАП (на Як-9)

15 ГИАД - 3, 180 и 181 ГИАП

3 ГИАД - 32, 63 и 137 ГИАП

8 ГИАД - 40, 41 и 88 ГИАП

14 ГИАД - 177, 178 и 179 ГИАП

194 ИАД - 530, 848 и 536 ИАП (на Як-1)

215 ИАД - 156, 263 и 813 ИАП

229 ИАД - 159 и 163 ГИАП и 979 ИАП

279 ИАД - 92, 192 и 486 ИАП

286 ИАД - 165, 721,739 и 896 ИАП

295 ИАД - 31, 116 и 164 ИАП

309 ИАД - 49, 162 и 172 ИАП

315 ИАД - 50,171,431 и 832 ИАП (поз­же 2 из них на Як-9)

322 ИАД - 2 ГИАП, 482 и 937 ИАП

330 ИАД - 161, 609 и 927 ИАП

257 ОАД - 29 ГИАП, 415 ИАП и 957 ШАП (на Ил-2м)

 

5 ГИАП (11 ГИАД)

11 ГИАП (7 ИАК ПВО)

115 ГИАП (7 ГИАД)

15 ИАП (278 ИАД)

19 ИАП (переименован в 176 ГИАП после перевооружения на Ла-7)

21 ИАП (259 ИАД)

33 ИАП (106 ИАД ПВО)

126 ИАП (320 ИАД ПВО)

181 ИАП (235 ИАД)

195 ИАП (324 ИАД)

233 ИАП (234 ИАД)

254 ИАП (269 ИАД)

279 ИАП (286 ИАД сжатая)

401 ИАП (2 ГИАК ПВО)

495 ИАП (328 ИАД ПВО)

523 ИАП (303 ИАД)

562 ИАП (318 ИАД ПВО)

760 ИАП (261 ИАД)

785 ИАП (36 ИАД ПВО)

805 ИАП (129 ИАД)

826 ИАП (9 ИАК ПВО)

862 ИАП (141 ИАД ПВО)

907 ИАП (148 И АД ПВО)

939 ИАП (297 ИАД ПВО - Трансбайкал)

960 ИАП (125 ИАД ПВО)

1-й чешский ИАП

2-й чешский ИАП

1 ГИАД КБФ - 3,4 и 10 ГИАП КБФ

 

Полки, на вооружении которых стояли истребители Ла-7

 

(31 полк)

3 ГИАД - 32, 63 и 137 ГИАП

8 ГИАД - 40, 41 и 88 ГИАП

10 ГИАД - 111, 113 и 112 ГИАП (позже на Як-3)

14 ГИАД - 177, 178 и 179 ГИАП

215 ИАД - 156, 263 и 813 ИАП

286 ИАД - 165, 721 и 116 ИАП (позже 2 из них на Ла-5ФН)

295 ИАД - 31,164 и 116 ИАП (позже на Ла-5ФН)

315 ИАД - 50, 171,431 (на Як-3) и 832 ИАП (На Як-9)

322 ИАД - 2 ГИАП, 482 и 937 ИАП

 

9 ГИАП (303 ИАД)

29 ГИАП (324 ИАД)

159 ГИАП (229 ИАД)

176 ГИАП (16 Воздушная Армия)

523 ИАП (303 ИАД)

1-й чешский ИАП

4 ГИАП КБФ (1 ГИАД КБФ) - имел не­сколько Ла-7

17 ИАП ТОФ (7 ИАД ТОФ)