Самолеты асов

 

01.jpg

1. ЛаГГ-3 1-й производственной серии бор­товой номер «54» белого цвета капитана Александра Зайцева, 145-й ИАП, Карельс­кий фронт, август 1941 г.

ЛаГГи первых производственных серий окрашивались на заводах по стандартной для того времени схеме: темно-зеленый верх и светло-голубой низ. Этот вариант не прошел проверки войной, пришлось вво­дить разрушающий камуфляж:

2. ЛаГГ-3 1-й производственной серии бор­товой номер « 76» белого цвета капитана Леонида Гальченко, 145-й ИАП, Карельс­кий фронт, август 1941 г.

К концу 1941 г, большинство истребите­лей советских ВВС получили разрушаю­щий камуфляж. Пятна камуфляжа час­то наносились в полевых условиях кистя­ми черно-зеленой или черной краской. Чер­но-зеленый цвет получался смешиванием зеленой и черной красок, пропорция опре­делялась на глазок маляром из числа ме­хаников. Зимой самолеты окрашивались в белый цвет целиком или частично. На самолете с бортовым номером «76» Галь­ченко впервые попросили изобразить кота, кот присутствовал в дальнейшем на всех самолетах аса.

3. ЛаГГ-3 1-й производственной серии майора Леонида Гальченко, 609-й ИАП, Карельский фронт, лето 1942 г. Гальченко в октябре 1941 г. был переве­ден в 609-й ИАП, он взял с собой в новый полк свой ЛаГГ с изображением кота. Белые пятна зимнего камуфляжа закра­шены краской зеленого цвета, в результа­те самолет приобрел трехцветный ка­муфляж: Кот на киле закрашен черной краской, хотя по контуру рисунка остав­лена тонкая белая кайма. Звездочки крас­ного цвета обозначают личные победы. Звездочки, выполненные белым контуром, - самолеты, сбитые в группе. На коке вин­та нарисована красная звезда. Икэбану дополняют небольшие изображения сер­па и молота на створках ниш шасси.

4. ЛаГГ-3 11-й производственной серии бортовой номер «78» белого цвета капи­тана Виктора Миронова, 609-й ИАП, Ка­рельский фронт.

Подобно Гальченко, Миронова перевели в 609-й ИАП из 145-го полка в 1941 г. На ис­требителе с зигзагообразной стрелой Миронов летал с весны 1942 г., благодаря этому рисунку летчик получил в полку прозвище «черная стрела». Виктор Ми­ронов выполнил 356 боевых вылетов, сбил семь самолетов лично и 13 в группе. Ас разбился в авиакатастрофе на Ла-5 в тре­нировочном полете 16 февраля 1943 г. ЛаГГи 13-й производственной серии полу­чали черно-зеленый камуфляж: на заводе. На заводе же наносились опознаватель­ные знаки на вертикальное оперение, бор­та фюзеляжа, нижние поверхности кры­ла, номера рисовали в полках.

02.jpg

5. ЛаГГ-3 35-й производственной серии с бортовым номером «6» желтого цвета капитана Герасима Григорьева, 178-й ИАП, осень 1942 г.

С августа 1942 г. капитан Григорьев одер­жал 13 побед в воздушных боях (всего на его счету 17 побед, включая две в группе). 178-й полк - один из немногих, летавших на ЛаГГ-3 до последних военных месяцев.

6. ЛаГГ-3 29-й производственной серии с бортовым номером «52» красного цвета старшего лейтенанта Тихона Жучкова, 3-й ГИАП КБФ, зима 1943 г.

Этот ЛаГГ-3 окрашен по обычной вре­менной зимней схеме: белый верх, «лет­ний» светло-голубой низ. Белая краска местами слезла и через нее проступает черно-зеленая камуфляжная окраска. Жучков прибыл на фронт в декабре 1942 г., до конца войны он сбил 11 самолетов противника лично и 12 в группе, в марте 1945 г. удостоен звания Герой Советского Союза.

7. ЛаГГ-3 29-й производственной серии с бортовым номером «59» красного цвета капитана Игоря Каберова, 3-й ГИАП КБФ, зима 1943 г.

Этот ЛаГГ Каберов получил в свое время прямо с завода, затем на самолете летали другие пилоты, истребитель за это время дважды побывал в ремонте и вновь вернул­ся к своему первому хозяину в конце 1943 г.

8. ЛаГГ-3 29-й производственной серии с бортовым номером «30» красного цвета капитана Семена Львова, 3-й ГИАП КБФ, зима 1943 г.

Прекрасный пример как выглядел много летавший ЛаГГ-3: почти стертая белая окраска, толстый и длинный слой копо­ти от выхлопных газов двигателя, поте­ки и пятна масла. Руль направления снят с другого самолета, на руле нет половинки звезды и смотрится он гораздо чище, чем остальные поверхности истребителя.

03.jpg

9. ЛаГГ-3 29-й производственной серии с бортовым номером «34» белого цвета младшего лейтенанта Дмитрия Тормахова, 269-й и 267-й ИАП, Северный Кавказ, весна 1943 г.

Самолет окрашен по стандартной для на­чала 1943 г. черно-зеленой камуфляжной схеме. Довольно необычен шрифт цифр бор­тового номера, Тормахов сначала воевал в составе 269-го ИАП, затем в 267-м полку. В новый полк летчик перешел вместе со сво­ей боевой машиной. На этом самолете лет­чика сбили 27 мая 1943 г.

10. ЛаГГ-3 4-й производственной серии с бортовым кодом «LG-1» Эйно Коскинена, 2/HleLv-32, лето 1944 г.

В ВВС Красной Армии этот ЛаГГ-3 имел бортовой номер «29» красного цвета, все верхние поверхности были закрашены бе­лой краской. Финны полностью перекра­сили трофей по своей стандартной ка­муфляжной схеме и нанесли свои опозна­вательные знаки и бортовой код.

11. ЛаГГ-3 66-й производственной серии с бортовым номером «43» белого цвета Юрия Шипова (?), 9-й ИАП ЧФ, Крым, весна 1944 г.

Знаменитый самолет приписывают ма­лоизвестному асу Юрию Шипову, но офи­циальных документов на сей счет пока не найдено. Снимок самолета публикуется много и часто, тем не менее восстано­вить по нему схему окраски на 100% не­возможно. Художники любят рисовать этот самолет, но цвет камуфляжа каж­дый живописец определяет на свой вкус. Так встречаются изображения самолета в черно-зеленом камуфляже, но летом 1943 г. схема окраски советских самоле­тов изменилась. Стандартным стал серо-серый камуфляж: В то же время, если машина была изготовлена в начале 1943 г., то она вполне могла сохранить черно-зеленую окраску до весны 1944 г. Еще один интересный момент - на киле нанесена звезда раннего образца без белой окантовки, а на борту фюзеляжа - с окан­товкой, введенная в конце 1943 г.

12. ЛаГГ-3 66-й производственной серии с бортовым номером «932», пилот не ус­тановлен, 88-й ИАП, Северный Кавказ, лето 1943 г.

На вооружении 88-го ИАП имелись само­леты, закупленные на средства трудя­щихся Грузии. На борту фюзеляжей этих истребителей по-грузински было написа­но «За Советскую Грузию» («Сабтчота Сакартвело»). Крайне необычен для со­ветских ВВС трехзначный цифровой но­мер, равно как и место его нанесения -вертикальное оперение. 5 февраля 1944 г. 88-й ИАП был преобразован в 88-й ГИАП, в это время полк все еще имел на воору­жении истребители ЛаГГ-3. Летом 1944 г. 88-й ГИАП получил на вооружение ис­требители Ла-5ФН.

04.jpg

13. Ла-5 с бортовым номером «66» белого цвета, пилот не установлен, «Эскадрилья Валерий Чкалов», 159-й ИАП, Карельский фронт, район Ленинграда, весна 1943 г. Насколько известно, надписи «Эскадрилья Валерий Чкалов» имелись на бортах 13 истребителей Ла-5 из полка в котором служил Иван Кожедуб в период боев на северной Украине весной 1943 г. Самоле­ты с аналогичными надписями были в 166-м ИАП, 32-м ГИАП и 4-м ГИАП КБФ. Самолеты летали по крайне мере до вес­ны 1944 г. На таких именных Ла-5 сра­жались Петр Лихолетов, Владимир Се­ров, Иван Кожедуб.

14. Ла-5 с бортовым номером «40» жел­того цвета, пилот не установлен, «Эс­кадрилья Валерий Чкалов», 4-й ГИАП КБФ, район Ленинграда, лето 1943 г. Правый борт самолета эскадрильи «Ва­лерий Чкалов», надпись на борту говорит о высоком жизненном уровне колхозников и колхозниц Горьковской области, сумев­ших наскрести деньжат на полтора де­сятка истребителей.

15. Именной Ла-5, пилон! не установлен, 960-й ИАП, ПВО Москвы, февраль 1943 г. 960-й ИАП ПВО принимал участие в боях с сентября 1942 г. Сначала на вооруже­нии полка состояли самолеты И-16 и МиГ-3, в феврале 1943 г. одна эскадрилья полка была перевооружена истребителя­ми Ла-5. Летом 1943 г. полк включили в состав ПВО Брянска. Полк получил изве­стность благодаря служившим в нем ис­панским летчикам, эмигрировавшим в СССР после поражения республиканцев в Гражданской войне. Самыми известными испанцами стали Висенте Бельтран и Франсиско Мероньо, оба стали асами. Самолет назван в честь партизана Героя Советского Союза Александра Чекалини, погибшего в ноябре 1941 г.

16. Ла-5 с бортовым номером «84» белого цвета Висенте Бельтрана, 960-й ИАП ПВО, Брянский фронт, май 1943 г. Окраска истребителя - типична, надпись на борту выполнена на испанском языке: «Viva la revolution socialista en SSSR», по­нятно без перевода. Стрела на вертикаль­ном оперении может быть как символом полка или эскадрильи, так же и личной эмблемой испанского летчика.

05.jpg

17. Ла-5 с бортовым номером «15» белого цвета капитана Георгия Костылева, 4-й ГИАП КБФ, конец лета 1943 г. Украшенный акульей пастью истреби­тель балтийского аса с некоторых пор до чрезвычайности любим живописцами. Обратите внимание на место нанесение победных звездочек (42 штуки) - справа и слева от опознавательного знака на бор­ту фюзеляжа. На киле нарисована ма­ленькая медаль «Золотая Звезда».

18. Ла-5Ф с бортовым номером «14» бело­го цвета «Веселые Ребята» старшего лей­тенанта Александра Мастеркова, 5-й ГИАП, ноябрь 1943 г.

Один из двух истребителей Ла-5Ф, пост­роенных на скудные сбережения артис­тов джаз-банды Леонида Утесова, само­леты были переданы летчикам 5-го ГИАП в ноябре 1943 г. На правом борту фюзеля­жа сделана надпись «От джаз-оркестра Л. Утесова». Оба самолета летали в со­ставе 5-го ГИАП до самого Дня обеды.

19. Ла-5Ф заместителя командира 324-й ИАД майора Леонида Гальченко, Ка­релия, 1944 г.

Гальченко получил этот истребитель бу­дучи переведенным в звено управления 324-й ИАД в июле 1943 г. Ас летал на нем до конца войны. Естественно самолет укра­шает изображение неизменного для Галь­ченко кота. Диагональная полоса на вер­тикальном оперении - вероятно иденти­фикационный знак дивизии. В 7-й воздуш­ной армии, которая действовала на Ка­рельском фронте, очень часто победные звездочки рисовали на фоне прямоугольни­ков белого цвета.

20. Ла-5Ф с бортовым номером «20» бело­го цвета капитана Ивана Хаустова, 21-й ИАП, Прибалтика, лето 1944 г. Существует версия, что на изображен­ном здесь самолете летал ас из 21-го ИАП капитан Иван Хаустов. Хаустов - един­ственный летчик 21-го ИАП, имевший на своем счету девять личных и пять груп­повых побед. Интересна окраска носовой части фюзеляжа истребителя: кок вин­та желтого цвета, передняя часть капо­та двигателя - красная.

06.jpg

21. Ла-5ФН с бортовым номером «68» бе­лого цвета старшего лейтенанта Георгия Боевского, 5-й ГИАП, июль 1944 г. Новый самолет передан асу Георгию Баевскому в сентябре 1943 г. , самолет был тяжело поврежден воздушным стрелком с Fw-189 12 декабря 1943 г. недалеко от станции Апостолово. Летчик совершил вынужденную посадку на занятой про­тивником территории.

22. Ла-5ФН с бортовым номером «62» бе­лого цвета старшего лейтенанта Георгия Баевского, 5-й ГИАП, июль 1944 г. Тяжело пострадав в авиационном проис­шествии в марте 1944 г., Боевский вернул­ся к боевой работе в июле, тогда же он получил этот Ла-5ФН и летал на нем до конца войны.

23. Ла-5ФН с бортовым номером «14» бе­лого цвета капитана Ивана Кожедуба, 240-й ИАП (178-й ГИАП), май 1944 г. Именной самолет передан Ивану Кожеду­бу 2 мая 1944 г. Вероятно, это самый из­вестный Ла-5ФН. Помимо Кожедуба на нем летали Павел Брызгалов и Кирилл Евстигнеев.

24. Ла-5ФН с бортовым номером «52» бе­лого цвета «Монгольский Арат» капита­на Николая Пушкина, 2-й ГИАП, сентябрь 1943 г.

Один из 13 истребителей Ла-5ФН, пост­роенных на средства трудящихся Монго­лии, передан во 2-й ГИАП 25 сентября 1943 г. Николай Пушкин сбил 19 самоле­тов противника лично и восемь в группе, многие из них - на «Монгольском Арате». Ас Александр Майоров также летал на Ла-5ФН «Монгольский Арат».

07.jpg

25. Ла-5ФН с бортовым номером «01» ка­питана Виталия Попкова, 5-й ГИАП, осень 1944 г.

Окраска самолета - обычна: серо-серый камуфляж. Две полосы вокруг фюзеляжа возможно являются идентификацион­ным знаком эскадрильи.

26. Ла-5ФН с бортовым номером «15» се­ребристого цвета капитана Петра Лихолетова, 159-й ИАП, Карельский фронт, лето 1944 г.

Наиболее интересный аспект маркиров­ки самолета — серебряная окантовка опоз­навательных знаков и надпись «За Васька и Жору» в память о двух друзьях Лихолетова, погибших в одном воздушном бою в марте 1942 г., когда полк был вооружен «Киттихауками»,

27. Ла-5ФН с бортовым номером «93» бе­лого цвета капитана Владимира Орехо­ва, 32-й ГИАП, лето 1943 г.

32-й ГИАП был одним из элитных истре­бительных авиационных полков ВВС Красной Армии. В начале 1943 г. полк был перевооружен новейшими тогда истреби­телями Ла-5ФН. Майор Орехов прослу­жил в этом полку большую часть войны и часто летал в паре с Василием Стали­ным. Окраска советских самолетов резко изменилась в 1943 г. Сменился не только камуфляж, дивизии полки стали вводить собственные идентификационные отличия - полосы, цветные носы и хвосты фюзеля­жей. На борту фюзеляжа Ла-5ФН низке сдвижного сегмента фонаря кабины нане­сены отметки о 16 сбитых самолетах.

28. Ла-7 с бортовым номером «27» белого цвета майора Ивана Кожедуба, 176-й ГИАП, Германия, апрель 1945 г.

Иван Кожедуб получил новенький Ла-7 в тылу в августе 1944 г. перед отбытием в 176-й ГИАП. В полк Кожедуб прилетел на Ла-7 в обычной окраске: однотонный се­рый верх и серо-голубой низ. В полку на истребитель нанесли отличительные признаки самолетов 176-го ГИАП: окра­сили носовую часть фюзеляжа в красный цвет, а хвост - в белый. Первоначально на борту фюзеляжа имелись отметки о 48 победах, одержанных асом ранее, до перевода в 176-й ГИАП. К маю 1945 г. ко­личество побед увеличилось до 62. Рядом с отметками о победах изображены две медали «Золотая Звезда» на фоне лавро­вой ветви, третьей Звезды Героя Коже­дуб был удостоен летом 1945 г., уже пос­ле окончания войны.

08.jpg

29. Ла-7 с бортовым номером «18» белого цвета майора Александра Куманичкина, 176-й ГИАП, Германия, февраль 1945 г. Истребитель Александра Куманичкина был окрашен в целом так же как и само­лет Ивана Кожедуба, по схеме, принятой в 176-м ГИАП. На борту фюзеляжа нане­сены отметки о 28 победах, одержанных асом к февралю 1945 г. Еще три вражес­ких самолета Куманичкин сбил позже над Берлином.

30. Ла-7 бортовой номер «23» белого цве­та майора Орехова, 32-й ГИАП, Германия, начало 1945 г.

Александру Орехову воинское звание май­ор присвоили в начале лета 1944 г., когда полк был перевооружен истребителями Ла-7. К концу войны Орехов выполнил 420 боевых вылетов, сбил 19 самолетов про­тивника лично и два в группе, еще четы­ре аэроплана он уничтожил штурмовы­ми ударами на земле. На борту фюзеля­жа его истребителя изображены отмет­ки только о 19 победах - многие советс­кие асы групповые победы не отмечали и не считали.

31. Ла-7 с бортовым номером «17» белого цвета подполковника Сергея Долгушина, 16-й ИАП, Германия, апрель 1945 г. Красные носы фюзеляжа - отличитель­ный знак самолетов 8-го ИАК, бело-крас­ное вертикальное оперение - 156-го ИАП. На киле .желтой краской написана буква «Э» - «Эльбинский», почетное наимено­вание полка. На капоте двигателя нане­сено изображение медали «Золотая Звез­да», звания Герой Советского Союза Сер­гей Долгушин был удостоен в мае 1942 г.

32. Ла-7 с бортовым номером «17» белого цвета командира 9-го ГИАП майора Вла­димира Лавриненкова, Восточная Прус­сия, декабрь 1944 г.

Владимир Лавриненков летал на самоле­тах с бортовым номером «17» на протя­жении всей войны. На борта фюзеляжа нанесены зигзагообразные стрелы - сим­волика, близкая символике полка «Норман­дия-Неман», летавшего на Яках. Оба пол­ка входили в состав одной истребитель­ной дивизии.

09.jpg

33. Ла-7 с бортовым номером «23» белого цвета капитана Павла Головачева, 9-й ГИАП, Восточная Пруссия, декабрь 1944 г. На этом самолете Головачев таранил раз­ведчик Ju-88 30 декабря 1944 г. После ре­монта ас сбил на Ла-7 с бортовым номе­ром «23» не менее четырех Fw-190 в двух воздушных боях 18 января 1945 г.

34. Ла-7 с бортовым номером «24» белого цвета майора Амет-Хан Султана, 9-й ГИАП, Восточная Пруссия, декабрь 1944 г. Три своих последних личных победы Амет-Хан Султан одержал на изобра­женном здесь Ла-7. Всего ас сбил 30 само­летов лично и 19 в группе. Индивидуаль­ная символика аса - молнии на бортах фюзеляжа и орел на капоте двигателя.

35. Ла-7 с бортовым номером «14» белого цвета капитана Алексея Алелюхина, за­местителя командира 9-го ГИАП, Вос­точная Пруссия, декабрь 1944 г. Именной самолет был вручен асу работ­никами треста № 41 наркомата авиаци­онной промышленности, как следует из надписи на борту фюзеляжа. Аналогичная надпись, только с обводкой белого цвета, сделана на правом борту фюзеляжа ис­требителя.

36. Ла-7 с бортовым номером «33» белого цвета капитана Петра Базанова, 3-й ГИАП, Германия, весна 1945 г.

На этом Ла-7 Базанов самолетов против­ника не сбил, всего же на его счету 22 по­беды. Самолет окрашен по типичной ка­муфляжной схеме конца войны.

37. Ла-7 с бортовым номером «44» белого цвета заместителя командира 482-го ИАП майора В.И. Ковалева, 1945 г.

В.И. Ковалев - один из малоизвестных со­ветских асов, но его самолет идентифи­цирован по фотографиям, подтвержден­ным официальными документами. На борту Ла-7 изображены отметки о 20 личных и 10 групповых победах в воздуш­ных боях. Вообще же вопрос о принадлеж­ности этого самолета конкретному лет­чику остается открытым, поскольку странно, что фамилия пилота, сбившего не менее 30 самолетов после войны не упо­миналась. Между тем, окраска самолета очень похожа на окраску истребителя Ла-7 майора Орехова из 32-го ГИАП. Может это самолет именно из 32-го гвардейско­го полка?