Reggiane Re.2005 Sagittario

 

Reggiane Re.2005 Sagittario стал пос­ледним и лучшим истребителем фирмы Reggiane периода Второй Мировой войны. Многие считают, что Re.2005 стал резуль­татом модификации варианта Re.2001 (ос­новываясь на сходстве силуэта крыла, опе­рения и фюзеляжа), хотя, на самом деле, Re.2005 был совершенно новой конструк­цией, само - собой напоминающей преды­дущие изделия фирмы. На первый взгляд Саджиттарио отличался от Фалько II но­вым шасси и боле мощным мотором в уд­линенном носу. Re.2005 был одним из представителей «пятерочного» поколения итальянских истребителей (остальными были FIAT G.55 и Macchi MC.205), явив­шимися результатом усилий итальянских ВВС получить истребитель с характерис­тиками на уровне лучших представителей того времени. Самолеты этого поколения на самом деле удались и Re.2005 не яв­лялся исключением. Однако ситуация на фронте не позволила этому, без сомнения прекрасному самолету, в полной мере рас­крыть свои возможности.

Проектирование Re.2005 началось в 1941 году и уже в декабре этого же года были готовы чертежи и началась построй­ка фюзеляжа. В феврале 1942 года фюзе­ляж был подготовлен к установке рядного мотора Даймлер-Бенц DB605А-1. Сам же мотор из-за саботажа служащих затерял­ся в путанице итальянской железнодорож­ной сети и отыскался лишь в апреле 1942 года в Милане. Вскоре его смонтировали и 10 мая того же года прототип (серийный № ММ494) был поднят в воздух летчиком-испытателем Да Прато. В июне он прошел цикл летных испытаний на аэродроме ис­пытательного центра Гвидония, а в авгус­те - стрельбы из бортового оружия на по­лигоне в Фурбаре. В ходе испытаний дос­тиг максимальной скорости горизонталь­ного полета 678 км/ч и 980 км/ч при пики­ровании. Позже летчик- испытатель утвер­ждал, что достиг 1100 км/ч, но это, скорее всего, из области «охотничьих рассказов». Тем более, что имеется и документальное подтверждение - автограф летчика на снимке самолета, с цифрами 980.

Первым из истребителей Реджиане Re.2005 получил вооружение из трех 20-мм пушек (одна стреляла через ось винта, а две располагались в крыле вне плоско­сти вращения воздушного винта) и двух 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT размещенных над двигателем. Мощью вооруже­ния он значительно превосходил своих предшественников. Не были забыты и пи­лоны для подвески бомб под крылом и центропланом.

В ходе дальнейших испытаний Re.2005 показал не только выдающуюся скорость, но и прекрасную маневренность и хорошую дальность. По своим характеристикам он находился на уровне лучших истребителей того времени. Тем более удивительно, что в 1942 году Министерство авиации заказало постройку всего лишь трех прототипов, один из которых предназначался для статических испытаний, а затем и скромных 16 предсерийных машин.

Интересно, что в это же время про­ходили переговоры между представите­лями фирмы Реджиане, итальянским Министерством авиации и властями Швеции о лицензионном производстве Re.2005 в Швеции, при этом двигатели DB.605 также должны были строиться в Швеции по лицензии. Однако шведы настаивали на поставках 50 комплект­ных фюзеляжей перед началом собствен­ного серийного производства, и на этом переговоры сорвались. В это время Ита­лия испытывала острый недостаток лег­ких сплавов и предложение отвергла.

Только через восемь месяцев после окончания испытаний, в феврале 1943 года, руководство Министерства авиации выдало концерну Капрони-Реджиане заказ на 18 машин нулевой серии и семьсот пятьдесят серийных машин. ВВС требо­вали заключения следующего заказа на 1000 самолетов. Но это были, мягко гово­ря, нереалистичные планы, не принимав­шие во внимание фактическое состояние итальянской авиапромышленности. Выс­шее фашистское руководство требовало объяснения задержки производства и при­нимало нереальные планы, однако воз­можности производителей и в самом деле были очень ограниченными. В апреле 1943 года наконец был доставлен немецкий дви­гатель DB.605 с винтом VDM и коком вин­та от истребителя Bf. 109G, сменившим исходную мотоустановку RA.1050RC-58 на втором прототипе № ММ495. Самолет интенсивно испытывался немецкими пи­лотами. Достиг скорости 720 км/ч на вы­соте 7300 м. После окончания испытаний немцы перегнали самолет в область ру­мынских нефтяных полей, где использо­вали его в ПВО.

Поставки первых серийных машин ну­левой серии из экспериментального произ­водства начались только в мае 1943 года. Эти самолеты получили лицензионный двигатель FIAT RA. 1050RC-58 Tifone с вин­том Рьяджио Р-6001, взлетной мощностью 1090 kW (1482 л.с.) и номинальной- 1000 kW (1360 л.с.). Самолеты с этой силовой ус­тановкой достигали максимальной скорости 565 км/ч на высоте 2000 м, 612 км/ч на высо­те 4300 м и 678 км/ч на высоте 7000 м.

К моменту капитуляции Италии были поставлены два прототипа и двадцать де­вять из 34 самолетов нулевой серии. В производстве находилось множество агре­гатов и, фактически, была готова сбороч­ная линия. После капитуляции немецкое командование захватило все доступные и исправные Re.2005 и потребовало продол­жения производства. Предполагался мон­таж комплектных германских силовых установок на итальянские фюзеляжи. Как уже упоминалось, второй прототип пере­летел в область Плоешти, а самолеты с се­рийными номерами ММ096100-04 и ММ096106-11 были переданы в ПВО Бер­лина. Еще перед капитуляцией, несколько Re.2005 получила 22 истребительная авиа­группа базировавшаяся в области Неаполь-Каподичино, имевшая задачу обо­роны города и окрестностей. Один из ис­требителей Re.2005 этого подразделения после принятия капитуляции попал к американцам, которые доставили его в США и интенсивно испытывали до 1946 года. По отзывам американских испыта­телей это был один из лучших неприя­тельских истребителей, которые им до­велось испытать.

Еще в 1949 году на складах фирмы Реджиане можно было видеть множество фюзеляжей Re.2005 в различных стадиях постройки, вынашивались планы возоб­новления производства, но, в конце - кон­цов от них отказались.

Сегодня об этом безусловно выдаю­щемся истребителе напоминает лишь фрагмент фюзеляжа, стоящий на деревян­ных козлах в помещении музея машино­строительного факультета Университета в Неаполе.