Приложения

 

Воинские звания ВВС Италии

 

Soldato Semplice - рядовой

Vecchio Semplice - ефрейтор

Caporale - капрал

Sergente - сержант

Sergente maggiore - старший сержант

Alliero Ufficiale - унтер-офицер

Maresciallo - старший унтер-офицер

Sottotonente - младший лейтенант

Tenente - лейтенант

Capitano - капитан

Maggiore - майор

Tenente Colonello - подполковник

Colonello - полковник

Generate de Brigata Aerea - бригадный генерал

Generale de Squadra Aerea - дивизион­ный генерал

 

Краски, применявшиеся на итальянских истребителях

 

Краска

Цвет

Краска «Humbrol»

Применение

Verde Oliva Scum 1 FS 34079

темно-оливковый

116

пятна, деформирующие силуэт, и тактические обозначения

Verde Scuro FS 34092

зеленый

6 частей 116

6 частей 117

1 часть 163

основной цвет континентального и средиземноморского камуфляжа, пятна деформирующие силуэт

Verde Mimetico FS 34 102

зеленый

117

то же, фоновый цвет

Verde Bottiglia FS 34108

бутылочно-зеленый

1 часть 101

1 часть 88

основной цвет средиземноморского камуфляжа с 1 942 года

Sand FS 33613

песочный

148

камуфляж до 1939 года

Pale Cream FS 23697

светло-песочный

74

окраска верхних поверхностей пустынного камуфляжа до 1940 года

Terracota FS 20100

темно-коричневый

-

использовали в волнистом камуфляже

Grigio Azzuro Chiaro FS 36231

светло-серо-голубой

140

окраска верхних поверхностей самолетов морской и ночной авиации

Grigio Azzuro Chiaro FS 36307

то же

141

то же

Grigio Azzuro Chiaro FS 35044

то же

189

то же

Grigio Azzuro Scuro FS 36076

темно-серый морской

8 частей 27

3 части 1 89

1 часть 34

тоже

Grigio Mimetico 1 FS 36231

светло-серый

10 частей 140

1 часть 34

базовый цвет в конце войны

Grigio Mimetico 2 FS 36314

светло-серый

6 частей 167

4 части 87

окраска нижних поверхностей до 1 940 года

Grigio Chiaro FS 36373 (FS 36424)

светло-серый

5 частей 34

1 часть 1 56

1 часть 64

окраска нижних поверхностей после 1940 года

Nicciola Chiaro FS 30266

землисто-коричневый

2 части 8 1

2 части 26

окраска верхних поверхностей в африканском камуфляже

Giallo Mimetico (Ocra) FS 33434

охра

4 части 154

3 части 94

1 часть 34

тоже

Bianco Neve FS 37886

белый

34

 

Rosso FS 31302

красный

-

 

Nero FS 37038

черный

33

 

Gallo Cromo FS 33655

желтый

 

 

Bruno Mimetico FS 30108

коричневый

 

 

Sabbia FS 33481

песочный

1

 

 

Структура ВВС  Италии (1936-1945)

 

До капитуляции 8 сентября 1943 года Regia Aeronautica (Королевские ВВС) считалась од­ним из трех родов войск армии Италии.

Regia Aeronautica подчинялась Министер­ству Авиации, во главе которого стоял Бенито Муссолини (Mussolini). Фактически итальянс­кими ВВС командовал начальник главного шта­ба авиации, которому также подчинялось ко­мандование ВВС (Superaero). С 3 октября 1939 года по 15 ноября 1941 года должность началь­ника главного штаба занимал дивизионный ге­нерал Франчиско Приколо (Pricolo), с 15 нояб­ря 1941 года по июль 1943 года - дивизионный генерал Фоуджер (Fougier), а с июля 1943 года -генерал Сандалли (Sandalli).

На территории Италии располагалось четы­ре оперативных соединения сухопутной авиации:

1 Squadra Aerea (1-й воздушный флот) рас­полагался на севере Италии, штаб - в Милане;

2 Squadra Aerea располагался на Сицилии и острове Пантеллерия, штаб - в Палермо;

3 Squadra Aerea располагался в централь­ной части Италии, штаб - в Риме;

4 Zona Territoriale располагался на юге Италии, штаб - в Бари.

За границами метрополии во время 2-й Ми­ровой войны дислоцировалось пять воздушных флотов:

Aeronautica della Libia штаб в Триполи (флот состоял из восточного и западного сек­торов);

Aeronautica dell'Albania штаб в Тиране;

Aeronautica della Sardegna штаб в Кальяри;

Aeronautica dell'Egeo штаб на острове Родос;

Воздушный флот итальянской Восточной Африки (Центральная Эфиопия и Эритрея).

Каждый из воздушных флотов состоял из дивизий (Divisione) или бригад (Brigate), а так­же отдельных дивизионов (Gruppo Autonomo) Самые крупные из воздушных флотов состоя­ли из трех дивизий: двух бомбардировочных и одной истребительной. Истребительная диви­зия состояла из трех полков (Stormo). Полк со­стоял из двух истребительных дивизионов су­хопутных войск (Gruppo di Cacchia Terrestre). В состав дивизиона входило от двух до четы­рех эскадрилий (Squadriglia). В свою очередь, эскадрилья состояла из трех звеньев (Sezione), по три самолета в звене. В ходе военных дей­ствий штат эскадрилий увеличили с 9 до 12 са­молетов.

В военно-воздушных силах национал-соци­алистической республики (Aeronautica Nazionale Reppublicana - ANR) была принята та же структура, что и в люфтваффе, поэтому чис­ленность эскадрильи возросла до 15-20 само­летов, а дивизион насчитывал три боевых и одну штабную эскадрилью. Соответственно численность дивизиона возросла с 36 до 60-65 самолетов.

В военно-воздушных силах Союзной Ита­лии были сформированы три крыла: истреби­тельное, бомбардировочное и гидросамолетов. Существующие полки не стали расформировы­вать, однако каждый полк стал насчитывать по три дивизиона.

От перечисленных выше правил имелись многочисленные отступления, вызванные воен­ной обстановкой на фронтах.

 

Принципы камуфляжа  истре­бителей Италии (1936-1945)

 

В Италии вопросами камуфляжа занима­лась Главное управление конструирования и снабжения (Direzione Generale Construczioni e Approvigionamente - DGCA). Однако создал в 1929 году деформирующий камуфляж командир 7-го дивизиона поддержки майор Амадео Мекоцци (Mecozzi).

В 30-е годы использовался сегментарный камуфляж, состоявший из округлых пятен пе­сочного, красно-коричневого и светло-зелено­го цвета.

Самолеты, использовавшиеся в Африке, ок­рашивали сверху кремовой краской, а снизу - светло-серой. Самолеты, участвовавшие в эфи­опской кампании, были целиком выкрашены краской цвета слоновой кости.

Инструкция 49139/33815 DGCA от 8 сен­тября 1937 года определяла два типа камуфля­жа: волнистый и сетчатый.

Волнистый камуфляж. Верхние и боковые поверхности окрашены красками Giallo Mimetico (охра) FS 33434, Terracota (красно-ко­ричневая) FS 20100 и Verde Mimetico (зеленая) FS 34102. Нижние поверхности покрывали светло-серо-голубой краской Grigio Azzuro Chiaro FS 36251 или светло-серой краской Grigio Mimetico FS 36314.

Сетчатый камуфляж. Верхние и боковые поверхности окрашивались базовой краской Giallo Mimetico (охра) FS 33434, поверх кото­рого наносили пятна краской Verdo Mimetico (зеленый) FS 34102 или зеленой FS 34102 и Bruno Mimetico (коричневый) FS 30108. Ниж­ние поверхности окрашивали краской Grigio Mimetico (светло-серый) FS 36314 или остав­ляли металлического цвета.

Инструкция 8591/DGCA от 14 марта 1938 года отменяла использование волнистого ка­муфляжа.

В 1939 году DGCA ввела единую схему за­водской окраски, согласно которому, фирмы, выпускающие самолеты, должны были окраши­вать верхние и боковые поверхности самолетов темно-оливковой краской Verde Oliva Scuro FS 34079, а нижние поверхности - краской Grigio Chiaro FS 36373.

К вступлению Италии во 2-ю Мировую вой­ну (10 июня 1940 года) большинство итальянс­ких самолетов имело сетчатый камуфляж и толь­ко некоторые сохранили камуфляж волнистый.

21 июля 1941 года DGCA ввела классификацию красок и определила способы их использования.

Вводилось три схемы камуфляжа.

Африканский (SERIR) камуфляж заклю­чался в окраске верхних и боковых поверхнос­тей охрой Giallo Mimetico FS 33434, которую спустя несколько месяцев заменили на более светлую краску песочного цвета Sabbia FS 33481.

На базовый цвет наносили пятна краской Verde Oliva Scuro (темно-оливковый) FS 34079, а иногда краской Terracota (темно-коричневый) FS 20100 и Verde Scuro FS 34096.

Континентальный камуфляж заключал­ся в окраске верхних и боковых поверхностей краской Verde Scuro FS 34096, поверх которой наносились пятна краской Giallo Mimetica FS 33434 или Sabbia FS 33481. У континентально­го камуфляжа имелся вариант, где в качестве ба­зового цвета использовали краску Verde Chiaro (светло-зеленый) FS 34260, а пятна наносили красками Verde Scuro FS 34096 и Terracota FS20100.

Средиземноморский камуфляж заключал­ся в окраске верхних и боковых поверхностей краской Verde Scuro FS 34096, а с середины 1942 года в качестве базовой использовали краску Verde Bottiglia (бутылочно-зеленый) FS 34108.

Во всех трех типах камуфляжа нижние по­верхности окрашивали светло-серой краской Grigio Chiaro FS 36373.

Fiat наносил на самолеты большие пятна, а Macchi - круги неправильной формы.

В 1943 году прекратили использовать афри­канский камуфляж, поскольку боевые действия в Африке были прекращены.

Самолеты, использовавшиеся ночью, на­пример CR.42N, красили черной краской Nero FS 37038 или темно-серо-синей Grigio Azzuro Scuro FS 36076.

Встречалась и такая схема окраски самоле­тов (CR.32), когда верхние и боковые поверх­ности окрашивали краской Grigio Azzuro Scuro FS 36076 и наносили пятна Verde Scuro Fs 34096, а нижние поверхности окрашивали Grigio Chiaro FS 36373.

Союзнические ВВС Италии использовали итальянские самолеты с камуфляжем Regia Aeronautica, в то время как союзнические са­молеты эксплуатировались в стандартном анг­лийском и американском камуфляже.

Национальные ВВС Италии применяли ита­льянские и немецкие самолеты в стандартном камуфляже люфтваффе.

До вступления в войну 10 июня 1940 года все итальянские самолеты имели на руле на­правления три вертикальные полосы цвета на­ционального флага: Verde (зеленый) FS 34110, Bianco Neve (белый) FS 37778 и Rosso (крас­ный) FS 31302 с гербом Савойской династии, размещенном на белой полосе.

После начала боевых действий три цветные полосы заменили на белый крест, в центре или на верхнем плече которого помещали герб ко­роля Италии.

На фюзеляже слева и справа в районе каби­ны пилота помещали фалангистский знак - пук дикторских розг и топор (Facses cum securibus) - символ власти в Древнем Риме.

На верхних и нижних поверхностях крыльев располагались опознавательные знаки - белый круг с черной каймой и тремя фалангисгскими знаками. В ходе боевых действий убрали белый фон (сначала с верхних поверхностей, а затем и с нижних), а черный круг и дикторские знаки нано­сили прямо поверх камуфляжа. Знаки размещали симметрично в 0,72 м от конца крыла (для истре­бителей), диаметр знаков - 0,96 м.

После объявления перемирия 8 сентября 1943 года Союзнические ВВС Италии стали использовать эмблему итальянских ВВС времен 1-й Мировой войны. Эмблема представляла со­бой три концентрических круга: черный (вне­шний), белый и зеленый (центральный). Соот­ношение диаметров кругов составляло 5:3:1. Знаки наносили на крыльях и на фюзеляж меж­ду крыльями и хвостовым оперением.

Национальные республиканские ВВС ис­пользовали так называемые почтовые знаки -концентрические круги зелено-бело-красного цвета с желтой зубчатой каймой, которые нано­сили на борта фюзеляжа и стабилизатор.

На крыльях изображали черные опознава­тельные знаки - квадрат, внутри которого нахо­дились два дикторских пучка розг с топорами, расположенных «валетом». На нижних поверх­ностях крыльев подобные знаки часто имели белый фон.

Элементом быстрой идентификации самолетов Regia Aeronautica на Средиземно­морье, Балканах и в Африке были белые (FS 37778) вертикальные полосы шириной не ме­нее 1 м, нанесенные на заднюю часть фюзе­ляжа перед хвостовым оперением. Самолеты, участвовавшие в Битве за Англию имели эле­менты быстрой идентификации, похожие на те, что применялись в люфтваффе (желтый ка­пот двигателя, концы крыльев и полоса на задней части фюзеляжа).