Противолодочные Эвенджеры

 

Угроза, исходящая от немецкого подвод­ного флота, действующего в Атлантике, при­вела к разработке специализированных ва­риантов Эвенджеров и созданию специаль­ных противолодочных подразделений в US Navy. Потери союзников понесенные от подводных лодок были колоссальны, толь­ко в течение февраля 1943 года, подводные лодки отправили на дно океана, союзничес­кие корабли общим тоннажем более 600 тыс. тонн, доставлявшие в Англию жизненно необходимые грузы. Поскольку базовые пат­рульные самолеты начали наносить немец­ким подводным лодкам существенные по­тери, адмирал Денниц переместил позиции своих лодок в район центральной Атланти­ки, где они оказались вне радиуса действия самолетов берегового базирования.

Чтобы закрыть центральную часть Ат­лантики для немецких подводных лодок в США был создан новый класс авианосцев — эскортный авианосец (CVE). Не такой крупный и более медленный, чем основные ударные авианосцы, которыми располагал флот США, эскортный авианосец нес двад­цать - двадцать восемь самолетов, органи­зованные в VC ("composite" - смешанные эскадрильи). Нормальным составом самоле­тов в смешанной эскадрильи была "смесь" из торпедоносцев-бомбардировщиков Эвенджер и истребителей Уайлдкет. Располагая большим радиусом действия и имея возмож­ность нести в бомбоотсеке четыре глубин­ные бомбы по 350 фунтов, Эвенджер пока­зал себя высоко эффективным противоло­дочным самолетом.

В феврале 1943 года, в период пика рез­ни устроенной немецкими подводными лод­ками в Атлантике, эскортный авианосец USS Bogue (CVE-9) и эсминцы его охранения начали операции на трассах атлантических конвоев. Хотя палубным самолетам удалось предотвратить большое количество атак подводных лодок на эскортируемые ими корабли, авианосец, вынужденный находит­ся рядом с конвоем, не был в состоянии удерживать с обнаруженной подводной лод­кой контакт достаточно длительный, чтобы добиться ее уничтожения. Чтобы увеличить вероятность уничтожения подлодок, командование флота изменило тактику и прика­зало авианосцу Bogue и его эсминцам, дей­ствовать независимо в качестве "Hunter Killer Group". Освобожденный от необходи­мость двигаться вместе с конвоем придер­живаясь его скорости и маршрута, "Hunter Killer Group" могла охотиться за подводной лодкой до тех пор пока она не была бы унич­тожена. Буквально в течение недели новая тактика доказала свою эффективность, когда группа затопила подводную лодку U-569 и серьезно повредила лодки U-231 и U-305.

За Bogue вскоре последовали USS Block Island, Core, Guadalcanal и десять других CVE "Hunter Killer Group". Авианосцы CVE продемонстрировали свою эффективность: между маем и декабрем 1943 года, было потоплено только одно судно из более чем 2000, прошедших в защищаемых ими кон­воях. Это был несомненный успех по срав­нению с февралем, когда было потеряно су­дов общим водоизмещением 600 тыс. тонн.

В течение 1943 года осуществлялись попытки, по установке на Эвенджер радара ASD-1. Для этого на Эвенджере размести­ли тарелку параболической антенны в обтекателе, установленном на передней кром­ке правого крыла. Радар ASD имел прекрас­ные характеристики и был способен обна­руживать, как наземные, так и воздушные цели на значительно большем расстоянии, чем это могли делать старые радары ASB. Обтекатель вызывал небольшую тенденцию к развороту вправо, но так как подход к па­лубе и посадка осуществлялась «на оборо­тах» с большим углом атаки и пониженной скоростью, то эта тенденция не представ­ляла реальной проблемы в процессе эксп­луатации. Модифицированный TBF с рада­ром ASD получил обозначение, TBF-1D, соответственно ТВМ обозначались как TBM-1D. В дополнение к установленному обтекателю радара ASD-1, ряд TBF/TBM-1D несли дополнительные радарные антен­ны yagi, установленные на каждом крыле, сразу же за стойками основного шасси.

Авианосец USS Bogue, с смешанной эскадрильей VC-19 на борту, стал пионером ночных противолодочных операций. Два TBF-1D были переоборудованы в "охотни­ки" на субмарины - с самолетов была де­монтирована стрелковая башенка, крыльевые пулеметы и все бронирование. В фюзе­ляж и бомбоотсек установлены дополни­тельные топливные баки, что значительно увеличило радиус действия и продолжи­тельность полета этих Эвенджеров. В эки­паж самолетов, получивших прозвище "Night Owl", входили только пилот и опера­тор радара. "Night Owl" мог взлетать в су­мерках и оставаться в воздухе всю ночь, но они не имели на борту наступательного во­оружения. Если эти «охотники» обнаружи­вали подводную лодку, они наводили на нее «истребитель» и направляли его атаки.

Одним из наиболее ярких командующих "Hunter Killer Groupe" был капитан Дэн Галлери, командир авианосца USS Guadalcanal (CVE-60). Капитан Галлери разработал кон­цепцию постоянных ночных патрулей пол­ностью вооруженными Эвенджерами. Его план предусматривал действия Эвенджеров в течение всей ночи, проведение ночных взлетов и посадок.

Методика ночных посадок находилась на ранней стадии разработки, когда в нача­ле 1944 года на Guadalcanal была переба­зирована эскадрилья VC-58. Капитан Гал­лери представил свои проработки летному составу эскадрильи, который нашел его вы­полнимым и взялся его испробовать. Ноч­ные полеты начались в период когда свети­ла полная луна и продолжались до наступ­ления безлунных ночей — пока эскадрилья не начала действовать в полной темноте — высылая в охранение по четыре Эвенджера каждую ночь. Для ночных операций Эвенджеры оснащались специальными пламега­сителями устанавливавшимися на выхлоп­ные патрубки. Новая тактика принесла хо­рошие дивиденды - в течение 48 часов, в ночных операциях, эскадрилья потопила две немецкие подводные лодки: U-68 и U-515.

Основным оружием, используемым Эвенджерами против немецких подводных лодок были 350 фунтовые глубинные бом­бы и новое оружие — авиационные ракеты. Ракеты были введены в US Navy с подачи британцев и начали поступать в подразде­ления в конце 1943 года. Первыми Эвенд­жерами, которые нести ракеты стали TBF/ ТВМ-1С поздних выпусков, модифициро­ванные для подвески авиационных ракет калибра 3,5 дюйма, устанавливаемых на 70 дюймовых рельсовых направляющих бри­танского типа (Mark 4 rocket rails) под вне­шними панелями крыла. На эти модифици­рованные Эвенджеры также устанавлива­лись подкрыльевые замки для подвески до­полнительных сбрасываемых топливных баков, глубинных бомб, или мелких бомб, подвешиваемых под центропланом позади ниш шасси. Рельсовые направляющие Mark 4 и подкрыльевые замки для подвес­ки бомб снизили максимальную скорость Эвенджеров на 17 узлов — приемлемая потеря для самолета, задействованного в противолодочных операциях, но недопу­стимая для самолета, предназначенного для атак хорошо вооруженных кораблей и наземных целей.

Чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление направляющих Mark 4, Ка­лифорнийский технологический институт разработал улучшенную пусковую систему - Mark 5. Аэродинамическое сопротивле­ние пусковой системы и ее вес были суще­ственно уменьшены, и если ракеты запус­кались на скорости полета 200 узлов (230 миль в час) или более, то ракеты летели по точно такой же траектории, как и выпушен­ные со старых рельсовых направляющих Mark 4. Чтобы увеличить взрывную мощ­ность ракет, на двигатели ракеты калибра 3.5 дюйма были установлены пятидюймовые боеголовки, эта новая ракета получила обо­значение - 5-ти дюймовая авиационная ра­кета (AR - aircraft rocket).

Калифорнийским технологическим ин­ститутом была разработана улучшенная ракета- 5-ти дюймовая HVAR (High Velocity Aircraft Rocket), прозванная «Святой Мосес». В ней 5-ти дюймовая боеголовка с корпусом из упрочненной стали, была на­ложена на 5-ти дюймовый ракетный двига­тель. Эти ракеты придавали Эвенджеру зна­чительную огневую мощь, особенно когда все восемь ракет выпускались залпом. Пер­вое боевое использование ракет американ­ским самолетом произошло 11 января 1944 года, когда TBF-1C из эскадрильи VC-58, вооруженный двумя ракетами, под управле­нием младшего лейтенанта Л.Л. Макфорда, обнаружил немецкую подводную лодку (U-758) находящуюся на поверхности. Эвенджер добился двух вероятных и двух несом­ненных ракетных попаданий в подводную лодку, а затем провел атаку глубинными бомбами. На Тихоокеанском театре военных действий авиационные ракеты впервые были использованы в бою 31 января 1944 года, когда Эвенджеры из VC-7 базировав­шейся на борту авианосца USS Manila Bay (CVE-61) атаковали склады топлива и бо­еприпасов на Маршалловых островах.

К 1945 году, "Hunter Killer Group" фак­тически устранили угрозу нападений не­мецких подводных лодок в Атлантике, и это привело к тому, что им стало все более и более трудным найти для себя цели. Поте­ряв один эскортный авианосец (Block Island был торпедирован лодкой U-549, авиано­сец USS Elmore потопил U-549 в тот же са­мый день), четырнадцать атлантических авианосных противолодочных групп пото­пили в общей сложности пятьдесят три не­мецкие подводные лодки и захватили одну - U-505. "Hunter Killer Group" авианосца USS Bogue стала чемпионом Атлантики, имея на своем счету двенадцать подтверж­денных уничтоженных подводных лодок.

Эскортные авианосцы с эскадрильями Эвенджеров выступали в противолодочной роли также на Тихоокеанском театре воен­ных действий, и уничтожили здесь одиннад­цать японских субмарин. На счету авианос­ца USS Anzio (CVE-57), воевавшего на Тихом океане, было больше всего подтвержденных уничтоженных подводных лодок - пять.