ТВМ-3Е

 

Чтобы еще повысить эффективность ТВМ-3, Восточный авиационный филиал Дженерал Моторс начал программу, по од­новременному облегчению и усилению кон­струкции стандартного Эвенджера. Этот новый облегченный вариант самолета, ве­сил почти на тонну меньше чем обычный ТВМ-3 и был запущен в производство под обозначением ТВМ-3Е в конце 1944 года.

Створки жалюзи для выхода воздуха на капоте двигателя у ТВМ-3Е претерпели дальнейшее усовершенствование и стали одинакового размера без выемок, хотя самая нижняя створка все же имела вырез для выхлопной трубы. Выдвигающийся поса­дочный крюк был заменен невыдвигающим­ся узлом, размещенным снаружи прямо под хвостом (внешний посадочный крюк выс­тупал за край руля направления и добавил целый фут к длине ТВМ-3Е), задняя ниж­няя стрелковая точка была удалена. Пилон для подвески обтекателя радара AN/APS-4 разместили под правым крылом с внешней стороны пусковых ракетных направляющих Mk 5. Благодаря уменьшившемуся весу ско­рость ТВМ-3Е увеличилась до 276 миль в час на высоте 16500 футов, а скороподъем­ность возросла до 2060 футов в минуту.

Пилот Билл Кеннеди, который летал на ТВМ-3Е в эскадрильи VT-4 базировавшей­ся на авианосце USS Essex в 1945 году, со­общил, что аварийный люк стрелковой ба­шенки на ТВМ-3Е часто срывался в полете, особенно при маневрах с высокими пере­грузками. Один такой инцидент случился с его самолетом - в полете сорвало люк и он ударился о правый стабилизатор, ограничив возможность управления самолетом. Кенне­ди удалось вернуться и сесть на палубу Essex'a. Проблема, в конце концов, была решена техническим персоналом эскадрильи, который разработал улучшенное креп­ление аварийного люка. Была улучшена его герметизация, что уменьшило нагрузки на блокирующие люк штыри и позволило из­бежать их поломки.

Когда Япония капитулировала в авгус­те 1945 года, флот США аннулировал все контракты на поставку Эвенджеров. Производство Эвенджеров было завершено в сен­тябре 1945 года, когда последние двадцать четыре ТВМ-3Е были переданы флоту.

Эвенджер, однако, продолжал находиться на вооружении еще в течение многих лет. Боль­шой внутренний объем бомбоотсека и фю­зеляжа Эвенджера делали его идеальной платформой для установки все увеличива­ющегося количества разнообразного элек­тронного оборудования. Планер ТВМ-3/3Е послужил базой для ряда специализирован­ных вариантов самолета, которые служили Флоту США до июня 1954 года, когда пос­ледний Эвенджер был снят вооружения.

TBM-3N — специально оборудованный для ночных полетов.

TBM-3U — вспомогательный и букси­ровщик мишеней, со снятым вооружением и броней.

TBM-3Q — самолет электронного про­тиводействия, оборудованный электронной «глушилкой» в обтекателе, похожем на об­текатель TBM-3W.

ТВМ-3Р — разведывательный вариант с фотокамерами, установ­ленными в бомбоотсеке.

TBM-3L — поисковый с выдвигающимся прожектором установ­ленным в бомбоотсеке.

ТВМ-3Н — модификация с радаром обзора земной поверхности.

ТВМ-3М — модификация с оборудованием для запуска ракет, использовавшаяся для проведения испытаний ракет в рамках различ­ных послевоенных программ.

Широко экспортировавшиеся, Эвенджеры служили, по крайней мере, еще в семи иностранных флотах и военно-воздушных силах (Великобритании, Новой Зеландии, Нидерландов, Канады, Фран­ции, Японии, и Уругвая) до 60-х годов.