TBM-3R

 

Вскоре после начала Корейской войны, флот США ощутил ост­рую потребность в грузовом самолете, который бы мог доставлять продукты жизнеобеспечения на авианосцы находящиеся в море. Поэтому была сформирована Специальная морская группа воздуш­ного транспорта оснащенная модифицированными Эвенджерами, которая была придана 11-й эскадрильи обслуживания (Fleet Aircraft Service Squadron Eleven - FASRON-11) в Японии. Новое подразде­ление немедленно начало операции, по переправке людей и припа­сов на авианосцы, курсирующие у побережья Кореи.

Эвенджер, с хорошей дальностью, грузоподъемностью и воз­можностью размещения грузов внутри фюзеляжа, представлялся идеальным решением для создания транспортного самолета авиа­носного базирования. Имеющиеся планеры самолетов ТВМ-3 и ТВМ-3Е были переделаны в транспортные варианты, получившие обозначение TBM-3R, таким образом, родился - Carrier On Board Delivery (COD). Переделки, превратившие самолет в «грузовик» состояли в удалении стрелковой башенки, системы сброса бомб, вооружения и брони. Форма фонаря кабины была изменена, с тем, чтобы, прикрыть проем под башенку, а в кабину и отсек радиста были установлены кресла для семи пассажиров. Бомбоотсек рекон­струировали для размещения носилок с ранеными подлежащими срочной эвакуации. Устанавливались фонари кабины различных конфигураций, некоторые Эвенджеры имели над проемом башенки обтекатель из металлических листов с большим открывающимся окном, которое служило и посадочным люком для пассажиров. Фо­нари другой конфигурации были полностью из стекла и плексигла­са, включая и участок над проемом башенки.

Чтобы ускорить доставку большого ко­личества необходимых грузов на авианос­цы, действующие вблизи Кореи, был разра­ботан уникальный метод перевозки. Была изготовлена проволочная корзина, сконст­руированная так, чтобы поместиться в бомбоотсек TBM-3R. Бомбовые лебедки исполь­зовались, для подъема и опускания загру­женной грузовой корзины в бомбоотсек Эвенджера. Загруженная корзина могла быть быстро снята и заменена другой, что существенно ускоряло обратный вылет. Почта, запасные части к самолетам, элект­ронное оборудование, и медикаменты со­ставляли только часть груза, который пере­возили Эвенджеры COD. Концепция Carrier On Board Delivery доказала свою жизнеспо­собность, и успех TBM-3R привел к появ­лению нового класса палубных самолетов в Fleet Logistics Squadron. Сегодня функции COD выполняются другим самолетом фир­мы Grumman - турбовинтовым С-2 Greyhound.