Окраска и обозначения

 

Основные цвета

 

Первый прототип XTBF-1 был окрашен полностью в светло-серый цвет (Light Gray ANA602 - аналог в FS отсутствует, но этот цвет очень близок к FS 36440), введенный директивой AER-E-25 (00261) от 30 декабря 1940 года. Полосы дорожек на крыле были черными. Воздушный винт - серебря­ного цвета, с обеих сторон на концах лопа­стей имелись трехцветные полосы - голу­бого, красного и желтого цветов, общей шириной - 4 дюйма.

Второй прототип уже нес двухцветную камуфляжную окраску, введенную докумен­том BuAer AER-E-2571, ставшую обязатель­ной с 13 октября 1941 года. Эта камуфляжная схема состояла в окрасе верхних повер­хностей самолета матовой серо-голубой краской (ANA 603 Non-specular Blue Gray - FS 35189), а нижних поверхностей - ма­товой светло-серой краской (ANA 602 Non-specular Light Gray - FS 36440). Краски на­носились распылителем таким образом, что­бы переход от одного цвета к другому был плавным. Первые серийные TBF-1 также получили такой камуфляж.

28 сентября 1943 года официальным документом (Army-Navy Aeronautical Bulletin № 157) были унифицированы на­звания цветов, использовавшихся для окрас­ки самолетов армии и флота. Также были введены в действие унифицированные об­разчики этих цветов. Позднее, 4 декабря

1943 года, документом ANA Bulletin № 166, было введено дополнение упомянутых кра­сок, блестящими (Gloss) цветами, а 24 мар­та 1944 года и 20 августа 1946 года, были введены мелкие поправки к этим двум до­кументам.

В период с 1 января 1943 года до марта 1944 года использовался трехцветный ка­муфляж, введенный документом Specification SR-2c от 5 января 1943 года, который стал обязательным с 1 февраля. Этот камуфляж состоял в окраске верхней части фюзеляжа, а также передних кромок крыла и горизонтального оперения матовой краской - темно-синяя морская (ANA 607 Non-specular Sea Blue - FS 35042), верхних поверхностей крыльев и горизонтального оперения краской того же цвета, но полу­матовой (ANA 606 Semi-Gloss Sea Blue - FS 25042), боков фюзеляжа и вертикального оперения краской матовой серо-голубой (ANA 608 Non-specular Intermediate Blue -FS 35164). Низ фюзеляжа, крыльев и опере­ния должен был окрашиваться матовой белой краской (ANA 601 Non-specular Insignia White - FS 37875). Серо-голубую краску ANA 608 следовало наносить пневмораспылителем таким образом, чтобы об­разовывался плавный переход между крас­ками ANA 607 и ANA 601.

Иной камуфляж имели Эвенджеры во­юющие в Атлантике. В конце 1943 года они начали окрашиваться следующим образом. Верхние поверхности - матовой темно-се­рой краской (ANA 621 Non-specular Dark Gull Gray - FS 36231), боковые и нижние поверхности фюзеляжа белой матовой краской (ANA 601 Non-specular Insignia White - FS 37875), а нижние поверхности крыльев белой блестящей краской (ANA 511 Gloss White - FS 17875).

Этот камуфляж был модифицирован вышедшей в июне 1944 года Specification SR-2e, вводившей две схемы окраски. И так, Схема I предписывала, что верхние поверх­ности должны быть окрашены в неблестя­щий (Non-specular) цвет Dark Gull Gray, a боковые поверхности в неблестящий цвет Light Gull Gray. Нижние поверхности дол­жны были окрашиваться блестящей белой краской (Glossy Insignia White). Кроме того, передние кромки крыльев и оперения, а так­же поверхности остающиеся в тени опере­ния должны были окрашиваться матовой белой краской (Non-specular Insignia White). Этой же краской должна была окрашивать­ся внутренняя часть съемных капотов дви­гателя, ступица винта, а также его лопасти до диаметра капота двигателя. По замыслу эта схема должна была использоваться при дневных операциях в хорошую погоду. Для операций в плохих условиях видимости,

утром и в сумерках, а также в ночных боях, должна была использоваться Схема II, от­личающаяся от выше описанной тем, что краска Non-specular Insignia White заменя­лась краской Light Gull Gray.

Схема, ставшая обязательной для окрас­ки Эвенджеров с 22 марта 1944 года и до окончания их службы, во всех регионах за исключением Атлантики, была введена до­кументом Specification SR-2d Amendment 1 от 13 марта 1944 года, и состояла в окрас­ке всей поверхности самолета блестящей темно-синей морской краской (ANA 623 Glossy Sea Blue - FS 15042). Так окрашива­лись все поздние ТВМ-3, которые должны были служить на Тихом океане. «Атлантичес­кий» камуфляж остался без изменений.

В соответствии с этими стандартами окрашивались самолеты, выпускавшиеся с заводов, но, будучи уже в частях они очень редко перекрашивались в соответствии но­выми выходящими инструкциями. Кроме того, в боевых условиях не всегда придер­живались обязательных стандартов, и на имеющихся фотографиях можно заметить многочисленные отступления от установ­ленных на тот момент правил, как в спосо­бе наложения красок, так и в ее оттенках.

Кроме того, под жаркими лучами южного солнца краска часто изменяла свой цвет. На оттенок краски влияли и условия эксплуа­тации самолета, так, например белая мато­вая краска на нижних поверхностях быст­ро старилась под воздействием потеков мас­ла и бензина, а также пыли и грязи с повер­хности полевых аэродромов, в частности на острове Гуадалканал.

После войны Эвенджеры служившие в Utility/Target Towing Squadrons получили окраску, введенную документом Amendment 3 к спецификации SR-2e от 6 мая 1946 года.

Крылья на всей их поверхности, до корня, сверху и снизу, горизонтальное оперение сверху и снизу должны были окрашиваться блестящей желто-оранжевой краской (Glossy Orange Yellow). Блестящей темно-синей краской (Glossy Sea Blue) должен был окрашиваться весь фюзеляж вместе с капо­том двигателя и дорожки на крыльях по обе стороны фюзеляжа. В блестящий красный цвет должен был окрашиваться руль направ­ления, этим же цветом наносились широкие -трехфутовые (914,4 мм) полосы вокруг кры­льев (на верхней и нижней поверхностях) на расстоянии 1/3 их размаха от фюзеляжа.

 

Знаки государственной принадлежности

 

Первый прототип XTBF-1 имел знаки государственной принадлежности в форме белой (ANA 601 Non-specular Insignia White - FS 37875) пятиконечной звезды размещен­ной в темно-синем круге (ANA 605 Insignia Blue - FS 35044) с красным (ANA 509 Insignia Red - FS 11136) кругом посереди­не, которые рисовались только на верхней поверхности левого крыла и нижней повер­хности правого. На фюзеляже знаков госу­дарственной принадлежности не было.

Первые TBF-1 имели обозначения, на­несенные в соответствии с директивой BuAer AER-E-25 (010282) от 26 февраля 1941 года, которой было введено нанесение знаков государственной принадлежности на обеих сторонах задней части фюзеляжа, а также на верхней поверхности левого и нижней поверхности правого крыла. 5 ян­варя 1942 года вернулись к нанесению зна­ков государственной принадлежности на обеих сторонах крыльев; кроме того, как и прежде они наносились на обеих сторонах задней части фюзеляжа. Несколькими дня­ми позднее, 17 января было приказано мак­симально увеличить знаки государственной принадлежности - на крыльях сверху они должны были занимать всю ширину крыла, до границы элерона - 79 дюймов (2006,6 мм), снизу - 76 мм (1930,4 мм), а на фюзе­ляже должны были иметь 54 дюйма (1372 мм) в диаметре. Был введен также допол­нительный элемент быстрого распознавания - 13 горизонтальных красных и белых по­лос на руле направления.

С 15 мая 1942 года (документ BuAer 06230, выпущенный в бюллетенях ALNAV 97 и 98 от 6 и 7 мая) введены в действие опознавательные знаки без красного круга посредине. Знаки наносились на верхних и нижних поверхностях обоих крыльев, а так­же на боках задней части фюзеляжа. Был упразднен элемент быстрой идентификации в виде горизонтальных красных и белых полос на руле направления. Положение зна­ков было изменено с 29 июня 1943 года на основе документов ALNAV Dispatch 97 от 16 мая 1943 года, а также Army-Navy Specification AN-I-9a от 29 июня 1943 года, теперь они размещались на верхней повер­хности левого и нижней поверхности пра­вого крыла, на фюзеляже их место располо­жения осталось прежним. Одновременно по обе стороны звезд добавлялись белые (ANA 601) прямоугольные полосы, длиной равной радиусу круга, в который была вписана звез­да, и шириной равной половине этого ради­уса. Весь знак обводился красной обводкой шириной равной 1/8 радиуса окружности описанной вокруг звезды. 14 августа 1943 года, документом Army-Navy Specification AN-I-9b, цвет обводки знаков на самолетах покидающих заводы был изменен на темно синий (ANA 605). Были описаны также все размеры и точное положение знаков. Эвенджеры должны были иметь на фюзеляже знаки диаметром 45 дюймов (1143 мм), центр которых располагался на расстоянии 40 дюймов (10016 мм) от горизонтального оперения. На крыльях должны были нано­ситься знаки диаметром 50 дюймов (1270 мм), центр которых должен был находиться на расстоянии 75 дюймов (1905 мм) от законцовки крыла. В боевых частях не заби­вали себе голову перекраской устаревших знаков на крыльях и оставляли их той же формы. В связи с этим знаки модифициро­вали, добавляя к ним белые прямоугольни­ки. Зачастую это не сопровождалось, какой либо обводкой, либо изменением ее цвета (если она уже была красной). В связи с этим, документом ALNAV Dispatch 164 от 14 сен­тября 1943 года, было определено введение этой обводки в боевых подразделениях. Ча­сто подобные недостатки устранялись толь­ко после отвода части в тыл, после оконча­ния боевого дежурства, чаще всего путем замены старого, выслужившего срок само­лета новым, только что с завода.

Осенью 1942 года на Эвенджерах пред­назначавшихся для боев в рамках операции «Торч» («Факел») - высадки союзников в северной Африке, была временно введена в качестве элемента быстрой идентификации, широкая желтая полоса вокруг фюзеляжных знаков государственной принадлежности (иногда также на верхних и нижних знаках на крыльях, как упоминалось выше).

После войны, 6 июня 1946 года, доку­ментом Amendment I к Army-Navy Insignia Specification AN-I-9b была ликвидирована синяя обводка на окрашенных краской Glossy Sea Blue самолетах. Остались толь­ко белые элементы опознавательного знака, это практиковалось фирмой Грумман на производящихся ею самолетах, еще во вре­мя войны, без официального разрешения и, несмотря на многочисленные протесты US Navy. Эта проблема, однако, не касалась Эвенджеров, так как к этому времени они строи­лись только фирмой Дженерал Моторс.

Последним изменением знаков государ­ственной принадлежности стало добавление горизонтальной красной полосы посереди­не белых прямоугольников по бокам звез­ды. Это изменение было введено в действие 15 мая 1947 года дополнением I в Amendment 2 к спецификации SR-2f.

 

Дополнительные цвета

 

Номер самолета в своей первой части включал номер Авиационной группы, пер­воначально соответствовавшей тактическо­му номеру авианосца (например, №3 озна­чал авианосец USS Saratoga - CV-3). Вто­рая часть номера указывала предназначение самолета - для Эвенджера это была буква Т, то есть Torpedo-bomber. Третья часть обо­значения - индивидуальный номер самоле­та. Все обозначение наносилось черным цветом, а его знаки имели высоту 12 дюй­мов (305 мм).

26 февраля 1941 года был изменен ис­пользовавшийся ранее цвет (серебряный) для окраски лопастей винта. С этого време­ни, на прототипах и серийных самолетах законцовки лопастей винта на длине 4 дюй­мов (102 мм) окрашивались оранжево-жел­той краской (Glossy Orange Yellow ANA 506 - FS 13358) либо желтым (Glossy International Orange ANA 508 - FS 12197), a вся остальная часть лопасти была окраше­на в черный матовый цвет (Non-specular Black ANA 604 - FS 37038), который в ходе эксплуатации становился полуматовым.

Первоначально внутренность фюзеляжа и ниш шасси окрашивалась желто-зеленой защитной краской (Zinc Chromate Primer -FS 33481). Позднее внутренность самоле­тов - ниши шасси, кабина пилота, внутрен­ность фюзеляжа и капотов двигателя окра­шивались матовой внутренней зеленой крас­кой (ANA 611 Non-specular Interior Green FS 34151), обязательной к использованию с 22 декабря 1942 года в соответствии с циркуля­ром Aer-E-2574-MVS, F38-2. Приборная дос­ка и панель переключателей, а также внутрен­няя часть остекления кабины окрашивались черной полуматовой краской (ANA 514 Semi-Gloss Instrument Black - FS 27038).

Двигательный отсек и его картер обыч­но покрывался блестящей серой краской для двигателей (Engine Gray - ANA 513). Документ SR-2d, изданный 22 декабря 1943 года, и вступавший в силу с 6 марта 1944 года, устанавливал, кроме прочего, что капоты двигателей изнутри должны окра­шиваться черной матовой краской (NS Black - ANA 604), а не как ранее, зеленым внутренним цветом.

Интересным приложением к покраске Эвенджеров была инструкция Grumman Aircraft Engineering Corporation Report № 2040В от 15 марта 1944 года. Она содержа­ла указания по однослойной окраске всех внутренних частей фюзеляжа грунтующей краской Zinc Chromate , а также по одно­слойной окраске грунтом Dull Green во вре­мя установки оборудования. После сборки все повреждения покрытия должны были быть повторно покрашены (за исключени­ем поверхностей, которые позднее должны быть окрашены в другой цвет) грунтом Dull Green. Внутренность кабины, определявша­яся как пространство между противопожар­ной перегородкой (station 12), шпангоутом за кабиной штурмана (station 107) и верх­ней поверхностью крыльев, а также от station 107 до конца отсека заднего стрелка (station 263), должна была окрашиваться краской Dull Green. Все шпангоуты, стрин­геры, а также внешние части рам остекле­ния, должны были быть окрашены этой краской. Панели приборной доски должны были быть двукратно окрашены черной краской. Внутреннее пространство под капо­том двигателя, а также передняя стенка про­тивопожарной перегородки должны были быть окрашены сначала базовой краской Dull Green, а затем краской цвета Light Gray.

Надпись "US NAVY" с 26 февраля 1941 помещалась на вертикальном оперении. Надписи рода вооруженных сил (NAVY, MARINES) , а также обозначение типа са­молета и его серийного номера должны были наноситься буквами и цифрами вы­сотой 1 дюйм (25,4 мм) сверху по обе сто­роны вертикального стабилизатора и руля направления белой краской (ANA 601). На руле направления наносилось обозначение типа самолета, на стабилизаторе сверху в первой строчке слово «NAVY» либо «MARINES», а под ним снизу на настоянии одного дюйма (25,4 мм) - серийный номер. Номера серийные, род войск и тип самоле­та наносились во время войны исключи­тельно на вертикальном стабилизаторе как в US Navy, так и в US Marine Corps. Позднее эти надписи стали наноситься черными бук­вами высотой в один дюйм. С 6 марта 1944 года вернулись к белому цвету надписей на вертикальном стабилизаторе.

Во время боевых действий на Тихом океане к концу 1944 года начали использо­ваться геометрические символы, идентифи­цирующие отдельные авианосные Авиаци­онные группы. Эта система с 27 января 1945 года была унифицирована - введено 27 гео­метрических символов рисовавшихся белой краской на стабилизаторе и крыльях. В бо­лее поздний период эту систему заменили буквенным кодом. Кодовое обозначение на фюзеляже - как буквенное, так и цифровое - бывшее по определению белым, иногда дополнялось желтыми элементами.

Обозначения принадлежности к конк­ретным подразделениям высотой 16 дюймов (381 мм) наносилось по стандарту белой краской (ANA 601), по обе стороны верти­кального стабилизатора выше горизонталь­ного оперения. Эти номера часто повторя­лись на передней части фюзеляжа - по обе его стороны на капоте двигателя.

Поправка Amendment № 2 к документу SR-2e, датированная 10 марта 1945 года, определила окраску в черный цвет (ANA 604) не только лопастей винта, но также и его втулки и кока. Законцовки винтов тра­диционно оставались желто-оранжевого цвета (ANA 614).

Самолеты, передаваемые с заводов Грумман в военные части имели нарисо­ванные на капотах двигателя смываемой белой краской (Temporary White) три пос­ледние цифры серийного номера. Эти циф­ры имели различный размер и цвет.

После войны было введено буквенное обозначение принадлежности к подразде­лению, высотой 36 дюймов (914,4 мм), ри­совавшееся белой краской Insignia White ANA 601 по обе стороны вертикального оперения, на верхней поверхности правого и нижней поверхности левого крыла, на рас­стоянии 6 дюймов (152, 4 мм ) от его края. Индивидуальные номера самолетов наноси­лись белой краской на фюзеляже на рас­стоянии 9 дюймов (228,6 мм) от конца опоз­навательного знака. Они имели высоту 16 дюймов (406,4 мм) и располагались на рас­стоянии 6 дюймов от края остекления каби­ны. На крыльях они наносились сбоку букв кода подразделения на расстоянии 18 дюй­мов (457,3 мм) от них. Они имели высоту 24 дюйма (609,6 мм).

 

Окраска британских самолетов

 

Британские самолеты Эвенджер окра­шивались в соответствии с правилами, при­ятыми в британской морской авиации (FAA -Fleet Air Arm).

Во время боевых действий на европей­ском фронте использовалась стандартная камуфляжная окраска, состоящая из пятен неправильной формы серо-голубого (Extra Dark Sea Grey - FS 36118) и серо-зеленого (Dark Slate Grey - FS 34159) цветов на вер­хних поверхностях, и нижними поверхнос­тями, окрашенными серо-голубым (Sky -FS 34424) цветом. Этот камуфляж существовал в двух вариантах, второй вариант являлся зеркальным отражением первого. Все крас­ки камуфляжа были матовыми.

В более поздний период, на Эвенджерах Мк III, использовалась камуфляжная схема состоящая из неправильных пятен (аналогич­ных пятнам более ранней схемы), но в амери­канских цветах: сером морском (Sea Gray -FS 36118) и темно-сером (Dark Gull Gray - FS 36231) на верхних поверхностях и нижними поверхностями, окрашенными в светло-серый цвет (Light Gull Gray - FS 36440).

С лета 1944 года, для самолетов базиру­ющихся на Тихом океане, была введена так­же серо-голубая краска (Ocean Grey) вмес­то серо-зеленой, кроме того, до 1945 года голубая краска на нижней поверхности са­молетов часто заменялась - серо-голубой.

Эвенджеры эскадрилий, входящих в со­став Дальневосточного флота (Far East Fleet) к концу войны получили стандартную аме­риканскую камуфляжную окраску - став полностью темно-синего цвета.

Первые Тарпоны FAA несли на планере опознавательные знаки в виде трехцветной кокарды (roundel) типа А1, позднее типа А, с тонкой желтой обводкой. С мая 1942 года на фюзеляже начали использоваться знаки типа С1 (с тонкой желтой обводкой). На нижних поверхностях крыльев помещались знаки типа А, а на верхних - типа В (без обводки и без белого цвета).

Самолеты, воевавшие на Тихоокеанском театре военных действий, несли знаки ти­пичные для этого региона - кокарду, состо­явшую из двух кругов (внутренний круг -синий, внешний - белый). Красный цвет из центральной части знака был удален (для избежания возникновения ошибок при рас­познавании, учитывая красный цвет опоз­навательных знаков японских самолетов), отказались также и от желтой обводки. С 31 марта 1945 года знаки получили дополни­тельные белые полосы, размещенные таким же образом, как, например на американских ТВМ-3. Модифицированные знаки государ­ственной принадлежности размещались в тех же самых местах, в которых их наноси­ли и американцы.

По обе стороны вертикального стаби­лизатора рисовались вертикальные поло­сы (Fin Flash) в трех цветах: красном, бе­лом и синем. Когда на фюзеляже исполь­зовались знаки типа А1 либо А с тонкой обводкой, на стабилизаторе наносился о Fin Flash Type 2 с полосами шириной 27 дюймов (686 мм). В случае использования на фюзеляже опознавательных знаков типа С1 поле белого цвета было сужено по сравнению с остальными (Fin Flash Type 3) до 2 дюймов (51 мм) при ширине остальных полос - 11 дюймов (279 мм).

На британских Тарпонах/Эвенджерах буквенные обозначения первоначально на­носились красной краской и имели белую обводку (Европа); позднее на Тихом океане они стали полностью белыми либо серыми.

Во время высадки в Нормандии (то есть с июня 1944 года) на британских Эвен­джерах наносились стандартные полосы вторжения - три белые и две черные - вок­руг задней части фюзеляжа и крыльев.

На задней части фюзеляжа, перед вер­тикальным стабилизатором наносилась надпись "ROYAL NAVY" и серийный но­мер. Иногда место этой надписи изменя­лось - ее переносили на гребень перед вертикальным стабилизатором. На темно-синих Эвенджерах надписи наносились белой краской.