США
Морской флот
Первые серийные самолеты TBF-1 были доставлены в январе 1942 года на базу морской авиации Норфолк, штат Виржиния, где было начато обучение летного состава первой эскадрильи, на вооружение которой должны были поступить эти самолеты. Двадцать один пилот, которыми командовал лейтенант Х.Х. Ларсон, служили ранее в эскадрильи VT-8 базировавшейся на авианосце USS Hornet. В феврале этот авианосец получил приказ отплыть на Тихий океан - на нем оставалась часть персонала эскадрильи, а также 15 старых самолетов-торпедоносцев TBD-1 Девастайтор. Обучавшиеся пилоты должны были как можно скорее завершить подготовку и присоединиться к движущемуся кораблю. Однако обучение затягивалось - необходимой оказалась отправка новых самолетов обратно на завод-изготовитель в связи с неполадками в механизме складывания крыльев. Несмотря на это пилоты все же закончили переучивание в рекордно короткие сроки и уже 8 мая 1942 года перелетели в Сан-Диего, где 19 самолетов погрузили на палубу авианосца USS Kitty Hawk, который отплыл в Перл Харбор. Там они должны были опять перебазироваться на USS Hornet. Поступавшие разведывательные данные свидетельствовали, что в ближайшее время японцы предпримут атаку на атолл Мидуэй, в связи с этим командование хотело как можно скорее иметь на авианосце новые самолеты. Однако USS Hornet вышел в поход на день раньше, чем Эвенджеры из VT-8 прибыли на место. Самолеты эскадрильи перебазировали на аэродром Люк Филд, расположенный на острове Форд - части морской базы Перл Харбор. На следующий день было объявлено, что требуются добровольцы, которые бы на шести Эвенджерах вылетели на Мидуэй, чтобы усилить оборону этой базы, в преддверии ожидающегося налета японской палубной авиации. На этот призыв откликнулись все пилоты. В конце концов, 1 июля в семичасовым полет с Оаху на Мидуэй отправились под командованием лейтенанта Л.К. Фейберлинга следующие пилоты: К.Е.
Бранной, А.К. Эрнест, О. Я. Гейнер, В.А. Левис и Д.Д. Вудсайд. После посадки на самолеты были подвешены торпеды. Каждую минуту ожидалась команда на старт, поэтому механики поддерживали самолеты в постоянной готовности к вылету.
Боевое крещение Эвенджеры получили 4 июня 1942 года в ходе битвы за Мидуэй. Самолет-разведчик Каталина обнаружил японский флот вторжения, и самолеты получили приказ взлететь и атаковать японцев. Ход этой первой боевой операции Эвенджеров лучше всего иллюстрирует доклад единственного оставшегося в живых пилота Альберта К. Эрнеста:
«Утром 4 июня, мы как обычно с 04.00 подготавливали наши самолеты, прогревая двигатели в ожидании боевого вылета после объявления ранней тревоги. В 05.45. получили от офицера морской пехоты приказ запускать двигатели, в связи с тем, что воздушным разведчиком были обнаружены неизвестные самолеты на расстоянии 100 миль от Мидуэя.
В 06.00 часов начали рулежку и стартовали, построившись в две трехсамолетные группы. После этого легли на курс 320, и начали полет на скорости 288 км/час и высоте 600 м. Примерно через пять минут после старта, мы были атакованы двумя или тремя неприятельскими самолетами, один из которых был идентифицирован как Мессершмитт Bf-109. Обходя эти истребители мы набрали высоту 1200 м и продолжали полет (в докладах американской разведки упоминалось, что японцы используют на авианосцах самолеты Bf-109, поэтому пилоты американских самолетов часто докладывали об их наблюдении).
Около 07.00, примерно на расстоянии 15 миль перед нами, обнаружили неприятельские силы, направляющиеся к Мидуэю. Они насчитывали примерно десять кораблей: эсминцы, крейсера и один линкор, которые сопровождали два авианосца. В момент обнаружения противника мы были атакованы большим количеством неприятельских самолетов. Поэтому мы перешли в пикирование на полном газу, пробили облака и выровнялись на высоте 45 метров над морем -направляясь прямо на авианосцы. Неприятельские самолеты превышали нас численностью, по крайней мере, троекратно. Это были Зеро и Мессершмитты. Нас непрерывно атаковали, и во время второй атаки смертельное ранение получил мой задний стрелок Маннинг. В этот самый момент отказала гидравлическая система, что привело к выпуску хвостового колеса и отказу нижнего заднего пулемета. Вскоре после этого ранение в голову получил и обслуживающий этот пулемет Фериер, который был ослеплен; к счастью рана оказалась не тяжелой. Я получил легкое ранение в правую щеку, по всей вероятности осколком разорвавшегося снаряда.
Когда мы были уже на расстоянии нескольких миль от вражеских авианосцев, были прострелены тяги управления рулем высоты. Так как была утрачена возможность управления, я сбросил торпеду, целясь в ближайший корабль противника - легкий крейсер. Уже почти над самой водой мне удалось восстановить управляемость. Не знаю, попала ли моя торпеда в цель, или нет.
В течение следующих 10 минут меня атаковали два японских истребителя, но их огонь не повредил ни одной важной части самолета - он и далее был хорошо управляем. Наблюдая за группой кораблей противника, я не обнаружил никаких признаков попадания в какой-либо из них. Затем возвратился на Мидуэй, а так как одна из стоек шасси не хотела выходить, я вынужден был выполнить аварийную посадку. Ни один из других самолетов TBF-1 Эвенджер не вернулся на базу».
Несмотря на то, что первый боевой вылет нового самолета трудно назвать успешным, позднейшие боевые операции подтвердили эффективность Эвенджеров, который вписал яркие страницы, в историю военно-морской авиации США.
Практически в то же самое время японская армада была атакована 27 самолетами Донтлесс TBD-1 Девастайтор, принадлежавшими к базировавшимся на авианосцах USS Yorktown, USS Enterprise и USS Hornet эскадрильям VT-3, VT-6 и VT-8, а также четырьмя армейскими бомбардировщиками В-26 Мародер. Ни один из них не добился попаданий, а из-за того, что они вообще не имели истребительного прикрытия, четырнадцать из этих самолетов было сбито. Тем не менее, они выполнили свое задание, разрушив план японской операции. Когда тремя часами позднее подлетели три эскадрильи Донтлессов, они застали японские самолеты уже заправленными и заново вооруженными - но все еще стоящими на палубах авианосцев. В течение пяти минут были уничтожены три из четырех японских авианосцев. Четвертый был потоплен уже после полудня. Несколько позже американцы собрали достаточно сил, чтобы провести десантную операцию на остров Гуадалканал в архипелаге Соломоновых островов. Она началась 7 августа 1942 года. Сформированные для этой цели Task Force 61 имели на своем вооружении 41 самолет Эвенджер, которые были собраны в следующие эскадрильи - VT-3, VT-7 и VT-8, базировавшихся соответственно на авианосцах USS Enterprise, USS Wasp и USS Saratoga. В ходе первого этапа операции самолеты выполнили бомбовые удары по позициям японских войск на Гуадалканале и Тулаги, а также приняли участие в уничтожении базы морской авиации на острове Гавуту. Первоначально со стороны врага не было оказано никакого сопротивления.
В этот день произошла связанная с Эвенджером история, которая переросла в легенду. Японский истребитель-ас Сабуро Сакае, был одним из пилотов которые стартовали для боя с американскими самолетами. Его самолет Mitsubishi A6M2 обозначался японцами как Reisen либо Zero-sen. Вскоре ему удалось заметить одинокий Донтлесс, который оказался единственным самолетом, потерянным американцами в тот день. Потом он обнаружен группу из восьми самолетов, опознанных им как F4F Уайлдкэт. Сакае попробовал атаковать их из верхней задней полусферы. Однако когда он приблизился на дальность стрельбы, к своему удивлению он определил в этих самолетах Эвенджеры. Стрелки Эвенджеров обстреляли японца перекрестным огнем, многократно поразив его самолет и ранив его самого. Несмотря на это пилоту удалось возвратиться на Рабаул - лечение от ран, полученных в этом бою, растянулось на два года. Позднее оказалось, что Сакае неправильно идентифицировал американские самолеты. В действительности он схватился самолетами SBD Донтлесс из VB-6, два из Эвенджер, спущенный на ангарную полуду авианосца USS Bennington (CV-20), закатывают с плиты подъемника внутрь которых получили незначительные повреждения от его огня. Тем не менее, до сих пор в различных источниках приводится информация о повреждении самолета Сабуро Сакае торпедоносцами Эвенджер.
24-25 августа 1942 года разыгралась битва в восточной части архипелага Соломоновых островов. В этой битве американская эскадра, в составе которой имелось два авианосца, столкнулась с японской, которая располагала тремя авианосцами. К этому времени все торпедные дивизионы на американских авианосцах были уже перевооружены самолетами TBF-1. Была проведена также и их реорганизация, так на авианосце USS Saratoga базировался VT-8 под командованием лейтенанта Х.Х. Ларсена, а на USS Enterprise - VT-3 (ранее базировавшаяся на USS Yorktown, который затонул) под командованием капитан-лейтенанта С.М. Джетта. Обе эскадрильи насчитывали по 15 самолетов. 24 августа после полудня, в 13.15 с палубы USS Saratoga стартовала смешанная разведывательная группа, в состав которой кроме других самолетов входило и семь торпедоносцев TBF-1 из VT-3. Каждый из них был вооружен двумя бомбами по 227 кг. Заданием группы было обнаружить японские корабли, передать данные об их местоположении, и выполнить атаку. Через полтора часа после старта экипажи двух TBF обнаружили японский авианосец Ryujo, в сопровождении крейсера и двух эсминцев. Эвенджеры которые пилотировали Джетт и Р.Дж. Буе, набрали высоту и атаковали японцев со стороны солнца - пилоты выполнили атаку в 15.10 по местному времени с высоты 3660 метров. Японцы открыли заградительный зенитный огонь по атакующим самолетам. Бомбы упали близко друг к другу на расстоянии приблизительно 60 м за кормой авианосца. Отбивая атаки истребителей противника, пилоты Эвенджеров взяли обратный курс на свой базовый авианосец. Это была единственная бомбовая атака, выполненная самолетами этого типа по авианосцу. Группа японских кораблей была обнаружена еще двумя парами разведывательных самолетов, но на этот раз японцы не дали себя атаковать. Истребители Зеро находящиеся в воздухе вынудили американские самолеты отвернуть, сбив один TBF пилотировавшийся Х.Л. Корлом.
Тем временем самолеты Джетта и Буе столкнулись с пятью японскими пикирующими бомбардировщиками Айчи «Вэл». Буе атаковал японцев огнем из своего пулемета калибра 0,3 (7,62 мм), сбив два из них. Однако японцы быстро добились преимущества и вынудили американские самолеты отвернуть. Оба TBF практически исчерпали запасы своего топлива, что привело к тому, что они не смогли долететь до базового авианосца - экипажи были спасены спасательными кораблями, но сами самолеты были потеряны.
В 14.30 с авианосца USS Saratoga стартовала группа в составе 28 пикирующих бомбардировщиков Донтлесс и восьми торпедоносцев Эвенджер с заданием уничтожить авианосец Ryujo. Группой командовал командор Х.Д. Фелт, который после обнаружения авианосца плывущего в сопровождении крейсера решил разделить самолеты на две группы и атаковать обе цели. Двадцать один SBD и пять TBF получили приказ атаковать авианосец, а оставшиеся самолеты - крейсер Тоне. Командир в своем Донтлессе кружил над местом боя, контролируя развитие ситуации.
Первыми атаковали самолеты SBD, однако их бомбы упали вокруг корабля. Вскоре над водой поднялись клубы густого дыма от залпов зенитной артиллерии японских кораблей, затруднившие Эвенджерам прицеливание. Самолеты TBF находясь на высоте 3600 метров, и пытаясь занять наивыгоднейшее положение для прицеливания, трижды меняли позицию, ожидая, когда же рассеется дым, и опадут водяные столбы от взрывов. В конце концов, оказавшись в выгодной позиции, они атаковали - три с левого борта, и два с правого. Торпеды были сброшены с высоты 60 метров и дальности 750 метров. Одна из них поразила японский авианосец в правый борт и вызвала мощный пожар. Вероятно, в авианосец попали еще две торпеды, но это не было установлено наверняка.
В это самое время командор Фелт убедился, что атаки Донтлессов не приносят эффекта - ни один из них не поразил цель. Поэтому он отозвал самолеты атаковавшие крейсер и приказал им атаковать Ryujo. Однако этот приказ, не был услышан пилотами TBF, которые, несмотря на сильный зенитный огонь и контратаки истребителей противника продолжали атаковать крейсер, сбрасывая очередные торпеды. Ни одна из них не попала в японский корабль. Ryujo не был так удачлив. Фелт и оставшиеся Донтлессы во второй атаке добились четырех несомненных попаданий бомбами. Авианосец вышел из боя и начал тонуть. Американские самолеты взяли курс на свой базовый корабль, ведя бой с оставшимися японскими истребителями, которые, однако, не нанесли им серьезных повреждений.
Примерно в 19.00 американцы получили сообщение о приближении атакующих японских самолетов. Немедленно с палуб двух американских авианосцев в воздух взлетели все самолеты. С USS Saratoga взлетели пять TBF и два SBD с задачей атаковать японскую группу, состоящую из линкоров и крейсеров. Четыре Эвенджера обнаружили цель и атаковали ее торпедами, но не добились попаданий. После атаки пилоты потеряли ориентацию и, в конце концов, были вынуждены совершить аварийную посадку на воду.
С USS Enterprise стартовало пятнадцать Уайлдкэтов, девять Донтлессов и семь Эвенджеров. Эта группа должна была найти другое соединение кораблей противника, которое по данным разведки находилось недалеко от позиции Ryujo. Однако самолеты не обнаружили цель и уже в сумерках совершили посадку на Гуадалканале. Всего за время первого боя с авианосцами, торпедные дивизионы выполнили четыре боевых вылета, в которых приняло участие 27 самолетов (20 из них были вооружены торпедами); 12 атаковало неприятельский авианосец, что привело к его потоплению. Самолеты, вооруженные бомбами не добились ни одного попадания. VT-8 потеряла два самолета, a VT-3 - пять. Эта битва была также первым настоящим испытанием Эвенджеров в боевых условиях. Лучшую оценку боевых возможностей самолета дает рапорт, составленный после боя в эскадрильи VT-3:
«Следует отметить, что TBF-1 имеет большой потенциал как боевой самолет. В том числе как патрульный, бомбардировщик, торпедоносец, разведывательный ближнего и среднего радиуса действия, а также как пикирующий бомбардировщик. Возможности самолета ограничиваются только степенью подготовки экипажей. Для повышения обороноспособности самолета необходимо усилить его стрелковое вооружение. После усиления мощи огня, особенно при стрельбе вперед, самолет будет превосходить в бою японские пикирующие бомбардировщики».
В очередной раз в боевых схватках самолеты Эвенджер приняли участие во время битвы у острова Санта-Крус (26-27 октября 1942 года). В бой стартовало 29 Эвенджеров принадлежавших к эскадрильям VT-6 (USS Hornet) и VT-10 (USS Enterprise). Только десять из них обнаружили цель. Из восьми направленных на японские корабли торпед ни одна в них не попала. В этой битве американцы потеряли авианосец USS Hornet.
Тем временем японцы 8 ноября 1942 года провели операцию по усилению гибнущего в боях гарнизона Гуадалканала. Была начата десантная операция в которой принимали участие 41 японский боевой корабль и 13 больших транспортов, перевозящих войска. 13 ноября американцы обнаружили приближающееся японское соединение. Разыгрался морской бой, в котором американцы сами потеряли два легких крейсера и четыре эсминца, но потопили два японских эсминца, и серьезно повредили линкор Hiei, который очень медленно направился на остров Саво, стараясь покинуть поле боя и скрываясь в наступающей темноте.
На следующее утро в 8.10 , для усиления авиации на Гуадалканале и пользуясь возможностью добить остатки японского соединения, командир USS Enterprise выслал туда группу из девяти Эвенджеров и шести Уайлдкэтов с заданием атаковать обнаруженные по пути силы противника. Линкор Hiei был обнаружен летящим во главе группы лейтенантом Сазерланд. Он отдал приказ разделиться на две группы, решив атаковать линкор с обоих бортов одновременно. Японцы дождались пока Эвенджеры выйдут на боевой курс и только тогда открыли огонь. Две из торпед поразили японский корабль, что предрешило его судьбу.
После налета самолеты совершили посадку на Гуадалканале, где были быстро заправлены и перевооружены. К ним присоединились машины, базирующиеся на этом аэродроме и затем все вместе они снова атаковали линкор. Он получил еще несколько попаданий бомбами и торпедами. Экипаж покинул корабль, после чего линкор был потоплен японскими эсминцами. Всего в этот день против Hiei, Эвенджеры выполнили следующее количество боевых вылетов - VT-10 - пятнадцать, VT-8 - шесть, а также VMSB-131 (Корпус Морской пехоты) - десять. В первый раз экипажи торпедных Эвенджеров применяя свое традиционное оружие добились затопления японского корабля.
На следующий день 14 ноября, уже при свете дня, были обнаружены две большие группы японских кораблей приближающиеся к Гуадалканалу. В одной из них был обнаружен крейсер, против которого была выслана смешанная авиационная группа -кроме прочих самолетов по три Эвенджера из VT-10 и VMSB-131. Они добились четырех попадании торпедами в крейсер Kinugasa, который затонул. Несколько позднее были также атакованы и транспорты. Их атаковали семь самолетов TBF из VT-10, под командованием Альберта Коффина. Из сброшенных с Эвенджеров торпед три попали в цель и на дно пошло два японских транспорта.
В первой половине 1943 года самолеты Эвенджер использовались для выполнения бомбовых и торпедных ударов по японцам. Однако в этот период у них не было отмечено больших успехов.
В период с 30 июня по 30 июля 1943 года авиационные части, имевшие на своем вооружении самолеты TBF-1 Эвенджер принимали участие в воздушных боях проходивших в рамках операции на Новой Джорджии. В ходе этой операции в течение нескольких дней интенсивным бомбардировкам подвергались укрепления на полуострове Мунда. Эвенджеры стартовали для выполнения этой задачи 763 раза.
В октябре 1943 года самолеты Эвенджер принадлежащие эскадрильям VC-38 и VC-40 принимали участие в налетах на японские силы, базировавшиеся на острове Бугенвиль. Налеты производились большими группами вместе с самолетами других типов. В ноябре выполнялись боевые вылеты на поддержку находящихся на острове американских подразделений. 5 ноября 23 палубных самолета типа Эвенджер с авианосцев USS Saratoga и USS Princeton, приняли участие в налете на японские корабли, находившиеся в порту Рабаула. Этой операцией командовал вылетевший на Эвенджере командор Генри X. Калдвелл. В порту находилось одновременно более 50 кораблей и судов, часть из них с погашенными котлами. Несмотря на сильный зенитный огонь, а также атаки японских истребителей, не было отмечено слишком уж тяжелых собственных потерь. С другой стороны не было потоплено и ни одного японского корабля, хотя несколько из них и получили повреждения, выведших них из строя на длительное время.
В операции по захвату Маршалловых островов (29 января-23 февраля 1944 года), во время высадки на островах Маджуро и Кваджелейн военный флот США откомандировал для выполнения заданий по поддержке войск сразу шесть тяжелых авианосцев, шесть легких авианосцев и восемь эскортных авианосцев, на которых базировалось в обшей сложности 247 самолетов Эвенджер. которым была поставлена задача по поддержке десанта и уничтожения японских укреплений на островах.
В ходе битвы в Филиппинском море (19-24 июня 1944 года) на палубах семи тяжелых авианосцев и восьми легких, базировались 194 самолета Эвенджер. Они принимали участие в бомбежке аэродрома на Гуаме с целью нейтрализации японской противовоздушной обороны. 29 июня в 16.21 пятьдесят четыре Эвенджера осуществили под прикрытием 162 истребителей F6F Хеллкет, вместе с пикирующими бомбардировщиками SB2C Хеллдайвер и SBD Донтлесс атаку на соединение японских кораблей под командованием адмирала Озавы. Во время этой операции они приняли участие в затоплении авианосца Hiyo и нанесли повреждения авианосцам Chiyoda и Zuikaku. Принимая во внимание отсутствие сопротивления врага в воздухе, этот результат можно оценить как слабый. Это было связано с тем, что самолеты были вооружены бомбами калибра 227 кг вместо торпед. Эту победу американцы оплатили по высшей ставке - ими было потеряно 220 самолетов. К тому же всего 20 самолетов погибло в бою, а остальные упали в воду и затонули из-за недостатка топлива или были разбиты во время посадки на палубы своих авианосцев.
В это время Эвенджеры из Task Force 58 выполняли патрульные полеты в поисках подводных лодок угрожавших американским кораблям. Во время одного из полетов самолет ТВМ-1С из эскадрильи VT-27 базировавшейся на авианосце USS Princeton пилотируемый энсином B.C. Бургессом принял участие в необычной стычке. Ночью 23 июня Бургесс обнаружил двухмоторный японский бомбардировщик G4M "Бетти" летящий на высоте 3 м над волнами. Двукратная попытка сбить японский самолет огнем крыльевых пулеметов окончилась их заклиниванием. Пилот решил вынудить японский самолет приводниться. Он направил свой Эвенджер на японскую машину и сел прямо на него, пытаясь таким способом вызвать его приводнение. "Бетти" коснулся фюзеляжем воды, но отскочил от нее и подпрыгнул выше. Бургесс решил изменить тактику, и закружил над японским самолетом, давая возможность стрелку выпустить несколько очередей из нижнего пулемета в сторону противника -к сожалению, они не достигли цели. Затем американец предпринял попытку повредить вражеский самолет при помощи собственного воздушного винта. Это также не удалось - в течение некоторого времени сам мог видеть смеющегося ему в лицо японского пилота. Разъяренный задний стрелок открыл обтекатель своей кабины и выпалил в направлении японца весь магазин из своего личного пистолета, однако, без видимого успеха. Американский пилот предпринял еще одну атаку, пытаясь перезарядить крыльевые пулеметы, чтобы устранить их неисправность. Это удалось сделать с правым пулеметом и выпущенные из него пули попали в двигатель "Betty", который после этого загорелся. После этого японский самолет потерял управление и скапотировал на поверхности воды.
Высадка на острове Лейте была следующей крупной битвой в которой участвовали авианосцы. Сформированное для этой операции соединение - Task Force 38 (использовалось также название Fast Carrier Force) включало девять тяжелых авианосцев и восемь легких авианосцев, на которых базировалось 236 самолетов Эвенджер. Они приняли участие в воздушных ударах - между ]0 и 16 октября 1944 года по Окинаве и Формозе, а 18-19 октября по аэродрому на Филиппинах. В этот период TF 38 потеряли легкий авианосец USS Princeton потопленный базирующимися на берегу японскими пикирующими бомбардировщиками. 24 октября Эвенджеры приняли участие в затоплении линкора Musashi, добившись попадания 19 торпедами. Затем 25 и 26 октября, во время боя у мыса Энгано, Эвенджеры приняли участие в затоплении авианосцев Chitose, Chiyoda, Zuiho и Zuikaku. В это же самое время принадлежащие к TG 77.4 East Carrier Group Эвенджеры, которые выполняли задания по поддержке войск высаживающихся на остров Лейте, вынуждены были принять участие в бою с соединением японских линкоров и крейсеров под командованием вице-адмирала Куриты, атаковавшими силы вторжения недалеко от острова Самар (25 октября 1944 года). Несмотря на отсутствие соответствующего вооружения (эскортные авианосцы имели небольшие запасы торпед и бронебойных бомб, так как в основном они выполняли задания по поддержке десантных сил) Эвенджеры присоединились к силам, отражавшим нападение японских кораблей. Демонстративные торпедные атаки вынудили японскую группу активно маневрировать, что привело к полному нарушению строя кораблей. Курита не имел другого выхода, как отступить с целью перегруппировки сил.
Бои на Филиппинах привели к смене тактики авиационных групп базирующихся на авианосцах. Осенью 1944 были образованы специальные ночные боевые группы (Night Air Group), состоявшие из нескольких ночных истребителей Хеллкэт (F6F-3N и F6F-5N), и оснащенных специальным радаром Эвенджеров (ТВМ-ID и TBM-3D). Задачей последних было обнаружение японских ночных бомбардировщиков и наведение на них Хеллкэтов. Очередное изменение было вызвано началом атак пилотов-самоубийц на американские корабли, которые имели место 25 октября 1944 года. В связи с этим с весны 1945 года часть Эвенджеров и Хеллдайверов была заменена зачисленными в эскадрильи истребителями-бомбардировщиками Хеллкэт и Корсар.
С 10 февраля 1945 года Эвенджеры из Task Force 58 принимали участие в воздушном прикрытии подготовки операции по высадке на Иводзиму, начавшуюся 19 февраля 1945 года. В это время типичный флотский авианосец типа USS Essex, имел в составе своей авиагруппы 41-72 Хеллкета, 12-42 Хеллдайверов и 10-18 Эвенджеров. В том случае если на корабле базировалось 42 Хеллдайвера (которые занимали больше всего места), количество остальных самолетов должно было существенно уменьшено. С апреля 1945 года авианосцы принимали участие в отражении атак камикадзе на Окинаве, а 7 апреля 1945 года помогали в потоплении японского суперлинкора Yamato. В июне 1945 года соединение TF 58 было переименовано в TF 38 и под командованием адмирала Холси приняло участие в атаках на территорию Японии (10 июня -15 августа).
Эвенджеры использовались также в боевых операциях на Атлантике и Средиземном море. В этом регионе их первой акцией стало участие в высадке союзников в Северной Африке (операция «Факел») 8 ноября 1942 года. В боях участвовало 27 Эвенджеров из эскадрилий VGS-26, VGS-27 и VGS-29, базирующихся соответственно на американских эскортных авианосцах USS Sangamon, USS Suwannee и USS Santee. Они понесли большие потери из-за слабой подготовки пилотов (некоторые из них перед участием в этой боевой операции имели налет на Эвенджерах всего три часа). Несмотря на это им удалось уничтожить несколько береговых батарей принадлежащих вооруженным силам Виши. В Европе самую заметную роль Эвенджеры сыграли в борьбе с подводными лодками стан Оси. Об их эффективности можно судить по тому факту, что в течение восемнадцати месяцев - в 1943-1944 годах этим самолетам было приписано потопление не менее чем 28 немецких подводных лодок.
Стартуя с авианосцев американского флота, самолеты Эвенджер выполняли три вида противолодочного патрулирования (Anti-Submarine Patrol - ASP). Локальный противолодочный патруль выполнялся в интересах собственного корабля. Длился он обычно в течение 4 часов и состоял в кружении вокруг собственного авианосца и поиске подстерегающих его подводных лодок противника. Боевой патруль проводился обычно в интересах всей группы кораблей, его радиус составлял 50-60 миль. Третий вид полетов выполнялся в определенных районах. Обычно это было патрулирование районов высадки десантных отрядов. Их целью было обеспечение защиты флота высадки и не допущение кораблями противника занятия выгодных позиций для атаки сгруппированных десантных кораблей.
Самолеты Эвенджер стартующие с эскортных авианосцев использовались для прикрытия конвоев от атак подводных лодок. Полеты выполнялись над конвоем, а также по обе его стороны. Первая удачная атака подводной лодки произошла 21 мая 1943 года, когда Эвенджер из VC-9 (авианосец USS Bogue) совершая патрульный полет в охранении конвоя ON-184, командующим которого был контр-адмирал Дейн, заметил подводную лодку. Атака была произведена с пикирования и точно сброшенная бомба привела к существенным повреждениям немецкой подводной лодки U-231. В результате она была вынуждена возвратиться в свой порт для проведения ремонта. Очередные подводные лодки были обнаружены в течение последующих нескольких дней, но атаковать их не удалось, за исключением U-305, атаку, которой провел Эвенджер пилотируемый энсином Стюартом Е. Доти. Эта лодка также получила повреждения и была вынуждена возвратиться в Брест. Больший успех сопутствовал пилотам 23 мая. В этот день операторы сонара авианосца USS Bogue обнаружили на расстоянии 20 миль подводную лодку. Одновременно она была обнаружена и находящимся в воздухе Эвенджером, пилотируемым лейтенантом Вильямом Ф. Чемберленом. Он сразу же атаковал ее, сбросив бомбу вблизи лодки, которая выполнила аварийное погружение. Пилоты видели, что лодка не потоплена, но повреждена и будет вынуждена всплыть. Самолеты VC-9 висели в воздухе полдня и как только U-569 всплыла на поверхность, на месте уже был лейтенант Говард С. Роберте, который сбросил на нее очередной груз бомб - на этот раз, потопив лодку. В июне самолеты авианосца USS Bogue потопили еще две подводные лодки. В этом же месяце успеха добились и экипажи Эвенджеров с авианосцев USS Core (VC-13) и USS Santee (VC-29), потопив по одной подводной лодке. Вскоре немцам пришлось провести модернизацию своих лодок, с целью усиления мощи их зенитного огня. 13 июля 1943 года самолеты VC-13 обнаружили на поверхности лодку-танкер U-487. Первым ее атаковал истребитель Уайлдкэт, который был сбит зенитным огнем. Следующая скоординированная атака трех самолетов была успешной. Сброшенные с Эвенджера четыре бомбы упали настолько близко, что привели к потоплению подводной лодки.
На следующий день, 14 июля, была опробована новая тактика работы противолодочных групп. Самолеты из VC-29 обнаружили на поверхности лодку U-160. В ее направлении спикировал Уайлдкэт, принудив подводную лодку погрузиться. Именно этого и ждал Эвенджер пилотируемый лейтенантом Джоном Баллентайном. Он сбросил торпеду Fido, которая наводилась на шумы работы винтов подводной лодки и успешно поразила цель - лодка взорвалась. В этот же самый день, при помощи торпеды Fido была потоплена еще одна подводная лодка, а на следующий день Эвенджер из VC-13 потопил бомбами подводную лодку U-67. В августе было послано на дно шесть подводных лодок, в том числе четыре записали на свой счет самолеты из VC-1. Всего с мая по декабрь 1943 года самолеты с эскортных авианосцев потопили 23 подводных лодки, из которых большинство обнаружили экипажи Эвенджеров.
До очередных стычек с подводными лодками противника дело дошло весной 1944 года. 19 марта самолеты VC-6 базирующейся на авианосце USS Block Island обнаружили «дойную корову» - лодку-танкер U-1059. Первым ее атаковал истребитель Уайлдкэт, но немцы открыли сильный огонь из зенитного орудия, вынудив его отвернуть. Затем спикировал Эвенджер пилотируемый лейтенантом Норманом Довти. Самолет получил повреждения от точного огня Flak'a, но продолжал атаку и сбросил две глубинные бомбы. Они попали в зенитные снаряды, находившиеся на палубе лодки, что привело к мощному взрыву в результате, которого погибла как подводная лодка, так и сам Эвенджер. Спасся только один из членов экипажа Эвенджера, а также семь немецких моряков. Это была единственная подводная лодка, уничтоженная авианосцем USS Block Island. Этот корабль был потоплен 29 марта 1944 года (согласно другим источникам 29 мая) торпедой выпущенной германской подводной лодкой.
Подобная ситуация (уничтожение Эвенджера успешно атакующего подводную лодку) имела место и 15 июня 1944 года, когда этот самолет из VC-9, пилотируемый лейтенантом Чемберленом атаковал глубинными бомбами подводную лодку U-569.
Всего в 1944 году самолеты, поднимавшиеся с американских эскортных авианосцев, послали на дно Атлантики девять подводных лодок. Последняя из них была потоплена 20 августа 1944 года, самолетами из VC-69 стартовавшими с палубы USS Bogue (CVE-9). Это была U-1229.
В 1944 году была введена тактика патрулирования района конвоя ночью, специально модифицированными для этой цели самолетами Эвенджер, с которых было снято вооружение и бронирование. Такие самолеты могли находиться в воздухе почти четыре часа, а с дополнительными подвесными топливными баками даже до 14 часов. Их называли Night Owl. Их задачей было обнаружение кораблей противника и наведение на них ударных групп. Первой, 7 апреля, такие полеты начала эскадрилья VC-58. Уже на следующий день была обнаружена подводная лодка U-515, заряжающая на поверхности аккумуляторы. Эвенджер на тот момент вооруженный глубинной бомбой провел первую атаку, проинформировав одновременно силы прикрытия конвоя о местоположении подводной лодки. Вскоре в районе погружения лодки появились очередные Эвенджеры, а эсминцы сопровождения конвоя засекли шумы подводной лодки и следили за ней до полудня следующего дня, проводя атаки глубинными бомбами. В конце концов, тяжело поврежденная лодка всплыла, экипаж покинул ее и затопил. В ту же ночь другой патруль обнаружил лодку U-68, которую атаковали два Эвенджера и Уайлдкэта, вынудив ее выполнить аварийное погружение. Однако самолеты были замечены слишком поздно, и атака ракетами и глубинными бомбами привела к тому, что лодка переломилась и затонула.
Противолодочные операции проводились также и на Тихом океане. Но здесь их наибольшая активность относилась к 1945 году. Ранее - 29 ноября 1943 года, во время высадки на острова Гилберта, Эвенджеры с авианосца USS Chenango уничтожили японскую подводную лодку 1-21. В 1944 году Эвенджеры потопили на Тихом океане только две подводные лодки. Первое столкновение имело место 19 июня, когда самолет, пилотируемый Г.Е. Сабином из VT-60 (авианосец USS Suwannee) потопил недалеко от Гуама подводную лодку 1-184. Пять месяцев спустя, 18 ноября, самолет с авианосца Anzio потопил в 300 милях к востоку от острова Самар подводную лодку 1-41.
Корпус Морской пехоты
Первой эскадрильей USMC оснащенной Эвенджерами ТВМ-1 стала VMSB-131 (позднее переименованная в VMTB-131). Она прибыла на Гуадалканал в ноябре 1942 года и базировалась на аэродроме Хендерсон Филд. Уже 13 ноября 1942 года, через два дня. после начавшегося японского наступления, она приняла участие в боях. Пилоты эскадрильи добились одной победы - торпеда, сброшенная с одного из четырех Эвенджеров. атаковавших линкор Hiei попала в цель. Это был один из редких случаев, когда самолеты Корпуса Морской пехоты, задачей которых была поддержка действий высадившихся войск при помощи бомб и ракет, либо противодействие подводным лодкам глубинными бомбами, начали свою боевую деятельность с торпедной атаки японских военных кораблей.
Следующая, после кампании на Гуадалканале, крупная операция, в которой приняли участие Эвенджеры Корпуса Морской пехоты, была воздушная поддержка десанта на острова Торокина и Бугенвиль (2 ноября 1943 года). В боях было задействовано три эскадрильи - VMTB-143, VMTB-232 и VMTB-233. В начале 1944 года они принимали участие в атаках на авиационные базы японцев расположенные на островах окружающих Рабаул. Для участия в операции на Маршалловых островах Корпус выделил две эскадрильи: VMTB-131, которая выполняла задания по поддержке высадки на острове Гуам, а также VMTB-242, которая выполняла ту же задачу на Тиниане. Вскоре после этого VMTB-134 приняла участие в высадке на Пелейлу. Во время высадки на Окинаве - последней крупной десантной операции Второй мировой войны - воздушную поддержку войск обеспечивали эскадрильи VMTB-131 и VMTB-232.
В августе 1944 года между US Navy и USMC было подписано соглашение об оснащении части эскортных авианосцев самолетами Корпуса Морской пехоты. Первым из таких авианосцев стал USS Block Island, на который в марте 1945 года был посажена эскадрилья VMTB-233 вооруженная Эвенджерами. Она приняла участие в боях на Окинаве. Следующим стал авианосец USS Gilbert Islands, на котором базировалась эскадрилья VMTB-143 (также участвовала в боях на Окинаве), авианосец Vella Gulf с эскадрильей VMTB-234 (приняла участие в боях на Паган и Рота), а также авианосец USS Cape Gloucester с эскадрильей VMTB-132 (операция в Южно-китайском море). Планировалось вооружить эскадрильями Корпуса Морской пехоты еще четыре авианосца, которые приняли бы участие в штурме Японских островов, но окончание войны привело к аннулированию этих планов.