США

 

Морской флот

 

Первые серийные самолеты TBF-1 были доставлены в январе 1942 года на базу мор­ской авиации Норфолк, штат Виржиния, где было начато обучение летного состава пер­вой эскадрильи, на вооружение которой дол­жны были поступить эти самолеты. Двад­цать один пилот, которыми командовал лей­тенант Х.Х. Ларсон, служили ранее в эскад­рильи VT-8 базировавшейся на авианосце USS Hornet. В феврале этот авианосец по­лучил приказ отплыть на Тихий океан - на нем оставалась часть персонала эскадрильи, а также 15 старых самолетов-торпедонос­цев TBD-1 Девастайтор. Обучавшиеся пи­лоты должны были как можно скорее завер­шить подготовку и присоединиться к дви­жущемуся кораблю. Однако обучение затягивалось - необходимой оказалась отправ­ка новых самолетов обратно на завод-изго­товитель в связи с неполадками в механиз­ме складывания крыльев. Несмотря на это пилоты все же закончили переучивание в рекордно короткие сроки и уже 8 мая 1942 года перелетели в Сан-Диего, где 19 само­летов погрузили на палубу авианосца USS Kitty Hawk, который отплыл в Перл Харбор. Там они должны были опять перебазиро­ваться на USS Hornet. Поступавшие разве­дывательные данные свидетельствовали, что в ближайшее время японцы предпримут атаку на атолл Мидуэй, в связи с этим ко­мандование хотело как можно скорее иметь на авианосце новые самолеты. Однако USS Hornet вышел в поход на день раньше, чем Эвенджеры из VT-8 прибыли на место. Са­молеты эскадрильи перебазировали на аэро­дром Люк Филд, расположенный на остро­ве Форд - части морской базы Перл Харбор. На следующий день было объявлено, что требуются добровольцы, которые бы на шести Эвенджерах вылетели на Мидуэй, чтобы усилить оборону этой базы, в пред­дверии ожидающегося налета японской па­лубной авиации. На этот призыв откликну­лись все пилоты. В конце концов, 1 июля в семичасовым полет с Оаху на Мидуэй от­правились под командованием лейтенанта Л.К. Фейберлинга следующие пилоты: К.Е.

Бранной, А.К. Эрнест, О. Я. Гейнер, В.А. Левис и Д.Д. Вудсайд. После посадки на самолеты были подвешены торпеды. Каж­дую минуту ожидалась команда на старт, поэтому механики поддерживали самолеты в постоянной готовности к вылету.

Боевое крещение Эвенджеры получили 4 июня 1942 года в ходе битвы за Мидуэй. Самолет-разведчик Каталина обнаружил японский флот вторжения, и самолеты по­лучили приказ взлететь и атаковать японцев. Ход этой первой боевой операции Эвенджеров лучше всего иллюстрирует доклад един­ственного оставшегося в живых пилота Аль­берта К. Эрнеста:

«Утром 4 июня, мы как обычно с 04.00 подготавливали наши самолеты, прогревая двигатели в ожидании боевого вылета пос­ле объявления ранней тревоги. В 05.45. по­лучили от офицера морской пехоты приказ запускать двигатели, в связи с тем, что воз­душным разведчиком были обнаружены неизвестные самолеты на расстоянии 100 миль от Мидуэя.

В 06.00 часов начали рулежку и старто­вали, построившись в две трехсамолетные группы. После этого легли на курс 320, и начали полет на скорости 288 км/час и вы­соте 600 м. Примерно через пять минут пос­ле старта, мы были атакованы двумя или тремя неприятельскими самолетами, один из которых был идентифицирован как Мессершмитт Bf-109. Обходя эти истребители мы набрали высоту 1200 м и продолжали полет (в докладах американской разведки упоминалось, что японцы используют на авианосцах самолеты Bf-109, поэтому пи­лоты американских самолетов часто докла­дывали об их наблюдении).

Около 07.00, примерно на расстоянии 15 миль перед нами, обнаружили неприятель­ские силы, направляющиеся к Мидуэю. Они насчитывали примерно десять кораблей: эсминцы, крейсера и один линкор, которые сопровождали два авианосца. В момент об­наружения противника мы были атакованы большим количеством неприятельских са­молетов. Поэтому мы перешли в пикирова­ние на полном газу, пробили облака и вы­ровнялись на высоте 45 метров над морем -направляясь прямо на авианосцы. Неприя­тельские самолеты превышали нас числен­ностью, по крайней мере, троекратно. Это были Зеро и Мессершмитты. Нас непрерыв­но атаковали, и во время второй атаки смертельное ранение получил мой задний стре­лок Маннинг. В этот самый момент отказа­ла гидравлическая система, что привело к выпуску хвостового колеса и отказу нижне­го заднего пулемета. Вскоре после этого ранение в голову получил и обслуживаю­щий этот пулемет Фериер, который был ослеплен; к счастью рана оказалась не тя­желой. Я получил легкое ранение в правую щеку, по всей вероятности осколком разор­вавшегося снаряда.

Когда мы были уже на расстоянии не­скольких миль от вражеских авианосцев, были прострелены тяги управления рулем высоты. Так как была утрачена возможность управления, я сбросил торпеду, целясь в ближайший корабль противника - легкий крейсер. Уже почти над самой водой мне удалось восстановить управляемость. Не знаю, попала ли моя торпеда в цель, или нет.

В течение следующих 10 минут меня атаковали два японских истребителя, но их огонь не повредил ни одной важной части самолета - он и далее был хорошо управля­ем. Наблюдая за группой кораблей против­ника, я не обнаружил никаких признаков попадания в какой-либо из них. Затем воз­вратился на Мидуэй, а так как одна из стоек шасси не хотела выходить, я вынужден был выполнить аварийную посадку. Ни один из других самолетов TBF-1 Эвенджер не вер­нулся на базу».

Несмотря на то, что первый боевой вы­лет нового самолета трудно назвать успеш­ным, позднейшие боевые операции подтвердили эффективность Эвенджеров, который вписал яркие страницы, в историю военно-морской авиации США.

Практически в то же самое время япон­ская армада была атакована 27 самолетами Донтлесс TBD-1 Девастайтор, принадле­жавшими к базировавшимся на авианосцах USS Yorktown, USS Enterprise и USS Hornet эскадрильям VT-3, VT-6 и VT-8, а также четырьмя армейскими бомбардировщиками В-26 Мародер. Ни один из них не добился попаданий, а из-за того, что они вообще не имели истребительного прикрытия, четыр­надцать из этих самолетов было сбито. Тем не менее, они выполнили свое задание, раз­рушив план японской операции. Когда тре­мя часами позднее подлетели три эскадри­льи Донтлессов, они застали японские са­молеты уже заправленными и заново воо­руженными - но все еще стоящими на па­лубах авианосцев. В течение пяти минут были уничтожены три из четырех японских авианосцев. Четвертый был потоплен уже после полудня. Несколько позже американ­цы собрали достаточно сил, чтобы провес­ти десантную операцию на остров Гуадалканал в архипелаге Соломоновых островов. Она началась 7 августа 1942 года. Сформи­рованные для этой цели Task Force 61 име­ли на своем вооружении 41 самолет Эвенджер, которые были собраны в следующие эскадрильи - VT-3, VT-7 и VT-8, базировав­шихся соответственно на авианосцах USS Enterprise, USS Wasp и USS Saratoga. В ходе первого этапа операции самолеты выполни­ли бомбовые удары по позициям японских войск на Гуадалканале и Тулаги, а также приняли участие в уничтожении базы мор­ской авиации на острове Гавуту. Первона­чально со стороны врага не было оказано никакого сопротивления.

В этот день произошла связанная с Эвенджером история, которая переросла в легенду. Японский истребитель-ас Сабуро Сакае, был одним из пилотов которые стар­товали для боя с американскими самолета­ми. Его самолет Mitsubishi A6M2 обозначал­ся японцами как Reisen либо Zero-sen. Вско­ре ему удалось заметить одинокий Донтлесс, который оказался единственным само­летом, потерянным американцами в тот день. Потом он обнаружен группу из вось­ми самолетов, опознанных им как F4F Уайлдкэт. Сакае попробовал атаковать их из верхней задней полусферы. Однако когда он приблизился на дальность стрельбы, к сво­ему удивлению он определил в этих само­летах Эвенджеры. Стрелки Эвенджеров об­стреляли японца перекрестным огнем, мно­гократно поразив его самолет и ранив его самого. Несмотря на это пилоту удалось возвратиться на Рабаул - лечение от ран, полученных в этом бою, растянулось на два года. Позднее оказалось, что Сакае непра­вильно идентифицировал американские са­молеты. В действительности он схватился самолетами SBD Донтлесс из VB-6, два из Эвенджер, спущенный на ангарную полу­ду авианосца USS Bennington (CV-20), за­катывают с плиты подъемника внутрь которых получили незначительные повреж­дения от его огня. Тем не менее, до сих пор в различных источниках приводится инфор­мация о повреждении самолета Сабуро Сакае торпедоносцами Эвенджер.

24-25 августа 1942 года разыгралась битва в восточной части архипелага Соло­моновых островов. В этой битве американ­ская эскадра, в составе которой имелось два авианосца, столкнулась с японской, которая располагала тремя авианосцами. К этому времени все торпедные дивизионы на аме­риканских авианосцах были уже перевоо­ружены самолетами TBF-1. Была проведе­на также и их реорганизация, так на авиа­носце USS Saratoga базировался VT-8 под командованием лейтенанта Х.Х. Ларсена, а на USS Enterprise - VT-3 (ранее базировав­шаяся на USS Yorktown, который затонул) под командованием капитан-лейтенанта С.М. Джетта. Обе эскадрильи насчитывали по 15 самолетов. 24 августа после полудня, в 13.15 с палубы USS Saratoga стартовала смешанная разведывательная группа, в со­став которой кроме других самолетов вхо­дило и семь торпедоносцев TBF-1 из VT-3. Каждый из них был вооружен двумя бомбами по 227 кг. Заданием группы было обна­ружить японские корабли, передать данные об их местоположении, и выполнить атаку. Через полтора часа после старта экипажи двух TBF обнаружили японский авианосец Ryujo, в сопровождении крейсера и двух эсминцев. Эвенджеры которые пилотирова­ли Джетт и Р.Дж. Буе, набрали высоту и ата­ковали японцев со стороны солнца - пило­ты выполнили атаку в 15.10 по местному времени с высоты 3660 метров. Японцы от­крыли заградительный зенитный огонь по атакующим самолетам. Бомбы упали близ­ко друг к другу на расстоянии приблизитель­но 60 м за кормой авианосца. Отбивая ата­ки истребителей противника, пилоты Эвенджеров взяли обратный курс на свой базо­вый авианосец. Это была единственная бом­бовая атака, выполненная самолетами это­го типа по авианосцу. Группа японских ко­раблей была обнаружена еще двумя парами разведывательных самолетов, но на этот раз японцы не дали себя атаковать. Истребите­ли Зеро находящиеся в воздухе вынудили американские самолеты отвернуть, сбив один TBF пилотировавшийся Х.Л. Корлом.

Тем временем самолеты Джетта и Буе столкнулись с пятью японскими пикирую­щими бомбардировщиками Айчи «Вэл». Буе атаковал японцев огнем из своего пуле­мета калибра 0,3 (7,62 мм), сбив два из них. Однако японцы быстро добились преиму­щества и вынудили американские самоле­ты отвернуть. Оба TBF практически исчер­пали запасы своего топлива, что привело к тому, что они не смогли долететь до базово­го авианосца - экипажи были спасены спа­сательными кораблями, но сами самолеты были потеряны.

В 14.30 с авианосца USS Saratoga стар­товала группа в составе 28 пикирующих бомбардировщиков Донтлесс и восьми тор­педоносцев Эвенджер с заданием уничто­жить авианосец Ryujo. Группой командовал командор Х.Д. Фелт, который после обнаружения авианосца плывущего в сопровож­дении крейсера решил разделить самолеты на две группы и атаковать обе цели. Двад­цать один SBD и пять TBF получили при­каз атаковать авианосец, а оставшиеся са­молеты - крейсер Тоне. Командир в своем Донтлессе кружил над местом боя, контро­лируя развитие ситуации.

Первыми атаковали самолеты SBD, од­нако их бомбы упали вокруг корабля. Вско­ре над водой поднялись клубы густого дыма от залпов зенитной артиллерии японских кораблей, затруднившие Эвенджерам при­целивание. Самолеты TBF находясь на вы­соте 3600 метров, и пытаясь занять наивы­годнейшее положение для прицеливания, трижды меняли позицию, ожидая, когда же рассеется дым, и опадут водяные столбы от взрывов. В конце концов, оказавшись в вы­годной позиции, они атаковали - три с ле­вого борта, и два с правого. Торпеды были сброшены с высоты 60 метров и дальности 750 метров. Одна из них поразила японс­кий авианосец в правый борт и вызвала мощный пожар. Вероятно, в авианосец по­пали еще две торпеды, но это не было уста­новлено наверняка.

В это самое время командор Фелт убе­дился, что атаки Донтлессов не приносят эффекта - ни один из них не поразил цель. Поэтому он отозвал самолеты атаковавшие крейсер и приказал им атаковать Ryujo. Од­нако этот приказ, не был услышан пилота­ми TBF, которые, несмотря на сильный зе­нитный огонь и контратаки истребителей противника продолжали атаковать крейсер, сбрасывая очередные торпеды. Ни одна из них не попала в японский корабль. Ryujo не был так удачлив. Фелт и оставшиеся Донтлессы во второй атаке добились четырех несомненных попаданий бомбами. Авиано­сец вышел из боя и начал тонуть. Амери­канские самолеты взяли курс на свой базо­вый корабль, ведя бой с оставшимися япон­скими истребителями, которые, однако, не нанесли им серьезных повреждений.

Примерно в 19.00 американцы получи­ли сообщение о приближении атакующих японских самолетов. Немедленно с палуб двух американских авианосцев в воздух взлетели все самолеты. С USS Saratoga взле­тели пять TBF и два SBD с задачей атако­вать японскую группу, состоящую из лин­коров и крейсеров. Четыре Эвенджера об­наружили цель и атаковали ее торпедами, но не добились попаданий. После атаки пи­лоты потеряли ориентацию и, в конце кон­цов, были вынуждены совершить аварий­ную посадку на воду.

С USS Enterprise стартовало пятнадцать Уайлдкэтов, девять Донтлессов и семь Эвенджеров. Эта группа должна была найти дру­гое соединение кораблей противника, которое по данным разведки находилось недалеко от позиции Ryujo. Однако самолеты не обнару­жили цель и уже в сумерках совершили по­садку на Гуадалканале. Всего за время перво­го боя с авианосцами, торпедные дивизионы выполнили четыре боевых вылета, в которых приняло участие 27 самолетов (20 из них были вооружены торпедами); 12 атаковало непри­ятельский авианосец, что привело к его по­топлению. Самолеты, вооруженные бомба­ми не добились ни одного попадания. VT-8 потеряла два самолета, a VT-3 - пять. Эта битва была также первым настоящим испы­танием Эвенджеров в боевых условиях. Лучшую оценку боевых возможностей са­молета дает рапорт, составленный после боя в эскадрильи VT-3:

«Следует отметить, что TBF-1 имеет большой потенциал как боевой самолет. В том числе как патрульный, бомбардиров­щик, торпедоносец, разведывательный ближнего и среднего радиуса действия, а также как пикирующий бомбардировщик. Возможности самолета ограничиваются только степенью подготовки экипажей. Для повышения обороноспособности самолета необходимо усилить его стрелковое вооружение. После усиления мощи огня, особен­но при стрельбе вперед, самолет будет пре­восходить в бою японские пикирующие бомбардировщики».

В очередной раз в боевых схватках са­молеты Эвенджер приняли участие во время битвы у острова Санта-Крус (26-27 октября 1942 года). В бой стартовало 29 Эвенджеров принадлежавших к эскадри­льям VT-6 (USS Hornet) и VT-10 (USS Enterprise). Только десять из них обнару­жили цель. Из восьми направленных на японские корабли торпед ни одна в них не попала. В этой битве американцы потеря­ли авианосец USS Hornet.

Тем временем японцы 8 ноября 1942 года провели операцию по усилению гиб­нущего в боях гарнизона Гуадалканала. Была начата десантная операция в кото­рой принимали участие 41 японский бое­вой корабль и 13 больших транспортов, перевозящих войска. 13 ноября американ­цы обнаружили приближающееся японс­кое соединение. Разыгрался морской бой, в котором американцы сами потеряли два легких крейсера и четыре эсминца, но потопили два японских эсминца, и серь­езно повредили линкор Hiei, который очень медленно направился на остров Саво, стараясь покинуть поле боя и скры­ваясь в наступающей темноте.

На следующее утро в 8.10 , для усиле­ния авиации на Гуадалканале и пользуясь возможностью добить остатки японского соединения, командир USS Enterprise выс­лал туда группу из девяти Эвенджеров и шести Уайлдкэтов с заданием атаковать об­наруженные по пути силы противника. Лин­кор Hiei был обнаружен летящим во главе группы лейтенантом Сазерланд. Он отдал приказ разделиться на две группы, решив атаковать линкор с обоих бортов одновремен­но. Японцы дождались пока Эвенджеры вый­дут на боевой курс и только тогда открыли огонь. Две из торпед поразили японский ко­рабль, что предрешило его судьбу.

После налета самолеты совершили по­садку на Гуадалканале, где были быстро зап­равлены и перевооружены. К ним присое­динились машины, базирующиеся на этом аэродроме и затем все вместе они снова ата­ковали линкор. Он получил еще несколько попаданий бомбами и торпедами. Экипаж покинул корабль, после чего линкор был потоплен японскими эсминцами. Всего в этот день против Hiei, Эвенджеры выпол­нили следующее количество боевых вылетов - VT-10 - пятнадцать, VT-8 - шесть, а также VMSB-131 (Корпус Морской пехоты) - десять. В первый раз экипажи торпедных Эвенджеров применяя свое традиционное оружие до­бились затопления японского корабля.

На следующий день 14 ноября, уже при свете дня, были обнаружены две большие группы японских кораблей приближающи­еся к Гуадалканалу. В одной из них был об­наружен крейсер, против которого была выслана смешанная авиационная группа -кроме прочих самолетов по три Эвенджера из VT-10 и VMSB-131. Они добились четырех попадании торпедами в крейсер Kinugasa, который затонул. Несколько по­зднее были также атакованы и транспорты. Их атаковали семь самолетов TBF из VT-10, под командованием Альберта Коффина. Из сброшенных с Эвенджеров торпед три попали в цель и на дно пошло два японских транспорта.

В первой половине 1943 года самолеты Эвенджер использовались для выполнения бомбовых и торпедных ударов по японцам. Однако в этот период у них не было отме­чено больших успехов.

В период с 30 июня по 30 июля 1943 года авиационные части, имевшие на своем воо­ружении самолеты TBF-1 Эвенджер при­нимали участие в воздушных боях прохо­дивших в рамках операции на Новой Джор­джии. В ходе этой операции в течение не­скольких дней интенсивным бомбардиров­кам подвергались укрепления на полуост­рове Мунда. Эвенджеры стартовали для выполнения этой задачи 763 раза.

В октябре 1943 года самолеты Эвенджер принадлежащие эскадрильям VC-38 и VC-40 принимали участие в налетах на японс­кие силы, базировавшиеся на острове Бу­генвиль. Налеты производились большими группами вместе с самолетами других ти­пов. В ноябре выполнялись боевые вылеты на поддержку находящихся на острове аме­риканских подразделений. 5 ноября 23 па­лубных самолета типа Эвенджер с авианос­цев USS Saratoga и USS Princeton, приняли участие в налете на японские корабли, на­ходившиеся в порту Рабаула. Этой опера­цией командовал вылетевший на Эвенджере командор Генри X. Калдвелл. В порту находилось одновременно более 50 кораб­лей и судов, часть из них с погашенными котлами. Несмотря на сильный зенитный огонь, а также атаки японских истребите­лей, не было отмечено слишком уж тяже­лых собственных потерь. С другой сторо­ны не было потоплено и ни одного японс­кого корабля, хотя несколько из них и полу­чили повреждения, выведших них из строя на длительное время.

В операции по захвату Маршалловых островов (29 января-23 февраля 1944 года), во время высадки на островах Маджуро и Кваджелейн военный флот США откоман­дировал для выполнения заданий по поддер­жке войск сразу шесть тяжелых авианосцев, шесть легких авианосцев и восемь эскорт­ных авианосцев, на которых базировалось в обшей сложности 247 самолетов Эвенд­жер. которым была поставлена задача по поддержке десанта и уничтожения японских укреплений на островах.

В ходе битвы в Филиппинском море (19-24 июня 1944 года) на палубах семи тя­желых авианосцев и восьми легких, бази­ровались 194 самолета Эвенджер. Они при­нимали участие в бомбежке аэродрома на Гуаме с целью нейтрализации японской противовоздушной обороны. 29 июня в 16.21 пятьдесят четыре Эвенджера осуще­ствили под прикрытием 162 истребителей F6F Хеллкет, вместе с пикирующими бом­бардировщиками SB2C Хеллдайвер и SBD Донтлесс атаку на соединение японских кораблей под командованием адмирала Озавы. Во время этой операции они приняли участие в затоплении авианосца Hiyo и на­несли повреждения авианосцам Chiyoda и Zuikaku. Принимая во внимание отсутствие сопротивления врага в воздухе, этот резуль­тат можно оценить как слабый. Это было связано с тем, что самолеты были вооруже­ны бомбами калибра 227 кг вместо торпед. Эту победу американцы оплатили по выс­шей ставке - ими было потеряно 220 само­летов. К тому же всего 20 самолетов погиб­ло в бою, а остальные упали в воду и зато­нули из-за недостатка топлива или были разбиты во время посадки на палубы своих авианосцев.

В это время Эвенджеры из Task Force 58 выполняли патрульные полеты в поис­ках подводных лодок угрожавших амери­канским кораблям. Во время одного из по­летов самолет ТВМ-1С из эскадрильи VT-27 базировавшейся на авианосце USS Princeton пилотируемый энсином B.C. Бургессом принял участие в необычной стыч­ке. Ночью 23 июня Бургесс обнаружил двух­моторный японский бомбардировщик G4M "Бетти" летящий на высоте 3 м над волна­ми. Двукратная попытка сбить японский самолет огнем крыльевых пулеметов окон­чилась их заклиниванием. Пилот решил вынудить японский самолет приводниться. Он направил свой Эвенджер на японскую машину и сел прямо на него, пытаясь та­ким способом вызвать его приводнение. "Бетти" коснулся фюзеляжем воды, но от­скочил от нее и подпрыгнул выше. Бургесс решил изменить тактику, и закружил над японским самолетом, давая возможность стрелку выпустить несколько очередей из нижнего пулемета в сторону противника -к сожалению, они не достигли цели. Затем американец предпринял попытку повредить вражеский самолет при помощи собствен­ного воздушного винта. Это также не уда­лось - в течение некоторого времени сам мог видеть смеющегося ему в лицо японс­кого пилота. Разъяренный задний стрелок открыл обтекатель своей кабины и выпалил в направлении японца весь магазин из сво­его личного пистолета, однако, без видимо­го успеха. Американский пилот предпринял еще одну атаку, пытаясь перезарядить кры­льевые пулеметы, чтобы устранить их не­исправность. Это удалось сделать с правым пулеметом и выпущенные из него пули по­пали в двигатель "Betty", который после этого загорелся. После этого японский са­молет потерял управление и скапотировал на поверхности воды.

Высадка на острове Лейте была следу­ющей крупной битвой в которой участвовали авианосцы. Сформированное для этой операции соединение - Task Force 38 (ис­пользовалось также название Fast Carrier Force) включало девять тяжелых авианос­цев и восемь легких авианосцев, на кото­рых базировалось 236 самолетов Эвенджер. Они приняли участие в воздушных ударах - между ]0 и 16 октября 1944 года по Оки­наве и Формозе, а 18-19 октября по аэро­дрому на Филиппинах. В этот период TF 38 потеряли легкий авианосец USS Princeton потопленный базирующимися на берегу японскими пикирующими бомбардировщи­ками. 24 октября Эвенджеры приняли учас­тие в затоплении линкора Musashi, добив­шись попадания 19 торпедами. Затем 25 и 26 октября, во время боя у мыса Энгано, Эвенджеры приняли участие в затоплении авианосцев Chitose, Chiyoda, Zuiho и Zuikaku. В это же самое время принадлежа­щие к TG 77.4 East Carrier Group Эвендже­ры, которые выполняли задания по поддер­жке войск высаживающихся на остров Лей­те, вынуждены были принять участие в бою с соединением японских линкоров и крей­серов под командованием вице-адмирала Куриты, атаковавшими силы вторжения не­далеко от острова Самар (25 октября 1944 года). Несмотря на отсутствие соответству­ющего вооружения (эскортные авианосцы имели небольшие запасы торпед и броне­бойных бомб, так как в основном они выполняли задания по поддержке десантных сил) Эвенджеры присоединились к силам, отражавшим нападение японских кораблей. Демонстративные торпедные атаки вынуди­ли японскую группу активно маневриро­вать, что привело к полному нарушению строя кораблей. Курита не имел другого выхода, как отступить с целью перегруппи­ровки сил.

Бои на Филиппинах привели к смене тактики авиационных групп базирующих­ся на авианосцах. Осенью 1944 были обра­зованы специальные ночные боевые груп­пы (Night Air Group), состоявшие из не­скольких ночных истребителей Хеллкэт (F6F-3N и F6F-5N), и оснащенных специ­альным радаром Эвенджеров (ТВМ-ID и TBM-3D). Задачей последних было обнару­жение японских ночных бомбардировщиков и наведение на них Хеллкэтов. Очередное изменение было вызвано началом атак пи­лотов-самоубийц на американские корабли, которые имели место 25 октября 1944 года. В связи с этим с весны 1945 года часть Эвен­джеров и Хеллдайверов была заменена за­численными в эскадрильи истребителями-бомбардировщиками Хеллкэт и Корсар.

С 10 февраля 1945 года Эвенджеры из Task Force 58 принимали участие в воздуш­ном прикрытии подготовки операции по высадке на Иводзиму, начавшуюся 19 фев­раля 1945 года. В это время типичный флот­ский авианосец типа USS Essex, имел в со­ставе своей авиагруппы 41-72 Хеллкета, 12-42 Хеллдайверов и 10-18 Эвенджеров. В том случае если на корабле базировалось 42 Хеллдайвера (которые занимали больше всего места), количество остальных само­летов должно было существенно уменьше­но. С апреля 1945 года авианосцы прини­мали участие в отражении атак камикадзе на Окинаве, а 7 апреля 1945 года помогали в потоплении японского суперлинкора Yamato. В июне 1945 года соединение TF 58 было переименовано в TF 38 и под ко­мандованием адмирала Холси приняло уча­стие в атаках на территорию Японии (10 июня -15 августа).

Эвенджеры использовались также в бо­евых операциях на Атлантике и Средизем­ном море. В этом регионе их первой акцией стало участие в высадке союзников в Север­ной Африке (операция «Факел») 8 ноября 1942 года. В боях участвовало 27 Эвендже­ров из эскадрилий VGS-26, VGS-27 и VGS-29, базирующихся соответственно на аме­риканских эскортных авианосцах USS Sangamon, USS Suwannee и USS Santee. Они понесли большие потери из-за слабой под­готовки пилотов (некоторые из них перед участием в этой боевой операции имели налет на Эвенджерах всего три часа). Не­смотря на это им удалось уничтожить не­сколько береговых батарей принадлежащих вооруженным силам Виши. В Европе самую заметную роль Эвенджеры сыграли в борь­бе с подводными лодками стан Оси. Об их эффективности можно судить по тому фак­ту, что в течение восемнадцати месяцев - в 1943-1944 годах этим самолетам было приписано потопление не менее чем 28 немец­ких подводных лодок.

Стартуя с авианосцев американского флота, самолеты Эвенджер выполняли три вида противолодочного патрулирования (Anti-Submarine Patrol - ASP). Локальный противолодочный патруль выполнялся в интересах собственного корабля. Длился он обычно в течение 4 часов и состоял в кру­жении вокруг собственного авианосца и поиске подстерегающих его подводных ло­док противника. Боевой патруль проводил­ся обычно в интересах всей группы кораб­лей, его радиус составлял 50-60 миль. Тре­тий вид полетов выполнялся в определен­ных районах. Обычно это было патрулиро­вание районов высадки десантных отрядов. Их целью было обеспечение защиты флота высадки и не допущение кораблями против­ника занятия выгодных позиций для атаки сгруппированных десантных кораблей.

Самолеты Эвенджер стартующие с эс­кортных авианосцев использовались для прикрытия конвоев от атак подводных ло­док. Полеты выполнялись над конвоем, а также по обе его стороны. Первая удачная атака подводной лодки произошла 21 мая 1943 года, когда Эвенджер из VC-9 (авиа­носец USS Bogue) совершая патрульный полет в охранении конвоя ON-184, коман­дующим которого был контр-адмирал Дейн, заметил подводную лодку. Атака была про­изведена с пикирования и точно сброшен­ная бомба привела к существенным повреж­дениям немецкой подводной лодки U-231. В результате она была вынуждена возвра­титься в свой порт для проведения ремон­та. Очередные подводные лодки были об­наружены в течение последующих несколь­ких дней, но атаковать их не удалось, за исключением U-305, атаку, которой провел Эвенджер пилотируемый энсином Стюар­том Е. Доти. Эта лодка также получила повреждения и была вынуждена возвратиться в Брест. Больший успех сопутствовал пило­там 23 мая. В этот день операторы сонара авианосца USS Bogue обнаружили на рас­стоянии 20 миль подводную лодку. Одно­временно она была обнаружена и находя­щимся в воздухе Эвенджером, пилотируе­мым лейтенантом Вильямом Ф. Чемберленом. Он сразу же атаковал ее, сбросив бом­бу вблизи лодки, которая выполнила аварий­ное погружение. Пилоты видели, что лодка не потоплена, но повреждена и будет вы­нуждена всплыть. Самолеты VC-9 висели в воздухе полдня и как только U-569 всплыла на поверхность, на месте уже был лейтенант Говард С. Роберте, который сбросил на нее очередной груз бомб - на этот раз, потопив лодку. В июне самолеты авианосца USS Bogue потопили еще две подводные лодки. В этом же месяце успеха добились и экипа­жи Эвенджеров с авианосцев USS Core (VC-13) и USS Santee (VC-29), потопив по одной подводной лодке. Вскоре немцам при­шлось провести модернизацию своих лодок, с целью усиления мощи их зенитного огня. 13 июля 1943 года самолеты VC-13 об­наружили на поверхности лодку-танкер U-487. Первым ее атаковал истребитель Уайлдкэт, который был сбит зенитным огнем. Следующая скоординированная атака трех самолетов была успешной. Сброшенные с Эвенджера четыре бомбы упали настолько близко, что привели к потоплению подвод­ной лодки.

На следующий день, 14 июля, была оп­робована новая тактика работы противоло­дочных групп. Самолеты из VC-29 обнару­жили на поверхности лодку U-160. В ее на­правлении спикировал Уайлдкэт, принудив подводную лодку погрузиться. Именно это­го и ждал Эвенджер пилотируемый лейте­нантом Джоном Баллентайном. Он сбросил торпеду Fido, которая наводилась на шумы работы винтов подводной лодки и успешно поразила цель - лодка взорвалась. В этот же самый день, при помощи торпеды Fido была потоплена еще одна подводная лодка, а на следующий день Эвенджер из VC-13 потопил бомбами подводную лодку U-67. В ав­густе было послано на дно шесть подвод­ных лодок, в том числе четыре записали на свой счет самолеты из VC-1. Всего с мая по декабрь 1943 года самолеты с эскортных авианосцев потопили 23 подводных лодки, из которых большинство обнаружили эки­пажи Эвенджеров.

До очередных стычек с подводными лодками противника дело дошло весной 1944 года. 19 марта самолеты VC-6 базиру­ющейся на авианосце USS Block Island об­наружили «дойную корову» - лодку-танкер U-1059. Первым ее атаковал истребитель Уайлдкэт, но немцы открыли сильный огонь из зенитного орудия, вынудив его отвернуть. Затем спикировал Эвенджер пилотируемый лейтенантом Норманом Довти. Самолет получил повреждения от точного огня Flak'a, но продолжал атаку и сбросил две глубинные бомбы. Они попали в зенитные снаряды, находившиеся на палубе лодки, что привело к мощному взрыву в результа­те, которого погибла как подводная лодка, так и сам Эвенджер. Спасся только один из членов экипажа Эвенджера, а также семь немецких моряков. Это была единственная подводная лодка, уничтоженная авианосцем USS Block Island. Этот корабль был потоп­лен 29 марта 1944 года (согласно другим источникам 29 мая) торпедой выпущенной германской подводной лодкой.

Подобная ситуация (уничтожение Эвенджера успешно атакующего подводную лод­ку) имела место и 15 июня 1944 года, когда этот самолет из VC-9, пилотируемый лей­тенантом Чемберленом атаковал глубинны­ми бомбами подводную лодку U-569.

Всего в 1944 году самолеты, поднимав­шиеся с американских эскортных авианос­цев, послали на дно Атлантики девять под­водных лодок. Последняя из них была по­топлена 20 августа 1944 года, самолетами из VC-69 стартовавшими с палубы USS Bogue (CVE-9). Это была U-1229.

В 1944 году была введена тактика пат­рулирования района конвоя ночью, специ­ально модифицированными для этой цели самолетами Эвенджер, с которых было сня­то вооружение и бронирование. Такие самолеты могли находиться в воздухе почти четыре часа, а с дополнительными подвес­ными топливными баками даже до 14 часов. Их называли Night Owl. Их задачей было обнаружение кораблей противника и наве­дение на них ударных групп. Первой, 7 ап­реля, такие полеты начала эскадрилья VC-58. Уже на следующий день была обнару­жена подводная лодка U-515, заряжающая на поверхности аккумуляторы. Эвенджер на тот момент вооруженный глубинной бомбой провел первую атаку, проинформировав од­новременно силы прикрытия конвоя о мес­тоположении подводной лодки. Вскоре в районе погружения лодки появились очередные Эвенджеры, а эсминцы сопровож­дения конвоя засекли шумы подводной лод­ки и следили за ней до полудня следующе­го дня, проводя атаки глубинными бомба­ми. В конце концов, тяжело поврежденная лодка всплыла, экипаж покинул ее и зато­пил. В ту же ночь другой патруль обнару­жил лодку U-68, которую атаковали два Эвенджера и Уайлдкэта, вынудив ее выпол­нить аварийное погружение. Однако самоле­ты были замечены слишком поздно, и атака ракетами и глубинными бомбами привела к тому, что лодка переломилась и затонула.

Противолодочные операции проводи­лись также и на Тихом океане. Но здесь их наибольшая активность относилась к 1945 году. Ранее - 29 ноября 1943 года, во время высадки на острова Гилберта, Эвенджеры с авианосца USS Chenango уничтожили япон­скую подводную лодку 1-21. В 1944 году Эвенджеры потопили на Тихом океане толь­ко две подводные лодки. Первое столкнове­ние имело место 19 июня, когда самолет, пилотируемый Г.Е. Сабином из VT-60 (авианосец USS Suwannee) потопил недале­ко от Гуама подводную лодку 1-184. Пять месяцев спустя, 18 ноября, самолет с авиа­носца Anzio потопил в 300 милях к востоку от острова Самар подводную лодку 1-41.

 

Корпус Морской пехоты

 

Первой эскадрильей USMC оснащенной Эвенджерами ТВМ-1 стала VMSB-131 (по­зднее переименованная в VMTB-131). Она прибыла на Гуадалканал в ноябре 1942 года и базировалась на аэродроме Хендерсон Филд. Уже 13 ноября 1942 года, через два дня. после начавшегося японского наступ­ления, она приняла участие в боях. Пилоты эскадрильи добились одной победы - тор­педа, сброшенная с одного из четырех Эвенджеров. атаковавших линкор Hiei попала в цель. Это был один из редких случаев, ког­да самолеты Корпуса Морской пехоты, за­дачей которых была поддержка действий высадившихся войск при помощи бомб и ракет, либо противодействие подводным лодкам глубинными бомбами, начали свою боевую деятельность с торпедной атаки японских военных кораблей.

Следующая, после кампании на Гуадалканале, крупная операция, в которой при­няли участие Эвенджеры Корпуса Морской пехоты, была воздушная поддержка десан­та на острова Торокина и Бугенвиль (2 но­ября 1943 года). В боях было задействовано три эскадрильи - VMTB-143, VMTB-232 и VMTB-233. В начале 1944 года они принимали участие в атаках на авиационные базы японцев расположенные на островах окру­жающих Рабаул. Для участия в операции на Маршалловых островах Корпус выделил две эскадрильи: VMTB-131, которая выпол­няла задания по поддержке высадки на ост­рове Гуам, а также VMTB-242, которая вы­полняла ту же задачу на Тиниане. Вскоре после этого VMTB-134 приняла участие в высадке на Пелейлу. Во время высадки на Окинаве - последней крупной десантной операции Второй мировой войны - воздуш­ную поддержку войск обеспечивали эскад­рильи VMTB-131 и VMTB-232.

В августе 1944 года между US Navy и USMC было подписано соглашение об ос­нащении части эскортных авианосцев само­летами Корпуса Морской пехоты. Первым из таких авианосцев стал USS Block Island, на который в марте 1945 года был посажена эскадрилья VMTB-233 вооруженная Эвен­джерами. Она приняла участие в боях на Окинаве. Следующим стал авианосец USS Gilbert Islands, на котором базировалась эс­кадрилья VMTB-143 (также участвовала в боях на Окинаве), авианосец Vella Gulf с эскадрильей VMTB-234 (приняла участие в боях на Паган и Рота), а также авианосец USS Cape Gloucester с эскадрильей VMTB-132 (операция в Южно-китайском море). Планировалось вооружить эскадрильями Корпуса Морской пехоты еще четыре авиа­носца, которые приняли бы участие в штур­ме Японских островов, но окончание вой­ны привело к аннулированию этих планов.