На службе у союзников Великобритания (Fleet Air Arm)

 

Когда начались поставки TBF и ТВМ в Великобританию, самолет получил там на­звание Тарпон (Tarpon). Но в январе 1944 года ему было возвращено оригинальное название, чтобы соответствовать системе обозначений принятых в американских во­оруженных силах. В период Второй миро­вой войны Эвенджер был одним из наибо­лее интенсивно применявшихся Великобри­танией торпедоносцев-бомбардировщиков.

Его конкурентом был самолет английской конструкции - торпедоносец-бомбардиров­щик Фэйри Барракуда, боевые характерис­тики которого, были, однако несколько хуже, чем у Эвенджера. Кроме того Барракуд было в два с половиной раза меньше чем Эвенджеров, 15 дивизионов FAA (Fleet Air Arm) базирующихся на авианосцах было воору­жено Эвенджерами и только 12 - Барраку­дами. Это было вызвано тем, что FAA во время боев на Тихом океане имел возмож­ность пользоваться складами запасных час­тей принадлежащих US Navy. Самолеты обоих типов были приняты на вооружение FAA практически в одно и то же время. Пер­вая эскадрилья - 832-я, получила Эвенджеры 1 -го января 1943 года (они заменили са­молеты Фэйри Альбакор). Барракуды посту­пили в 827-ю эскадрилью 10-го января 1943 года заменив там отслужившие свое само­леты Фэйри Свордфиш. Эвенджеры находились в эксплуатации до 1957 года, тогда как Барракуды первой линии в 1953 году были заменены Эвенджерами AS Mk. 4. Всего в рамках договора о Ленд-Лизе Великобрита­ния получила в 1943-1945 годах 958 са­молетов Эвенджер. Последняя плановая поставка (70 самолетов TBF-4 - Эвенджер Мк 4) была аннулирована в связи с окон­чанием войны.

Британские Эвенджеры не имели воз­можностей так часто участвовать в атаках на корабли противника, как их американс­кие коллеги. Первой боевой частью Fleet Air Arm, оснащенной этими самолетами, кото­рая приняла участие в боевых действиях, стала 832-я эскадрилья, которая позже ба­зировалась на авианосце HMS Victorious. Она была сформирована в конце 1942 года (либо в январе 1943 года) в Норфолке, штат Виржиния. Обучение происходило на тер­ритории США, затем она была перебазирована на авианосец USS Saratoga. Боевую работу подразделение начало 27 июня 1943 года, когда с палубы USS Saratoga пилоты эскадрильи начали производить вылеты на поддержку американских войск высажива­ющихся на острове Новая Гвинея архипе­лага Соломоновых островов. В следующем месяце самолеты 832-й эскадрильи уча­ствовали в бомбардировке японских позиций в этом регионе. Это был единственный слу­чай в истории Royal Navy, когда его самолеты действовали с американского авианосца.

С октября 1943 года в Индийском океа­не находились три британских эскортных авианосца, на которых базировались Эвенджеры (HMS Begun, HMS Shah и HMS Ameer).

Силы FAA принимали участие в боевых действиях в Атлантике и Северном море, где 846-я эскадрилья участвовала в битве за Атлантику. Несмотря на значительные пре­имущества Эвенджеров, британские пило­ты желали вести охоту на подводные лодки с самолетов Фэйри Свордфиш. В связи с этим 846-я эскадрилья вскоре была направ­лена для патрулирования в Арктику, и там охраняла полярные конвои, направляющи­еся в СССР. 1-го апреля 1944 года, в ходе сопровождения конвоя RA-58, входящие в него Эвенджеры приняли участие в потоп­лении немецкой подводной лодки U-355, а двумя днями позже, совместно с самолета­ми Свордфиш, еще одной немецкой подвод­ной лодки - U-288. Следующей эскадриль­ей выполнявшей задачи по защите конвоев в Арктике от атак подводных лодок стала 853-я. Это подразделение не потопило ни одного корабля, но приложило большие уси­лия для удержания немецких подводных лодок вдали от конвоев.

В период с апреля 1944 года по май 1945 года оперируя с палуб эскортных авианос­цев HMS Fencer (852-я эскадрилья), Premier (846-я и 856-я эскадрильи), Queen (853-я эскадрилья), Tracker и Trumpeter (846-я и 852-я эскадрильи) самолеты Эвенджер при­няли участие в более чем тридцати атаках размещенных на побережье Норвегии бата­рей береговой артиллерии и гаваней каботажного флота. Выполнялись также задания по минированию с воздуха транспортных коммуникаций между портами Норвежско­го побережья. В ходе этих боевых операций, 10-го августа 1944 года был потерян один Эвенджер из 846-й эскадрильи (FN830).

Эвенджеры также приняли участие в операции "Goodwood" - трех атаках немец­кого линкора Тирпиц. В первые дни опера­ции, 22-го августа 1944 года, торпедой с подводной лодки U-354 был поврежден авианосец HMS Nabob, на палубе которого находилось 12 Эвенджеров и четыре Уайлдкэта из 852-й эскадрильи. Несмотря на большую пробоину в подводной части кор­пуса, корабль удержался на плаву и смог направиться в сторону своей базы, подвод­ная лодка U-354 тремя днями позже была потоплена самолетами Свордфиш из 852-й эскадрильи, базирующейся на авианосце HMS Vindex. Дальнейшие поиски Тирпица, вели Эвенджеры из 846-й эскадрильи (HMS Trumpeter) одна­ко без успеха.

4-го мая 1945 года самолеты 846-й эскадрильи в ходе опе­рации, в которой участвовали также Эвенджеры из 853-й и 882-й эскадрилий затопили в Килботоне, Норвегия подводную лодку U 711, а также судно - ремонтную базу. Был потерян один из самолетов 846-й эскадрильи (JZ217 пилотировавшийся лей­тенантом Грехемом), вероятно в результате повреждений от огня зенитной артиллерии. Это была последняя боевая опера­ция FAA в Европе. Эвенджеры базировавшиеся на берегу так­же выполняли задания по патрулированию, минированию, а также предпринимали рейды против надводных германских кораблей в районе пролива Ла-Манш.

Эвенджеры принадлежавшие Costal Command применя­лись во время высадки в Нормандии. Так, например, в июле 1944 года двум из них удалось сбить реактивный снаряд V-1. Первый немецкий реактивный снаряд был уничтожен огнем заднего стрелка, а второй пилотом, стрелявшим из крыльевых пулеметов.

17-го мая 1944 года британские Эвенджеры снова вступи­ли в бой с японцами. В этот день 24 самолета Эвенджер, из 832-й и 845-й эскадрилий базирующихся на авианосце HMS Illustrious атаковали доки и топливохранилища на базе Сурабайя на острове Ява. В этой военной акции участвовали также Эвенджеры с авианосца USS Saratoga. Позднее они были перебази­рованы на сушу, а также на эскортные авиа­носцы. 12-го августа 1944 года самолеты из 832-й эскадрильи (HMS Shah) внесли свой вклад в потопление подводной лодки U-198. В это время качестве основного палуб­ного торпедно-бомбардировочного самоле­та Royal Navy использовал самолет Фэйри Барракуда. Ситуация изменилась к концу 1944 года, когда вместе с координацией бо­евых действий между US Navy и Royal Navy было начато проведение совместных атак на японские объекты - Эвенджеры стали глав­ной ударной силой FAA.

17-го декабря 1944 года британский флот покинул Тринкомали, чтобы атаковать нефтеперегонные заводы в Пангкалан Брандон на Суматре. Первая попытка бомбарди­ровки с применением Эвенджеров из 854-й и 857-й эскадрилий - в рамках операции "Outflank" - была предпринята 20 декабря, но плохая видимость над целью сделала выполнение задания невозможным. В связи с этим удар был перенесен на резервную цель - сооружения в Белаван Дали. Были уничтожены мастерские и хранилища горю­чего, но результаты налета были оценены как незначительные. От зенитного огня не пострадал ни один из участвующих в рейде самолетов. Только один из Эвенджеров сра­зу же после старта был вынужден совершить посадку на воду. Эго экипаж был спасен. Попытки бомбардировок были возобновле­ны в канун нового года в рамках операции "Lentil" силами двадцати одного Эвенджера из 849-й, 820-й и 857-й эскадрилий. В конце концов, цель удалось уничтожить 4-го января 1945 года, а выполнили это само­леты из 820-й (HMS Indefatigable), 849-й (HMS Victorious), 854-й (HMS Illustrious) и 857-й (HMS Indomitable) эскадрилий.

24-го и 29-го января 1945 года группа из 238 самолетов (в том числе 39 Хеллкетов, 36 Корсаров, 75 Эвенджеров из 820-й. 849-й, 854-й и 857-й эскадрилий FAA, а так­же 12 Файрфлаев, 40 Сифайров и двух Валрусов) провели одну из самых крупных и самых удачных боевых операций - атаку на размещенные на Суматре нефтеперегонные заводы Пэйлембанг. В двух налетах полу­чивших кодовые обозначения «Меридиан 1» и «Меридиан 2» были атакованы соответ­ственно нефтеперегонные заводы Соенги Геронг и Пладойе. Первый налет был обна­ружен японцами, когда до цели оставалось еще 15 миль. В небо стартовало 15-20 япон­ских истребителей. В их кабинах сидели опытные пилоты, однако истребителям ох-

ранения удалось связать их боем и оттянуть от группы Эвенджеров вооруженных бомбами. После сброса бомб они повернули на пункт сбора, но там опять натолкнулись на японские истребители. Истре­бители охранения продолжили бой с японцами. Всего было поте­ряно два Эвенджера - JZ379 из 820-й эскадрильи и JZ558 из 857-й эскадрильи, шесть Корсаров и один Хеллкет. Много самолетов со­юзников получило серьезные повреждения.

В ожидании сильного противодействия японцев над второй неф­теперегонной фабрикой, был несколько изменен полетный план второй группы и увеличено истребительное прикрытие. Эвенджеры достигли цели и под сильным огнем зенитной артиллерии про­вели бомбометание с высоты, которую ограничивали выставлен­ные аэростаты заграждения. Истребители эскорта завязали бой с японцами. Всего в операции был потерян 41 самолет, из них толь­ко 16 в бою, 14 - разбилось во время посадки на палубу, а 11 были вынуждены приводниться вблизи кораблей из-за недостатка горю­чего. Среди Эвенджеров было потеряно 10 самолетов (четыре ма­шины в бою и шесть приводнилось из-за недостатка топлива), в том числе два британских (JZ112 из 854-й эскадрильи, которому оторвало крыло привязным тросом аэростата заграждения и JZ265 из 849-й эскадрильи, который сбил японский истребитель).

Оба нефтеперегонных завода были в значительной степени раз­рушены, и в течение двух месяцев вообще не работали. Позднее они все же были вновь запущены, но выход продукции находился на минимальном уровне. Это привело к дальнейшему ухудшению обеспечения японской авиации бензином.

В марте 1945 года 1-я британская авиационная дивизия, вое­вавшая на Тихом океане, была включена в состав Task Force 57 и совместно с американцами под общим командованием адмирала Спрюенса, начала боевую деятельность в рамках 5-го Флота. В течение следующих двух месяцев Эвенджеры из 820-й, 828-й, 848-й, 849-й, 854-й и 857-й эскадрилий вы­полняли интенсивные атаки на японские аэродромы на островах Сакашима Гунто и Формоза с целью препятствования действи­ям пилотов-камикадзе. Так, например, 12-го апреля в рамках операции "Oolong I" сорок восемь Эвенджеров эскортируемых сорока Корсарами должны были атаковать японские аэродромы Шинчику и Матсуама, на островах Сакашима Гонто. Однако ца­рившая в районе цели плохая погода, выну­дила самолеты отказаться от первоначаль­ного задания. Они развернулись на запас­ные цели, в заливе Кирун на Южной Фор­мозе, где ими были уничтожены химичес­кие предприятия, а также доки, в том числе один плавучий. В этот же день были возоб­новлены атаки на основную цель. Была раз­рушена взлетно-посадочная полоса и ремон­тные мастерские. Атаки на эту же цель про­должались и на следующий день (без соб­ственных потерь). В июле 1945 года Бри­танский флот на Тихом океане был переиме­нован в Task Force 37, а его авиация исполь­зовалась для атак морских и воздушных баз, а также коммуникаций на Японских остро­вах. Эвенджер из 848-й (828-й?) эскадри­льи стал первым британским самолетом, который бомбардировал Японию.

Самолеты Эвенджер из 845-й и 851-й эскадрилий воевали в составе Восточно-Индийского Флота. В феврале и марте 1945 года восемь самолетов из 845-й эскадрильи выполнили аэрофотосъемку перешейка Кра и Суматры в рамках операции "Stacey". Сна­чала они действовали с палубы авианосца HMS Empress. В апреле самолеты летали над Порт Свиттенхем. В Малайзии продолжалась операция под кодовым обозначени­ем "Sunfish", на этот раз самолеты действо­вали с палубы авианосца HMS Emperor.

11-го и 15-го мая с палубы именно это­го корабля для атаки на японский линкор Haguro, базировавшийся на острове Сабанг в архипелаге Суматра, поднялось три само­лета. Однако ими не было достигнуто ни одного попадания в этот корабль. Еще дваж­ды самолеты Эвенджер стартовали на бое­вые задания. 27 июня и 5 июля они выпол­няли бомбовые удары по объектам в Бирме.

В июне 1945 года HMS Implacable при­нял участие в атаке на атолл Трук. Базиро­вавшаяся на этом авианосце 828-я эскадри­лья была перевооружена с самолетов Бар­ракуда на Эвенджеры в феврале 1945 года, после чего введена в состав Британского Ти­хоокеанского флота. 12-го июня авианосец отплыл из Мануса в составе Task Force 111.2 (операция "Inmate"). В следующие дни его самолеты приняли участие в воздушных атаках японских позиций (14-го июня и 15-го июня - ночной налет шести Эвенджеров). Не обошлось без потерь связанных с дефек­тами материальной части. Например, само­лет командира 828-й эскадрильи капитан-лейтенанта Ф.А.Свантона, приводнился из-за аварии двигателя вскоре, после того как стартовал в полет на Трук. Экипаж был спа­сен, несмотря на то, что сам самолет был про­таранен эсминцем, сопровождавшим авиано­сец. Это был тринадцатый в Британском Ти­хоокеанском флоте случай приводнения само­лета сразу же после старта из-за неполадок с двигателем. Вскоре было выяснено, что боль­шинство этих аварий было связано-с некаче­ственными свечами зажигания.

Последними операциями, в которых принимали участие Эвенджеры из 1 -и авиа­ционной дивизии, стали атаки целей на Японских островах, которые проводили 848-й, 849-й, 828-й, и 820-й эскадрильи. 17 июля, двенадцать Эвенджеров из 828-й эс­кадрильи, под эскортом шестнадцати Кор­саров бомбардировали аэродром Йокошима на острове Шикоку. Этот аэродром вскоре подвергся еще одному бомбовому удару, который на этот раз нанесли двенадцать Эвенджеров из 848-й эскадрильи. В этот же день шесть Эвенджеров эскортируемых двумя Корсарами и двумя самолетами Файерфлай, атаковали японский аэродром Кайо. Очередная атака имела место 28 июля – 20 Эвенджеров совершило налет на доки в Хариме. Атаки продолжались и в течение двух последующих дней. Затем плохая по­года сделала полеты невозможными. Нале­ты возобновились 9 августа, когда самоле­ты из 820-й и 849-й эскадрильи атаковали мастерские на аэродроме Матсу. Последний полет был выполнен 15 августа, когда са­молеты из 820-й эскадрильи атаковали бом­бами район Токио, наткнувшись на отпор 12 японских истребителей. Восемь из них было уничтожено Сифайрами из 24-го Кры­ла морской авиации. На обратном пути один из Эвенджеров был потерян, но его борто­вой стрелок успел сбить еще один вражес­кий истребитель.

После окончания войны было принято решение расформировать эскадрильи Эвен­джеров (последнюю - 828-ю, 3-го июня 1946 года), а самолеты либо были возвращены американцам, либо учитывая слишком боль­шие затраты по их транспортировке в США - уничтожены. Это было связано с тем, что самолеты поставлялись в рамках соглаше­ния о Ленд-Лизе, и британское правитель­ство посчитало, что в связи с окончанием боевых действий нет необходимости в даль­нейших расходах по их содержанию. Не­сколькими годами позднее после появления угрозы со стороны советских подводных лодок, это решение было признано преждев­ременным.