Введение

 

Кабальные условия статей Парижско­го конгресса, созванного в феврале 1856 г. после поражения России в Крымской вой­не, давили на русскую дипломатию в тече­ние 14 лет. Эти условия не позволяли Рос­сии иметь на Черном море военный флот, что при появлении во всех флотах мира, в том числе и турецком, новых броненосных кораблей, являлось весьма опасным.

Ситуация коренным образом измени­лась после падения Франции в 1870 г. в войне с Пруссией. Второй французской им­перии, которая являлась одной из сторон, навязавших России статьи Парижского конгресса, не стало. Благодаря энергичным усилиям канцлера Российской империи A.M. Горчакова и при помощи германско­го канцлера О. Бисмарка, 13 марта 1871 г. в Лондоне английские политики, остав­шись в одиночестве, пошли на уступки, и Россия вновь, как и прежде, могла иметь флот на Черном море.

Но незадолго до этого, уже предвидя скорую отмену статей Парижского конг­ресса, по настоянию Военного ведомства император Александр II в январе 1870 г. приказал начать строительство первых черноморских броненосцев — поповок, кораблей береговой обороны, имевших круглые корпуса, толстый броневой пояс и по два мощных орудия. События на юге Российской империи развивались стреми­тельно, и вступившие в строй в 1874 г. "Новгород" и в 1876 г. "Вице-адмирал Попов" стали своеобразным сдерживаю­щим фактором в начавшейся в 1877 г. оче­редной войне с Турцией.

Уроки этой войны показали, что кораблей на Черном море катастрофически не хватало, турецкий флот практически владел морем, а главная мечта российских императоров — овладение Босфором — оставалась призрачной и несбыточной.

Постоянно усиливавшаяся гонка воо­ружений привела к увеличению числа бро­неносцев во всех флотах мира. Россия, имея только оборонительный флот на Бал­тике и два тихоходных броненосца на Чер­ном море, вновь оказалась в невыгодном положении. Это учли, и принятая 21 авгус­та 1881 г. "Двадцатилетняя программа уси­ления Русского флота" открыла новую эпо­ху в нашей истории. Для Черного моря планировалось построить восемь "перво­классных броненосцев".

Первым из них стал броненосец "Ека­терина II", к постройке которого присту­пили в Николаеве в начале 1883 г. 10 мая 1886 г. его спустили на воду, а в состав флота корабль вошел в 1888 году. В том же 1888 году вступил в кампанию и второй черноморский броненосец "Чесма", строи­тельство которого начали в Севастополе на верфи РОПиТ почти одновременно с "Екатериной II". Третьим черноморским броненосцем стал "Синоп". В 1889 г. ко­рабль начал испытания, и уже в следую­щем 1890 г. Черноморский флот имел в со­ставе Практической эскадры три новейших однотипных корабля, вооруженных 18 305- и 21 152-мм орудием. Помимо них, в эскадру вошли крейсер "Память Мерку­рия", минные крейсера "Капитан Сакен", "Казарский" и пять миноносцев.

Все они олицетворяли собой мощь возрождающегося Черноморского флота.