Четвертый черноморский

 

В начале 1886 г. верфи, на которых строились первые три Черноморских бро­неносца, посетил Управляющий Морским министерством адмирал И.А. Шестаков. Знакомясь с судостроением на юге России, в беседе с корабельными инженерами А.П. Тороповым и К.Н. Арцеуловым, И.А. Ше­стаков выяснил, что специалисты, не являвшиеся членами МТК, отстранены от участия в проектировании новых броне­носцев, несмотря на высокий уровень их подготовки. Основным препятствием было незнание тактико-технических заданий на разработку проектов. "Я понимаю, что Комитет хочет сам составлять проекты и не иметь себе конкурентов, а поэтому и скрывает эти программы, но я требую, чтобы составление чертежей на конкурсе было общим делом", — писал он позже по этому поводу.

В апреле составленное в МТК зада­ние на проектирование броненосца для Черного моря было выслано в Севасто­поль. Задание определило водоизмещение нового броненосца в 7-8 тыс. т.; вооруже­ние: четыре 305-мм, два 229-мм и два 152-мм орудия; бронирование пояса (длиной в 60% длины корабля) не менее 356 мм. Да­лее в записке гово­рилось, что "об уг­лублении не следует заботиться, но лишь бы корабль входил в Севастопольский док". Это обознача­ло, что оно должно быть не более 27 футов. Скорости в 16 узлов для нового черноморского ко­рабля, по мнению МТК, вполне хвата­ло. В целях эконо­мии при строительстве предлагалась воз­можность применения двух паровых машин с парохода "Опыт" — бывшей цар­ской яхты "Ливадия".

Рассматривать проекты планирова­лось на конкурсной основе. Срок сдачи эс­кизных чертежей с объяснительными запис­ками назначили — не позднее 1 июля 1886 г., то есть спустя 2-2,5 месяца. "Представ­лять в МТК проекты следует в запечатан­ных свертках или конвертах, с надписью "на конкурс" и каждый проект должен быть обозначен девизом", — так говори­лось в условиях Комитета. Предусматрива­лось и материальное поощрение — три премии. Первая составляла вознаграждение в 3000, вторая и третья соответственно 2000 и 1000 рублей.

Согласно указаниям И.А. Шестакова, к составлению проекта, помимо МТК, приступили и корабельные инженеры: ге­нерал-майор Н.Г. Коршиков, капитан А.Л. Торопов, штабс-капитан К.Н. Арцеулов, подполковники Н.А. Суботин и Э.Е. Гуляев.

Всего было представлено 11 проектов, которые 6 июля рассмотрели в МТК. То ли по какому-то недосмотру, то ли по за­ранее спланированной интриге все оказа­лось напрасным. Первое место занял проект броненосного тарана, спроектиро­ванного Субботиным. Из 11 проектов от­метили 5 лучших, добавив при этом, что их более подробные чертежи следует пред­ставить к 1 ноября 1886 г.

20 сентября 1886 года в МТК рас­смотрели и внеконкурсный проект Н.Г. Коршикова, который не утвердили. По бо­лее детальным подсчетам, корабль водоиз­мещением 8202 т оказался перегруженным на 560 т., а заданная скорость в 16,5 узла с механиз­мами с парохода "Опыт" не выдержи­валась. Кроме того, пояс по ватерлинии закрывал всего 50% ее длины.

В начале янва­ря 1887 г. на очеред­ном заседании МТК, посвященном "чер­номорскому броненосцу", его основные тактико-технические данные несколько из­менили: водоизмещение определили в 7000-8000 т, а артиллерийское вооружение (одно 305-мм, и 4 229-мм, или 6 229-мм орудий) следовало разместить в трех башнях.

В марте 1887 года в МТК представи­ли свои проекты и корабельные инженеры Н.А. Субботин, Арцеулов и Э.Е. Гуляев. При их рассмотрении лучшим признали проект Э.Е. Гуляева. Но только в августе последовало окончательное решение И.А. Шестакова об организации строительства в Николаеве двух броненосцев по его про­екту (впоследствии от строительства одно­го из них отказались).

Через месяц МТК приступил к рас­смотрению и 7 сентября утвердил те­оретический чертеж и спецификацию кор­пуса, чертеж мидель-шпангоута корабля водоизмещением 8076 т. Корпус нового броненосца в деталях конструкции в ос­новном представлял собой подобие корпу­са, строившегося в Петербурге броненосца "Император Александр II", а его отноше­ние длины к ширине составляло 5,33 вмес­то 4,63, как у первых черноморских броненосцев типа "Екатерина II". Кроме то­го, приняли и конструкцию штевней "Императора Александра П", отступив в ус­тройстве только в том, что оконечность тарана на черноморском броненосце отсто­яла на 6,7 м, то есть на 1,2 м далее от но­сового перпендикуляра.

Согласно спецификации, корпус бро­неносца по проекту Э.Е. Гуляева набирал­ся из 82 шпангоутов, шести стрингеров, из которых последний являлся шельфом бро­невого пояса ватерлинии, имел две плат­формы и три палубы, а его непотопляе­мость обеспечивалась наличием двойного дна, поперечных и одной продольной во­донепроницаемых переборок.

Первый вариант вооружения составил четыре 229-мм тридцатипятикалиберных орудия, по два в бронированных башнях в носу и в корме, и четыре таких же орудия в углах забронированного каземата, а также около двадцати малокалиберных пушек.

В системе бронирования Э.Е. Гуляев отошел от традиционной защиты ватерли­нии на всем протяжении, ограничив при­крытием лишь 80% ее длины, приблизив всю систему защиты к бронированию анг­лийских броненосцев класса "адмиралов". Особенным на броненосце являлся 305-мм каземат над броней ватерлинии, лишь не­многим менее ее по длине и имевший оди­наковую с ней толщину, что существенно, в сравнении с другими броненосцами, улучшало защиту машин, котлов и боевую плавучесть. Поверх каземата находился другой, размещавший в себе четыре 229-мм орудия и имевший защиту из 127-мм плит. Проектного запаса угля в 480 т, по подсче­там, хватало на 4500 миль при 9-ти узло­вой скорости хода.

По проекту весовые нагрузки рас­пределялись следующим образом: на корпус с броневой палубой, броневыми решет­ками дымовых труб и вспомогательными котлами и механизмами из общего водоиз­мещения 8076 т приходилось 3144,3 т (39%), броню с подкладкой из лиственницы - 2180,1 т (27%), артиллерию — 569,7 т (7%), машины с котлами — 1212 т (15%), угля на трое суток — 480,6 т (6%), минное вооружение с сетями — 85 т (1%), якоря с цепями — 103,8 т (1, 3%), питьевую воду - 52,38 т (0,7%), провизию и шхиперские запасы — 124,52 т (1,6%), гребные и паровые суда — 44,74 (0,5%), команду и багаж — 79 т (1%).

31 октября 1887 года Морское министерство заключило контракт с Ни­колаевским адмиралтейством на построй­ку броненосца, согласно которому начало строительства определялось немедленно со дня подписания контракта, причем прием комиссией корпуса перед спуском и спуск его на воду планировался к 1 марта 1890 года, а окончание постройки и сдача его в "казну" не позднее 1 октября 1891 года. 15 октября 1887 года стро­ителем броненосца от Морского мини­стерства назначили подпоручика корпуса корабельных инженеров С.К. Ратника, молодого и талантливого инженера, впоследствии много сделавшего в судо­строении и с 1893 по 1905 г.г. исполняв­шего обязанности начальника Балтий­ского завода.

Подробнее ознакомившись со спецификацией, учитывая опыт строительства броненосцев типа "Екатерина II", С.К. Ратник предложил улучшить конструкцию корпуса, усилив крепления всех водонепро­ницаемых переборок и изменив расположе­ние котлов для сокращения трех дымовых труб до одной. Рассмотрев 7 декабря 1887 года оба предложения С.К. Ратника, МТК утвердил их, сократив и число дымовых труб до двух.