На рубеже веков

 

Четвертым, пятым и шестым черно­морскими броненосцами стали "Двенад­цать Апостолов", "Георгий Победоносец" и "Три святителя". С их вступлением в строй наличные силы Черноморского фло­та смогли вполне обеспечивать защиту России на юге. Правда, много нареканий вызвала готовность "Трех святителей", ма­шины которого строились в Англии на все­мирно известном заводе Гомфрейса и К°. На счету этого завода был уже не один де­сяток механизмов, изготовленных для всех флотов мира.

Но, видимо, английская добросовест­ность имела свои четкие границы при изго­товлении машин для других стран. В ко­нечном итоге новейший черноморский броненосец мог развивать скорость чуть более 12 узлов, и его машины чуть ли не ежедневно выходили из строя. Корабль стал самым тихоходным на флоте.

Но к снижению боеготовности флота приложили руку не только алчные заморс­кие фабриканты, но и высшие чиновники Морского ведомства, все еще жившие по понятиям крепостнической давности. Так, согласно секретной директиве, рожденной в 1899 г. в тиши Главного штаба Черно­морского флота, — она получила название "Правила оценки действия судов на маневрах", — бой между кораблями признавался "достигающим существенных результатов" только при стрельбе на расстоянии не свы­ше 12-ти кабельтов. В Правилах оговари­вались и условия стрельбы — для 305-мм орудий: скорострельность не должна быть ниже 4-х выстрелов в течение 1 часа. Для новых патронах 152-мм орудий системы Канэ она, правда, отвечала требованием времени, но старые 152-мм орудия с дли­ной ствола в 35 калибров нужных показа­телей ни при каких условиях дать не мог­ли, и их фактическая скорострельность равнялась 1 выстрелу в 2,5-3 минуты.

В инструкции говорилось, что при от­ражении минных атак "надо применять также стрельбу из винтовок на расстоянии не более 3-х кабельтовых". Видимо, тогда, в обстановке всеобщего спокойствия в штабе Черноморского флота, эту меру при­няли действительно всерьез. Это против миноносцев, водоизмещение которых пере­валило за 200 т!

Но не все на флоте оставалось неиз­менным. Так в период с 1894 (т.е. с начала царствования Николая II) по 1897 гг. численность адмиралов и генералов в Морском ведомстве возросла с 97 до 120. Из них на кораблях в 1894 году служили только 19, а в 1897 г. 27 адмиралов. Остальные числились где угодно: в "министерстве (по терминологии того времени), в "посто­ронних ведомствах" (от 13 до 17) и даже на "коммерческих судах" (от 3 до 6). Если учесть, что в 1897 боевые силы Балтийско­го и Черноморского флотов состояли из 12 эскадренных броненосцев, 21 броненосца береговой обороны, 12 крейсеров I ранга и 11 крейсеров II ранга (всего 66 кораблей I и II рангов), то на 2,5 корабля приходился 1 адмирал. Картина выглядела совсем уд­ручающей, если учесть, что всего в Морс­ком ведомстве (существующем исключи­тельно ради кораблей) на каждый боевой корабль 1 и II рангов приходилось по 1,8 адмирала или генерала.

Эти цифры говорят о многом. Выс­шая чиновничья верхушка считала себя помещиками от ведомства, в коем состоя­ла, и в действительности служила не сво­ему народу, а своему царю-кормильцу. Так на рубеже двух веков в России, разо­детое в разные "одежды", по-прежнему существовало крепостное право. В под­тверждение этого заметим, что число медиков в Морском ведомстве за эти четы­ре года увеличилось с 291 до 295 - - на 5 человек !!! (Для сравнения, в 1899 г в германском фло­те числились 17 адмиралов)

Бумажную деятельность высшего чи­новничества можно хоть как-то оправдать - другим заниматься они не могли, но оп­равдать постоянную экономию на боевой подготовке кораблей уже никак нельзя. Из-за недостатка средств в течение 11 лет с 1895 по 1905 гг. "Двенадцать Апостолов" был в кампании только шесть раз.

Дважды во время службы его исполь­зовали в качестве опытового корабля. В результате проведенных на нем испытаний принимались технические решения в масш­табе всего флота.

Первым в начале ноября 1895 года ис­пытывался изобретенный минным офице­ром канонерской лодки "Терец" лейтенан­том А.П. Угрюмовым ручной способ постановки мин заграждения с рельсовых путей. Еще в 1892 г. А.П. Угрюмов предложил свой способ постановки мин заг­раждения, применимый практически для каждого корабля (представлен в МТК 2 де­кабря 1892 г.).

Одновременно свой проект предложил и лейтенант Степанов, ставший впослед­ствии командиром минного заградителя "Амур", от мин которого в 1904 г. погибли два японских броненосца. Способ Степа­нова был более сложным и нашел примене­ние только на кораблях специальной по­стройки. По системе Угрюмова мины хранились на палубе на специальных рель­сах и в нужный момент просто вручную сбрасывались за борт. Впервые этот способ испытали летом 1893 г. на шхуне "Пицун­да". В начале ноября того же года их по­вторили уже на "Двенадцати Апостолах".

Для этого на верхней палубе за кор­мовой башней проложили "железную доро­гу", которая завершалась своеобразным наклонным "трапом". Высота "трапа" над водой составила 5,5 м. Под руководством минного офицера броненосца лейтенанта Симона 11-го и 12-го ноября сбросили в течение нескольких минут по 11 мин. Успех превзошел все ожидания — мина в воду падала практически вертикально, имея наклон всего в 5°. Такой способ осо­бенно был применим для броненосцев, ведь на них по положению мирного време­ни находилось более 300 мин, а в военное время их число достигало 600. Рельсовый способ постановки мин затем полностью вытеснил более сложный механический при помощи кран-балок по системе лейтенанта Степанова, бывшего на вооружении наших первых минных заградителей.

Второй раз корабль назначили для ис­пытаний при выявлении оптимальных раз­меров выстрелов для минных сетей. Про­тиворечивые мнения специалистов, обо­бщивших опыт русско-японской войны, о целесообразности сетевых заграждений вы' нудили МТК детально рассмотреть этот вопрос. Для опытов вновь выбрали "Двенадцать Апостолов".

Основной целью стало выяснение дос­таточной прочности сетевых полотнищ к длины шестов (6 м). Более того, в МТК опасались, что торпеды, попадая в район нижней кромки сети, подтягивали ее до борта. Для ответа на эти вопросы корабль с опущенными минными сетями обстрели­вали торпедами образца 1898 и 1904 гг.

Первые два выстрела торпедой образ­ца 1898 г. (скорость 29 узлов, вес 440 кг.) сеть (вес полотнища 180 кг.) выдержала. При двух выстрелах торпедой образца 1904 г. (скорость 32 узла, вес 656 кг.) оказалось, что в первом случае в сети, не имевшей подвесок, торпеда не дошла до борта 0,9 м, во втором — попав в сети с подвесками, она разорвала 25 подвесок и почти дошла до самого борта. Опыты дали ценные ре­зультаты, и позднее на всех кораблях для большей безопасности минные выстрелы удлинили до 7,3 м, а диаметр колец сетей уменьшили.

В 1896, 1899, 1900 и 1901 гг. корабль в первую линию не входил и находился либо в излюбленном флотским руковод­ством вооруженном резерве, либо в ремон­тах. В этот период экипаж корабля замет­но сокращали, и жизнь на нем шла как бы "в полнакала".

Но тем не менее, по понятиям столич­ной верхушки, флот жил. Так в феврале 1901 г. в библиотеку броненосца передали в единственном экземпляре (№ 109) "сек­ретное издание" "Сборник сведений о во­енно-морских флотах иностранных государств". В качестве дополнения к нему по­ступил и экземпляр, посвященный только кораблям японского флота. Книги эти дос­тавляли из Главного штаба в штаб флота, а уже оттуда по приказу его начальника контр-адмирала Иениша передавали на крупные боевые корабли.

Спустя четыре месяца, 1 июня, на броненосец пришел очередной документ. В нем говорилось, что "Ее императорское Высочество княгиня Ксения Александровна изъявила желание, чтобы при проходе Ее Императорского Высочества мимо судов эскадры команды становились для отдания почестей только один раз в день".

Сейчас можно только догадываться, какие чувства у корабельных офицеров вызвала столь "важная" бумага восхищение ли ее добротой и милосердием, или раздражение тем, что к мнению любой осо­бы царской фамилии подобострастно при­слушивается высшее руководство флота.

Ясно только то, что постоянные про­гулки по морю отдыхавшей на юге Ксении Александровны были бы менее утомитель­ны для флота только после подобной ди­рективы, ведь приветствие требовало на­хождения команд на палубах в течение 20-25 минут на все время прохождения ее великолепной яхты мимо стоявших на рей­де кораблей. Столь "щадящая" директива исходила только от Ксении Александров­ны. В отношении же других членов царс­кой семьи все оставалось по-прежнему.

В августе 1901 г. флот взбудоражили разговоры о целесообразности телесных наказаний для нижних чинов. Надо отдать должное офицерам - - они выступали за их отмену. Вот, что писал по этому поводу в октябре в Главное Военно-морское судеб­ное управление командир "Двенадцати Апостолов": "По моему мнению, следует упразднить телесные наказания, как по­стыдное для человеческого достоинства вообще и особенно для воинского звания. Применение такого наказания к матросу из моей долголетней службы показало, что наказанный таким образом нижний чин считается потерянным для службы, так как он совестится своих товарищей и затем старается совершить проступок, за который его сослали бы в дисциплинар­ный батальон".

В новом 1902 г. положение с боевой подготовкой несколько улучшилось. Все более и более взоры руководящей верхуш­ки устремлялись на Дальний Восток, где японский флот неуклонно пополнялся но­выми кораблями. Весьма отдаленно, но все же чувствовалось приближение войны с далекой восточной страной. Может быть, поэтому в период с 1902 по 1906 гг. "Двенадцать Апостолов" ежегодно вводи­ли а кампанию.

С 1 июня по 1 октября 1903 г. броне­носец прошел все плавания в составе Практической эскадры под командованием контр-адмирала Кригера. Затем корабль простоял в отряде вооруженного резерва, но уже под командой вице-адмирала Скрыдлова. С 25 февраля по 9 марта 1904 г. "Двенадцать Апостолов" находился в Алексеевском доке. За это время на нем ус­пели заменить лишь бакаутовые подшипни­ки. 1 мая корабль начал кампанию, но уже, скорее, как учебный корабль. На нем до 1 октября находились ученики одной из учебных команд Севастополя. Затем с 1 ок­тября 1904 г. и до конца года — вновь служба в первой линии боевых кораблей.

С 1 по 8 апреля 1905 г. прошла оче­редная стоянка в доке - теперь для окрас­ки подводной части.

Цусимская трагедия и поражение в русско-японской войне сразу принизили значение флота для Российской империи. По стране пронеслась Первая революция. Стоя с 21 мая 1905 г. по 1 января 1906 г. в вооруженном резерве, команда броненосца "Двенадцать Апостолов" активного учас­тия в революции не принимала. После по­давления восстания на "Потемкине", "Оча­кове" и в самой Севастопольской крепости на юге медленно стало воцаряться спокой­ствие. Россия опустилась во времена мрач­ной самодержавной инквизиции.