Линкор-блокшив

 

К началу второго десятилетия уже ушедшего XX века Морское ведомство, кое-как реорганизованное после цусимской катастрофы, в своем отношении к низшим чинам осталось по-прежнему глухо и без­различно. Призванное после войны новое пополнение уже безропотно не верило в царизм, и на флоте начали происходить нарушения дисциплины, в начале века не­мыслимые. Но на стоявшем в Южной бух­те Севастополя, некогда похожем на бро­неносец, корабле служба шла серой вереницей событий. В этот период "Две­надцать Апостолов" лишь отдаленно своим силуэтом напоминал некогда красивейший корабль флота.

На нем отсутствовали артиллерия, одна труба и было снято множество дель­ных вещей. На корабле оставалось около 50 человек штатной команды, а кроме них в кубриках и каютах проживали экипажи подводных лодок, ютившихся у бортов. Но в штабах "Двенадцать Апостолов", как бы в насмешку над здравым смыслом, считал­ся линейным кораблем, и для него даже су­ществовали инструкции на случай "особо­го положения".

Значимым событием в жизни команды стало бегство в начале 1910 г. трех матро­сов: Алексея Кузнецова, Георгия Бугаева и Василия Бондаренко. Их сначала разыски­вали своими силами в Севастополе, но за­тем, поняв всю бесполезность этого, обра­тились в жандармерию.

В июне 1910 г. в Севастополе появи­лись признаки холеры. Может быть, из-за этого 15 июля на корабли разослали при­каз начальника Севастопольского гарнизо­на, где ясно говорилось, "что нижним чинам посещение Исторического бульвара разрешалось только до 6 часов вечера".

В этот же период, после посещения "Двенадцати Апостолов" начальником штаба флота контр-адмиралом Новицким, по кораблям рассылается другой приказ, в котором говорилось, что "линейный ко­рабль "Двенадцать Апостолов" представ­ляет что-то невозможное. Корабль имеет командира, 40 человек команды и служит для житья дивизиона подводного плавания. Но на корабле всем владеет начальник это­го дивизиона. Что делает командир, для меня совершенно непонятно. Корабль в за­пустении, везде грязь."

Но словно в подтверждении того, что судьба флота все же больше волновала офицеров низшего звена, нежели вельмож от Морского ведомства, контр-адмирал Новицкий, как весьма энергичный моряк, с удовлетворением в этом приказе отмеча­ет, что на "Двенадцати Апостолов" диви­зионный корабельный инженер подпору­чик Журавлев показал ему чертеж проектируемого им подводного крейсера в 4500 т (в Англии и Германии подобные корабли начали проектировать только в годы первой мировой войны, во Франции подлодка "Сюркуф", имевшая такие же за­дачи, была построена в 1929 г.). "Проект интересен, - - подводил адмирал итог сво­его посещения, - - и заслуживает, на мой взгляд, рассмотрения".

Помимо рождения новых приказов и инструкций, штаб флота "реанимировал" и старые приказы. Непонятно, зачем, но на "Двенадцать Апостолов" 6 июля 1910 г. пришел очередной приказ начальника, но уже Морского Генерального штаба вице-адмирала Яковлева. Приказ из Петербурга как нельзя лучше характеризовал устарев­шие порядки, и, как бы мы теперь сказали, узаконивал правила "двойного стандарта".

В этом приказе всем командирам на­поминали, что "по высочайшему повеле­нию, проявленному в 1896 г.", экипажам кораблей запреща­лось делать подар­ки императору и членам его семьи. Интересно то, что этот, по большому счету, деморализую­щий флот документ появился в начале царствования Николая II.

О существова­нии такого при­каза "божий пома­занник", вероятно, и не догадывался, а видимо, только выразил свое недовольство излишним вниманием от нижних чинов в очередной застольной бесе­де кому-нибудь из своего "морского" окру­жения. Что могли представлять собой по­дарки от низших чинов "его флота" только недорогие иконы и простенькие вещи, коих хранить при дворе охотников не нашлось. Заметим, что это относилось только к "экипажам".

Но отказывался ли Николай II от до­рогих и роскошных подарков двуличных за­морских гостей или своих отечественных "олигархов", которые и в те времена воль­готно существовали в России. Это мы сей­час легко можем узнать, посетив Эрмитаж. Естественно, те подарки, а главное, баснос­ловные кредиты или просто "доброе" рас­положение просвещенной Европы просто так не давали. Они все вместе, как всегда, гнули нашу внешнюю политику в нужную им сторону, а именно сначала на вражду с Японией, а потом и Германией. Чем закон­чились последствия от тех "дарений" и ка­ковы были результаты этих войн, мы сейчас знаем. Подарки же от своего безропотного народа, голос которого режим не захотел и замечать, как и все проблемы самой импе­рии, оказались не ко двору.

Надо отдать должное офицерам-пат­риотам, которых поражение России в вой­не с Японией заставило по-другому взглянуть на нужды флота и "засучив рукава" серьезно заняться боевой подготовкой флота. Так, Практическая эскадра Черно­морского флота под командованием адми­рала Г.Ф. Цывинского проводила стрель­бы и достигла при этом превосходных результатов. Они да­дут знать о себе в годы первой миро­вой войны.

Но наш линкор-блокшив жил уже другой, на первый взгляд кажущейся спокойной жизнью, и он лишь в силу свое­образия своего силу­эта весьма отдаленно напоминал, что от­швартованный кор­мой к стенке, среди теснившихся вспомо­гательных судов сто­ял бывший черноморский красавец - - бро­неносец "Двенадцать Апостолов".

После революции 1905 г. кадровые чистки "нижних чинов", а особенно на кораблях первой линии продолжались вплоть до первой мировой войны. После них все "неблагонадежные", как правило, оказывались на кораблях, подобных на­шему "линкору". В июле 1910 г. штаб флота сообщал командиру корабля, что вновь прибывший на "Двенадцать Апос­толов" матрос 2 статьи Михаил Гончаров неблагонадежный и до осуждения Во­енно-морским судом состоял "под осо­бым" надзором.

Чуть позже командиру сообщили, что за матросом Пейпиным, призванным на флот в 1906 г., производился "негласный надзор". При обыске, произведенном 14 августа 1910 г., у него нашли присланную из Москвы брошюру с весьма простран­ным названием "Философия личного влияния". Столь непонятное название на­сторожило жандармов, и, по их мнению, она "характеризовала матроса некоторым образом". Обыск был не случайным, и вызвало его "подметное" (т.е. анонимное) письмо, отправлено командованию с уг­розами в их адрес.

Обыскали всех "неблагонадежных", а Пейпину, кроме того, вспомнили еще и то, что он в 1906 г., будучи молодым матросом, проходя службу на учебном судне "Опыт" (бывшая императорская яхта "Ли­вадия"), состоял в организации "социалис­тов-революционеров". Обыск произвели напрасно — "авторства" матроса Пейпина не установили, и тюрьмы ему удалось из­бежать. Подозревали в революционной де­ятельности и матроса Данилу Володина, также призванного в 1906 г.

В июле 1910 г. на корабль вернули сбежавшего ранее матроса 2 статьи Н.И. Вахсаева. Его после долгих поисков все же поймали в деревне, из которой и призывали. С одного из кораблей первой линии прибыл матрос Брыскин. До этого он, бу­дучи унтер-офицером, на одном из постро­ений или, как говорится в деле, "в присут­ствии офицеров" сорвал с себя нашивки и знаки различия. Брыскина разжаловали и послали на "Двенадцать Апостолов".

 

Список кондукторов и сверхсрочников линейного корабля "Двенадцать Апостолов" (от 1 апреля 1909 г.)

Звание, ФИО главы семьи

Состав семьи

Адрес в г. Севастополе

Адрес, куда будет выезжать в случае особого положения

Кому

выдавать деньги

Старший боцман Семен Захаров Годулянов

Жена Анна Федорова 31 лет, дочери: Наталия 6 лет, Мария 4 лет, Варвара 2 лет, сын Алек­сандр 7 лет, мать 58 лет.

г. Севастополь, Корабельная сторона, Ополоновая балка, дом № 3 (дом Котова )

В г. Алешки

Жене

Шхипер-кондуктор Григорий Федоров Павленко

Жена Наталия Семенова, до­чери Екатерина 6 лет, Евлампия 4 лет, Тамара 2 лет, сын Николай 3 месяца

г. Севастополь, Корабельная сторона, Алексеевская ул. дом №8 (дом Шурша)

В г. Феодосию

Жене

Старший минно-артиллерийский содержатель Харитон Яковлев Абрамов

Жена Надежда Емельянова, сыновья Антон 12 лет, Василий 3 лет, дочь Мария 1 год

г. Севастополь, Татарская слободка, Лазаревская ул. дом №54

В г. Ростов-на-Дону с. Васильево-Шамшево

Жене

Старший машинный содержатель Иван Михайлов Попов

Жена Васса Петрова, сын Ми­хаил 5 лет

г. Севастополь, Татарская слободка, Лазаревская ул. дом №24 (дом Склярина)

В г. Полтаву

Жене

Боцман Карп Федоров Демчук

Жена Дарья Иванова 19 лет, детей нет

г. Севастополь, Переговская ул. дом №11 (Ампилова)

Киевская губерния, Тараншанского уезда с. Скибин

Жене

Боцман Никита Трофимов Холоша

Жена Мотрона Григорьева 22 лет, дочь Клавдия 2 лет

г. Севастополь, Корабельная сторона, Ополоновая балка дом №72

Екатеринбургская губерния с. Кондяшино

Жене

Минно-артиллерийский содержатель 1 -и ст. Сергей Коленич Кудлай

Жена Мария Иванова 30 лет, сыновья Иван 11 лет, Петр 7 лет

г. Севастополь, Южная сторона, Перекольский пер. дом №15 (дом Михайлова)

Полтавская губерния, г. Прилуки, с. Альшана

Жене

Боцманмат комендор Иван Кузьмов Яроцкий

Жена Ольга Григорьева 1 6 лет, детей нет

г. Севастополь, Малахов пер. дом №18

Гродненская губерния, местечко Городок

Жене

Боцманмат комендор Терентий Иосифов Дорофеев

Жена Афимия Михайлова 25 лет, детей нет

г. Севастополь, Корабельная сторона, Никольская ул. дом №66 кв 2

Саратовская губерния, Хвалынский уезд, Шерохской волости, того же села

Жене

Машинный квартирмейстер 1-й ст. Никон Никифоров Портнов

Жена Мария Григорьева 32 лет, дочь Анна 6 лет, сыновья Александр 5 лет, Павел 1 ,5 лет

г. Севастополь, Лагерная балка, Сапунская ул. дом №9

Тамбовская губерния с. Красное

Жене

Хозяин трюмных отсеков Дионисий Иванов Конопля

Жена Марфа Васильева 30 лет, сыновья Марк 9 лет, Иван 1 год, дочь Ефросинья 3 лет

г. Севастополь, Корабельная сторона, Михайловская ул. дом №19

Харьковская губерния, Купенский уезд, с. Гороховатка

Жене

 

Самодержавие медленно и неуклонно разваливалось. На флоте, даже несмотря на интенсивные плавания и частые стрель­бы, несопоставимые по своему уровню с довоенными годами, революционное бро­жение все же усиливалось. В феврале 1911 г. с "Иоанна Златоуста" — новейшего ко­рабля флота на "Двенадцать Апостолов" прислали сразу 10 "неблагонадежных". Это были моряки машинной команды, которые стали "по своему политическому направле­нию весьма нежелательными на корабле". И революция, которая нагрянет после оче­редной авантюры царизма - первой миро­вой войны, готовилась и в те, как всем ка­залось, безмятежные годы.

Но для моряков с "Иоанна Златоус­та" служба на "линкоре-блокшиве" оказа­лась недолгой, тогда же в феврале старый броненосец решили исключить из списков флота. В марте 1911 г. его передали в "порт", а через месяц, 4 апреля, последо­вал приказ за № 99 об исключении его, вместе с ровесниками пятью номерными миноносцами, из списков кораблей флота. На этом окончилась история "Двенадцати Апостолов" как корабля, числив­шегося в составе флота.

И тем не ме­нее история рас­порядилась так, что корпус бро­неносца еще дол­го стоял в Севастопольской гавани. Минула первая мировая война, затем ог­ненным вихрем пронеслась рево­люция, а за ней и интервенция.

В начале 20-х годов, когда страна лежала в разрухе, корпуса боевых кораблей, оставшихся в Севастополе, начали посте­пенно разбирать.

Но корпус "Двенадцати Апостолов" и в этот раз уцелел. Судьба ему преподнесла своеобразный сюрприз. На некото­рое время он стал съемочной площадкой для работы над бессмертным фильмом Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потем­кин". Устроители декораций постарались на славу — только при неоднократном просмотре этого фильма, да и то исполь­зуя эффект стоп-кадра, можно рассмотреть знакомые "очертания" бортов нашего бро­неносца. К осени 1925 г. фильм отсняли. И лишь спустя несколько лет приступили к разборке корпуса. Она длилась долго. Существуют данные, что окончили ее только в середине 30-х годов.