Тип "В". 8 ед.

 

Название

Завод-строитель

Заложен

Спущен

Вступил в строй

Судьба

Н11

«Basilisk»

J. Brown & Co., Clydebank

19 августа 1929

6 августа 1930

4 марта 1931

Тяж. повр. авиацией 1 июня 1940 и затоплен

H30

«Beagle»

To же

11 октября 1929

26 сентября 1930

9 апреля 1931

Продан на слом 15 января 1946

Н47

«Blanche»

Hawthorn Leslie, Newcastle

31 июля 1929

29 мая 1930

19 февраля 1931

Погиб на мине 13 ноября 1939

H65

«Boadicea»

To же

12 июля 1929

23 сентября 1930

7 апреля 1931

Потоплен авиацией 13 июня 1944

Н77

«Boreas»

Palmers, Jarrow-on-Tyne

22 июля 1929

18 июля 1930

20 февраля 1931

Продан Греции в апреле 1944, возвращен в 1951 и разобран

Н80

«Brazen»

To же

22 июля 1929

25 июля 1930

8 апреля 1931

Тяж. повр. авиацией. Затонул 21 июля 1940

Н84

«Brilliant»

Swan Hunter, Newcastle

9 июля 1929

9 октября 1930

21 февраля 1931

Продан на слом 18 августа 1947

Н91

«Bulldog»

To же

10 августа 1929

6 декабря 1930

8 апреля 1931

То же 15 января 1 946

 

Строились по программе 1928 года и явля­лись слегка измененной версией эсминца типа "А". Планировалось установить пятитрубные торпедные аппараты и усилить противолодоч­ное вооружение. Но основным отличием от предшественников являлись модернизирован­ные торпедные аппараты.

Водоизмещение: 1381 т (стандартное), 1818 т (в полном грузу).

Размерения: длина 98,4 м (наибольшая), 97,5 м (КВЛ), 95,1 м (между перпендикулярами); ширина 9,83 м; осадка 3,73 м.

Механизмы: 3 Адмиралтейских котла, 2 турбины Парсонса с зубчатой передачей. ("Basilisk" и "Браун Кертисс), мощность меха­низмов 34 000 л.с., скорость хода 35,25 уз. Запас топлива 396 т. Дальность плавания 4800 миль со скоростью 15 уз.

Вооружение: 4 120-мм орудия МК IX, 2 40-мм орудия, 2 четырехтрубных 533-мм тор­педных аппарата.

Экипаж: 138 человек.

 

Модернизации.

Первой военной модернизацией эсминцев стала установка 76-мм орудия вместо кормового торпедного аппарата, при этом уменьшалась высота второй дымовой трубы, а грот-мачта демонтировалась. В 1941 году с эсминцев "Boreas", "Brilliant" и "Boadicea" было снято чет­вертое орудие главного калибра; их места заня­ли глубинные бомбы, на топе фок-мачты уста­новлена антенна радиолокационной станции 286. На "Beagle" и "Bulldog" было демонтирова­но первое орудие, его место занял "Хеджехог". С кораблей сняли КДП и вместо него установили антенный пост радиолокационной станции типа 271 (по другим данным 273). Мелкокалиберную зенитную артиллерию усилили 20-мм автомата­ми фирмы Эрликон, установив 2 на крыльях мо­стика, 2 вместо 40-мм орудий, а 2 по бортам у надстройки. С части кораблей сняли орудие "Y" и 76-мм зенитное орудие. В 1944 году на "Bulldog" для борьбы с немецкими торпедными катерами установили на баке 40-мм автомат.

 

"Basilisk". Войну эсминец встретил в соста­ве 19-й флотилии, базирующейся на Дувр. Пер­вые военные месяцы прошли без участия в боях. Апрель — участие в Норвежской операции, в мае в эвакуации союзных войск из Франции. 1 июня 1940 года эсминец находился в Ла Пенме недалеко от Дюккерна. В 8 час. утра "Basilisk" был атакован пикирующими бомбардировщиками "Ю-87" и тяжело повреж­ден. Эсминец "Whitehall" снял экипаж, и в 12 часов добил эсминец торпедой. ''Basilisk" затонул на мел­ководье в точке с коор­динатами 51°08'N/ 02°35'Ost.

"Beagle". Почти всю войну занимался ох­ранением многочисленных конвоев. Самой яр­кой страницей в жизни корабля стало охранение арктического конвоя "QP-H", атакованного не­мецкими эсминцами. Кораблю повезло, он про­шел всю войну и уцелел. Вычеркнут из списков флота в январе 1946 года.

"Blanche". 13 ноября 1939 года, когда эсми­нец сопровождал минный заградитель "Adventore", подорвался на магнитной мине, поставленной немецкими эсминцами, и затонул в точке с координатами 51°57'N/01°19'Ost. Это был первый эсминец Британии, погибший во второй мировой войне.

"Boadicea". В годы войны эскортировал различные конвои. Участвовал в операции "Торч", поврежден во время боя с французски­ми лидерами. Затем участвовал в охранении ме­стных конвоев в британских водах, а в июне 1944 года в операции "Оверлорд" (открытие второго фронта). 13 июня в 4 час. 45 мин. утра эсминец был атакован вражеским самолетом-торпедоносцем. В "Boadicea" попали две торпе­ды, корабль взорвался и затонул. Всего спасли 12 человек. Место гибели корабля в 12 милях юго-западнее Портленд Билл, в точке с коорди­натами 50°26'N/02°46'Ost.

"Boreas". Первые военные месяцы про­шли в повседневной службе. В мае 1940 года участвовал в операции "Динамо". Во время ее проведения получил попадание в носовую над­стройку, среди экипажа оказались большие потери. После завершения ремонта в 1941 году эсминец отправили в Южную Атлантику. Его основными заданиями стало патрулирование и охранение местных конвоев. В ноябре 1942 года "Boreas" участвует в операции "Торч". За­тем служба в составе 13-й флотилии эсминцев, базирующейся на Гибралтар. В октябре 1943 года совершил переход в Англию для ремонта в Ливерпуле. В апреле 1944 года "Boreas" пере­дали Греции и переименовали в "Salamis". Эс­минец после освоения его новым экипажем и прохождения курса боевой подготовки отпра­вили в Средиземное море, и он вошел в состав 12-й флотилии эсминцев греческого флота. Действовал в Эгейском море. После войны ис­пользовался в качестве учебного корабля. В сентябре 1951 года его на Мальте вернули Ан­глии и в этом же году продали на слом.

"Brazen". В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. 15 апреля вместе с эс­минцем "Fearless" потопил немецкую подвод­ную лодку "U 49", весь экипаж которой, кроме одного погибшего, попал в плен. Это произош­ло в районе Нарвика. В мае "Brazen" участвовал в эвакуации британских войск из Дюккерна, а потом в эскортировании многочисленных кон­воев. 21 июля во время выполнения этой задачи в районе Дувра был атакован немецкой авиаци­ей. Корабль получил бомбовое попадание, по­терял ход и был взят на буксир. Несмотря на все усилия, остановить поступление воды не уда­лось. "Brazen" затонул в точке с координатами 51°01'N/01°17'Ost.

"Brilliant". В мае 1940 года участвовал в операции "Динамо". В 1941 году переведен в Южную Атлантику, где патрулировал, пытаясь перехватить немецкие блокадопрорыватели, охотился на подводные лодки. В ноябре 1942 года участвовал в операции "Торч", 1 ноября потопил французское авизо "La Surpise". Затем корабль вернули в Южную Атлантику. Служба на этом театре закончилась в конце 1944 года. По возвращении в Англию "Brilliant" зачислили в состав 1-й флотилии эсминцев. Вычеркнут из списков флота в 1947 году.

"Bulldog". После вступления Великобри­тании в войну в основном эскортировал раз­личные конвои. В жизни эсминца были два "звездных" часа. Первый 9 мая 1940 г, когда ему удалось поднять на поверхность немецкую подводную лодку "U 110", которой командо­вал капитан-лейтенант Лемп, потопивший 3 сентября 1939 года лайнер "Atenia". Англича­нам удалось высадиться на подводную лодку. Помимо прочего, была захвачена шифроваль­ная машина "Энигма" и документация к ней. Это позволило англичанам всю войну вскры­вать один из немецких шифров под кодовым названием "Гидра". Сначала этот шифр ис­пользовали как подводные лодки, так и над­водные корабли, но потом только надводные корабли в прибрежных водах. Лодка во время буксировки затонула. Второй эпизод: бой 1 мая 1942 года с немецкими эсминцами во время проводки конвоя QP-11. "Бульдог" в отличие от многих своих братьев благополучно прошел через всю войну и был продан на слом 15 янва­ря 1946 года.