Тип "F". 8 ед.

 

Название

Завод-строитель

Заложен

Спущен

Вступил в строй

Судьба

Н78

«Fame»

Parsons M.S.T. Co., Wallsend-on-Tyne

5 июля 1933

28 июня 1934

26 апреля 1935

Продан в феврале 1949 Доминиканской республике

Н67

«Fearless»

Cammell Laird & Co., Birkenhead

17 марта 1933

12 мая 1934

22 декабря 1934

Тяжело поврежден авиацией. Затоплен 23 июля 1941

Н79

«Firedrake»

Parsons M.S.T. Co., Wallsend-on-Tyne

5 июля 1933

28 июня 1934

30 мая 1935

Потоплен ПЛ U 211 16 декабря 1942

Н74

«Forester»

White & Co., Cowes

15 мая 1933

28 июня 1934

29 марта 1935

Продан на слом 22 января 1946

Н68

«Foresight»

Cammell Laird & Co., Birkenhead

21 июля 1933

29 июня 1934

15 мая 1935

Тяжело повр. Итал. ПЛ. Затоплен 13 августа 1942

Н70

«Fortune»

J. Brown & Co., Clydebank

25 июля 1933

29 августа 1934

27 апреля 1935

Передан ВМФ Канады 3 июня 1943

Н69

«Foxhound»

To же

21 августа 1933

12 октября 1934

6 июня 1935

То же 8 февраля 1944

Н76

«Fury»

White & Co., Cowes

19 мая 1933

10 сентября 1934

18 мая 1935

Тяж. повр. на мине 21 июня 1944. Сдан на слом.

 

Почти полностью повторяли предше­ствующий тип. Строились по программе 1932 года.

Водоизмещение: 1427 т (стандартное), 1931 т (в полном грузу).

Размерения: длина 100,28 м (наибольшая), 99,3 м (по КВЛ), 97 м (между перпендикуляра­ми); ширина 10,13 м; осадка 3,81 м (средняя).

Механизмы: 3 Адмиралтейских котла, 2 турбины Парсонса с зубчатой передачей. На "Fortune" и "Foxhound" турбины Браун Кертисс с зубчатой передачей, мощность механиз­мов 36 000 л.с. Скорость хода 36 уз. Запас топ­лива 477 т. Дальность плавания 6350 миль со скоростью 15 уз.

Вооружение: 4 120-мм орудий МК IX, 8 12,7-мм пулеметов, 2 четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Экипаж: 145 человек.

 

Модернизации.

Первая модернизация прошла в конце 1940 года. На крыльях мости­ка появились 20-мм авто­маты типа "Эрликон", сняли кормовой торпед­ный аппарат и вместо него установили 76-мм зе­нитное орудие, 12,7-мм пулеметы были снабжены щитами, установили радиолокационную станцию типа 291 и увеличи­ли запас глубинных бомб. В 1941 году на "Fame" был демонтирован КДП, и вместо него установ­лена антенна радиолокационной станции 271, 120-мм орудия "А" и "Y" сняли. Вместо орудия "А" установили бомбомет "Хеджехог", а орудия "Y" — дополнительное место для хранения глу­бинных бомб. Радиолокационное вооружение дополнил радиопеленгатор HF/DF. В 1943-1944 году со всех уцелевших эсминцев сняли орудие "А", вместо него установили "Хеджехог", сняли 76-мм зенитное орудие и 12,7-мм пулеметы, их сменили 20-мм автоматы "Эрликон".

 

"Fame". Вся довоенная служба эсминца прошла в составе 6-й флотилии эсминцев, неза­долго до начала войны переименованную в 8-ю флотилию. После начала войны действовал в Северном море и у норвежского побережья. 17 октября "Fame" и "Ashanti" оказались на мели у побережья графства Сандерленд. Спасатель­ная операция была тяжелой, но оба эсминца спасли. До конца 1941 года "Fame" находился на военно-морской верфи в Чатеме, там ему "приделали" новую корму. После завершения работ корабль передали в распоряжение ко­мандования западных подходов. Эсминец во­шел в состав эскортной группы "В-6", а потом 14-й эскортной группы. "Fame" эскортировал атлантические конвои. При этом он добился следующих успехов: 16 октября 1943 года та­ранным ударом потопил подводную лодку "U 353", а 17 февраля 1943 года "U 201" (по дру­гим данным, ее утопил эсминец "Viscount"). В июне 1944 года участвовал в высадке десанта в Нормандии. 18 июня 1944 года потопил немец­кую подводную лодку "U 767". Затем до конца войны находился в водах Метрополии. После войны использовался в качестве учебного ко­рабля противолодочной обороны (anti-submarine training ship). В 1949 году передан Доминиканской республике, где находился в составе флота до 1969 года.

"Fearless". До войны служил в составе фло­та Метрополии. В первые месяцы второй миро­вой войны действовал в Северном море, в 1940 году в составе Гибралтарского соединения "Н". Активно использовался в 1941 году в составе соединения эсминцев, участвовал в захвате Валлийского конвоя. 23 июля 1941 года соединение "Н" проводило операцию "Субстанс". "Fearless" находился в охранении авианосца "Arc Royal". Соединение было атаковано италь­янскими самолетами-торпедоносцами. Одна из торпед поразила эсминец в кормовую часть по левому борту, начался пожар, корабль потерял ход. Сначала его пытались буксировать, но вскоре приняли решение его затопить. "Fearless" был добит "Forester". Место гибели корабля севернее мыса Бон, южнее Сардинии, в точке с координатами 37°40'N/08°20'Ost. Поте­ри экипажа 27 человек.

"Firedrake". До войны служил в составе флота Метрополии. В составе этого соедине­ния провел первые военные месяцы. Участво­вал в Норвежской операции. В августе 1940 года зачислен в соединение "Н". В июле 1941 года поврежден авиацией в Сицилийском про­ливе. Отбуксирован в Гибралтар, затем совер­шил переход через Атлантику и для ремонта в Бостоне. В апреле 1942 года вернулся в Англию и вошел в состав эскортной группы "В-6". Эс­кортировал атлантические конвои. 17 декабря 1942 года, в 20 час. 10 мин. был торпедирован немецкой подводной лодкой "U 211". Эсминец разломился на две части и затонул почти мгно­венно. Корвет "Sunflower" подобрал 26 чело­век из его команды. Это произошло в 660 ми­лях южнее Исландии в точке с координатами 50°50'N/25°15'West.

"Forester". До войны служил в составе 6-й и 8-й флотилий. Первые месяцы войны провел в составе флота Метрополии. В апреле 1940 года участвовал в Норвежской операции. 13 апреля в составе соединения участвовал во втором бою у Нарвика. В середине 1940 года вошел в состав гибралтарского соединения "Н", принимал ак­тивное участие в боевых действиях как в Атлан­тике, так и в Средиземном море. В начале 1942 года отозван в Англию и вошел в состав флота Метрополии. Эскортировал "Русские конвои" в Мурманск. 1 мая 1942 года участвовал в бою с немецкими эсминцами, во время проводки кон­воя "QP-11". В августе 1942 года принимал уча­стие в операции "Пьедестал". До 1944 года со­провождал атлантические конвои. В июне 1944 года участвовал в операции "Оверлорд". Про­дан на слом в 1946 году.

"Foresight". До войны служил в составе 6-й и 8-й флотилий. С 3 сентября 1939 года по июнь 1940 года служба в составе флота Мет­рополии, затем в соединении "Н". В начале 1942 года возвращен в Англию, зачислен в со­став флота Метрополии и переведен на "арк­тическую трассу" для эскортирования конво­ев. Участвовал в бою с немецкими эсминцами при проводке конвоя "QP-11". 2 мая 1942 года добил поврежденный крейсер "Edinburgh" с грузом советского золота. В августе вошел в наряд сил охранения Мальтийского конвоя операции "Пьедестал". 12 августа торпедиро­ван итальянским самолетом-торпедоносцем в точке с координатами 37°40'N/10°00'Ost. Взят на буксир эсминцем "Tartar", но на следую­щий день был затоплен в 13 милях юго-запад­нее острова Галита.

"Fortune". Перед войной находился в со­ставе 6-й, а затем 8-й флотилии эсминцев флота Метрополии. После начала войны действовал в Северном море. В апреле 1942 года участвовал в Норвежской операции. В середине 1940 года был переведен в Гибралтар и зачислен в состав легендарного соединения "Н". Принимал актив­ное участие в боевых действиях в Атлантике и в Средиземном море. В начале 1942 года вошел в состав "Восточного флота". Возвращен в Анг­лию в середине 1943 года. 31 мая 1943 года пере­дан канадскому военно-морскому флоту, полу­чив новое имя "Saskatchwen". Эскортировал атлантические конвои (входил в состав 11-й, 12-й эскортных групп, а также группы "С-3"). В июне 1944 года участвовал в операции "Овер­лорд", затем охранял конвои в СССР. 26 января 1946 года исключен из списков флота.

"Foxhound". Предвоенная служба такая же, как и у остальных кораблей этого класса. Пос­ле начала войны выполнял боевые задания в Северном море, принимал участие в Норвежс­кой операции. Летом 1940 года зачислен в со­став "Соединения Н". В начале 1942 года пере­веден в состав "Восточного флота". В первом полугодии 1941 года возвращен в Англию. 8 февраля 1944 года передан канадскому военно-морскому флоту и переименован в "Qu' Appelle". Эскортировал атлантические конвои. Входил в состав 11-й и 12-й эскортных групп. Исключен из списков флота 1948 году.

"Fury". Довоенная служба прошла в соста­ве 6-й, а затем 8-й флотилий эсминцев флота Метрополии. Первые военные месяцы действо­вал в Северном море, в апреле 1940 года уча­ствовал в Норвежской операции. В 1940-1941 годах служба в составе соединения "Н". В нача­ле 1942 года возвращен в состав флота Метро­полии и использовался для охранения конвоев, шедших в СССР. В марте 1942 года эсминец на­ходился в охране конвоя "PQ-13". 29 марта в со­ставе британо-советского соединения участвовал в бою с немецкими эсминцами. "Кригсмарине" в том бою потерял "Z-26". В 1943 году действовал в Средиземном море, участвовал в высадке де­санта у Салерно и в Эгейской операции. В 1944 году возвращение в Британию. В июне 1944 года участвовал в операции "Оверлорд". 21 июня 1944 года "Fury" подорвался на мине в 10 час. 45 мин. Был взят на буксир, который из-за сильного вол­нения порвался, и эсминец выбросило на берег. После войны разобран.

 

Из книги Клея Блэра Подводная война Гитлера. Охотники. 1939-1945 гг.

(Москва. "Издательство ACT", 2001.)

 

14 сентября Герхард Глаттес, тридцатилетний командир подводной лодки "U39" IX серии, возвращавшейся в Германию, с перископной глубины увидел в море необыкновенную цель. Это был авианосец "Арк Ройал". С палубы корабля взлетали монопланы типа "Скьюа" (направлявшиеся на выручку английскому грузовому судну "Фэнад Хед"). Эскорта рядом не было. Чтобы беспрепятственно поднять самолеты в воздух, "Арк Ройал" ушел от сил охранения, оставив далеко за кормой эсминцы "Фолкнер", "Фоксхаунд" и "Файердрейк". О лучшей цели нельзя было и мечтать. Еще бы! После двадцати шести дней бесплодного патрулирования ему наконец повезло, и необыкновенно. Перед ним в перекрестье нитей перископа был авианосец "Арк Ройал", гордость британского военно-морского флота. Подводная лодка пошла на сближение, вышла в точку, удобную для атаки, и выпустила по авианосцу три торпеды с магнитными взрывателями. Экипаж лодки замер в ожидании. Есть! Взрыв! Попадание! Корму авианосца окутало дымом.

Но оказалось, что радость экипажа была преж­девременной. Торпеды взорвались за кормой авианосца в кильватерной струе. Глаттес неправильно определил скорость "Арк Ройала", приняв ее за 20 узлов, в то время как авианосец шел со скоростью 26 узлов. Впрочем, в своих мемуарах Дениц писал, что торпеды (из-за несовершенства конструкции) "не­редко взрывались всего лишь в непосредственной близости от корабля, а не под его днищем".

Получив с "Арк Ройала" сообщение о появлении немецкой подводной лодки, три эсминца полным ходом пошли к авианосцу. Через восемнадцать минут корабли установили с лодкой гидроакустический контакт. Вдело пошли глубинные бомбы. "Фоксхаунд" сбросил две бомбы (с установленными глубинами взрыва 250 и 300 футов), "Фолкнор" -- пять (с установленными глубинами взрыва 100 и 150 футов). После этого "Фоксхаунд" и "Фолкнор" потеряли с лодкой гидроакустический контакт. Зато гидролокатор "Файрдрейка" оказался более чувствительным. "Файердрейк" вышел вперед и сбросил по курсу подводной лодки еще пять бомб (с установленными глубинами взрыва 250 и 500 футов) с таким расчетом, чтобы взрыв бомб произошел, когда лодка придет в место их сбрасывания.

Первые взрывы частично вывели из строя аккумуляторные батареи. В лодке погас свет. Глаттес отдал команду уйти на глубину. Однако он просчитался. От бомб с "Фаейрдрейка" подводной лодке уклониться не удалось. Вышли из строя забортные клапаны, в аккумуляторное отделение хлынула вода. Тут же вышли из строя электродвигатели, и лодка почти полностью потеряла управление.

По рассказам подводников с лодки U39, они пережили несколько неприятных минут. Первым в себя пришел Глаттес. Он приказал продуть балластные цистерны и приготовиться к срочной эвакуации, пред­варительно установив подрывной заряд для затопления лодки. Через несколько минут подводная лодка всплы­ла. Подводники один за другим начали прыгать в воду. После того как командир лодки прыгнул за борт, раз­дался взрыв. Лодка U39 клюнула носом и пошла ко дну, став первой немецкой подводной лодкой, погибшей в годы второй мировой войны. Из членов экипажа не пострадал ни один. Все сорок три человека были подняты на борт английскими эсминцами.