Тип "G". 8 ед.

 

Название

Завод-строитель

Заложен

Спущен

Вступил в строй

Судьба

Н59

«Gallant»

A. Sterhen & Sons, Glasgow

15 сентября 1934

29 сентября 1935

25 февраля 1936

Тяжело поврежден авиацией 20 января 1941

Н37

«Garland»

Fairfield, Glasgow

22 августа 1934

24 октября 1935

3 марта 1936

Передан ВМФ Польши, затем Нидерландов

Н89

«Graf ton»

Thornycroft & Co., Southampton

30 августа 1934

18 сентября 1935

20 марта 1936

Погиб от торпеды 29 мая 1940

Н05

«Greyhound»

Vickers-Armstrong, Barrow/Furness

20 сентября 1934

15 августа 1935

31 января 1936

Погиб от авиации 22 мая 1941

Н63

«Gipsy»

Fairfield, Glasgow

5 сентября 1934

7 ноября 1935

22 февраля 1936

Подорвался на мине. Выбросился на мель 21 ноября 1939

Н92

«Glowworm»

Thornycroft & Co., Southampton

15 августа 1934

22 июля 1935

22 февраля 1936

Погиб от артиллерии 8 апреля 1940

Н68

«Grenade»

A. Sterhen & Sons, Glasgow

3 октября 1934

12 ноября 1935

28 марта 1936

Погиб от авиации 29 мая 1940

Н31

«Griffin»

Vickers-Armstrong, Barrow/Furness

20 сентября 1934

15 августа 1935

6 июня 1936

Передан ВМФ Канады 22 марта 1943

 

Дальнейшее развитие типа "F". В проект были внесены незначительные изменения, на "Gipsy" планировалось установить высокотем­пературные котлы, но Адмиралтейство эту идею не поддержало.

Водоизмещение: 1371 т (стандартное), 1883 т (в полном грузу).

Размерения: длина 98,45 м (наибольшая), 97,5 (по КВЛ), 95,09 м (между перпендикуляра­ми); ширина 10,5 м; осадка 3,78 м.

Механизмы: 3 Адмиралтейских котла, 2 турбины Парсонса с зубчатой передачей, мощность механизмов 34 000 л.с. Скорость хода 36 уз. Запас топлива 477 т. Дальность плавания 5530 миль со скоростью 15 уз.

Вооружение: 4 120-мм орудия МК IX, 8 12,7-мм пулеметов 2 четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата (На "Glowworm" 2 пятитрубных 533-мм торпедных аппарата), 2 бомбо­мета, 1 бомбосбрасыватель, 20 глубинных бомб.

Экипаж: 145 человек.

 

Модернизация.

Не модернизировались эсминцы, погиб­шие в начале войны ("Gipsy", "Glowworm", "Grafton", "Grenade"). Первой военной модер­низацией стал демонтаж кормового торпедного аппарата. Вместо него установили 76-мм зенит­ное орудие. Для увеличения угла обстрела грот-мачту среза и уменьшили высоту второй ды­мовой трубы. В таком виде погибли "Greyhound" и "Gallant".

В строю к середине 1941 года остались два корабля. "Garland" был модернизирован следу­ющим образом. В конце 1940 года с эсминца де­монтировали 4-е орудие ("Y"), для увеличения запаса глубинных бомб. На крыльях мостика установили 20-мм "Эрликоны". На топе фок-мачты появилась антенна радиолокационной станции 291. Вместо КДП была установлена ан­тенна артиллерийского радара 285. Еще два "Эрликона" установили вместо пулеметов (4 -х 20-мм). Вновь установили грот-мачту, а на ней антенну радиопеленгатора HF/DF. В 1944 году вместо 2-го орудия "В" был установлен бомбо­мет "Хеджехог" и добавлено еще 2 20-мм автома­та. Второй уцелевший эсминец "Griffin" прошел подобную модернизацию — правда, были и от­личия. Бомбомет "Хеджехог" установили вместо 1-го орудия "А", 76-мм орудие сняли. Вместо 4-го орудия "Y" установили 4 бомбомета.

 

"Gallant". Перед войной служил, как в во­дах Метрополии, так и в Средиземном море. Участвовал в эвакуации из Франции и Бельгии в мае 1940 года и в боевых действиях против итальянского флота. 20 октября 1940 года вме­сте с другими эсминцами потопил итальянскую подводную лодку "Lafole". В январе 1941 года участвовал в операции "Эксцесс". 10 января 1941 года подорвался на итальянской мине восточнее острова Пантеллерия. У "Gallant" оторвало но­совую оконечность на длину 30 м. Потери эки­пажа составили 60 (по другим данным, 58) чело­век. Эсминец отбуксировали на Мальту. 20 января особая комиссия признала невозмож­ность восстановление корабля. По другим дан­ным, "Gallant" все же поставили в док 21 янва­ря, и там он был тяжело поврежден немецкой авиацией. Только после этого восстановление признали нецелесообразным. Там же на Мальте 21 января экипаж расформировали, эсминец разоружили. Всю войну он простоял на Мальте и после войны был разобран.

"Garland". До 3 сентября 1939 года служил в составе Средиземноморского флота, а также флота Метрополии. Война застала корабль в водах Метрополии. Правда, очень скоро "Garland" возвращается в Средиземное море. 3 мая 1940 года на рейде Ла-Валетты передан польскому военно-морскому флоту. Название оставлено прежнее. Первые полгода действует в составе Средиземноморского флота, затем в Ла-Манше. С 1941 по 1944 год эскортирует атлан­тические и арктические конвои. В мае 1942 года находился в охранении конвоя "PQ-16". Был тя­жело поврежден немецкой авиацией. Потери экипажа оказались значительными. В апреле 1944 года переведен в Средиземное море. 19 сен­тября 1944 года вместе с британскими эсминца­ми типа "Т" потопил немецкую подводную лод­ку "U 407", позже с нее британские водолазы сняли ценное оборудование. С конца 1944 года и до капитуляции Германии находился в бри­танских водах. Об активности использования британских эсминцев свидетельствует число миль, проделанных "Garland" — 217 000. В 1946 году возвращен Англии, 1948 году продан Гол­ландии. До 1968 года использовался как учебно-артиллерийский корабль, затем продан на слом. "Grafton". Довоенная служба корабля прошла без каких-либо серьезных происше­ствий. Первой и последней боевой операцией эсминца стала эвакуация британского экспеди­ционного корпуса из Бельгии и Франции. 29 мая, когда "Grafton" подбирал уцелевших пос­ле гибели эсминца "Wakeful", в 2 час. 40 мин. был торпедирован подводной лодкой "U 62". На корабле оказались большие потери среди экипажа и эвакуируемых. В 4 час. 30 мин. эсми­нец "Ivanhoe" снял с поврежденного эсминца оставшихся в живых и добил его артиллерийс­ким огнем. Это произошло в точке с координа­тами 51°22'W/02°43'Ost.

"Greyhound". Предвоенная служба прохо­дила в составе Средиземноморского флота и флота Метрополии. Принимал участие в Нор­вежской операции в апреле 1940 года и в май­ской эвакуации из Бельгии и Франции. Во вре­мя артиллерийского обстрела с берега, эсминец получил попадание в машинное отделение. После ремонта отправлен в Средиземное море. Принимал активное участие в боевых действи­ях. Самые яркие страницы в жизни корабля: бой у Дакара в составе эскадры с французским лидером "L'Audecieux", 19 января 1941 года по­топление итальянской подводной лодки "Neghelli" и 6 марта участие в потоплении еще одной подлодки "Amfitrite". 28 марта эсминец сражался в бою у Матапана. Последней для ко­рабля стала Критская операция. 22 мая "Greyhound" был потоплен в канале Китера немецкими пикирующими бомбардировщика­ми "Ю-87". Место гибели корабля — точка с координатами 36°00'N/23°10'Ost.

"Gipsy". До войны обычная служба в Сре­диземноморье и Атлантике. С 3 сентября 1939 года эсминец находился в составе 1-й флотилии флота Метрополии. В ночь с 17 на 18 ноября немецкие эсминцы выставили заграждение у ан­глийского побережья. 22 ноября "Gipsy", выхо­дя в море из Гарвича, подорвался на мине и по­лучил сильные разрушения в носовой части. Эсминец выбросился на берег в точке с коорди­натами 51°57'N/01°19'Ost. Экипаж снял польский эсминец "Burza". Восстановление корабля при­знали нецелесообразным.

"Glowworm". До войны проходил службу в составе флота Метрополии. Первой и последней крупной операцией во второй мировой войне стала Норвежская операция. В первых числах апреля 1940 года эсми­нец вышел в море в составе эскадры, прикрывающей минные постановки у норвежского по­бережья. Утром 8 апреля с одного из кораблей был смыт за борт матрос. Флагман приказал "Glowworm" произвести поиск. Британскому эс­минцу не .повезло, сначала он встретился с немец­кими эсминцами, а потом и с немецким крейсе­ром "Admiral Hipper". Крейсер открыл огонь главным калибром, и британский эсминец был поврежден. Командир "Glowworm" капитан-лей­тенант Руп приказал выпустить все торпеды и пошел на таран. Ему удалось выполнить это на­мерение, немецкий тяжелый крейсер оказался поврежден, но эсминец затонул у его борта. Нем­цы подобрали 40 уцелевших. Место гибели ко­рабля западнее Тронхейма в точке с координата­ми 64°27'N/06°28'Ost. Капитан-лейтенант Руп был посмертно награжден высшей британской наградой "Крестом Виктории".

"Grenade". До войны служил в составе Сре­диземноморского флота и флота Метрополии. Участвовал в Норвежской операции в апреле 1940 года. И в "Великой эвакуации" из Бельгии и Франции. 29 мая эсминец стоял в Дюнкерке, ког­да его атаковала немецкая авиация, был тяжело поврежден, на его борту вспыхнули пожары и произошла серия взрывов. "Grenade" начал дрейфовать в открытое море, где и затонул.

"Griffin". До войны служил в составе флота Метрополии и на Средиземном море. Участво­вал в Норвежской операции, в середине 1940 года переведен в Средиземное море. Участвовал во многих операциях, в том числе в сражении у Матапана. С февраля по май 1942 года служил в составе "Восточного флота", но потом вернулся в Средиземное море. С января по март 1943 года "Griffin" находился в водах Метрополии. 22 мар­та 1943 года передан Королевскому канадскому флоту, переименован в "Ottawa". Стал флагма­ном канадской эскортной группы "С-5", потом находился в составе 11-й эскортной группы. Эс­кортировал атлантические конвои, участвовал в высадке десанта в Нормандии. На счету корабля немецкие подводные лодки "U 678" (6 июля 1944 г.) "U 621" (18 августа 1944 г.) "U 984" (20 авгус­та 1944 г.). В январе 1946 года вычеркнут из спис­ков флота и продан на слом.