Тип "Н". 8 ед.

 

Название

Завод-строитель

Заложен

Спущен

Вступил в строй

Судьба

Н24

«Hasty»

Denny & Brothers, Dumbarton

15 апреля 1935

5 мая 1936

11 ноября 1936

Торпедирован герм. ТК. Затоплен 15 июня 1942

Н43

«Havock»

To же

15 мая 1935

7 июля 1936

8 января 1937

Выскочил на камни 5 апреля 1942

Н93

«Hereward»

Parsons M.S.T. Co., Wallsend-on-Tyne

28 февраля 1935

10 марта 1936

9 декабря 1936

Потоплен авиацией 29 мая 1941

Н99

«Hero»

To же

28 февраля 1935

10 марта 1936

23 октября 1936

Передан ВМФ Канады, 15 ноября 1943

Н55

«Hostile»

Scott's Greenock

27 февраля 1935

24 января 1936

10 сентября 1936

Подорвался на мине. Затоплен 23 августа 1940

Н01

«Hotspur»

To же

27 февраля 1935

23 марта 1936

29 декабря 1936

Передан Доминиканской Республике 23 ноября 1948

Н35

«Hunter»

Swan Hunter, Newcastle

26 марта 1935

25 февраля 1936

20 сентября 1936

Погиб от артиллерии 10 апреля 1940

Н97

«Hyperion»

To же

26 марта 1935

8 апреля 1936

3 декабря 1936

Подорвался на мине. Затоплен 22 декабря 1940

 

Эсминцы программы 1934 года. В целом повторяли предшествующий тип. Изменения в артиллерии коснулись увеличения угла возвы­шения орудий главного калибра.

Водоизмещение: 1361 т (стандартное), 1889 т (в полном грузу).

Размерения: длина 98,45 м (наибольшая), 97,5 (по КВЛ), 95,09 м (между перпендикуляра­ми); ширина 10,5 м; осадка 3,8 м.

Механизмы: 3 Адмиралтейских котла ("Hyperion" 1 котел Джонсона, 2 Адмирал­тейских котла), 2 турбины Парсонса с зубча­той передачей, мощность механизмов 34 000 л.с. Скорость хода 36 уз. Запас топлива 477 т. Дальность плавания 5530 миль со скорос­тью 15 уз.

Вооружение: 4 120-мм орудия МК IX, 8 12,7-мм пулеметов, 2 четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата, 2 бомбомета, 1 бомбосб­расыватель, 20 глубинных бомб.

Экипаж: 145 человек.

 

Модернизация.

"Hero" и "Hereward" имели более высо­кие дымовые трубы, но незадолго до начала войны их высоту сократили. "Hunter" из-за ранней гибели не модернизировался. На всех остальных эсминцах были демонтированы кор­мовой торпедный аппарат и пулеметы. Вместо аппарата установили 76-мм зенитное орудие, а вместо пулеметов 2 20-мм "Эрликона". Еще 2 20-мм автомата были установлены на крыльях мостика. "Hotspur" переоборудовали для охра­нения конвоев. С эсминца сняли 120-мм орудия "А" и "Y", а также 76-мм зенитное орудие. На баке был установлен бомбомет "Хеджехог", на корме оборудовали дополнительное место для глубинных бомб. Появилось радиоэлектронное вооружение. Вместо оптического дальномера установили радиолокационную станцию типа 271. На топе фок-мачты была установлена ан­тенна радиолокационной станции типа 290, на грот-мачте антенна радиопеленгатора HF/DF. Мелкокалиберная зенитная артиллерия состо­яла из 6 20-мм автоматов. Позже бомбомет "Хеджехог" сняли и орудие № 1 ("А") вернули на свое место. В 1943 году "Него" переобору­довали для выполнения задач по эскортирова­нию конвоев. На нем установили 2 120-мм ору­дия ("В" и "X"), 1 57-мм спаренный автомат, 6 20-мм автоматов и устроили помещения для хранения 25 тонн глубинных бомб.

 

"Hasty". Предвоенная служба прошла в составе 2-й флотилии эсминцев Средиземномор­ского флота. В 1937-1939 годах эсминец патру­лировал у испанского побережья, выполняя по­ручение "Комитета по невмешательству". После начала второй мировой войны вошел в состав соединения "К", производившего поиск немец­ких рейдеров в центральной Атлантике. В де­кабре 1939 года прибыл в устье реки Ла-Платы. Участие в боевых действиях принять не успел, немецкий броненосный корабль "Admiral Graf Spee" был затоплен своим экипажем. В начале 1940 года "Hasty" в составе флотилии переведен в состав флота Метрополии. 10 апреля 1940 года принимал участие в первом бою у Нарви­ка. Был поврежден, после короткого ремонта отправлен в Средиземное море. Принимал ак­тивное участие в боевых действиях. 20 октября 1940 года потопил вместе с эсминцем "Havock" итальянскую подводную лодку "Berillo". 23 де­кабря 1941 года принимал участие в потоплении немецкой подводной лодки "U 79". В июне 1942 года вошел в охранение конвоя "Вигорес". 15 июня в 5 час. 25 мин. торпедирован немецким торпедным катером "S-55". На счету коман­дира катера капитан-лейтенанта Вебера это был второй военный корабль. В июне 1941 года он потопил советскую подводную лодку "С-3". Британский эсминец какое-то время буксировали, но потом приняли решение за­топить. Место гибели "Hasty" юго-восточнее Крита, точка с координатами 34°05'N/ 22°00'Ost.

"Havock". До войны эсминец входил в состав Средиземноморского флота и был при­писан ко 2-й флотилии эсминцев. После 3 сен­тября 1939 года патрулировал центральную и южную Атлантику. В начале 1940 года вошел в состав флота Метрополии. 10 апреля 1940 года участвовал в первом бою у Нарвика. Во время этого боя немецкий флот потерял 2 эс­минца. В мае 1940 года "Havock" перевели в Средиземное море. Был задействован во мно­гих операциях против итальянского флота. 2 октября 1940 года принимал участие в потоп­лении итальянской подводной лодки "Berillo". В марте 1940 года участвовал во втором бою у мыса Сырт. Получил попадание 381-мм сна­ряда с итальянского линейного корабля "Littorio". Ремонт производился на Мальте. В начале апреля эсминец вышел в море и взял курс на Гибралтар. 6 апреля в 4 час. 15 мин. сел на песчаную банку у Келебии (Тунис). Сняться с нее не удалось, экипаж взорвал ко­рабль и перебрался на побережье, где его и 100 пассажиров интернировали французы. По­зднее обломки корабля добила итальянская подводная лодка "Aradarn". Место гибели ко­рабля точка с координатами 36°48'N/11°08'Ost. Потери экипажа 1 человек.

"Hereward". Предвоенная служба прошла в составе 2-й флотилии эсминцев Средиземно­морского флота. После начала войны в соста­ве соединения "К" патрулировал в Атлантике. В декабре 1939 года находился у Ла-Платы. В начале 1940 года возвращен в состав флота Метрополии. После ремонта отправлен в Сре­диземное море, принимал участие во многих операциях. 14 декабря 1940 года вместе с эс­минцем "Hyperion" потопил итальянскую под­водную лодку "Naiade", принимал участие в Критской операции. Последний выход в море состоялся для эвакуации солдат из Гераклиона. 29 мая британское соединение было атако­вано немецкой авиацией и понесло значитель­ные потери. Среди них был и "Hereward", потопленный в 9 милях южнее Крита (на тра­верзе селения Плака) в точке с координатами 35°20'N/26°20'Ost.

"Hero". До 3 сентября служил на Среди­земном море в составе 2-й флотилии эсминцев. После начала войны вошел в состав соединения "К", созданного для поиска немецких рейдеров. В начале 1940 года включен в состав флота Мет­рополии. В апреле 1940 года участвовал в Нор­вежской операции, в частности, во втором бою у Нарвика. В мае 1940 года возвращен в состав Средиземноморского флота. Принимал актив­ное участие в боевых действиях, потопил 2 не­мецкие подводные лодки "U 568" (28 мая 1942 года) и "U 559" (30 октября 1942 года). В апре­ле 1943 года вернулся в Англию для ремонта. 15 сентября передан канадскому военно-морскому флоту, переименован в "Chaudiere". Во время службы под новым названием потопил в соста­ве соединения еще три немецкие подводные лод­ки "U 744", "U 621" и "U 984". После войны продан на слом.

"Hostile". Предвоенная служба прошла в составе 2-й флотилии эсминцев Средиземномор­ского флота. После начала войны в составе со­единения "К" производил поиск немецких рей­деров. В декабре 1939 года прибыл к устью Ла-Платы, но участия в боевых действиях не принимал. В начале 1940 года переведен в со­став флота Метрополии и 10 апреля принимал участие в первом бою у Нарвика. В мае 1940 года возвращен в Средиземное море. 23 августа в 3 час. 15 мин. подорвался на итальянском мин­ном заграждении. Объем разрушений оказался большим, с корабля сняли экипаж, и эсминец "Него" добил "Hostile". Место гибели корабля в 18 милях юго-восточнее мыса Бон в точке с ко­ординатами 36°53'N/11°19'Ost.

"Hotspur". Предвоенная служба прошла в составе 2-й флотилии эсминцев Средиземномор­ского флота. После начала войны служба в со­ставе соединения "К". В начале 1940 года воз­вращение в Метрополию и 10 апреля участвовал в первом бою у Нарвика. В мае 1940 года отправлен в Средиземное море, где прини­мал активное участие в боевых действиях. 20 сентября 1940 года потопил итальянскую под­водную лодку "Lafole", a 22 декабря 1941 года вместе с эсминцем "Hasty" немецкую подводную лодку "U 79". В марте 1942 года переведен в состав Восточного флота. В июне 1942 года кратковременное возвращение на Средиземное море, затем снова в Восточный флот. В апреле 1943 года возвращение в Метрополию. Пере­оборудован для эскортной службы и передан в распоряжение командования Западных подхо­дов. Зачислен в эскортную группу "С-4", а затем 14-ю эскортную группу. Эскортировал северо­атлантические конвои. В апреле 1947 года вы­черкнут из списков флота. 23 ноября 1948 года передан Доминиканской республике, под назва­нием "Trujillo" и "Duarte". В составе флота на­ходился до 1972 года.

"Hunter". После вступления в строй вошел в состав 2-й флотилии эсминцев Средиземно­морского флота. Патрулировал у испанского побережья. 13 мая 1937 года у Альмерии подо­рвался на мине. Отбуксирован в Гибралтар и отремонтирован. Этот случай оказал влияние на проектиро­вание эсминцев в СССР. Проект "7" с линейным расположением энергетической установки был признан вредительским и вместо него был раз­работан проект "7У"с эшелонным расположе­нием. Программа строительства новых эсмин­цев в СССР была замедлена. Что касается "Hunter", то он продолжил после ремонта свою службу. После 3 сентября патрулировал в Ат­лантике (соединение "К") и в начале 1940 года вернулся в Метрополию. 10 апреля 1940 года участвовал в первом бою у Нарвика. Во время отхода был поврежден артиллерийским огнем немецких эсминцев, затем произошло столкно­вение с "Hotspur". "Hunter" получил тяжелые повреждения и затонул в Отофьорде в точке с координатами 68°20'N/17°04'Ost.

"Hyperion". В первые военные месяцы служба в составе соединения "К", затем флота Метрополии и участие в Норвежской операции. В мае 1940 года переведен в Средиземное море. 19 июля 1940 года участвовал в битве у мыса Спада. Добил поврежденный крейсер "Bartolomeo Colleoni". 14 декабря вместе с эс­минцем "Hereward" потопил итальянскую под­водную лодку "Neriede". 22 декабря погиб от подводного взрыва. По одним данным, это был подрыв на мине, по другим - атака итальянской подводной лодки "Serpente". Сначала эсминец буксирова­ли, но потом с него сияли экипаж, и эсминец "Janus" добил его. Это произошло в 24 милях восточнее мыса Бон в точке с координатами 37°40'N/11°31'Ost.

 

Из книги С. Роскилла "Флот и война"

(Воениздат. 1967. Пер. с англ.)

 

9 апреля 1940 г. в 11 ч. 38 мин. адмиралтейство направило адмиралу Уайтворту сообщение о том, что про­тивник высадился в Нарвике, и приказало воспрепятство­вать доставке немцами подкреплений. Однако это сооб­щение было получено Уайтвортом лишь на следующий день. Адмирал уже имел задачу не допустить высадку про­тивника в Нарвике, и задержка с получением последнего указания адмиралтейства, вероятно, не повлияла на развертывание его сил.

Уайтворту было известно, что командующий флотом послал к Нарвику корабли 2-й флотилии эсминцев. В пол­день адмиралтейство сообщило командиру 2-й флотилии, что, по имеющимся данным, противник уже высадился в Нарвике и ему надлежит потопить или захватить немецкие транспортные суда.

Получив, однако, ясный приказ командующего фло­том, командир 2-й флотилии эсминцев Уорбертон-Ли ре­шил идти во фьорд с четырьмя эскадренными миноносца­ми своей флотилии ("Харди", "Хотспер", "Хэвок", "Хантер"), а 20-ю флотилию эскадренных миноносцев оставить для пат­рулирования в районе минного заграждения. Как только ко­рабли начали движение, к ним присоединился эскадрен­ный миноносец "Хостайл".

В 20 ч. 59 мин. адмиралтейство одобрило решение Уорбертона-Ли атаковать, и только рано утром 10 апреля, осознав, по-видимому, неравенство сил, первый лорд ад­миралтейства радировал: "Только Вы можете судить, целе­сообразно ли при таких условиях атаковать. Мы поддер­жим любое принятое Вами решение".

Но Уорбертон-Ли уже принял решение. Эскадренные миноносцы прибыли в назначенный пункт вскоре после 04 ч. 00 мин. 10 апреля. Тактическая внезапность была пол­ная. В 04 ч. 30 мин. эскадренные миноносцы "Харди", "Хан­тер" и "Хэвок" вошли в гавань и торпедными и артиллерий­скими залпами потопили немецкий флагманский эскадренный миноносец "Вильгельм Хайдкамп", эскадренный ми­ноносец "Антон Шмидт" и повредили три других эскадрен­ных миноносца. "Хотспер" и "Хостайл" оставались в это время за пределами гавани. Они присоединились к пер­вым трем во второй атаке, которая увенчалась потоплени­ем нескольких торговых судов.

Командир 2-й флотилии Уорбертон-Ли начал отход, имея все основания быть удовлетворенным достигнутыми результатами. Во время отхода он произвел еще одну ата­ку и пошел вниз по Уфут-фьорду. Однако около 06 ч. 00 мин. из Хорь-янгс-фьорда вышли три эскадренных мино­носца противника. Завязался ожесточенный бой. Вскоре впереди по курсу появились еще два немецких эскадрен­ных миноносца, вышедшие из фьорда Балланген. Англий­ские корабли оказались, таким образом, между двумя груп­пами более сильно вооруженных кораблей противника.

Эскадренный миноносец "Харди" вскоре вышел из строя, а его командира Уорбертона-Ли убило. Эскадрен­ный миноносец "Хантер" был потоплен, а "Хотспер" повреж­ден, причем настолько серьезно, что его нанесло на тону­щий "Хантер". Эскадренные миноносцы "Хостайл" и "Хэ­вок", шедшие в голове колонны, почти не пострадали и теперь повернули обратно для оказания помощи.

Бой кончился в 06 ч. 30 мин., но на обратном пути эскадренный миноносец "Хэвок" потопил немецкое судно боеприпасов "Роэнфелс". Таким образом, каждая сторона потеряла по два эскадренных миноносца. Однако еще пять немецких эскадренных миноносцев были серьезно повреж­дены. Из английских кораблей выведенным из строя ока­зался лишь эскадренный миноносец "Хотспер". Английс­кие корабли уничтожили также шесть торговых судов про­тивника. Адмирал Уайтворт получил последнее донесение командира 2-й флотилии около 06 ч. 00 мин. и сразу же направил ему на помощь крейсер "Пенелопа" и четыре эс­кадренных миноносца. Но уже было слишком поздно.