Пролог

 

По морской волне холодной

Под осенний ветра стон

Мчится стройною колонной

Наш лихой дивизион.

На переднем "Добровольце"

Флаг начальника висит,

Втулки хлябают и кольца,

И в подшипниках стучит.

А вторым во все походы

"Москвитянин" вслед идет.

Налезает на отводы

И вертушку лага свет.

А за ним с фигурой барской

На полкабельтова вслед

Мчится наш "Эмир Бухарский",

"Добровольца" друг-сосед.

А потом уж вслед за "Финном"

Зарываются вдали

И несутся в строе длинном

Второй группы корабли.

Снизу море, сверху небо,

по волнам летят орлы,

И подумывают, где бы

Щелочить свои котлы.

Нам сказал начальник строгий:

Все вы ленитесь служить.

Отправляйтесь в бухту Лео,

Там научитесь ходить.

Будьте больше осторожней,

Там камней и мелей ряд.

Оставляйте их в сторонке.

Чтоб не стать на них подряд.

Тут подняли сигнал "Буки",

Означающий поход,

Подтяните выше брюки

И давайте полный ход.

До назначенного места

Убоялись мы зело,

И порывами зюйд-веста

Нас в Виндаву занесло.

А потом, забыв про мели.

Мы, молитву сотворя,

В бухту Лео прилетели

И отдали якоря.

Поработали немало,

Водрузили створный знак.

Но, проверивши, узнали,

Что цена ему пятак.

Возвратись потом в Либаву,

Встретил нас начальник гак:

— Получите за работу

От меня масонский знак.

 

Народная песня

Опубликовало в книге С.Я. Лукашевича "Записки сумасшедшего матроса",

Петроград, 1918 г.

 

Рутина как некое хорошо запрограммирован­ное и основанное на стойких и глубоких традициях состояние — не всегда плохо. Всеми уважае­мый английский консерватизм - это рутина, рожденная опытом кровавых революций и упорным взращиванием культуры среди населения. Рутинные приемы работы мастеров-профессиона­лов, рутинные уставы корабельных вахт, работы транспорта рутина последовательных циклов про­ектирования и опытной проверки всех видов ин­женерных сооружений - также явления очевидно полезные. Они гарантируют точность и порядок, качество и надежность.

Рутина страшна для дела в тех случаях, ког­да из него уходит мысль, когда она превращается в бессмысленную обрядность. Именно эта рутина своей железной хваткой сковала умы русской вла­сти при заказах миноносцев класса "Доброволец". Без осознания всеподавляющей власти рутины невозможно понять ни историю создания этих кораблей, ни их дальнейшую судьбу. В этой борь­бе с организованной рутиной был утрачен и тот огромный положительный опыт, который был накоплен за предшествовавшее 20-летие минонос­ного судостроения. Попытки оперативного реше­ния вопросов наталкивались на стойкость и непре­одолимость рутины прежних структур управления. Все протекало в худших традициях прошлого: заниженные требования к проектным характерис­тикам, непомерно долгие споры экспертизы, неже­лание предоставить творческую свободу наблюдав­шим, несогласованность и мелочность требований, их частые изменения.

Необъяснима и другая аномалия. Если люди были убеждены, что корабли, явно к войне не поспевая, строятся фактически для будущего фло­та, то как же им было не подумать над тем. что негоже предусматривать для них характеристики, отстающие от требований современности. Была ли а этом какая-то особая необозримая интрига — документы об этом не говорят. Если корабли стро­ились все же для участия в войне, то медлитель­ность, проявленная при рассмотрении проектов, становится особенно непонятной.

Заказ "добровольцев" и их последующие судьбы дают множество поучительных примеров. Особый колорит всем этим поискам придает осу­ществление проектов руками немецких фирм с Их дотошной пунктуальностью, огромным контракт­ным опытом и особым германским патриотизмом. В сравнении с Россией, промышленно и социально более развитая Германия была менее подвержена действию иссушающей творчество рутине бюрок­ратизма. Исключительное разнообразие, множественность и свободное развитие германских тех­нических школ, мощное промышленное развитие» давние традиции деловой и торговой активности, исторически сложившиеся наклонности к точным наукам обусловили исключительно высокое каче­ство немецких проектов.

Первая мировая война показала, что из всех стран мира немецкие корабли обнаружили наибо­лее высокие свойства живучести и боеспособности. Но российская рутина не позволяла в полной мере воспользоваться этими плодами немецкого гения. Немцы умели искусно уклоняться от тех решений, которые заказчик по тем или иным при­чиним не умел, не мог или не хотел предусмотреть в заказанном им проекте.

Не были они расположены и делиться с рус­скими проектами, которые они осуществляли для собственного флота. И с немалым внутренним удовлетворением они, строго следуя выданным им заданиям, строили для России корабли, явно усту­павшие по своим характеристикам, в данном слу­чае миноносцам и подводным лодкам, строившим­ся рядом для своего флота. Немецкие заводы успешно применили весь выработанный практи­кой набор уловок, с помощью которых создава­лись неопределенные выражения, невнятные фор­мулировки и просто пропуски, которые затем проливались золотым дождем сверхконтрактных платежей.

Кроме того, все дополнительные сверхкон­трактные требования приходилось заново опла­чивать. Нередко, отбиваясь от дополнительных требований заказчика, фирмы позволяли себе амбициозно заявлять, что подобные требования неисполнимы, так как они не предусматривались тем вариантом проекта, который предъявлен за­казчику еще до подписания контракта. Точно так же, еще в пору заказов первых миноносцев, не­мецкие инженеры могли заявить, что подобное предложение не одобряют "наши немецкие офи­церы". Единственное с чем фирма "Германия" не посмела спорить, это с добавлением в состав вооружения двух 75-мм пушек. Здесь немцы, ви­димо, сами не могли не осознавать, сколь смехот­ворно было предложенное ими вначале вооруже­ние из четырех 57-мм пушек. С таким вооружением пришлось согласиться и контрагентам Особого комитета.

Все названные здесь приемы заводской рути­ны сохранились, как это всем известно, до наших дней. Но на них и сегодня в своей контрактной практике продолжают "ловиться" государственные чиновники и частные предприниматели. История "добровольцев" дает тому немало уроков.