4. Уроки войны 1877—78 гг.

 

Летом 1875 г. на Балканах, в Боснии и Герцеговине, вспыхнуло восстание против турецкого ига. Восстание встретило поддержку всех славянских народов. Со всей России на Балканы начали прибывать добровольцы. Многие офицеры армии и флота оставля­ли службу для того, чтобы уехать на помощь братским славянским народам.

В апреле 1876 г. восстание охватило и Болгарию, Но оно было жестоко подавлено.

На Балтике для демонстрации силы и давления на Турцию к походу в Средиземное море начали готовить броненосную эскадру. Но это не подействовало, и 12 апреля 1877 г. после отклонения Турцией ультиматума о прекращении боевых действий в Черногории Россия объявила войну, которая завершилась победоносно. Русская армия вплотную подошла к Константинополю.

Потерпев сокрушительное поражение, Турция в январе 1878 г. обратилась к России с просьбой о перемирии. 19 февраля 1878 г. в г. Сан-Стефано (Ениелькей), близ Константинополя, граф Н. П. Игнатьев и дипломат А. И. Нелидов со стороны России и Саадвет-паша с Сафулбеем с турецкой стороны подписали мирный договор. Россия вновь получила права на уча­стие в управлении на Балканах, сильно укрепив тем самым свое влияние.

Война наглядно подтвердила то, что двух броненосцев береговой обороны для Черного моря явно недостаточно. Основная стратегическая задача — овла­дение Босфором без участия флота — считалась уже неразрешимой.

В период с 1877 по 1881 гг. в развитии зарубежных флотов произошли заметные изменения. Если в 1870 г. Балтийский флот России был слабее только флотов Ан­глии и Франции, но сильнее флотов ближайших сосе­дей, то спустя десять лет это кардинально изменилось. Все бывшие второстепенные морские державы усилили свои позиции на море. Италия довела численность корабельного состава до третьего места в мире, которое долгое время принадлежало России.

На Балтике Германия строила первоклассные верфи в Киле и Вильгельмсхафене и имела к тому времени 18 броненосцев, большей частью береговой обороны. В стратегическом отношении трудности для России заключались в том, что оба ее флота не могли действовать объединившись. Кроме того, часть средств, отпущенных Морскому министерству, требовалось затратить на реконструкцию черноморских портов, ко­торые находились в плачевном состоянии, и на устранение последствий прошедшей войны.

26 апреля 1881 г. управляющий Морским мини­стерством контр-адмирал А. А. Пещуров подал велико­му князю Алексею Александровичу докладную запи­ску, в которой перечислялись меры, необходимые для усиления флота. Ее текст затем размножили в ти­пографии Морского министерства, и через некоторое время с ней ознакомились все высшие чины Госу­дарственного совета — главного законодательного органа империи.

В итоге 21 августа 1881 г. собрали "особое совеща­ние" под председательством Алексея Александровича, которое постановило:

1. В общеполитических интересах Россия имеет на первом плане заботу о создании морских сил на Черном морс, а затем уже и на других флотах.

2. В Черном море создать броненосный флот, ко­торый бы имел безусловные преимущества над турецким, и транспортный флот, который был бы в состоянии взять на борт корпус до 30 тыс. человек.

Другие пункты постановления говорили о необхо­димости "увеличения по мере возможности флотов и на других флотах".

Более детально план, корабельный состав и усло­вия финансирования обсудили на состоявшихся в но­ябре и декабре четырех совещаниях с участием ми­нистров: морского, военного и финансов.

Окончательно комиссия определила построить для Черного моря 8 первоклассных броненосцев по 8500 т, с машиной 6000 л. с., два посыльных судна и 20 минонос­цев. Для Балтики планировалось построить 16 броненосцев, 13 крейсеров и II канонерских лодок. Не оставили без внимания и второстепенные театры: для Сибирской флотилии и Владивостока решили строить 16 канонерских лодок и 4 транспорта.

Для осуществления этих планов обязали Министерство финансов в течение 20 последу­ющих лет выделить 242 360 160 рублей. Из них на Черноморский флот приходилось 67238160 рублей или 27,7%.

За усиленное строительство Черноморского флота выступали известные адмиралы члены Го­сударственного совета С, С, Ли­совский и Г. И. Бутаков, считав­шие, что его сила должна быть минимум равна силе турецкого флота. "Россия не должна играть на море той слабой роли, как в последнюю русско-турецкую войну", — говорилось в решении совещания.

План усиления флота пол­учил затем название "Двадцати­летней программы усилении Русского флота", завершение ко­торой намечалось в 1902 г.

После убийства в марте 1882 г. императора Александра II на Российский престол взошел император Александр III. С его именем и будет связана история осуществления этой программы и возрождение Черноморского флота.

Во главе Морского министерства стал вице-ад­мирал И. А. Шестаков, сменивший контр-адмирала А. А. Пещурова, которого назначили главным коман­диром портов Черного и Азовского морей. На обоих ад­миралов легла ответственность за осуществление всех намеченных планов.