5. Судостроение и технический прогресс

 

В начале 80-х годов прошлого века переходный период броненосного судостроения завершился. Окон­чательно определились все типы боевых кораблей. Броненосцы неизменно составляли основу флотов. Их строители сошлись на преимуществах башенных и барбетных установок тяжелых орудий перед бортовой и казематной артиллерией.

Вертикальные паровые машины двойного и тройного расширения окончательно вытеснили горизонтальные, и подавляющее число кораблей имело два винта.

Вводилась новая сталежелезная броня, которая на 25% была прочнее применявшейся прежде железной.

Паруса сохранились только на крейсерах.

Новейшими броненосцами Англии в то время были три брустверно-башенных корабля типа "Девастейшен". Все они находились в Средиземном морс. Но их боевое величие уже заслоняли слухи о новом творении Н. Барнаби, строившемся "Инфлексибле" с его пора­жавшими воображение 80-тонными башенными оруди­ями.

Артиллерия вновь достигла своего превосходства над броней, из-за чего пришлось на строившемся "Инфлексибле" и вступившем в строй в Италии "Дуилио" установить броневые плиты невообразимой до того тол­щины в 24 дюйма (609 мм).

Во Франции шедевром кораблестроения считали спущенный в 1879 г. "Адмирал Дюпре". Это был по­истине плавучий остров-крепость с далеко выдающим­ся вперед тараном, сильно заваленными внутрь бортами и массивными мачтами. Столь своеобразные силуэты построенных позже однотипных кораблей долгое время являлись неотъемлемой частью рейдов французских портов.

Удачно скомпонованные не­большие броненосцы для Балтий­ского моря строила Германия. Они воплотились в четырех кораблях типа "Баден".

Прогресс в металлургии и ма­шиностроении шел не прерываясь. Планировалось изготовление уже 100-тонных артиллерийских ство­лов-монстров, и это не было пределом. Ходили слухи и о более мощных орудиях.

Заметно усовершенствовали и новейшее оружие той поры — самодвижущуюся мину Уайтхеда.

Во всех флотах появился но­вый тип корабля — миноносец. Не­ся на себе одну—две смертоносные мины, он мог вывести из строя броненосец, в десятки раз превосходящий его по размерам. И, наконец, на вооружении кораблей, благодаря успехам оружейников, поступили скорострельные пушки Норденфельда, Энгстрема, Гочкисса, Гатлинга и Польмкранца. Способные делать от 20 до 50 выстрелов в минуту, они стали опасным оружием для минонос­цев.

Еще одним новшеством явился новый тип корабля — броненосный таран, в задачи которого входила как защита своей эскадры от мино­носцев, так и атака вражеских кораблей. Его появление, как и все прочие новшества, не было слу­чайностью. В предшествующий де­сятилетний период (не считая сражения при Лиссе, где в течение нескольких часов боя на дно отправили пять кораблей), один за другим от тарана гибли или получали тяжелые повреждения боевые су­да.

Первым в этом списке оказался фрегат "Олег", столкнувшийся в 1869 г. с броненосной батареей "Кремль". И последним примером "коварства" тарана стала гибель в 1878 г. германского броненосца "Гроссер Курфюрст" при столкновении с броненосцем "Кениг Вильгельм". Весь экипаж при этом погиб. Сам же "Кениг Вильгельм" чудом остался на плаву.

Заметным событием в ту пору стал отказ от дульнозарядных орудий. Последними английскими броненосцами с такими орудиями стали "Инфлексибл" и "Аякс". Однотипные с ними "Колоссус" и "Эдинбург" вооружили четырьмя новыми 45-тонными 305-мм казнозарядными орудиями. Из-за этого оба корабля строились в течение восьми лет. Другим новшеством стала защита их сталежелезной броней.

Образцом новой техники, основанной на при­оритетном ведении продольного носового огня и таранного удара, являлся построенный в Англии "Конкуэрор" — таранный броненосец в 6266 т, с двумя 305-мм 25-тонными и четырьмя 152-мм орудиями.

Но самым новейшим кораблем был спущенный 22 ноября в Англии "Колингвуд" — первый барбетный броненосец класса "адмиралов", конструкцию которых определял новый принцип расположения артиллерии с орудиями промежуточного калибра.

Пять кораблей этого класса стали основой средиземноморской эскадры Англии.