8. Проектирование броненосного корабля для Черного моря

 

Через некоторое время, когда в деталях стал прорабатываться проект корабля в 8000 тонн с тремя башнями под новые 305-мм орудия весом в 43 т (вес снаряда 344 кг, заряда 116 кг), Морскому мини­стерству, а затем и общественности стали известны подробности бомбардировки Александрии.

Дипломатическая почта доставила в канцелярию Морского министерства пакет с подробным донесением об участии флота в этой акции. Рапорт, написанный на 25 листах, 19 июля составили командиры крейсеров "Азия" и "Забияка". Их корабли находились в расстоянии 2,5 миль (около 4600 м) от английских броненосцев, и команды наблюдали всю картину боя.

В нем говорилось: "Из судов эскадры адмирала Сеймура лучшие боевые качества как относительно меткости огня, так и легкости управления, первенство, бесспорно, принадлежит фрегату "Тамерер". По незна­чительным своим размерам, низкому борту и неболь­шому рангоуту, он представлял наименьшую площадь цели.

Вместе с тем, благодаря своим двум орудиям в открытых башнях на носу и на корме, имеет од­новременно в действии почти одинаковое число орудий с большими фрегатами, имеющими только бортовой залп.

Вообще действие артиллерии "Тамерер" имело не­малое влияние на утверждение между английскими офицерами мнения о необходимости более широкого применения на судах их флота столь долго отвергаемой и давно принятой во французском флоте системы открытых башен, давших еще во франко-германской войне хорошие результаты".

Эти сведения оказались весьма своевременными, так как в будущие задачи проектируемых кораблей входила и возможность подавления береговых батарей Босфора перед высадкой десанта. Поэтому МТК рассмотрел целесообразность замены башен барбетными установками со снижающи­мися станками под 305-мм орудия, подобными станкам, которые были на "Тамерере".

Согласно данным, пред­ставленным артиллерийским отделом Комитета, под новые орудия, проектируемые для броненосцев, потребовались барбетные установки диа­метром 12,2 м, общим весом с гидравлическими механизма­ми 490 тонн.

Экономия веса в этом слу­чае позволяла разместить на батарейной палубе несколько 229-мм орудий.

Незадолго до этого контр-адмирал А. А. Пещуров насто­ял на увеличении автономно­сти с четырех до шести суток. "Здешним броненосцам при­дется действовать вдали от единственного укрытого порта Севастополь, и такой запас топлива совершенно недоста­точен, так как две трети его уйдет на переход к вероятному месту действия и обратно. Свободным оста­нутся только одни сутки, чего будет недостаточно,"— писал он в МТК. Поэтому А. А. Пещуров просил увели­чить и ширину кораблей с 17,7 м до 18,9 м. "Хороший запас топлива для здешних броненосцев я ставлю выше узла лишнего хода,"— говорилось в его рапорте.

По просьбе А. А. Пещурова МТК на заседании 20 августа изменил размерения корпуса. Наибольшую длину уменьшили с 97,2 м до 91,4 м, длина по ва­терлинии составила 87,2 м. Ширину увеличили на 1.2 м, и она стала равной 18,9 м, а осадка возросла до 7.3 м. При этом проектное водоизмещение достигло 9217т.

Для назначенной скорости 14 узлов требовались механизмы в 8000 л. с. Для увеличения запасов угля пришлось пожертвовать защитой. Броню борта умень­шили на один дюйм, и она составила в средней части корабля 14дюймов (356мм).

И хотя размещать 305-мм орудия по-прежнему планировалось в трех башнях с 254-мм броней, Коми­тет все же рассматривал и вариант их установки в барбетах, на снижающихся станках.

Только к концу 1882 г. в чертежной МТК оконча­тельно составили проект первого черноморского броненосного корабля. В конечном итоге от "Петра Ве­ликого" в новом проекте был позаимствован лишь принцип защиты орудийных установок, котлов и ма­шин, заключенных в своеобразном бруствере, который состоял из двух казематов: нижнего прямоугольного, установленного на броне пояса по ватерлинии, и верхнего треугольного.

20 декабря 1882 года МТК утвердил теоретический чертеж и спецификацию броненосца водоизмещением 9990 т с машиной в 9000 л. с., предполагаемой осадкой не более 8 м и скоростью хода 14 узлов.

Вооружение корабля составляли 6 — 305-мм орудий на трех вращающихся платформах внутри ка­земата. Орудия находились на снижающихся станках, подъем снарядов и зарядов осуществлялся при помощи подъемников. Семь 152-мм орудий располагались на батарейной палубе, а для защиты от миноносцев предполагалось иметь десять малокалиберных пушек. Защищался корабль сталежелезной 457-мм броней по ватерлинии шириной 2,44 м, из которых 1,52 м находилось ниже поверхности воды. Броня каземата состояла из двух поясов: нижнего шириной 2,6 м и верхнего 2,9. Вся вертикальная броня имела лиственничную под­кладку наибольшей толщиной 305 мм в средней части борта. Из палуб бронировалась одна, жилая, бимсы ко­торой проходили на уровне верхней кромки броневого пояса ватерлинии. Ее броня состояла из листов стали толщиной 12,7 мм внутри каземата и двух слоев вне каземата суммарной толщиной 50,8 мм. В феврале 1883 года МТК разработал детальные чертежи расположения котлов, машин, артиллерии и составил приблизительный расчет нагрузки и дальности плава­ния, которая при 8-узловой скорости равнялась 4096, и при полной — 1350 милям. На корабле предполагалось установить паровой шпиль и рулевую машину. На этом в целом разработка проекта была окончена, хотя его усовершенствование велось вплоть до вступления броненосцев в строй.

Интересен факт предполагаемого усиления артил­лерии корабля согласно проекту лейтенанта Л. А. Рассказова, который в начале февраля 1883 года подал И. А. Шестакову свои соображения об увеличении числа 305-мм орудий до восьми. По мнению Л. А. Рассказова, для увеличения "боевой силы" корабля на 25% не­обходимо было заменить треугольный каземат длиной 39,5 м по ДП на прямоугольный длиной 32 м, в углах которого располагались орудийные столы, причем вы­игрыш в весе брони и подкладки (196,5 т) компен­сировался весом орудий со станками (184 т). Корабль с такой артиллерией, по мнению автора, был бы достой­ным соперником сильнейших тогда "Инфлексибла" и "Дуилио" и превосходил бы вдвое по мощи залпа такой броненосец, как "Девастейшен". Проект рассмотрели в МТК и ввиду невозможности размещения внутри прямоугольного каземата уменьшенного размера труб, мостков, вентиляционных раструбов отклонили.