10. "Чесму" и "Синоп" строит РОПиТ

 

"Чесма" и "Синоп" являлись соответственно вторым и третьим эскадренными броненосцами Черноморского флота, построенными по программе 1882 года. К их постройке приступили спустя две неде­ли после начала строительства в Николаеве "Ека­терины II". 30 июня в Севастополе член правления РОПиТ Н. Н. Сушев заключил контракт с конторой С.-Петербургского порта на постройку по чертежам и спецификациям первого черноморского броненосца еще двух кораблей. Согласно контракту, Общество обя­зывалось немедленно приступить к строительству и из­готовить все, кроме машин, брони, артиллерии, шлю­пок, якорей с цепями и такелажа. Фактически РОПиТ изготавливало только корпуса кораблей и уже в процессе постройки устанавливало все вышеперечис­ленное оборудование, которое Морское министерство обязалось поставлять в заранее оговоренные сроки. За постройку каждого корпуса и монтаж оборудования РОПиТ получало от министерства 3217500 рублей. Вся сумма выдавалась частями, причем первая часть после установки на стапеле 350 т металла и последняя, двенадцатая, после вступления броненосца в строй. Время спуска одного из кораблей и подготовка его к ис­пытаниям планировалась не позже 30 ноября 1886 го­да, а полное приготовление к службе через год, то есть 30 ноября 1887 года. Испытания и ввод в строй другого корабля предполагались спустя шесть месяцев после соответствующих дат первого.

От Морского министерства наблюдавшим за их строительством назначили капитана Корпуса кора­бельных инженеров А. П. Торопова, ранее участвовав­шего в постройке таких кораблей, как клипер "Абрек", корветов "Варяг" и "Витязь", броненосца "Петр Вели­кий", фрегатов "Минин" и "Генерал-Адмирал" и имевшего к тому времени большой опыт, а его помощником — поручика Отто. Строителем обоих кораблей от РОПиТ на­значался штабс-капитан К. Н. Арцеулов. 30 сентября 1883 го­да строящиеся броненосцы получили имена "Чесма" к "Си поп".

Через полгода после за­ключения контракта Морское министерство решило заказать главные машины за границей, В начале 1884 года начались переговоры с бельгийской фирмой "Коккериль" о по­стройке двух трехцилиндровых машин, паровых котлов и вспомогательных механизмов к ним для "Чесмы". 12 февраля с фирмой заключили конт­ракт, по которому бельгийцы за 1 106538 рублей обязались в течение шестнадцати меся­цев построить для броненосца вышеназванные механизмы общим весом 1464 т.

С целью одновременного ввода в состав флота с "Ека­териной II» еще одного корабля, а именно "Чесмы", Морское министерство в июле 1884 года запросило правле­ние РОПиТ об ускорении на корабле темпа работ и перенесении его спуска на во­ду на май 1886 года. Из-за этого заказ машин для "Синопа" и спуск его на воду отло­жили. Заказали их лишь 30 июня 1885 года заводу "Непир и сыновья" в городе Глазго. По контракту завод обязался из­готовить для "Синопа" две трехцилиндровые машины и котлы к ним общим весом не более 1400 тонн. По предло­жению командира броненос­ного фрегата "Князь По­жарский" капитана I ранга С. О. Макарова в ноябре 1885 года на "Чесме" заполнением отсеков водой произвели ис­пытания водонепроницаемых переборок.

В марте 1886 года корпус "Чесмы" был практиче­ски готов к спуску на воду, оставались лишь работы в подводной части, связанные с установкой доставлен­ных в Севастополь заводом "Коккериль" кингстонов, дейдвудных труб, валов и винтов. Спуск на воду состо­ялся 6 мая 1886 года. По осадке (носом 3,3 м, кормой 4,6 м) определили вес корпуса, который оказался равным 2722 т. Проектный вес с предстоящей окончательной отделкой внутренних помещений и установкой дельных вещей должен был составлять 3200 т, так что оставшихся 778 т явно не хватало на эти работы, а так­же и на установку вспомогательных котлов. Кроме то­го, машины, доставленные в Севастополь, были тяже­лее на 17 тонн. Это все вместе с последующей установ­кой артиллерии, оказавшейся также более тяжелой, чем предполагалось вначале, привело уже на этом эта­пе постройки к перегрузке в 639 тонн.

Для облегчения обоих кораблей А. П. Торопов предложил уменьшить ширину и срезать на 381 мм верхний каземат, что сэкономило бы 166 тонн. Но по подсчетам проведение этих работ задерживало до­стройку "Чесмы" на четыре месяца, что не устраивало временного управляющего Морским министерством ад­мирала Н. М. Чихачева, который приказал, считая скорое вступление в строй "Чесмы" очень важным, применить это только на "Синопе", еще стоявшем на стапеле.

В начале 1887 года "Чесма" находилась у до­строечной стенки РОПиТ в Севастополе. На корабле еще не установили мачту, мостик, боевую рубку, артиллерию и минное вооружение. 26 марта произвели первую паровую пробу главных машин, а первое ходовое испытание началось из-за различного рода не­доработок только 17 июня 1888 года. Шестичасовое плавание в районе Севастополя показало, что машины работали хорошо, хотя удалось развить всего 7601 л. с., и скорость корабля при 88 оборотах винта составила только 12,8 уз. Испытания признали неудачными. Ко­чегары от РОПиТ были неопытными, и кроме того, температура в котельных отделениях была очень высо­кой из-за малой мощности вентиляторных машин. Второе официальное испытание состоялось 24 июня. Корабль развил скорость 13,5 узла при мощности ма­шин 9059 л. с. Присутствовавший от МТК Н. Г. Нозиков признал неудачным и это испытание, так как левая машина недоразвила 15,1 л. с., и к тому же корабль еще не был готов к испытаниям при форсированной тяге. MTK потребовал от бель­гийцев произвести установку к шести имеющимся в котель­ных отделениях вентиляторам шесть дополнительных, на что общество запросило еще полго­да. Во второй половине 1888 гада на "Чесме" производилась установка вентиляторов, вспо­могательных котлов, перебор­ка машин, монтаж орудийных станков и орудий. В конце года корабль несколько раз выходил в море для первых испытаний артиллерии главного калибра.

Следует отметить, что в итоге обе паровые машины для "Чесмы" бельгийцы сделали хорошо, и они долгое время считались лучшими на флоте. Но тем не менее при естествен­ной тяге на протяжении всей своей службы корабль имел скорость не более 13,5 узлов, хотя при форсированной тяге на испытании в начале 1889 го­да было достигнуто около 16 узлов. Причина заключалась в малой паропроизводительности котлов.

17 мая 1889 года "Особая комиссия", работавшая на ко­рабле, окончательно "приняла его в казну". Заключительной работой, по требованию МТК, оставалась лишь установка си­лами РОПиТ для улучшения водоотливной системы двух на­сосов в дополнение к шести помпам Даутона, четырем помпам Гвина и двум эжек­торам Фридмана. К тому времени РОПиТ просрочил сдачу корабля, даже с учетом перенесенных сроков, более чем на восемь месяцев, а окончательные доработки артиллерийского вооружения производились до января 1890 года.

Первый год службы "Чесмы" выявил необходи­мость укрепления обшивки под лапами кронштейнов, усиления форсированной тяги котлов, добавочного крепления палубы под носовыми барбетными установ­ками. Все эти работы на общую сумму 146 565 рублей закончили только в 1892 году.

С отставанием от намеченных сроков пример­но на гад шла постройка "Синопа". Только в августе 1886 года на нем начали устанавливать стойки нижнего каземата. В сентябре в Англии приступили к прокату броневых плит, так что последовавшее затем в ноябре решение об уменьшении ширины и высоты верхнего каземата оказалось своевременным и не повлияло на ход работ. Спуск состоялся 20 мая 1887 года. Через год рабочие завода "Непир и сы­новья" установили на корабль главные машины и котлы, а установку брони, вспомогательных котлов, орудийных станков и орудий завершили к середине 1889 года. И все же в этом году в свою первую кампанию, длившуюся всего 49 дней, "Синоп" вошел, имея существенные не­доработки в главных меха­низмах, которые завод "Нс-пир и сыновья" подготовил к испытаниям только весной 1890 года. Англичане сдела­ли хорошие механизмы, ис­правно прослужившие вес время службы броненосца, хотя им пришлось уплатить Морскому министерству за излишние 95 тонн веса штраф в 3 150 фунтов стерлингов

Артиллерийские испы­тания обоих кораблей выявили ряд конструктивных не­достатков, основным из которых, как и у "Екатерины II", было ограничение сектора стрельбы на нос и корму из-за слабости креплений верхней палубы. В 1892 году на "Синопе" обнаружили проседание кормовой барбетной установки на 51 мм. Те же замеры, сделан­ные в декабре следующего года, показали, что величи­на проседания не увеличивалась, и на корабле для его предотвращения ограничились установкой дополни­тельных пиллерсов под батарейную палубу. Сложнее обстояло дело на "Чесме", имевшей на вооружении бо­лее тяжелые тридцатипятикалиберные 305-мм орудия и более разнесенные от ДП неотцентрированные барбетные установки, которые при наведении их на траверз давали кораблю значительный крен, весьма затруднявший стрельбу.