15. Проливы

 

Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы во все времена являлись стратегически значимыми для России. Для юга огромной империи они были единст­венным выходом из Черного в Средиземное море, представлявшее собой в конце XIX века центр мировой цивилизации и торговли. Оба пролива отстоят друг от друга на расстоянии 190 км и разделяются Мраморным морем (площадью 11 500км ).

Корабль, идущий из Черного в Средиземное море, входил в Босфор (или Константинопольский пролив), на берегах которого расположилась столица Турецкой империи Константинополь (Стамбул). Довольно узкий (в некоторых местах его ширина достигает 750 м) пролив длиной около 30 км у своих азиатских берегов образовывал бухту Золотой Рог длиной 12 км и глуби­ной до 33 м.

В водах этой живописной бухты в описываемый период, почти всегда без движения, стоял на якоре ус­таревающий турецкий флот.

Минуя Босфор, мореплаватели входили в Мраморное море, а через некоторое время их встречал другой пролив — Дарданелльский. Он имеет длину 60 км, ширину в наиболее узкой его части 1,3 км, в на­иболее широкой 7,5 км и разделяет собой Галлиполийский полуостров, относящийся к Европейскому ма­терику, и северо-западный берег Малой Азии.

Азиатский берег пролива весьма низкий и поло­гий, европейский же — преимущественно высокий и отвесный, издали простирающийся желтой песчаной полосой. Воды Дарданелльского пролива впадают в Эгейское море, которое соединяется со Средизем­ным.

Не одно столетие моряки всех стран проходили через эти проливы. Для выхода из Черного моря кораблю следовало заблаговременно подойти к Кон­стантинополю с расчетом на вход в Босфор ранним утром и обязательно при отсутствии тумана, весьма ча­стого в этих местах.

Это являлось основным условием в конце XIX ве­ка, во-первых, потому, что турки всегда запрещали на­хождение ночью кораблей других стран в проливах и в своем внутреннем море — Мраморном, а во-вторых, ночной проход был весьма затруднителен в навигаци­онном отношении.

Войдя рано утром в Босфор, корабли, как правило имевшие скорость до 8 узлов, к концу дня проходили Дарданеллы и входили в Эгейское море.

Красота обоих проливов, как впрочем и всего Средиземного моря, неописуема. Голубой воздух делал видневшиеся на берегах мечети и строения, а также ка­чавшиеся в водах проливов легкие парусные лодки как бы сошедшими с полотен И. К. Айвазовского.

Но в секретных документах Главного Морского штаба России места для описания этих красот не было. Все отчеты агентов, донесения и описания проливов пестрели столбцами цифр, фотографиями, подробными картами и схемами артиллерийских батарей. Напом­ним, что Босфор и Дарданеллы были главным стратегическим объектом на юге империи, и мысль об их захвате не оставляла русских императоров уже поч­ти два столетия.

По мере продвижения России к Азовскому и Черному морям весьма сильно стала ощущаться потребность страны в морских торговых путях, веду­щих в Средиземное море. Впервые эту задачу попытал­ся решить Петр Великий, послав в 1699 г. в Константи­нополь корабль "Крепость" с послом России. Затем в Турцию отправили посольство во главе с князем Голи­цыным. Но это ни к чему не привело. Турецкий султан от переговоров отказался, считая Черное море своим внутренним.

Отторгнутая от Черного моря Прутским миром, Россия вплоть до правления Екатерины II не имела право проводить через проливы даже торговые суда. Лишь после Куйчук-Кайджарского мирного договора 1774 г. Россия овладела частью побережья Азовского и Черного морей и получила возможность прохода торговых судов через оба пролива.

В 1776 г. четыре наших фрегата все же попытались пройти Босфор. И хотя на них все пушки находились в трюмах и поверх них был уложен груз, а сами пушеч­ные порты были заделаны, корабли не пропустили.

Бывали, правда, и исключения. В 1798 г. проливы прошла эскадра адмирала Ф. Ф. Ушакова. Ее проход был выгоден Турции. Более того, в том же году Турция и Россия заключили союзный договор, благодаря ко­торому в течение 8 лет султан позволял пропускать все торговые и вспомогательные корабли русского флота.

Но спустя три года, в 1801 г., император Павел I заключил тайный договор с Францией, долгое время враждовавшей с Турцией, согласно которому в случае успеха в войне Турцию предлагалось поделить на сферы влияния. Смерть Павла I полностью разрушила эти планы. Внешняя политика России резко измени­лась. В очередном договоре с Турцией, подписанном 11 сентября 1805 г., говорилось, что во время войны русские военные корабли смогут беспрепятственно проходить проливы. Спустя всего лишь год и этот дого­вор потерял силу. Турция после Аустерлицкого сраже­ния (в котором она не участвовала) попала под влия­ние Франции.

18 октября 1806 г. Россия объявила Турции войну, что вызвало сближение последней с Англией, и 5 ок­тября 1809 г. между ними был заключен очередной до­говор.

Можно смело утверждать, что оба пролива на протяжении нескольких веков являлись камнем преткновения во внешней политике Российской империи и объектом пристального внимания всех европейских стран, и в первую очередь Англии. Но наиболее сильно эти противоречия обострились во второй половине XIX века.

Лишь однажды, в 1833 г., между Россией и Турцией был подписан выгодный Ункяр-Искелесийский договор, в котором говорилось, что "... мир, дружба и союз будут навеки между Россией и Турцией". Подписавшие этот договор граф А. Орлов и визирь Хюсрев Мехмед-паша выполнили волю им­ператора Николая I и турецкого султана Махмуда II. Конечно, главным в этом договоре являлись не высокие слова о дружбе, а то, что по требованию России Турция закрывала проливы для других стран, что в первую очередь касалось Англии.

Столь выгодные условия договора — благодарность Махмуда II за поддержку Россией Турции в ее войне с Египтом.

В знак признательности за столь немыслимый для многих союз один из русских 84-пушечных кораблей Черноморского флота получил имя "Султан Махмуд".

Но столь выгодный для России договор просуществовал недолго. Под нажимом всесильной Англии в Лон­доне в 1841 г. встретились дипломаты России, Фран­ции, Пруссии, Англии и Турции. Это первое много­стороннее соглашение ("Лондонские конвенции о проливах 1841 г."), весьма невыгодное для России, лишний раз подтвердило отмеченное ранее в двух­сторонних англо-турецких соглашениях 1809 и 1840 гг. то, что "Оттоманская империя не позволит проходить в мирное время боевым кораблям всех стран. Турецкий султан имеет право пропускать через проливы только небольшие боевые корабли, состоявшие в распо­ряжении посольств". Каковы же были условия про­хода кораблей в случае войны, в договоре не гово­рилось.

После Лондонской встречи в 1841 г. Босфор и Дарданеллы, как и прежде, вновь закрыли для России и открыли для других стран.

Затем с помощью Англии Босфор укрепили, и к 1849 г. его защищали уже 13 батарей (8 на азиатском и 5 на европейском берегах).

Проливы постепенно превращались в свое­образную крепость.