16. "Рано утром флот отправится напролом"

 

В секретных планах верховного командования Рос­сии захват проливов всегда являлся первостепенной за­дачей. Основным документом того времени, определявшим действия флота, была докладная запи­ска контр-адмирала великого князя Константина Ни­колаевича, написанная им в Главный Морской штаб 15 ноября 1849 г.

В записке говорилось, что "наш Черноморский флот состоит из 13 линейных кораблей: 84-пу-шечных "Варна", "Селафаил", "Ягудил", "Храбрый", "Уриил", "Рос­тислав", "Святослав", "Гавриил", "Султан Махмуд", "Силистрия", "Три Иерарха" и 120-пушечных "Двенадцать Апостолов", Три Свя­тителя". В скором времени будут еще спущены "Чесма" (84-пушеч-ный) и "Париж" (120-пушечный). Во флоте также имеются 8 фрегатов "Мидия", "Кагул", "Сизополь", "Месемарис", "Браилов", "Флора", "Коварна"; 6 пароходо-фрегатов "Крым", "Владимир", "Бес­сарабия", "Громоносец", "Офелия" и "Херсон" и много мелких судов, корветов и бригов.

На эти суда можно свободно посадить 12 батальонов, то есть полную пехотную дивизию. Они необходимы, так как недостаточно разгромить Константинополь, следует там еще и укрепиться.

Когда наступит благоприятный момент, то флот построится в од­ну общую линию баталии: линейные корабли впереди, за ними фрегаты. Пароходы должны будут держаться так, чтобы всегда могли подать помощь подбитому кораблю. Расстояние же между кораблями должно быть не более 100 саженей (около 210 м). У всех кораблей якоря должны быть перенесены на корму и приготовлены шпрингами, так как это делали англичане при Абукире. Это необхо­димо для того, чтобы, не делая циркуляции, быстро стать на якорь, не меняя направления.

Ранним утром флот отправится под всеми возможными парусами напролом. При его приближении первые откроют пальбу батареи, но они не смогут достать до середины пролива. Начав бег­лый огонь на оба борта, мы при попутном ветре и течении быстро пройдем опасный участок так, что батареи не смогут сделать более двух залпов.

Разделив предварительный огонь, каждый корабль выпустит по каждой батарее по 45 ядер. Все 13 кораблей выпустят тогда 585, а то и все 600 ядер.

Так как расстояние будет не более 300 саженей (310 м) от середины пролива до берега, то число попаданий будет большим — примерно одна треть. На каждой батарее от 20 до 30 орудий, и их легко можно уничтожить."

Аналогичным образом Константин Николаевич предлагал быстро, в тот же день, занять и Дарданеллы, потому что противодействие Англии и Франции "не за­медлит себя ждать",

"Сколько англичане и французы не посадят солдат на флот (а они его непременно пошлют), ни одна живая душа не пройдет. Не будь же Дарданеллы в наших руках, нас также скоро выгонят из Кон­стантинополя, как мы в него и вошли.

Я не слова не говорю о турецком флоте, так как при его те­перешнем состоянии он большого препятствия составить не может.

Три условия необходимы для успешного исполнения этого предприятия: неожиданность, быстрота и отвага. Не останавливаться перед трудностью и опасностью, а идти прямо напролом, не боясь по­тери трех, четырех и даже пяти кораблей и нескольких тысяч людей потому, что результат этого стоит. И не надо забывать, что взятие Босфора есть только первый шаг и что надо непременно занять Дарданеллы — ключ к Царьграду."

По предварительным подсчетам Константина Ни­колаевича в 1849 году десант мог состоять из 34 тысяч солдат и 11 тысяч кавалерии (всего 45 тысяч).

Спустя четыре года началась Крымская война, и объединенный англо-французский флот свободно во­шел в Черное море. Войну Россия проиграла, потеряв при этом весь Черноморский флот.

До 1871 г., то есть до известной нам Парижской конвенции, ни Россия, ни Турция не могли иметь флот на Черном море. Вопрос же о проливах вновь подни­мался в 1871 г. в связи с рассылкой канцлера А. М. Горчакова своих "циркуляров". "Султану представля­ется право открывать проливы в мирное время для во­енных судов дружественных и союзных держав, в слу­чае если Высокая Порта будет считать это нужным, да­бы обеспечить исполнение постановлений Парижского трактата 1856 г.,"— говорилось в решении очередной Лондонской конвенции 1871г.

Война с Турцией в 1877—1878 гг. хотя и окончи­лась успешно, но показала, что в будущем одной лишь армией Константинополь не взять.

Проанализировав итоги боевых действий войны 1877—1878 гг., Александр II поручил генералу графу Тотлебену, бывшему в то время главнокомандующим сухопутными силами, разработать иной план захвата Босфора — с моря силами десанта.

План Тотлебена оказался весьма прост. В случае новой войны он предлагал доставить к турецкому по­бережью войска, разместив их на мобилизованных торговых судах. Грузить войска планировалось в Одес­се. Тогда это был самый оборудованный порт.

В течение нескольких лет этот авантюрный план на случай войны считался основным. Для этой цели в Одессе даже создали "особый запас" из 100 полевых орудий.

И хотя план Тотлебена имел множество недостат­ков, ничего другого из-за отсутствия боевых кораблей, вооруженных тяжелой артиллерией, ни Морское, ни Военное ведомства предложить не могли. Все хорошо понимали, что высадить такой десант быстро не удаст­ся, а в море, в случае его своевременного обнаружения, он будет разгромлен превосходящим по численности англо-турецким флотом.

В марте 1881 г. Александра II зверски убили народовольцы, и план захвата Босфора отошел на вто­рой план.

Но Морское министерство Босфор без внимания не оставило. Летом 1881 г. капитан II ранга С. О. Ма­каров, будучи командиром парохода "Тамань" — стационера в Константинополе, произвел промер фарватера в Босфоре. В частности, он пришел к выводу, что в Босфоре существует два течения: верхнее — из Черного моря в Мраморное и нижнее — в обратном направлении. Это явилось важной информацией для планирования минных постановок.

В 1885 г., когда строительство броненосцев шло полным ходом, а отношения с Англией вновь обострились из-за конфликта в Афганистане, к планам захвата проливов вернулись вновь.

Осуществить десантную операцию возлагалось на Одесский военный округ, усиленный "особым запасом" артиллерии, которая тайно хранилась вот уже несколь­ко лет.

Для переброски около 30 тысяч человек готовились привлечь около 60 частных пароходов. Затем эти же пароходы должны были совершить второй рейс, доста­вив десанту подкрепления. Но как нам уже известно, войны тогда удалось избежать.

Вновь к планированию активных действий верну­лись только в 1895 г. К тому времени в составе Черноморского флота имелось уже 6 броненосцев, вооруженных 32 — 305-мм и 46 — 152-мм орудиями. В случае атаки Босфора им противодействовали бы береговые батареи, на которых находилось 48 тяжелых орудий (2 — 355-мм, 2 — 280-мм, 12 —240-мм, 8 — 210-мм, 24 — 150-мм).

25 июня 1895 г. исполнявший обязанности военно­го министра генерал-адъютант Обручев обратился к управляющему Морским министерством адмиралу Н. М. Чихачеву с запросом "О готовности к высадке де­санта на Черном море".

Спустя некоторое время в ГМШ разработали "резолюцию", в которой выделялось то, что:

а) готовность к выходу в море судов нашего Черноморского флота должна быть повышена назначе­нием для него дополнительно 2—3 месяцев плавания;

б) в дополнение к имевшимся на Черном море 1000 минам для заграждения входа в Босфор (из них сферических, годных к установке при сильном течении всего 435) следует изготовить еще 1000 сферических мин;

в) к имеющимся заградителям "Буг" и "Дунай" по­ставить еще 2 заградителя меньших размеров (это предложил главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Н. В. Копытов);

г) для возмещения недостатка в транспортах и де­сантных средствах построить три специальных судна с приспособлениями для быстрой погрузки, выгрузки и перевозки полевой артиллерии (одно судно) и кава­лерии <два судна).

Для всего этого требовалось ассигновать 3 576 172 рублей.

Одновременно увеличили число орудий "особого запаса" с 79 до 116 и добавили к ним еще 24 пулемета Максима, бывших в то время в войсках в единичных экземплярах. Состав "особого запаса" обновили, вклю­чив в него новые 229-мм мортиры.

Следующее совещание по проливам состоялось 6 июля 1895 г. Присутствовавшие на нем министры, военный, морской и иностранных дел, а также неко­торые высшие государственные чины и посол в Турции А. И. Нелидов под председательством генерал-ад­мирала Алексея Александровича пришли к единому выводу о возможности захвата проливов, в результате чего "Россия выполнит одну из своих исторических за­дач, станет хозяином Балканского полуострова, будет держать под постоянным ударом Англию, и ей ничего не будет угрожать со стороны Черного моря."

О всех этих секретных приготовлениях, конечно, догадывались в Англии и Турции. Поэтому для России иногда делали исключения. Так в описываемый период султан разрешил проход в Черное море для ремонта фрегату "Дмитрий Донской", крейсеру "Адмирал Корнилов" и крейсеру II ранга "Забияка", В Средизем­ное же море проходили крейсер "Память Меркурия" и минные заградители "Буг" и "Дунай", которые затем вернулись обратно.

Эти уступки все же не помешали Военному мини­стерству начать разрабатывать операцию захвата проливов. Осенью 1895 г. для этого учредили специальную секретную комиссию якобы для "определения числен­ности артиллерии особого запаса". В действительности комиссии предстояло решить гораздо более важный вопрос.

Под председательством начальника Главного шта­ба сухопутных войск генерала Обручева разработали уже в деталях план операции.

В обсуждении плана от Морского ведомства приняли участие генерал-майор Кроткое, отвечавший за артиллерийское обеспечение, и капитан II ранга Г. Ф. Цывинский — за минное.

Параллельно этому в штабах Одесского военного округа и Черноморского флота начали во всех деталях прорабатывать организацию захвата проливов. Резуль­татом этого и явилось очередное секретное совещание от 19 ноября 1895 г., итоги которого полностью приведены автором в 14 главе.

В мае 1896 г. в Турцию в качестве "туристов" через Средиземное море направились Кротков и Г. Ф. Цы­винский. Прибыв в Дарданеллы на итальянском пароходе, они приступили к осмотру "достопримеча­тельностей".

После их возвращения в Петербург и изучения привезенной информации план захвата проливов окон­чательно был подготовлен. Согласно ему броненосцы с кораблями сопровождения, имея на борту десант в 200—300 человек, утром, как это часто было во время учений, выйдут из Севастополя и скроются за горизонтом, следуя якобы в Одессу или Новороссийск. Отойдя за пределы видимости с берега, они повернут на Босфор и, доведя эскадренный ход до полного (12,5— 13 узл.) спустя 22—23 часа пройдут расстояние в 280 миль и подойдут на рассвете к Константинополю. Летом у Босфора рассвет наступает от 4 до 6 часов утра.

Погрузка десанта будет производиться в Одессе. Для этого на рейде, за пределами видимости с берега, в назначенном месте соберутся мобилизованные паро­ходы Добровольного флота ("Херсон", "Петербург", "Саратов", "Орел", "Ярославль", "Тамбов", "Влади­мир", "Киев", "Екатеринославль", "Кострома", "Ниж­ний Новгород" и "Херсонес"), каждый из которых смо­жет взять на борт до 2000 человек. На погрузку десанта требовалось 12 часов, а начинать его следовало между 15 и 16 часами.

После погрузки транспорты под охраной канлодок и минных крейсеров выйдут из Одессы между 2—3 ча­сами ночи в день выхода эскадры из Севастополя. Сле­дуя 8—9-узловым ходом, десант встречался у Констан­тинополя с броненосцами и шел к Босфору. Скрытно­сти и внезапности операции уделялось первостепенное значение. От этого и зависел успех всего "дела". Если выход броненосцев из Севастополя не мог никого насторожить, то посадка десанта в Одессе привлекала всегда внимание публики. Ставка делалась на то, что это производилось ежегодно во время учений, а тренировки по погрузке и выгрузке на транспорты проходили еще чаще. Основной же канал быстрой передачи донесения — телеграф — без труда можно было перекрыть.

В тактическом отношении план захвата Босфора выглядел следующим образом. В случае благоприятной погоды высаживать десант следовало на черноморском побережье близ Константинополя. Это подвергало вой­ска меньшей опасности, чем высадка их в проливе, и позволяло высадить весь десант сразу.

После этого следовало заминировать вход в Босфор со стороны Мраморного моря. Это исключало бы после­дующее противодействие англо-турецкого флота и по­зволяло свободно маневрировать нашим кораблям.

В 1895 г. эту задачу должны были выполнить крейсер "Память Меркурия" и пароходы "Ольга" и "Пушкин". Каждый из них мог брать по 300 мин. В слу­чае, если в минировании будут участвовать минные транспорты "Буг" и "Дунай", то заграждение могло со­ставить 1500 мин. Прорыв минных транспортов осуще­ствлялся при непосредственной поддержке артиллерии с броненосцев.

Если высадка 30-тысячного десантного корпуса близ Константинополя и прорыв, а затем и ми­нирование Босфора произойдут одновременно, успех операции будет обеспечен. Но для этого нужна была только хорошая погода, отсутствие тумана и волнения у берега.

В случае же неблагоприятной погоды МГШ считал, что "придется вести минное наступление", то есть уничтожать, как и в первом случае, огнем с броненосцев береговые батареи и ставить у входа в Бос­фор со стороны Мраморного моря минные заграждения и сети.

Для этого флот занимал позицию севернее форта Карибджи и вел обстрел фортов. Шесть броненосцев, крейсер и пять канлодок могли вести огонь с одного борта 24 — 305-мм и 30 — 152-мм орудиями, сосредо­тачивая его поочередно на каждом форту. Эта была огромная разрушительная сила, и уничтожение обстре­ливаемого форта спустя 20—25 минут было очевидным. В него на столь близкой дистанции попало бы до 75% всех выпущенных снарядов {что составляло 70 попада­ний 305-мм и 200 — 152-мм снарядов).

Подавляя один форт за другим, на них или на бли­жайшее побережье и высаживался десант с транс­портов.

После захвата проливов их защиту от появившего­ся бы менее чем через сутки английского флота следо­вало осуществлять согласно плану, предложенному ка­питаном II ранга Г. Ф. Цывинеким.

Вот что писал он по этому поводу:

"Не касаясь первой половины плана, т. е. овладения Босфором, я из­ложил в записке следующий план отражения прорыва английского флота. Освободившиеся от высаженного десанта транспорты (30—40 штук) становятся в две линии поперек Босфора на якоря с трюмами, заполненными пустыми бочками (для плавучести) и глухо-задраенными непроницаемыми переборками, все — носами к неприятелю; капитаны и матросы съезжают с транспортов. Этот пла­вучий забор устанавливается в районе Босфора, обстреливаемом на­шей береговой артиллерией, поставленной на Бейкосе, и судами на­шей эскадры. Затем за корпусами пустых пароходов (с нашей стороны) спрятано 20—30 небольших миноносок с готовыми минами Уайтхеда. Английский флот, форсируя (малая ширина Босфора не позволит английскому флоту идти иначе, чем в строе 2-х кильва­терных колонн) Босфор и встретив под нашими выстрелами эту жи­вую изгородь, постарается их таранить; передние мателоты неминуе­мо завязнут своими таранами в корпусах 2-х тонущих пароходов, а задние вынуждены будут остановить свой ход; затем на сильном те­чении в узком коридоре корабли, без хода и лишенные по­воротливости, поплывут лагом (боком), и весь строй собьется в кучу. В это время из-за пароходов выскакивают все 20—30 миноносок и атакуют скученную эскадру. Кроме того, с обоих берегов из привезенных легких аппаратов также выстреливаются мины Уайтхеда. Вся эта картина была изображена на плане Босфора в большом масштабе и даже раскрашена. Представляя проект, я скромно огово­рился, что не считаю его непогрешимым, но он имеет больше шансов па успех, нежели старый план с минным заграждением."

Все эти планы, тщательно разработанные в ГМШ, так и остались на бумаге. Сначала этому мешала внеш­неполитическая обстановка, а с восшествием на пре­стол Николая II присущая ему нерешительность и по­давленность овладела двором и всем высшим командо­ванием, так что ни о каких решительных действиях не могло быть и речи. Более того, с занятием далекого Порт-Артура центр тяжести внешней политики России переместился на Дальний Восток.

Но несомненно одно, что в случае отдачи приказа в период с 1895 по 1904 гг., то есть в последнее десятиле­тие перед потрясениями Великой империи, Босфор был бы взят. И как могли бы развиваться события после

этого на мировой арене, сейчас можно только догады­ваться.

И все же эпопея с проливами имела продолжение. Во время первой мировой войны Англия и Франция в марте 1915 г. начали секретные переговоры с Россией и обещали отдать ей Константинополь, западный берег Босфора, Мраморного моря и Дарданелл, часть азиат­ского побережья, острова в Мраморном море и острова Имброз (Имрос) и Тенедос (Бозджаада). Об этом Рос­сия не могла и мечтать. Она стояла на пороге осуществ­ления своей вековой мечты.

Взамен от России требовалось одно — решитель­ное наступление на германском фронте, и оно затем со­стоялось.

Спустя год, в марте 1916 г., свои права на будущие территории и проливы Россия официально закрепила специальным договором с Антантой, и с окончанием войны все они перешли бы под владения империи. Но спустя еще один год не стало самой Российской им­перии.