18. Перевооружения, которые не состоялись

 

После десятилетней службы броненосцев в составе флота МТК по настоянию вице-адмирала Н. В. Копытова, бывшего в то время главным командиром Черно­морского флота и портов, предложил поочередно на первых трех кораблях произвести замену огнетрубных котлов на более совершенные водотрубные системы Бельвиля "образца 1896 года".

6 сентября 1897 года ГУКиС заказал котлы для "Екатерины II" частному заводу Горяинова в городе Николаеве, который в течение одного года изготовил 18 котлов с общей нагревательной поверхностью 2730,4 м и рабочим давлением пара 17 кг/см. В середине 1898 года броненосец поставили у причала Ла­заревского адмиралтейства, в мастерских которого ме­няли котлы и одновременно перестраивали главные ма­шины с двойного на тройное расширение. Изменения в каждой машине включали замену двух крайних ци­линдров низкого давления на цилиндры высокого (диа­метром 1,016 м) и низкого (2,392 м) давления. Средний цилиндр высокого давления соответственно оставался цилиндром среднего давления. Винты и валы оставили без изменений. В мастерских также менялись ма­гистральные трубы водоотливной системы. Паровые вентиляторы и водоотливные машины заменили на электрические, электроэнергия к которым подавалась от двух установленных динамомашин.

Используя замену котлов, вице-адмирал Н. В. Копытов представил в МТК соображения о перевооруже­нии "Екатерины II". Согласно проекту, на всех трех кораблях считалось целесообразным установить шесть 305-мм орудий длиной сорок калибров, девять 152-мм орудий длиной сорок пять калибров, а также уничто­жить бортовые выступы и на батарейной палубе уста­новить шесть, а на мостике четыре 47-мм одностволь­ные пушки.

Это заметно бы увеличило боевые возможности броненосцев. Новые 305-мм орудия были на 36% мощ­нее аналогичных орудий "Чесмы" и на 63% —"Ека­терины II" и пробивали 305-мм плиту крупповской брони с расстояния одной мили (1852 м). Их скоро­стрельность при установке в башнях с электрической системой подачи и наведения превышала старые в три раза. Несоизмеримым было и фугасное воздействие 152-мм снарядов пушек Канэ, которое превышало фу­гасное воздействие старых 152-мм снарядов в 6,5 раз.

При перевооружении кораблей МТК предлагал не менять систему бронирования, а ограничиться заменой старых сталежелезных плит верхнего и нижнего казе­матов на новые крупповские, толщиной в 75% от тол­щины старой плиты. Замена брони уменьшала перегрузку на "Чесме" и "Екатерине II" на 308 т, на "Синопе" — на 128 т. Соответственно уменьшалась и осадка: от 7,6 см на "Синопе" до 13 см на "Чесме".

Начать модернизацию тогда не смогли — в Пе­тербурге артиллерию изготовили бы только через че­тыре года.

Спустя 2 года (декабрь 1899 г.) артиллерийский от­дел МТК вновь поднял вопрос о перевооружении этих броненосцев. "Все они, благодаря быстрому развитию техники, менее чем за десять лет устарели и являются теперь более чем слабыми по сравнению с новыми броненосцами", — говорилось в решении Комитета.

Теперь МТК предложил кардинально переделать корпуса и установить на "Чесме" и "Синопе" новые кот­лы системы Бельвиля. Корпуса выше батарейной палу­бы полностью перестраивались, и затем на кораблях устанавливались две башни с двумя 305-мм орудиями, а во вновь устанавливаемых отдельных казематах располагались десять 152-мм орудий Канэ. На мо­дернизацию всех трех броненосцев МТК запросил 8 миллионов рублей.

Но и этому проекту не суждено было осуществить­ся. На "Екатерине II" котлы уже меняли, а средств на быстрое изготовление брони и артиллерии не было — шло усиленное строительство кораблей для Тихого оке­ана.

Два отечественных бронепрокатных завода Ижорский и Обуховский полностью были загружены изготовлением брони для пяти броненосцев типа "Бородино". Им предстояло в общей сложности сделать 13 500 т плит. Имея общую производительность 4000 т в год, они по плану выполнили этот заказ лишь спустя три с половиной года, после чего их ждала новая работа — изготовление брони для строившегося в Ни­колаеве броненосца "Князь Потемкин Таврический". Аналогичным образом обстояли дела и на Металличе­ском заводе, изготавливавшем башни, и в цехах Путиловского завода, где шло производство 305-мм 40-кали-берных орудий. Выполнить заказ для первых трех черноморских броненосцев они могли не ранее апреля 1902 г.

После замены котлов в июне 1902 г. на "Екатери­не II» начались сначала швартовые, а 26 октября того же года и ходовые испытания, на которых броненосец развил наибольшую скорость 15 узлов при 82 оборотах винта и мощности 9978 л. с.

В мае, 1903 г. на одном из заседаний артиллерийского отдела в МТК настояли на том, чтобы на "Чесме" начать одновременно с заменой котлов и перевооружение. Основными доводами отделения яв­лялись представленные сведения о перевооружении почти всех устаревших броненосцев на флотах мира. Особо показательным, по мнению начальника артиллерийского отдела генерал-майора Кроткова, бы­ло перевооружение даже двух весьма устаревших япон­ских броненосцев "Фусо" и "Чин-Иен". Весомым аргументом являлось и то, что на кораблях типа "Ека­терина II" метацентрическая высота составляла 1,06 м, в то время как броненосцы других стран того же водо­измещения и времени постройки имели всего около 0,76 м. Это давало большие возможности для любой модернизации, не опасаясь при этом за остойчивость. На модернизацию "Чесмы" требовалось три года и 4 миллиона рублей. Корабль имел обе машины в хорошем состоянии и легко мог бы развить скорость бо­лее чем 13,5 узлов при условии большей производи­тельности котлов.

На основании этих данных управляющий Морским министерством адмирал Ф. К. Авелан дал согласие на начало работ.

В июле 1903 г. ГУКиС заказал котлы для "Чесмы" заводу Горяинова в Николаеве, изготовившему ранее котлы для "Екатерины II".

По контракту предстояло изготовить 18 во­дотрубных котлов Бельвиля общим весом с водой 538 т (вес старых котлов 885 т), площадью колосниковых решеток 98,6 м и рабочим давлением 17 кг/см . Через год котлы были готовы, и после этого ГУКиС заказал Обуховскому заводу четыре 305-мм и десять 152-мм орудий. Башни заказали Металлическому заводу, а броневые плиты для защиты десяти предполагаемых к установке казематов — Ижорскому.

Когда в 1905 году шла подготовка к установке но­вых котлов, кораблестроительный отдел МТК, обобщив боевой опыт русско-японской войны, настоял на отмене предстоящих работ. В качестве основного аргумента приводилась недостаточная живучесть корабля из-за наличия переборки в диаметральной плоскости, хотя первые претензии по этому поводу корабле­строительное отделение Комитета заявляло в 1903 го­ду. Окончательно перевооружение и замену котлов от­менили уже по просьбе главного командира Черноморского флота и портов, и выделенный для "Чесмы" в 1905 году 1 млн рублей пошел на восстанов­ление крейсера "Очаков".

На "Синопе", прослужившем уже более десяти лет, в 1899 г. также появилась необходимость замены старых котлов, так как часть из них к тому времени уже имела небольшие выпучины в топках. В начале февраля 1899 года ГУКиС заключил контракт с "Обще­ством Механических производств в Южной России" в Николаеве на изготовление двадцати котлов Бельвиля весом с водой 452 тонны (вес старых 850 т), рабочим давлением 17 кг/см и площадью ко­лосниковых решеток 87,1 м2.

После замены кот­лов на "Екатерине II» "Синоп" поставили у стенки Лазаревского ад­миралтейства. Исполь­зуя предстоящие рабо­ты, артиллерийский от­дел МТК вновь предло­жил произвести и перс-вооружение "Синопа".

В мае 1903 г. из-за недостатка средств ГУКиС отложил начало перевооружения исходя из того, что после заме­ны котлов корабль не­которое время еще мо­жет прослужить в каче­стве броненосца берег-вой обороны и одновременно быть учебным, для практики учеников артиллерийской школы.

К маю 1904 года замену котлов произвели. В сен­тябре того же года, обобщив опыт русско-японской вой­ны, главный командир Черноморского флота и портов предложил МТК снять с "Синопа" все бортовые торпедные аппараты, оставив лишь один кормовой. В докладной записке по этому поводу в качестве примера приводился бой 1 августа 1904 года владивостокских крейсеров "Россия" и "Громобой", на которых оказа­лись выведенными из строя почти все надводные ап­параты, не имевшие броневой защиты. Комитет, ут­вердив это предложение, в конце концов решил не ме­нять минное вооружение на "Синопе", оставив его единственным из трех первых броненосцев в строю, и перевести затем в состав резервной эскадры.

После русско-японской войны в морских кругах справедливо считали, что время первых броненосцев "Двадцатилетней программы" безвозвратно ушло. Все новые строившиеся корабли рассчитывались на ход от 16 до 18 узлов, и они уже не могли действовать в одной эскадре с этими кораблями, имевшими максимальный ход до 15 узлов.

Командующий Практической эскадрой Черномор­ского флота вице-адмирал Г. Ф. Цывинский считал так же. Лучшими, по его мнению, на флоте являлись три броненосца "Пантелеймон", Три Святителя" и "Ростис­лав" и крейсера "Очаков" и "Кагул". Остальные же ко­рабли он считал устаревшими, включая и миноносцы.

С исключением из состава флота "Чесмы" и "Ека­терины II» на Черноморском флоте в строю еще оста­лись три броненосца с барбетными установками. По­этому вопрос о перевооружении "Синопа", "Двенадца­ти Апостолов" и "Георгия Победоносца" оставался еще нерешенным.

В мае 1908 г. по указанию МТК на "Синопе" и "Георгии Победоносце" определили величину метацентрической высоты. Оказалось, что "Синоп" при переуглублении на 0,7 м имел водоизмещение 11 310 т, что превышало проектное (9990 т) на 1320 т или 13,2 %, Его метацентрическая высота оставалась до­вольно большой—1,2 м. Среднее переуглубление "Георгия Победоносца" равнялось 0,6 м, водоизмеще­ние 11 032 т, что составляло перегрузку 735 т или 7,3%. При таком переуглублении верхняя кромка броневого пояса возвышалась над водой всего на 0,15 м,

Чуть позже, 4 июня 1908 г., в МТК под председательством адмирала И, М. Дикова, которому довелось в течение нескольких лет командовать Практической эскадрой Черноморского флота, состоя­лось совещание по "вопросу перевооружения черно­морских кораблей".

Докладчик, полковник А. Н. Крылов, считал, что перевооружение "ввиду крайне недостаточной их ос­тойчивости должно быть связано с их переоборудова­нием".

Так, по его мнению, "корабль "Двенадцать Апосто­лов" после разбития небронированных оконечностей переворачивается от одной перекладки руля на борт, а "Синоп" и "Георгий Победоносец" совершенно теряет при этих условиях остойчивость". Он считал, что "при замене толстой сталежелезной брони этих кораблей бо­лее тонкой современной можно не только обеспечить боевую остойчивость бронированием оконечностей, но и заменить артиллерию на новейшую". Это, по расчетам А. Н. Крылова, позволяло уменьшить осадку каждого на 0,3 м и увеличить скорость на 0,5 узла.

Взамен старой артиллерии артиллерийский отдел МТК предлагал установить на "Георгии Победоносце" и "Синопе" по четыре 305-мм 52-калиберных орудия в новых башнях и восемь 120-мм орудий в казематах.

"Двенадцать Апостолов" предлагали вооружить че­тырьмя 254-мм и четырьмя 120-мм орудиями.

Общая стоимость переоборудования этих трех кораблей вместе с предполагавшимся одновременно и перевооружением броненосца "Три Святителя" опре­делялась в 30 миллионов рублей. Судостроительные за­воды обещали произвести все работы за пять лет.

"Таким образом после переделки к 1 января 1913г. мы будем иметь эскадру из четырех кораблей со средним ходом в 13,5 узлов, обладающих надлежащей остойчивостью, броней и вооружением из двенадцати 12-дюймовых, четырех 10-дюймовых и двадцати вось­ми 120-мм орудий", — сказал в конце своего доклада А. Н. Крылов.

Обсудив доклад, присутствовавшие на заседании контр-адмиралы Яковлев, А. А. Вирениус, Л. К. Кологерас, капитаны II ранга П. В. Римский-Корсаков и Касков, председательствовавший адмирал И. М. Диков и сам докладчик пришли к выводу о том, что сумма в 30 миллионов рублей слишком велика для того, чтобы в 1913 г. иметь эскадру пусть и перевооруженных, но уже морально устаревших кораблей.

Этой суммы тогда вполне хватало на строительство двух 12000-тонных броненосцев типа "Князь Потем­кин Таврический", которые к тому времени с появле­нием "дредноутов" также устарели. Официальным за­ключением собрания явилось следующее: "Линейные корабли "Двенадцать Апостолов", "Георгий Победоно­сец" и "Синоп" перевооружать не следует. После перевооружения "Трех Святителей" и образования с ним бригады из четырех кораблей исключить их из списка."