Эпилог

 

Последний исход Русского флота под Андреевским флагом начался 14 ноября 1920 г. Из Севастополя ухо­дила черноморская эскадра Вооруженных Сил Юга России под общим командованием генерала барона П. Н. Врангеля.

Сразу же после выхода в море разношерстная эс­кадра из 150 вымпелов со 146 тысячами эмигрантов попала в шторм, поглотивший на переходе миноно­сец "Живой" и "потрепавший" многие корабли. В сос­таве эскадры уходил навсегда и "Георгий Победоно­сец".

По злой иронии судьбы первым прибежищем "ос­колка" империи стали берега Босфора. Там эскадра со всем личным составом перешла под покровительство Франции.

От турецких берегов в Бизерту — французскую базу в Тунисе — отправились 33 боевых корабля.

Переход вновь проходил в тяжелейших условиях. На "Георгии Победоносце" не выдержала стремитель­ной качки и рухнула на мостик проржавевшая за дол­гие годы службы, дымовая труба, убив при этом двух офицеров и одного сигнальщика. 29 декабря 1920 года все 33 корабля вошли в Бизерту и, как потом оказа­лось, остались там на долгие годы.

Так на далеких тунисских берегах появилась русская колония, потомки которой живут там и сейчас.

Лишь 24 октября 1924 г. корабли спустили андреевские флаги. Некоторые из них французское правительство продало, а часть постепенно начали разбирать на металл. Эта участь постигла и "Георгий Победоносец". Вероятнее всего, он был разобран в период с 1930 по 1936 гг.

"Синоп", стоявший с неисправными механизмами, увести не смогли, и он остался в Севастополе. В 1922 году его вместе с линейным кораблем "Иоанн Златоуст" ввели в док для разборки. Спустя год их корпуса, "срезанные" до ватерлинии, отбуксировали на Черную речку — "корабельное кладбище" в глубине Севасто­польской бухты.

Так завершились судьбы двух последних броне­носцев типа "Екатерина II".

С того времени, когда по приказу из Петербурга начали готовить верфи к строительству первых черноморских броненосных кораблей, минуло чуть бо­лее ста десяти лет.

Много исторических событий потрясло Россию за это время. Стараниями офицеров и матросов, инже­неров и рабочих, чиновников и мастеровых во время царствования императора Александра III возродился черноморский флот. Но затем огонь революций унич­тожил все, включая и саму империю.

Претерпев разруху и смуту, на карте взамен старой появилась новая империя — Союз Советских Социалистических Республик.

При твердом правлении, ценой нечеловеческих усилий Черноморский флот вновь возродился, участво­вал в войне и к концу 80-х годов достиг своего очередного, третьего расцвета. Автору этой книги пришлось в это время служить на его кораблях. И пусть это и была армада с иногда несовершенной системой управления и организацией, она все же вызывала ува­жение вероятного противника и гордость союзников.

Затем наступили времена, свидетелями коих мы сейчас являемся, и история как бы снова повторяется. И оказалось, что между сидящими сейчас за высокими кремлевскими стенами и прятавшимся от всех революций в начале века в Зимнем Дворце "божьим помазанником" есть много общего.

Их объединяет жажда самолюбования — одних перед видеокамерами и лакеями-журналистами, другого — перед личным фотоаппаратом и угодливой свитой.

Их также объединяет пренебрежение к повседнев­ной черновой работе, коей должен заниматься руководитель любой страны, и полное безразличие к тому, что до них десятилетиями создавалось каждо­дневным трудом всего народа.

Но и это не все. Страну начали делить. Появилось множество местных "лидеров" и президентов. Ни о чем другом, как об убогом "новом мышлении", это не го­ворит. От этого не только Черноморский флот, но и вся страна стала на край пропасти. Автор все же нисколько не сомневается в том, что разум восторжествует и двум братским народам на Черном море флот будет нужен. Это будет единый флот России и Украины.