Как были устроены броненосцы типа "Екатерина II"

 

а) Корпус

 

Форму корпуса каждого корабля, имевшего весьма полное образование, и его прочность обеспечивали 83 шпангоута, собранные из листов стали толщиной 7,9 мм. Вертикальный киль высотой 0,965 м составлял­ся из стали толщиной 12,7 мм. Горизонтальный киль состоял из двух слоев стальных листов: нижнего тол­щиной 22,2 мм и верхнего — 15,9 мм. Вертикальный и горизонтальный кили соединялись между собой угольниками толщиной 102 мм. К горизонтальному килю крепился наружный тиковый брус сечением 456x305 мм, выполнявший функцию наружного киля для уменьшения рыскливости..

Наружная обшивка и рубашка за броней состояли из листов стали длиной не менее 5,87 м, толщиной до 15 мм. Непотопляемость броненосца обеспечивалась десятью поперечными и одной продольной (в диа­метральной плоскости, между 17 и 65 шпангоутами) водонепроницаемыми переборками, которые делили корпус на пятнадцать отсеков.

Каждый из одиннадцати отсеков, образованных поперечными переборками, имел свое название. 1-й назывался таранным, 2-й — шхиперским, 3-й — минным, 4-й — брашпильным, 5-й — помповым, 6-й — передним кочегарным, 7-й — задним кочегарным, 8-й — машинным, 9-й — провизионным, 10-й — рулевым и 11-й — кормовым. Средняя переборка делила корпус с 4-го по 9-й отсеки на две равные части. Поперечные и продольная переборки являлись водонепроницаемыми до жилой палубы и верхнего каземата.

Корпуса имели двойное дно и борта. Междудонное пространство простиралось от 9-го до 71 шпангоута и делилось флорами на 46 независимых отсеков. Кроме того, корпуса имели ряд водонепроницаемых плат­форм в носу и корме. Каждый водонепроницаемый отсек имел свой номер. С правой стороны отсеки имели нечетные, с левой — четные номера.

Всего корпус имел 145 водонепроницаемых отсеков,

 

б) Водоотливная система

 

Водоотливная система броненосцев имела сложную систему трубопроводов, позволяющую осушать как водонепроницаемые отсеки, так и ячейки междудонного пространства.

Основу системы составляли две магистральные трубы диаметром по 305 мм каждая. Главная ма­гистральная труба проходила у киля, с его правой стороны от 9 до 71 шпангоута через все междудонные от­деления. Она имела шестнадцать ответвлений диаметром 203 мм. Труба делилась на случай повреждений двумя клинкетами на три независимых части. Другая магистральная труба проходила по левой стороне продольной переборки поверх второго дна и предназначалась для удаления воды из самых больших отсеков — машинного и двух кочегарных. Эта труба имела шесть ответвлений диаметром 203 мм. Обе ма­гистральные трубы сообщались между собой двумя 203-мм клинкетами. Вся система труб позволяла перепускать воду из одного отделения в другое.

Поперечные переборки имели 17 водонепроницаемых дверей. Кроме них, для перехода из одного по­мещения в другое имелась еще 51 дверь на петлях и с барашками и 98 горловин для доступа в междудонные отсеки.

Воду выкачивали шесть циркуляционных помп, шесть машинных помп, четыре трюмных эжектора, две помпы Гвина, один эжектор Фридмана, один пожарный насос и два ручных насоса. Все это, за исклю­чением ручных насосов, приводилось в действие паровыми машинами и могло в течение минуты выкачи­вать 113 тонн воды. Этого было более чем достаточно, так как обе магистральные трубы в минуту пропускали только 40,2 т.

Обслуживали систему один трюмный механик, четыре квартирмейстера и восемь подручных матросов.

"Все трюмные квартирмейстеры, а также и их подручные должны знать водоотливную систему и уметь управлять ею, чтобы, когда является необходимость что-либо открыть или закрыть, трюмный меха­ник мог отдать приказание первому попавшемуся из них. Последний же, приведя в исполнение приказание, сообщит об этом хозяину отсека," — говорилось в боевой инструкции. Система переборок и водоотливная система делали корабли весьма непотопляемыми. Так боевая плавучесть (вес воды, необходимый для проникновения в корпус для погружения в воду на уровень броневого пояса) для "Чесмы" составляла 2720 т, а общий запас плавучести (вес воды для полного затопления) этого корабля равнялся 8278 тоннам. Имея крен в 5°, броневой пояс "Чесмы" уходил в воду. При крене в 7° в котлах оголялись дымогарные трубки, и котлы теряли свою производительность, в 10° уходили в воду отверстия минных аппаратов, в 17° — иллю­минаторы жилой палубы, и в 25° — пушечные порты.

Крен в 25° достигался затоплением обоих котельных отделений с одного из бортов до продольной переборки. В бою крен выравнивался затоплением противоположных междудонных отсеков и откачиванием воды из поврежденного отсека.

 

в) Противопожарная система

 

На случай пожара на броненосцах вдоль корпуса на нижней палубе проходила общая пожарная труба. Отдельные пожарные трубы находились в машинном и котельных отделениях. От труб отходили отростки, оканчивающиеся пожарными рожками. Всего на кораблях было по 24 двойных рожка, к которым присоединялись 48 шлангов. Давление в пожарных трубах создавали два пожарных насоса, шесть паровых донок (насосов для подачи воды в котлы), шесть помп Даутона, два ручных насоса и одна переносная по­жарная машина.

 

г) Система броневой защиты

 

В систему вертикальной защиты каждого броненосца входили пояс по ватерлинии, нижний прямоугольный и верхний треугольный (грушевидный) казематы.

Горизонтальная защита состояла из броневой палубы вне каземата, настланной поверх брони пояса, и броневой палубы внутри верхнего каземата на уровне верхней палубы.

В качестве образца приведем защиту головного корабля "Екатерины II". Его бортовая поясная броня по ватерлинии состояла из 68 плит (по 34 с борта) различной толщины. В сечении каждая плита представляла собой сильно вытянутый пятиугольник с наибольшей стороной, равной высоте пояса (2,4 м). Таким образом, надводная часть плиты (0,9 м) имела равную толщину, а подводная постепенно утончалась. Тол­щина плиты измерялась вверху и внизу. Каждая плита борта имела свой порядковый номер. Нумерация шла с носа в корму.

Первая плита пояса у тарана имела толщину вверху 152 мм, внизу — 102 мм.

Затем шли три плиты (№ 2—4) толщиной вверху 203, внизу 102 мм, далее — две плиты (№ 5, 6) 254/127 мм. Следующие четыре плиты (№ 7—10) имели толщину 305/127 мм, и затем шли семнадцать (№ 11—27) наиболее толстых плит 406/152 мм. После них к корме плиты утончались, поэтому шли две плиты (№ 28, 29) в 305/127 мм и две плиты (№ 30, 31) в 254/127 мм. Завершали поясную защиту, соединяясь с соответствующими плитами другого борта, три плиты (№ 32—34) в 203/104 мм.

Все 68 бортовых плит весили 1134,76 т.

Нижний каземат высотой около 2,5 м размещался поверх пояса по ватерлинии. В носу его защищали шесть траверзных плит в 254 мм, в корме — шесть плит в 229 мм. С каждого борта находилось по девять 305-мм плит. Всего в броневую систему каземата входило 30 плит общим весом 553, 9 т.

Верхний грушевидный каземат по всему периметру защищали 34 — 305-мм плиты высотой, в зависи­мости от места установки, от 2,7 м до 3 м. Общий их вес равнялся 713,54 т.

На всех кораблях количество и размеры соответствующих плит несколько разнились между собой, но их толщины при этом были равны.

Наибольшей длины (4,25 м) достигали 406-мм плиты пояса на "Георгии Победоносце" из-за умень­шенной их высоты. Так высота плит пояса и верхнего каземата на "Георгии Победоносце" была меньшей, чем у других кораблей, и соответственно равнялась 2,13 и 2,2. Вес каждой такой плиты достигал 22 т. На первых трех кораблях броня была сталежелезной, то есть закаленной одной гранью, обращенной к неприятелю. Благодаря этому при ударе снаряд не проникал в плиту, а сама плита не трескалась. "Георгий Победоносец" имел уже более прочные плиты из крупповской стали. Они изготовлялись по более сложной технологии с применением различных добавлений.

Все плиты крепились броневыми болтами, которых приходилось от восьми до двенадцати на плиту. Бронировались и боевые командирские (капитанские) рубки. Они имели по четыре—пять плит различной толщины (152-мм на "Екатерине II", 203-мм на "Чесме", 229-мм на "Синопе" и "Георгии Победоносце"). На "Екатерине Н" и "Чесме" рубки в плане были круглые с внешним диаметром 3,3 м, на остальных двух — грушевидной формы.

Горизонтальная броня палуб состояла из 57-мм стальной настилки поверх броневого пояса вне казема­та и 63-мм стальных листов поверх верхнего каземата (на "Георгии Победоносце — 38,1 мм).

Легкие броневые прикрытия для защиты от огня малокалиберной артиллерии и осколков имели и барбетные установки.

На "Екатерине Н" вращающееся прикрытие толщиной 38 мм и диаметром, равным диаметру установ­ки, находилось водном уровне с верхней палубой.

В прикрытиях имелись вырезы по форме стволов 305 мм орудий, в которые они проходили при подъ­еме для стрельбы. На остальных трех кораблях прикрытия барбетов также вращались с установками. Они имели различную форму и защищались стальными листами от 38 до 63,5 мм.

 

д) Артиллерийское вооружение

 

Артиллерийское вооружение главного калибра состояло из шести 12-дюймовьис (305-мм) и семи 6-дюймовых (152-мм) орудий.

На "Екатерине II" и "Синопе" 305-мм орудия образца 1877 г. имели длину в 30 калибров (9,14 м). Каждое такое орудие весило 51,3 т (начальная скорость снаряда 570 м/сек., толщина пробиваемой желез­ной плиты у дула 508 мм, на расстоянии 1852 м — 186 мм, дальность полета снаряда при угле возвышения 6° — 27,5 каб. "Чесму" и "Георгий Победоносец" вооружили более мощными 305-мм орудиями образца 1SS5 г. с длиной канала в 35 калибров. Орудие весило 56,2 т, а его длина равнялась 10,64 м (начальная скорость снаряда 637 м/сек., дальность стрельбы при угле возвышения в 6° 32,5 каб., толщина пробиваемой железной плиты у дула 670 мм, на расстоянии 1852 м — 280 мм).

Из 24 305-мм орудий броненосцев 21 изготовили на Обуховском заводе и 5 (для "Чесмы") в Германии на заводе Крупна. Орудия стреляли снарядами весом по 331,3 кг (заряд пироксилина 17,2 кг). Вес боевого заряда составил 112,4 кг бурого пороха. Боекомплект каждого корабля составлял 60 снарядов на ствол. На каждый снаряд полагалось по 2 полузаряда, хранившихся в отдельных ящиках — кокорах.

305-мм орудия размещались попарно на трех установках внутри 305-мм броневого грушевидного казе­мата.

Каждая установка состояла из вращающегося стола с решетчатым основанием, двух станин с компрессорами под орудия, механизмов горизонтального и вертикального наведения и системы подачи снарядов и зарядов к орудиям. Кроме того, их устройство позволяло наводить орудия и вручную. Для вращения стола, наведения орудий и заряжания использовались гидравлические приводы. Основной функцией станин (станков) являлось гашение энергии выстрела, наведение ствола по вертикали и заряжание.

Система заряжания состояла из механизмов для подъема снарядов и зарядов на линию досылания в камору и гидравлических прибойников. Заряжание ствола происходило при его строго определенном поло­жении — угле возвышения 6° и различном угле горизонтального наведения для каждой установки. Только в таком положении подавался боезапас с перегрузочного отделения в каземате для подъема к лотку досылателей и последующей его досылки в камору.

Для "Синопа" и "Чесмы" орудийные установки спроектировал и изготовил Металлический завод, для "Георгия Победоносца" — Путиловский, а для "Екатерины II» — завод Андерсона в Англии.

В отличие от других кораблей орудийные станки на "Екатерине II" были снижающимися- Орудия, на­ходясь в нижнем положении, заряжались и поднимались на высоту 1,2 м над палубой только для выстрела.

Сектор обстрела 305-мм носовых орудий составлял по 125° на свой борт от диаметральной плоскости и по 30* на противоположный борт (общий сектор обстрела 155°). Кормовая установка наводилась по горизонту в пределах 202° (по ЮГ на правый или левый борт). Максимальный угол возвышения орудий равнялся 15°, снижения — 2°.

В дополнение к орудиям главного калибра на батарейных палубах броненосцев размещалось по 7 6-дюймовых (152-мм) орудий образца 1884 г. с длиной ствола в 35 калибров. Орудие весило 6,4 т и размещалось на бортовых станках системы Креля. Все 28 станков изготовил Металлический завод, а орудия — Обуховский. Орудия стреляли снарядами весом по 41,4 кг. При начальной скорости в 645 м/сек,, даль­ность полета снаряда при максимальном угле возвышения ствола равнялась 32 кб. Боезапас определялся из расчета по 160 снарядов на один ствол. Как 305-мм, так и 152-мм орудия имели векторные прицелы.

Помимо 152-мм орудий, на батарейной палубе размещались еще 8 47-мм пятиствольных скорострельных пушек системы Гочкисса. Они предназначались для борьбы с миноносцами. На "Георгии Победоносце", в отличие от первых трех кораблей, установили 8 более новых 47-мм одноствольных орудий (боекомплект на ствол 1080 снарядов).

Малокалиберные орудия для борьбы с миноносцами располагались и на марсах. На первых трех кораблях установили по 4 37-мм пятиствольных орудия Гочкисса. На "Георгии Победоносце" на марсе сто­яло 10 37-мм одноствольных пушек (боекомплект по 2700 снарядов на ствол).

В артиллерийское вооружение каждого корабля входило по 2 63-мм десантных орудия системы Барановского. При высадке десанта их устанавливали на колеса и доставляли на берег на катере.

Общий вес артиллерийского вооружения на "Синопе" составил 1134,5 т, "Георгии Победоносце" — 1168,3 т. Приблизительно столько весило вооружение и на двух других кораблях.

 

е) Минное вооружение

 

Каждый корабль имел по семь торпедных аппаратов диаметром 356 мм. Шесть аппаратов размещались по бортам (по три с борта) и один в корме. Аппараты располагались в "яблочных" шарнирах на нижней (броневой) палубе, а сектор их наведения колебался от 60° (для бортовых) до 29° (для кормовых). Стреляли аппараты 19-фунтовыми (3,35 м) торпедами образца 1886 г. Иногда для учебных целей на стрельбах применяли и более старые мины образца 1878 г. Запас торпед как правило составлял 20 единиц.

На минных катерах устанавливались аппараты для метательных несамоходных мин.

Для защиты от мин броненосцы снабдили противоторпедными сетями, изготовленными как в Англии, так и на Кронштадтском пароходном заводе. Так на "Георгии Победоносце" на каждом борту крепилось по 14 шестов, а общий комплект сетей состоял из 45 полотнищ размером 7,5x6 м.

Для минных постановок корабли имели до 65 сферических мин. Их устанавливали в боевое положе­ние с плотика, образованного барказом и катером.

К минному вооружению относилось и электрооборудование. Электроэнергию на броненосцах вырабатывали 2 динамомашины Сименса (на "Георгии Победоносце" 3 динамомашины Грамма-Сименса). Все помещения корабля освещались лампами накаливания (чуть более 500 шт.) мощностью в 25 ватт. Кроме освещения, электроэнергия шла к прожекторам. Каждый броненосец имел по два прожектора Манжена с диаметром отражателя 90 см (на "Георгии Победоносце" имелось 3 75-см прожектора).

 

ж) Главные и вспомогательные механизмы

 

Каждый броненосец имел по две вертикальные трехцилиндровые паровые машины, работавшие на свой винт. На "Чесме" и "Екатерине II" машины имели двойное расширение пара, на двух других кораблях — тройное.

Для обеспечения бесперебойной работы механизмов, а также и для других нужд предназначались вспомогательные паровые машины меньших размеров. Их мощность колебалась в пределах от 3-х до 72 л. с Так на "Георгии Победоносце", помимо двух главных машин, имелись еще 65 вспомогательных паровых ма­шин (из них 12 предназначались для форсированной вентиляции котлов), "Синоп" имел 44 вспомогатель­ные паровые машины. Помимо главных котлов, имелись и вспомогательные. На "Георгии Победоносце" их было 4, на "Синопе" — 2.

Проектный запас угля (870 т) позволял каждому броненосцу почти дважды обойти все черноморское побережье по маршруту Севастополь—Новороссийск—Батум—Стамбул—Варна—Одесса—Севастополь, находясь все время в пределах видимости берега.

 

ТТД броненосцев типа "Екатерина II"

 

"Екатерина II»

"Чесма"

"Синоп"

"Георгий Победоносец"

Длина наибольшая, м

103,47

Длина по ГВЛ, м

101,13

Длина между перпендикулярами, м

97.53

Наибольшая ширина, м

21.03

Площадь мидель-шпангоута, м

469.8

Площадь ГВЛ, м2

5359

Осадка проектная/фактическая

7,9/8,5

7,9/8,8

7,9/8,6

7,9/8,5

Водоизмещение проектное/фактическое

9990/11050

9990/11396

9990/11310

10280/11032

Превышение проектного водоизмещения, %

10,6

14

13,2

7.3

 

ТТД главных механизмов броненосцев типа "Екатерина II"

 

"Екатерина II"

"Чесма"

"Синоп"

"Георгий Победоносец"

Рабочее давление пара, атм.

6,3

6.68

8,79

10,5

Диаметр ЦВД, мм

1520

1702

1118

1194

Диаметр ЦСД, мм

1600

1727

Диаметр ЦНД, мм

2130

2032

2413

2540

Ход поршня, мм

1060

1143

П43

1220

Наибольшее число оборотов, об/мин.

86

92

100

95

Число котлов, шт.

14

14

14

16

Диаметр винтов, мм

548

549

488

500

Шаг винта, м

6,63

6,1

6,8

5,8

Общий вес (с котлами и водой) тонн/% от водоизмещения

1461/14,5

1464/14,6

1400/14,2

1425/14.3

Суммарная мощность, контрактная фактическая

9000 9101

9000 9059

9000 8S88

11000* 10600

Наибольшая скорость, узлы/дата испытания

/23.5.89

13.58/24.6.88

15.0/30.9.92

16.5/9.6.94

Дальность плавания, узлы/мили

14,5/1367

10,3/2380

8/4600

14/1580 10/2160

Дата заключения контракта

1883

16.6.84

30.6.85

24,12.89

Место изготовления, страна завод

Россия Балтийск.

Бельгия Коккериль

Англия Нэпира

Англия Модслея

* Суммарная мощность при форсированной тяге котлов