Предисловие

 

История строительства миноносцев для русского флота во Франции началась ещё в 80-х годах девятнадцатого века. Именно тог­да французские верфи получили первый рус­ский заказ на 4 крошечных, по современным понятиям, миноносца — около 70 тонн водо­измещения каждый. По окончании построй­ки судостроительным заводом Нормана "100 - тонных" миноносцев "Свеаборг" и "Ревель" в 1886 г. судостроение для русского флота продолжилось в более "крупных формах". Вслед за строительством ряда крейсеров рус­ского флота в 90-х годах ("Адмирал Корни­лов", "Светлана") последовали броненосные крейсера типа "Баян" и эскадренный броне­носец "Цесаревич". Только в начале двадца­того века, по причинам крайней загрузки оте­чественных верфей, Россия в третий раз разместила заказ на пять новых миноносцев во Франции.

Это вызывалось резким изменением мор­ской политики Российской империи. Государ­ственные и военные чиновники оценили серьез­ность угрозы, исходящей от Японии. В начале 1898 года Николай II утверждает новую кораблестроительную программу "для нужд Дальнего Востока". Объединенная с програм­мой 1895 года, она должна была обеспечить пре­восходство русского флота над "потенциаль­ным" противником примерно на 30 %.

Последовавшая вскоре после постройки и сдачи "форелей" (так назывались миноносцы этой серии) Русско-Японская война и сопутство­вавшие ей "чрезвычайные обстоятельства" сде­лали необходимым и возможным срочный и ещё больший по размерам (11 единиц!) заказ на по­стройку эскадренных миноносцев этого типа для русского флота. О пяти эсминцах типа "Форель" и одиннадцати типа "Лейтенант Бураков" и рас­сказывает эта книга.