Путь на Восток

 

Возвращаясь в Гавр, "Форель" приняла на борт минный (четыре торпеды) и артиллерийс­кий боекомплект для вооружения во Франции "Осетра" и "Стерляди". В октябре после внезап­ной смерти командира лейтенанта Кедрова ко­мандиром "Форели" был назначен капитан 2-го ранга Александр Сухомлин.

Сразу же по выходу (30 октября 1901 г.) "Форель" попала в жестокий девятибалльный шторм. Крен временами превышал 40°, нача­лось обледенение носовой части и орудийной платформы. Перегрузка давала себя знать, по­ложение становилось угрожающим, и истреби­тель был вынужден укрыться от шторма за ос­тровом Готланд. Только 6 ноября он вошел в Кильскую бухту.

Но и здесь его ожидали новые неприятно­сти, которые хорошо описаны в рапорте коман­дира капитана 2 ранга А. Сухомлина. Вина про­водившего корабль лоцмана была очевидна. Но при более тщательном рассмотрении дела Ад­миралтейство рекомендовало не возбуждать су­дебного дела, так как даже при выигрыше дела, согласно утвержденному "Положению о Куксгафенских лоцманах от 5 мая 1893 года", ни лоц­манская компания, ни лоцман Гэтиэнс не несли в данном случае ни какой материальной ответ­ственности.

Но "злоключения" эсминца не закончи­лись! ... В Гамбурге при постановке в док его поставили на опорные конструкции настолько небрежно, что кормовая часть корпуса получи­ла значительную деформацию в трех листах. Прогибь оказалась так велика, что было слома­но угловое железо за листами обшивки и обра­зовалась течь на заклепках... Призванные экс­перты Гамбургской товарной палаты подтвердили безусловную вину судоремонтно­го завода во "вторичной" аварии эсминца. Но по "неясным" для МГШ причинам капитан 2 ранга Сухомлин, не дожидаясь юридического оформления акта и наскоро "подлатав" корпус, спешно вышел в Гавр 2 декабря, даже не соста­вив "окончательного" акта.

По прибытии же в Гавр (7 декабря 1901 г.) корабль сразу встал на текущий ремонт. В ходе его значительная часть исправлений, сделанных в Гамбурге, была переделана ввиду "небрежности их исполнения". К этому времени по желез­ной дороге в Гавр прибыли заказанные опрес­нители Круга. Но когда завод приступил к их установке на кораблях (20 ноября 1901 г.), обна­ружилось, что новые опреснители имеют разме­ры более положенного по штату и не могут быть установлены на свои места. Пришлось отправ­лять во Францию ещё один комплект опресни­телей! Что же касается времени, то его уже дав­но никто не учитывал.

Опасения вызывала и прочность корпусов "Форели" и "Стерляди" в районе машинных люков в связи с предстоящим переходом отряда через Индийский и Тихий океан. Как отмечалось в отчете от 19 октября 1901 г., "... В этом месте палуба прервана люками почти на половину сво­ей ширины и расчетное напряжение стали дос­тигает здесь величины 5 тонн на квадратный де­циметр площади. К этому необходимо учесть и продольный разнос котлов относительно кор­пуса ..." Предлагалось усилить продольные свя­зи корпуса наложением стальных пластин размером 6000 х 400 х 6 миллиметров с каждого бор­та. МГШ "не возражал" против этой доработки и рекомендовал подготовить документацию на проведение работ... в Порт -Артуре! Тем не ме­нее они были установлены во Франции. Завод Нормана выполнил поступившее 21 ноября 1901 г. из Петербурга разрешение провести "указан­ные работы" в течение десяти рабочих дней.

20 января все три корабля вышли из Гав­ра, под общим командованием капитана 2 ран­га В.К. Ержирковского, державшего флаг на эс­минце "Стерлядь". Они следовали в Пирей для соединения с отрядом контр-адмирала А.Х. Кригера. Но совместному плаванию не дове­лось быть долгим. Сразу по уходу лоцмана на "Осетре" сработал предохранительный клапан холодильника левой машины, и корабль вер­нулся в порт.

Очередной "сюрприз" преподнесли уже артиллерийские станки. Во время сборки комп­рессора 47-мм артиллерийской установки на "Осетре" оказалось невозможным снять передние кольца крепления штока. Их разрезали и заменили, но "ввиду непонятности причины и ос­торожности" МТК рекомендовал из орудия не стрелять, а снять его и отправить в Россию вме­сте со станком и уже "на месте" разобраться в причине этого явления. Взамен разрешили по­ставить аналогичную артиллерийскую установ­ку, сняв её с других кораблей, строящихся во Франции — с крейсера "Баян" или броненосца "Цесаревич".

Испытания же "Кефали", спущенной в Гав­ре на воду 16 ноября 1901 г., и "Лосося" нача­лись только в январе 1902 г. И только к лету 1902 года, показав максимальную скорость 28 и 28,4 узла, соответственно, они закончили их 22 июня 1902 года — последние "форели" официально вступили в кампанию.

Снаряды для испытания артиллерийских установок подлежали поставке из России. При этом в письме от 4 февраля 1902 г. наблюдаю­щий за постройкой Лебедев категорически по­требовал, чтобы в документах на груз снаряды были названы "снарядами". А не "железными изделиями" (Fer-ronneries), как это было сделано в прошлый раз. Это создало та­кие проблемы на французской таможне, что для их разрешения потребовалось личное вмешательство адмирала Антуани — начальника порта Гавр.

9 марта 1902 года все "птичье-рыбьи" названия 43 миноносцев рус­ского флота были заменены на "имена прилагательные". Новые имена полу­чили и "французы": "Внимательный" ("Форель"), "Выносливый" ("Стер­лядь"), "Властный" ("Кефаль"), "Вну­шительный" ("Осетр") и "Грозовой" ("Лосось").

Задержки всякого рода шли пото­ком, цепляясь одна за одну: снаряды, на­правленные в Гавр, согласно документа­ции, 9 марта туда всё ещё не прибыли. Но даже их прибытие 14 мая уже не имело значения, так как запрошенные только 30 апреля из России комендоры во главе с лейтенантом Пеллем могли прибыть в Гавр не ранее 2 июня. При этом, несмот­ря на более чем годовую задержку в сда­че кораблей, Адмиралтейств-Совет ре­шил, что "казна убытков и затруднений не понесла", и постановил не начислять заводу штраф за "задержку".

26 июля 1902 г. "Властный" вступил в кампанию, имея на борту 57 человек экипажа (4 офицера, 12 унтер-офицеров и 41 матроса).

Но "хроническая болезнь" русского паро­вого флота — некомплектность и неопытность машинно-котельной команды — очередной раз проявила себя: на "Грозовом" (б. "Лосось") по недосмотру пережгли трубки четвертого котла. Так, обнаружив падение уровня воды в котле № 4, кочегарный квартирмейстер (Принятое в русском флоте ХIХ-ХХ веков звание ун­тер-офицера корабельной службы) Зотов ничего не предпринимая, послал за кочегарным квартир­мейстером Юрьевым. Юрьев послал за машини­стом Ушановичем. Уже втроём убедившись в "падении уровня", они послали за судовым ме­хаником Николаем Гебрихом. Ко времени при­бытия последнего котел "благополучно" пере­горел и вышел из строя.

Проведя первичный ремонт в Христианзанде (Норвегия), "Грозовой" двинулся далее на буксире срочно вызванного из Кронштадта крейсера "Азия". Только в Копенгагене удалось поднять пары в двух котлах. По прибытии в Копенгаген был закончен и примерный расчет фактического расхода угля на одну милю для эсминцев типа "Форель".

Результаты оказались следующими: при 12 узлах — 49 кг, 15 узлах (экономический ход) — 45 кг, 17 узлах — 65 кг.

Придя в Кронштадт 3 и 4 августа 1902 года, "Грозовой" и "Властный" сразу начали подготовку к походу в Тихий океан. Ввиду нео­бычной длительности и сложности предстояще­го похода в штаты каждого эсминца был вклю­чен "дополнительный" старший квартирмейстер и фельдшер. Флагману соединения капитану 2 ранга Григорию Беляеву было указано на воз­можное сбережение машин и их ресурсов.

Для этого "рекомендовалось" во время сто­янок в портах паров в котлах не иметь, освеще­ние использовать только масляное или свечное, опреснители не включать, воду брать только с берега. Зачисление кораблей в состав эскадры Тихого океана исчислялось с прихода в Аден.

В Порт-Артур оба истребителя вышли уже 24 сентября 1902 года. Экипаж каждого составили 58 человек (41\42 рядовых, 12\11 унтер-офи­церов и по пять офицеров, соответственно, на "Грозовом" и на "Властном"). Сверх штата на борт "Властного" был принят заводской техник. Каждый нес на борту две мины Уайтхеда и че­тыре запала к ним.

До Киля миноносцы шли 16-узловым хо­дом, имея в работе кормовые котлы. Зайдя не­надолго в Шербур для устранения незначитель­ной поломки правой машины "Грозового", они ушли в Палермо, а оттуда 20 ноября в Пирей.

В Палермо же собрался наконец весь от­ряд Ержиковича. С марта 1902 года три других эсминца без движения стояли там из-за постоян­ных поломок на "Внимательном" (б. Форель). В Пирее корабли "застряли" в очередной раз — теперь уже в ожидании отряда контр-адмирала Э.А. Штакельберга.

За исключением предпринятого в 1891 году совместного похода кораблей (сопровождение крейсера "Память Азов" с цесаревичем на бор­ту), русские корабли десятилетиями переходили на Тихий океан, сохраняя при этом лишь услов­ную боеготовность. В 1903 году русский флот предпринял попытку послать на Тихий океан полноценную боевую эскадру. Предполагалось, что соединение (2 эскадренных броненосца, 4 крейсера и 7 эсминцев) проделает путь на Даль­ний Восток в "условиях, максимально прибли­женных к военному времени", и составит в Порт-Артуре сплаванное и боеспособное ядро Тихоокеанского флота.

Но высокая аварийность новейших кораблей и недостаточная подготовленность личного состава не оставили камня на камне от "благих намерений". Дальнейший путь на Восток очень быстро превратился в раздельное плаванье оди­ночных кораблей, с непрерывным ремонтом механической части на каждой стоянке.

А ведь экспедиция Штакельберга могла бы стать "генеральной репетицией" похода 2-й Ти­хоокеанской эскадры З.П. Рожественского!