Постройка

 

Война 1904 года перевернула и расплеска­ла затхлый омут адмиралтейских кабинетов. Она вошла в страну жестоким, безжалостным и не­подкупным прокурором. Наступало время рас­платы за эпоху застоя в годы правления Нико­лая II. Стране, перешедшей в 1898 году на золотое обеспечение рубля, пришло время рас­плачиваться за свое предпоследнее место в Ев­ропе по военному бюджету на душу населения — 2 рубля 50 копеек (на 1897 год) ("Россия" Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона стр. 180.). Расплачи­ваться за соотношение 60 миллионов рублей, вы­деленных "на флот" в 1897 году, к выделенным в том же году 151 миллиону рублей морского бюджета в "отсталой и нищей Японии" (Там же. стр. 184).

Но только когда началась война, стали спешно снаряжать эскадры и слать подкрепле­ния. И каждый шаг, сделанный на этой войне, стоил в десятки и сотни раз больше, чем грошо­вые довоенные "экономии". В пышущую топку войны летели не "пачки ассигнаций" — в заре­ве Порт-Артурских пожаров сгорало будущее великой Империи. Броненосцы 2- и эскадры Ти­хого океана уже стояли у достроечных стенок, но эскадра не могла быть послана в далекий поход без включения в неё достаточного числа эсминцев. С учетом перегруженности верфей и дефицита времени (военного времени!) было принято решение: заказать "недостающее чис­ло" миноносцев за границей.

Возможность размещения заказа в Англии серьезно не рассматривалась ввиду её заведомо прояпонской позиции. К тому же совсем недавно Франция выполнила русский заказ на постройку 5 истребителей типа "Форель". Теперь же речь шла о заказе тем же заводам сразу 11 эскадрен­ных миноносцев этого улучшенного типа. Ана­логичный заказ на 10 "разборных" эсминцев (т.е. предназначенных для перевозки железной доро­гой и последующей сборки во Владивостоке) был размещен и на верфях Германии.

По четыре корабля предполагалось к по­стройке на заводе "Форж и Шантье" в Гавре и Ла-Сене. Оставшиеся три миноносца брался по­строить в Гавре завод А. Нормана.

Переговоры велись только от имени заво­да "Форж и Шантье" и держались в такой тай­не, что даже русский морской агент во Фран­ции Г.А. Епанчин узнал о них только в конце сентября, и причем из "частных источников" (Принятое в Императорском флоте наименова­ние должности военно-морского атташе).

В предварительном договоре Морское министерство категорически настаивало на са­мых кратчайших сроках готовности: начать все испытания кораблей не позднее ноября 1905 года с тем, чтобы, совершив самостоя­тельный переход зимой 1905-1906 годов, они могли принять участие в боевых действиях. Это не оставляло времени для проектирования других вариантов, кроме как использование уже готовой и отработанной документации на ранее построенные миноносцы типа "Форель": спецификация на них была утверждена МТК 30 сентября 1904 года.

"Форж и Шантье" начал постройку стре­мительно, даже не дожидаясь юридического оформления контракта. К декабрю 1904 года обшивка первого эсминца была уже доведена до верхней палубы, закончена поковка валов и от­ливка основных частей механизмов. Гораздо хуже обстояло дело на заводе Нормана: без до­кументации "на предъявление поставщикам" срывались своевременность поставок и контрак­тные сроки. Контракт на "поставку 11 эскадрен­ных миноносцев" стоимостью по 1 590 тысяч франков (В сумме 17 490 тысяч франков) был подписан только 10 декабря 1904 г. Он был подписан главным директором завода "Форж и Шантье де ла Медитерране", с французской стороны и на­чальником отдела сооружений ГУ-КИС контр-адмиралом А.Р. Родионовым, с русской стороны. При этом французская сторона по­лучала право поручить постройку трех из них заводу Нормана в Гав­ре, которым она и воспользовалась. Сроки же окончательной сдачи определялись статьёй пятой контрак­та "не позднее 1(14) ноября 1906 года". Шестая оговаривала неустойки за не­добор каждой четверти узла до "кон­трактной скорости". Статья седьмая оговаривала неустойку в размере 100 франков за каждый день, в течение первых двух месяцев. В дальнейшем размер неустойки возрастал, и по ис­течении 4 месяцев "заказчик" имел право на расторжение контракта.

Был оговорен ряд "форсмажорных" обстоятельств, но только при условии их засвидетельствова­ния русскими инженерами, наблюда­ющими за постройкой. На ряду со стихийными бедствиями в их число на этот раз внесли стачки и забастов­ки, чего так и не удалось достигнуть при составлении контракта на пред­шествовавшие им "форели". И нельзя не отметить, что по причине "срочности заказа" каждый из "Бураковых"— так называлась вторая серия — практически равнялся по цене двум "форелям".

Уже в сентябре 1904 года МТК одобрил строительную специфика­цию. 12 октября контр-адмирал А.Р. Родионов сообщает в Петербург, что во Франции уже заготовили строительные материалы и теперь он рекомендует, не откладывая, на­значить наблюдающим за построй­кой старшего инженер-механика Петрова. 12 ок­тября МТК отдает соответствующее разрешение А.Р. Родионову.

4 ноября завод "Форж и Шантье" просит о присылке по одному компасу каждого типа, для составления чертежей их размещения на корабле и подгонки на месте. Завод настоятельно просил сделать это не позднее января 1905 года. Через месяц последовал аналогичный запрос от наблюдающего за постройкой. Он просил о присылке: одного лота Томсона, од­ного лага, командирской койки и чемодана общего образца, матраца и одея­ла. Всё это было выслано в Гавр на имя старшего помощника судостроите­ля Лебедева.

Уже ко 2 декабря первый "контрминоно­сец" обшили внешней об­шивкой и для него отлили основные части главных механизмов, выковали и подготовили к установке гребные валы. Строи­тельство продвигалось настолько успешно, что наблюдающий за пост­ройкой корабельный ин­женер Г.И. Лидов сооб­щил в начале февраля в Петербург о возможнос­ти досрочной сдачи неко­торых из них. 28 апреля первым четырем из них были присвоены названия, и одновременно их зачислили в состав флота.

В эти же дни завод срочно просит прислать из России воздухонагнетательные насосы, кру­говые рельсы торпедных аппаратов, установки (станки) артиллерийских орудий и компасы.

В целях "наивозможной секретности" пред­стоящий спуск первого из них ("Лейтенанта Буракова") было приказано проводить "без цере­монии", русский флаг не поднимать, а русским офицерам находиться в штатском. Такие же меры предосторожности предприняли и при спуске ми­ноносцев в Германии, на заводах Круппа.

10 июня завод в очередной раз воззвал к МГШ: "Ускорьте поставку компасов!". На это последовал неожиданный ответ: "Штатные ком­пасы привезут и поставят гг. офицеры по при­бытии на корабли. Русские компасные установ­ки вам выданы не будут, устанавливайте свои, наличные, по временной схеме". По прошествии каких-то десяти дней в МГШ пришла ожидае­мая телеграмма. Капитан 2- го ранга Винтер со­общал из Гавра: "Сегодня, 20 июня 1905 года, в 9 часов утра спущен на воду эскадренный ми­ноносец "Лейтенант Бураков" (Ранее имя "Лейтенант Бураков" носил самый быстрый миноносец Порт-Артурской эскадры, погибший 1 июля 1904 в бухте Тахэ. Построенный в Германии для Китая, в ходе "боксерского" восстания он был захвачен ан­гличанами при атаке фортов Таку и передан Российско­му флоту. Эсминец назвали по имени артиллерийского офицера канонерской лодки "Кореец" лейтенанта Евгения Николаевича Буракова — единственного офицера русского флота, погибшего в ходе конфликта 1900-1901 годов ("Бок­серское" восстание))

Но если у "Фордж и Шантье" работа шла вполне успешно, то постройка трех "нормановских" миноносцев затягивалась настолько, что сдачу заказчику уже приходилось планировать уже на декабрь 1905 года.

Несмотря на огромную переплату "За срочность заказа", "исполнители" резко снизили интенсивность работ на кораблях. 26 октября Лебедев особо обращает внимание на это оче­видное несоответствие.

А в это время Морское министерство су­дорожно изыскивало способы доставки кораб­лей в Россию. Вся деликатность ситуации заклю­чалась в том, что, по существовавшему в то время международному законодательству "ком­плектация и выход в море судов под флагом одной из воюющих стран из третьей" являлись серьёзным нарушением международных юриди­ческих норм. Рассматривался даже вопрос о воз­можности их перехода в Россию под французс­ким флагом. Ситуация разрешилась только в виду близкого окончания войны.

Затратив огромные средства на "спешное усиление флота и армии", русское правительство отказалось от продолжения войны в момент, когда сухопутная японская армия оказалась на грани разгрома. К моменту заключения "похаб­ного" (пользуясь терминологией В.И. Ленина) Портсмутского мира Россия сосредоточила на Дальнем Востоке полумиллионную армию, добившись трехкратного численного перевеса над пол­ностью обескровленным противником. Японской армии не хватало снарядов, транспорта и кадро­вых офицеров. Финансовое положение Японской империи становилось всё более безнадежным, в то время как золотой запас России превышал япон­ский почти восьмикратно. В дополнение к этому выяснилось, что пропускная способность Транс­сибирской магистрали почти вдвое превышает ве­личину, с оглядкой на которую планировал вой­ну японский Генеральный штаб.

 

Хронология строительства и испытаний миноносцев типа "Лейтенант Бураков"

Название корабля

Завод.№

Завод - строитель

Дата спуска

Дата начала испытаний

Скорость узлов\водоизм. тонн

Скорость на 1912 год

"Л-т. Бураков"

283

Ф.и Ш(Гавр)

20.6.1905

30.06.1905

26,37\ 312,4

21 (191 1г.)

"Меткий"

284

Ф.и Ш(Гавр)

24.6.1905

11.08.1905

26Д312

23,5

"Молодецкий"

285

Ф.и Ш(Гавр)

15.9.1905

12.10.1905

26,29\312

24,3

"Мощный"

286

Ф.и Ш(Гавр)

3.10.1905

24.10.1905

27,5\313,6

22

"Ловкий"

А

А Норман и К° (Гавр)

15.10.1905

1.11.1905

27,6\315,9

23

"Летучий"

В.

А Норман и К° (Гавр)

16.11.1905

28.11.1905

27,39\318,5

-

"Лихой"

С.

А Норман и К° (Гавр)

13.12.1905

2.01.1906

27,45\315,4

-

"Искусный"

982

Ф.и Ш(Ла-Сен)

11.7.1905

14.09.1905

26,1\329,3

24

"Исполнительный"

983

Ф.и Ш(Ла-Сен)

30.7.1905

29.09.1905

26,3\328,2

24\(1911г.)

"Крепкий"

984

Ф.и Ш(Ла-Сен)

24.8.1905

26.09.1905

26.6V321.2

-

"Легкий"

985

Ф.и Ш(Ла-Сен)

27.9.1905

2.10.1905

26,07\319,0

21,1\(1913г.)

 

Среди японской военной элиты крепло по­нимание, что мир гораздо нужнее Японии, чем

России. И война, в конечном итоге едва не став­шая катастрофой для Японии, была доблестно выиграна её дипломатами. Ввиду "предстоящего заключения мирного договора" 16 июля 1905 года морское министерство приняло решение о прибытии эсминцев в Россию "по окончании военных действий".

В октябре достигли и окончательного ре­шения о переводе эсминцев в Россию француз­ской вольнонаемной командой. Это стоило ещё одной дополнительной платы: по 48 тысяч фран­ков за переход каждого миноносца из Гавра и 75 тысяч франков из Ла-Сена.