Служба

 

В ходе очередного переоборудования 1908 года "Бураковы" были дополнительно оснаще­ны оборудованием для ведения минных поста­новок. Минные рельсовые пути проложили по "решетчатому настилу". Там же при выходе на минную постановку располагались и мины заг­раждения.

В результате этого дополнения перегру­женные корабли "достигли и превысили" 400-тонный рубеж водоизмещения. Реальная загруз­ка корабля при углублении на 1 дюйм (при 420 тоннах водоизмещения) составила около 6,7 тонны. Соответственно упала и скорость, и до критических величин снизилась остойчивость. Все более очевидным становился заведомо устарелый проект "Бураковых" на момент их по­стройки, а тем более ко времени службы.

К этому добавлялся и огромный некомп­лект личного состава (последствия прошедшей войны и революции), усугубляемый заведомо недостаточным финансированием флота в 1906-1909 годах. В связи с предстоящим в 1909 году уходом в запас 8314 нижних чинов призыва вой­ны 1904-1905 гг. и много меньшим "призывом мирного времени" (6600 человек) ожидалось дальнейшее ухудшение комплектации личным составом.

Служба "молодых стариков" в межвоен­ные годы не отличалась изобилием событий. Ру­тинная "работа" кораблей "второй линии" была на редкость однообразна. В ней не было ни "далеких похо­дов", ни "ответственных пору­чений". Положение стало ме­няться с приходом нового командующего флотом адми­рала Николая Оттовича Эссе­на — лучшего и достойнейше­го ученика С.О. Макарова. Комфлотом не служил во фло­те — он жил в нем, создавая ту изумительную военную маши­ну Балтийского флота, кото­рую "зловредные тевтоны" так и не смогли победить.

В 1913-1914 годах был проведен очередной и после­дний (как оказалось) капиталь­ный ремонт "Бураковых". На них заменили винты, провели большое количество профи­лактических работ, заменили все котельные трубки.

Напряженность боевой учебы быстро нарастала. Не так просто оказалось выдержи­вать темп обучения "школы Эссена". Недостаточная выуч­ка оборачивалась ростом чрез­вычайных происшествий.

Так, 25 октября 1913 года эсминец "Летучий" вышел в море для определения девиа­ции. По возращении он при­близился к месту стоянки, намереваясь занять место между "Лихим" и "Мощ­ным". Неожиданно "Ле­тучий" дал задний ход и покатился кормой впра­во. Несмотря на предуп­редительные свистки и отмашку красным флаж­ком с кормы, маневр за­поздал примерно на одну минуту и "Летучий" уда­рил левым кормовым от­водом паровой катер, стоявший у борта учеб­ного судна "Двина" (быв­ший крейсер "Память Азова"). Отвод сломался, серьёзно повредив катер. На эсминце был также сломан и правый отвод. Следствие установило, что, получив по машинному телеграфу коман­ды "малый вперед", машинисты ошибочно дали задний ход.

Новое столкновение, произошедшее 22 ап­реля 1914 года, имело гораздо более серьёзные последствия. Около 14 ч 35 мин в ходе перестро­ения дивизиона из строя фронта в строй киль­ватера поворотом на 8 румбов вправо "Легкий" запоздал с маневром. Решив войти в строй и опи­сав циркуляцию, командир "Легкого" капитан 2-го ранга Павел Викторович Вилькен, увеличив скорость, попытался войти в строй вслед за "Крепким". Но, несмотря на уменьшение скоро­сти при вхождении в строй, "Легкий" продол­жал опасно сближаться с "Крепким". Была дана команда "Руль вправо!" и "Правой машине пол­ный назад". Но прежде чем машина успела за­работать назад, "Легкий" коснулся форштевнем "Твердый" в районе правого борта на уровне кормовой пушки.

Удар был такой, что "... от удара я покач­нулся и ухватился за поручни мостика", — го­ворил на следствии матрос 2-й статьи "Крепко­го" Петр Александрович Васягин. В момент столкновения "Крепкий" имел 17-узловойход. В первые минуты последствий столкновения вид­но не было. Но через 30 мин поступил доклад о появлении воды в трюме под унтер-офицерским помещением. Через несколько минут вода под­нялась выше трюма и выступила на жилой па­лубе. На "Крепком" запустили водозаборный эжектор и подняли сигнал "Имею пробоину", и корабль вышел из строя.

После постановки "Крепкого" в док уста­новили следующие повреждения: отломаны кромки 3-х лопастей правого винта на глубину от 2 до 4-х дюймов, помята наружная обшивка на два фута выше и ниже ватерлинии у шпанго­утов №№ 40,41 и 42, шпангоут № 42 сломан, 40-й и 41-й отошли от листов и дали трещины. Стоимость устранения повреждений составила 250 рублей. "Легкий" повреждений не имел.

Последовавшее за несколько недель до на­чала первой мировой войны столкновение "Мощного" с "Лихим", к счастью, не имело зна­чительных последствий для обоих.

Не имея достаточного количества сил на море с первых же дней войны, Н.О. Эссен должен был использовать все наличные корабли с "наивозможнейшей интенсивностью". Уже 13 августа к месту гибели немецкого крейсера "Магдебург" в числе других кораблей выходят миноносцы "Рьяный" и "Лейтенант Бураков". На последнем держит флаг начальник Приморского фронта Балтийского моря. Идя в плотном, державшем­ся до второй половины дня тумане, в 11 ч 40 мин объявили боевую тревогу и выпустили торпеду в "неизвестный крейсер"... Парой минут спустя "незнакомец" был опознан как крейсер "Паллада". По счастью, торпеда прошла мимо, как и че­тыре ответных залпа "Паллады".

Подойдя к месту гибели "Магдебурга", ко­рабли приняли участие в эвакуации немецких во­еннопленных. "Лейтенант Бураков" принял на борт командира немецкого крейсера, двух офи­церов и 57 нижних чинов.

Десятого октября миноносцы 8 дивизиона ("Ловкий"— брейд-вымпел, "Молодецкий", "Лихой", "Искусный" и "Крепкий") выходят в Ботнический залив, сопровождая крейсерскую бригаду. Идя вне территориальных вод Швеции, они осматривают встречные пароходы. 16 октяб­ря в 5 часов утра ими был арестован и приведен к крейсерам немецкий пароход. Затем "Лихой" от­правился в Раумо, сопровождая захваченный приз, а соединение продолжило крейсерство.

Острая нехватка сил вынудила командо­вание на рискованный шаг: в конце ноября ди­визион получил приказ на ведение минных по­ставок. Отправка в штормовое море 12 декабря 1914 года восьми перегруженных и маломоре­ходных эсминцев 4-го дивизиона оказалась бе­зусловной и трагической ошибкой. Эсминцы ис­пытывали сильную качку, доходившую временами до 30°, их сильно заливало. Кораб­ли все больше и больше подвергались обледене­нию — лед покрывал надстройки и даже мины, изготовленные к постановке.

Катастрофа произошла около 12 ч 45 мин когда дивизион находился вблизи о. Юссаре, в устье Финского залива. Эсминец "Исполнитель­ный" мгновенно опрокинулся и затонул в тече­ние трех минут. С подошедшего "Летучего" ус­пели передать на флагман, что причина гибели "Исполнительного" неизвестна, но было отме­чено отсутствие на нем взрыва. В следующее мгновение и "Летучий", как вспоминали очевид­цы, "как-то неестественно" зарылся в воду но­совой частью и переломился в районе кормовой трубы. Его агония заняла те же две-три мину­ты. На "Исполнительном" погибло 64 челове­ка, на "Летучем" 65. Спасенных не было.

Устаревшие во всех отношениях корабли после такой катастрофы использовались уже мало и с большими ограничениями. Ничем осо­бо не отличившись в ходе дальнейших боевых действий этой войны, "Бураковы" благополучно дожили до "октябрьских событий".

Исключение составил только "первенец серии" сам "Лейтенант Бураков", еще в феврале 1912 года выведенный из состава дивизиона и пе­реклассифицированный в посыльное судно. 30 июля 1917 года посыльное судно "Лейтенант Бу­раков" подорвалось в проливе Лезунд (Аланд­ские острова). Минное заграждение, поставлен­ное немецкой подводной лодкой "UC-78" в районе с координатами 59°59' с.ш., 20°09' в.д. выполнило свою задачу. Взрыв произошел в цент­ральной части корабля, и маленький миноносец (по меркам конца 1-й мировой войны) был бук­вально разорван надвое, в районе первой трубы. Носовая часть затонула почти мгновенно, кормо­вая через 11 мин, на глубине около 20 метров. Из команды "Буракова" погибли 23 человека.