Без царя

 

К средине 1917 года все восемь оставших­ся в строю эсминцев составляли 8-й дивизион под командованием капитана 1 ранга С.В. Мяснова, входивший в состав дивизии сторожевых судов минной обороны Балтийского моря. После ка­тастрофы 1914 года эсминцы использовались мало. Тем не менее нарастающий общегосудар­ственный кризис и растущий развал флота зат­ронул и "Бураковых", сыгравших определенную роль в Октябрьских событиях.

Достаточно удаленная от войны служба экипажей в Гельсингфорсе (Хельсинки) рабо­тала на руку большевистским "агитаторам". И когда 25 октября из Гельсингфорса на помощь революционному Петрограду вышли корабли Балтийского флота, в их числе находился и эс­кадренный миноносец "Меткий". Два дня спу­стя, выполняя ленинский приказ, "Меткий" за­нимает позицию вместе с эсминцем "Самсон" на Неве у села Рыбацкое для пресечения воз­можного выдвижения по Николаевской железной дороге верных Временному правительству сил. Через несколько недель — в ноябре 1917 года "Меткий" и "Легкий" прикрывают прове­дение минной поставки, производимой минзагом "Нарова" в Финском заливе.

На этом участие в первой мировой вой­не для 8-го дивизиона практически закончи­лось. Подписанный через несколько недель Брестский мир позволил удержать в стране власть большевикам.

В ходе Ледового похода кораблей Балтий­ского флота из Гельсингфорса — преодолевая на­равне с крейсерами и линкорами все тяжести похода — в Кронштадт пришли и остальные шесть кораблей 8-го дивизиона. Здесь они вста­ли на "долговременное хранение" и участия в со­бытиях 1918-1920 годов уже не принимали. Ис­ключение составили "Легкий" и "Мощный", которые зачислили в ДОТ (Действующий отряд судов), и они приняли участие в Гражданской вой­не на Балтике.

Наиболее изношенные и разукомп­лектованные "Бураковы" по окончании войны не восстанавливались и были ра­зобраны в 1923-1924 годах. В их число вошли "Молодецкий", "Искусный" и "Ловкий".

Только по причине крайнего дефи­цита кораблей в составе РККФ (Рабоче-Крестьянского Красного Флота) по окон­чании Гражданской войны все же использовали безнадежно устаревшие и изношенные "Бураковы".

В 1920 году из действующего флота в распоряжение Всеобуча передали "Лег­кий". Осенью 1920 года "Крепкий" всё еще выходит на боевые дежурства в Финский залив — вплоть до Кургальского полуос­трова. На 1 августа 1921 года его воору­жение составляли два трехдюймовых ору­дия и четыре пулемета. Стрелковое оружие составляли 25 винтовок японского образца. Личного оружия — револьверов у команды не было. Тогда же с него сда­ли в лабораторию для переосвидетель­ствования все артиллерийские снаряды.

Поражает безграмотность в написа­нии подаваемых документов той поры "... Проведение ремонта на к Арабле...", " ...на руках у моряков оружия нет..." — это был обычный стиль официальной ко­рабельной документации тех лет. И это были не черновики, а документы, подаваемые в вышесто­ящий штаб. Пролетаризация и демократизация РККФ быстро изжили себя, и с 1921-1922 годов начинается постепенное наведение "должного по­рядка" в корабельной службе.

Так, 24 августа 1921 года командир и ко­миссар эсминца "Крепкий" вынуждены отме­тить в приказе по кораблю "крайнее" положение с утренней побудкой. Дело уже доходило до того, что команда не вставала вовремя даже "в течение положенного получаса"(!). Командир был вынужден рекомендовать проснувшимся военморам (Военмор — "военный моряк" — "единое и все­общее воинское звание флота", принятое в начальные годы существования РККФ) "будить своих товарищей", так как должность дневального отсутствовала.

Начались выговоры за "продолжительные и немотивированные" отлучки вахтенных с мо­стика. Вынося очередное порицание вахтенным Матвиенко и Тушилину командир был вынуж­ден отметить, что "вахтенные совершенно не знают дежурного старшину".

Но "главный фронт" в наведении порядка - пролег не через боевые посты, а через кора­бельный камбуз. И журнал приказов командира "Крепкого" сохранил основные этапы этого сражения...

К концу декабря 1921 года ропот коман­ды стал настолько явным, что командир корабля военмор Юрловский был вынужден вмешаться: "... Мною замечено, что завхоз и баталер ведут отпуск продуктов... по своему усмотрению... что вызывает нарекания команды... Предостав­ляю в обязанность артельщику ежедневно пре­доставлять помощнику командира полный от­чет о расходе продуктов". Вероятно, при проверке выяснилась масса "интересных дета­лей", так как через два дня (27 декабря) после­довал грозный приказ: "... Отчислить Георгия Туллака от должности кока и перевести в по­мощники кочегара... и назначить кочегара Пи­семского коком.".

Следующий этап наступил 6 января 1922 года, когда командир объявил о "наказании ко­чегара Г. Туллака арестом на 5 суток с содержа­нием на гауптвахте "за неисполнение моего приказа и предупредить его, что за дальнейшие про­ступки он может быть наказан вплоть до отда­ния в Народный трибунал". Журнал умалчивает о причинах, по которым семь дней спустя (13 ян­варя) Г. Туллак был исключен из списков в связи с направлением в госпиталь.

Очередной этап "борьбы" наступил 21 ян­варя, когда вернувшийся из госпиталя Г. Тул­лак был в тот же день "арестован на корабле до разбора его дела", а инженер-механику Янковскому поручили провести доз­нание в двухдневный срок. Оказалось, что бывший "хозя­ин камбуза" попался на по­пытке подделки продоволь­ственного аттестата.

Последовала ревизия, ре­зультатом которой стали гроз­ные "оргвыводы" в приказе от 26 января 1922 г. Объявлялись строгие выговоры: 1. Завхозу корабля Сергееву, за непра­вильную выдачу хлеба и недо­сдачу 14 1\2 фунтов его и тра­ты хлеба артельщиком без его ведома; 2. Баталеру, за неис­полнение приказа от 25 декаб­ря о ежедневной продуктовой отчетности и 3. Артельщику, за подмену военмору Баранову фунта масла банкой казенных консервов и неточное ведение продуктовой книги.

"В дальнейшем, — гово­рилось в приказе, — буду счи­тать подобные проступки злым умыслом, и виновные по­несут наказание. Выявленные на складе излишки продуктов распределить по желанию ко­манды. Указываю завхозу изыскать средства для исправ­ления весов и приобретения мелких гирь."

1 февраля ученик кочега­ра Г. Туллак был списан с ко­рабля в распоряжение командо­вания флотским полуэкипажем как "не соответствующий сво­ему назначению". Так тяжело приходила в норму флотская служба после шабаша револю­ционной анархии.

В 1923 г. четыре расконсервированных эсминца бывшего 8-го дивизи­она составили ядро Финско-Ладожского отряда Морпогранохраны. Это были "Лихой", "Мет­кий", "Ловкий" и "Крепкий". При этом износ двух первых оказался таков, что в мае того же года они были сданы обратно в порт и больше не использовались. "Ловкий" и "Крепкий" (пе­реименованный 13 декабря 1922 года в "Ро­шаль") еще некоторое время использовались в качестве учебных кораблей. Одновременно в

Балтийском флоте находился второй корабль под названием "Рошаль" — бывший эскадрен­ный миноносец "Уссуриец". Но уже 23 сентяб­ря 1923 года "Рошаль", находящийся в ведении Главвоенпорта, был выброшен во время шторма на причальную стенку и его ремонт сочли неце­лесообразным. В 1924 года сдали на слом "Ловкий", и в 1925 г. из списков был окончательно исключен последний эсминец типа "Лейтенант Бураков" — "Мощный".

История четвертой, последней, наиболее многочисленной и "продолжительной" серии французских эсминцев в составе русского фло­та была окончена.