Глава I. Французский флот в 1918-1939 гг.

 

Окончание первой мировой войны Фран­ция встретила как победительница. Однако в выс­ших кругах хорошо понимали, насколько тяже­лым было положение ее военно-морских сил. Флот, еще каких-то четверть века назад претендо­вавший на второе место в мире, полностью утра­тил былое могущество. Все основные корабле­строительные программы были сорваны, за четыре предыдущих года флот пополнялся новы­ми кораблями крайне скудно, война вызвала не­избежные потери, а из сохранившихся кораблей многие устарели. Наиболее красноречиво ситуа­цию характеризуют следующие цифры: если в 1914 году общее водоизмещение боевых кораблей французского флота составляло 690 тыс. тонн, то в 1920 году - всего 485 тыс. тонн.

Наиболее плачевно обстояло положение в миноносных силах. В 1914 году Франция распо­лагала 35 эсминцами и 180 миноносцами, хотя бо­евая ценность последних была ничтожной. За годы войны перегруженная армейскими заказами промышленность смогла достроить всего два (!) боевых корабля данного класса. Ситуация с эс­минцами была настолько критической, что в 1916 году французское правительство обратилось к Японии с просьбой о поставке эскадренных ми­ноносцев типа "Араб", практически без измене­ний повторявших японский тип "Каба". К момен­ту окончания войны в составе флота оставался 31 относительно современный эсминец.

Основная масса кораблей (15 единиц) при­надлежала к так называемому "800-тонному" типу. Имея нормальное водоизмещение от 700 до 850 тонн, они вооружались двумя 100-мм орудия­ми системы Канэ образца 1893 года, четырьмя 65-мм орудиями и двумя двухтрубными 450-мм торпедными аппаратами, располагавшимися побортно. Их скорость и в лучшие годы редко пере­валивала за 30-узловой рубеж, а теперь из-за из­ношенных механизмов едва-едва достигала 25 узлов. Четверка более крупных (930/1250 т) эс­минцев типа "Авантюрье", строившихся по зака­зу Аргентины и реквизированных с началом вой­ны, несла четыре 100-мм орудия и столько же 450-мм торпедных аппаратов, но страдала от многочисленных дефектов энергетической уста­новки. В 1920 году их максимальная скорость со­ставляла всего 22 узла. Наконец, эскадренные ми­ноносцы японской постройки имели водоизмещение около 700 т, вооружение из одного 120-мм, трех 76-мм, одного зенитного 76-мм орудия и двух двухтрубных 450-мм торпедных ап­паратов. Наиболее неоднозначной оценки заслу­живает их силовая установка, состоявшая из трех паровых машин тройного расширения. С одной стороны, для конца второго десятилетия XX века она выглядела явным анахронизмом, с другой, японские машины показали себя более простыми в эксплуатации и надежными, чем турбины ко­раблей французской постройки.

Между тем, эскадренный миноносец в ходе первой мировой войны превратился в мощный бо­евой корабль, имеющий весьма разнообразные за­дачи. Наиболее планомерно этот тип корабля раз­вивался в британском флоте, где из тактико-технических элементов эсминцев последо­вательно выделялись сильная артиллерия, высокая скорость и хорошие мореходные качества. Венцом развития британских эскадренных миноносцев в военные годы стали корабли типа "V/W", имевшие водоизмещение порядка 1100 т, вооруженные че­тырьмя 102-мм или даже 120-мм орудиями и шес­тью 533-мм торпедными аппаратами, уверенно развивавшие при этом 34-узловую скорость. В до­полнение к 66 эсминцам данного типа, англичане ввели в строй 13 лидеров, отличавшихся увеличен­ным до 1500 т водоизмещением, чуть большей ско­ростью и наличием пятого орудия главного калиб­ра. О превосходных качествах этих кораблей командование французского флота было осве­домлено благодаря обстоятельным донесениям капитана 1 ранга Вандье — французского наблю­дателя и представителя при Гранд Флите.

Становилось совершенно очевидным, что французские эскадренные миноносцы к началу 20-х годов по всем параметрам проигрывали зару­бежным собратьям. Небольшое водоизмещение заведомо не позволяло удовлетворить возросшие требования к мореходности, калибр артиллерии и торпед сильно отставал как от союзников, так и от потенциальных противников, делая вооружение откровенно слабым, а скорость, которой некогда славились французские миноносцы, не выдержива­ла никакой критики. Для исправления положения в 1919 году возникла идея закупки в Англии двух эсминцев типа "W" ("Уишарт"и "Уитч"), но не осуществленная из-за отсутствия финансов.

Но все же, несмотря на столь слабые старто­вые позиции, в промежутке между двумя мировы­ми войнами французские торпедные силы совершили гигантский скачок вперед. Если к концу первой мировой вой­ны в составе флота не было ни од­ного эскадренного миноносца, со­ответствующего современному уровню, то во вторую мировую Франция вошла, не имея ни одно­го эсминца или миноносца, чей возраст превышал бы 13 лет.

Первым шагом на пути об­новления французских торпед­ных сил стала достройка эскад­ренного миноносца "Ансень Габоль". Этот корабль был зало­жен еще в 1913 году как 850-тон­ный эсминец типа "Ансень Ру". После начала боевых действий его строительство было заморо­жено и возобновлено лишь в 1919 году по измененному "экспери­ментальному" проекту. Во-пер­вых, было усилено вооружение. Изменение архитектуры позволи­ло разместить на корабле три 100-мм орудия, причем два носо­вых устанавливалась по линейно-возвышенной схеме. Орудия ос­тавались прежними, образца 1893 года — более современных под­ходящего калибра в то время просто не имелось. Зато торпед­ное вооружение было обновлено благодаря принятию на вооруже­ние 550-мм торпеды — более мощной не располагал ни один флот в мире, за исключением японского. Во-вторых, впервые во французской практике в качестве главных механизмов эсмин­ца выступали два турбозубчатых агрегата Парсонса. В 1921 году "Ансень Габоль" был. спущен на воду и два года спустя вошел в строй. Тем не менее, в качестве прототипа для новых проектов он явно не годился.

В свете этого ценным приобретением стали полученные по репарациям германские и австро-венгерские миноносцы. В состав французского флота вошло 11 таких кораблей: два типа "Ражо деля Туш", четыре типа "Шастань", оказавшие­ся в единичных экземплярах "Буйно", "Пьер Дюран", "Амираль Сенэ" и "Мателот Леблан". Изу­чение их конструкционных и эксплуатационных характеристик стало настоящей школой для французских кораблестроителей и моряков. На них произвели впечатление надежные силовые ус­тановки, превосходная артиллерия, совершенные приборы управления огнем. Несмотря на доволь­но низкий надводный борт, мореходность немецких миноносцев оказалась хорошей. В качестве недостатков французы отмечали плохие условия обитаемости и стальные трубопроводы заборт­ных систем (решение, характерное для всех немец­ких кораблей военной постройки и вызванное ос­трым дефицитом цветных металлов). Тем не менее, французские моряки считали трофеи цен­ным приобретением, и не будет особым преувели­чением сказать, что в первой половине 20-х годов они стали основой торпедных сил флота.

Важнейшим толчком к развитию французс­ких легких сил стала Вашингтонская конференция, изменившая всю военно-морскую политику Фран­ции. Согласно подписанному договору, Франции отводилось 655 тыс. тонн для боевых кораблей и 150 тыс. тонн на вспомогательные корабли и суда, и она соглашалась на паритет с Италией по тонна­жу крупных надводных кораблей. Таким образом, Италия выходила на роль главного потенциально­го противника, а основным театром возможной войны становилось Средиземное море.

В апреле 1922 года французское правитель­ство приняло решение об обновлении корабельно­го состава флота. Разгоревшиеся дискуссии отно­сительно его будущего облика касались и минных сил. На них возлагались три основные задачи:

а) ведение разведки;

б) охранение (прежде всего, противолодочное) главных сил флота и

с) активные действия против главных сил вражеско­го флота.

Решение данных задач требовало от ко­раблей высокой скорости, большого радиуса дей­ствия и мощного артиллерийского вооружения, чтобы обеспечить превосходство над неприятель­скими эсминцами. В то же время третий пункт предусматривал наличие сильного торпедного вооружения. Поскольку французские моряки не верили в возможность быстрой перезарядки тор­педных аппаратов в условиях боя (нужно отме­тить, что данное мнение не разделялось только японцами), единственным путем могло быть уве­личение общего числа торпедных труб. Наконец, опыт войны говорил, что для повышения эффек­тивности торпедных атак необходимо обеспечить эсминцам возможность быстрого поднятия па­ров. Немаловажное значение придавалось прочности корпуса, особенно форштевня и носовой части, чтобы обеспечить возможность таранить неприятельские подводные лодки. В совокупнос­ти это вело к значительному росту водоизмеще­ния. Итогом обсуждения стало принятие про­граммы, предусматривающей строительство двенадцати эскадренных миноносцев водоизме­щением 1500 тонн и шести контр-миноносцев или лидеров водоизмещением 2100 тонн.

Официально во французском военно-морс­ком флоте существовало два класса торпедных кораблей: контр-миноносцы и миноносцы. Одна­ко даже в официальных документах такое деление соблюдалось не всегда. В литературе корабли обычно подразделяются на три подкласса:

a) лидеры или контр-миноносцы (Contre-torpilleurs);

b) эскадренные миноносцы (Torpilleurs d'escadre или просто Torpilleurs);

c) миноносцы (соответственно Torpilleurs или Torpilleurs legere).

Данное деление в наибольшей степени отра­жает различия в тактико-технических характерис­тиках кораблей и будет использоваться в даль­нейшем на страницах данной работы.

Все работы над проектами новых кораблей — вплоть до мельчайших деталей — были сосре­доточены в Техническом отделе (полное наимено­вание - Service Technique des Constructions et Armes Navales) морского министерства. В отли­чие от своих британских коллег, французские спе­циалисты не считали нужным обращаться к опы­ту частных компаний. Исключение делалось лишь для силовых установок.

Первый послевоенный проект эскадренного миноносца (о лидерах будет сказано ниже) был предложен еще в апреле 1920 года и представлял собой корабль нормальным водоизмещением 1350 тонн, вооруженный четырьмя 100-мм пушка­ми и имевший 33-узловую скорость. Однако зару­бежные аналоги уже адаптировались под 120-мм артиллерию, и приняли решение об увеличении главного калибра. Техническим отделом было предложено разработать новое 120-мм орудие, однако Морской Генеральный штаб (Etat-Major General) принял доктрину, согласно которой французские эсминцы должны были обладать превосходством в артиллерии над кораблями ве­роятного противника. В качестве орудий главно­го калибра для новых эсминцев и лидеров было принято 130-мм орудие М1919. По весу снаряда (34,85 кг для фугасного и 32 кг для бронебойного) и дальности стрельбы (18900 м) они превосходили все иностранные артиллерийские системы, стояв­шие на кораблях данного класса. Платить за это пришлось пониженной скорострельностью, что особенно сильно критиковалось англичанами (они испытывали 130-мм орудия на лидере "Кэмпенфелт" и отказались от их исполь­зования именно по этой причине). Те спра­ведливо полагали, что миноносцы приме­няют артиллерию главным образом в скоротечных столкновениях на небольших дистанциях, где высокая скорострельность является более предпочтительной. В оправ­дание французской концепции можно за­метить, что их корабли создавались для Средиземного моря, где были лучше по­годные условия, а следовательно и больше дистанции возможных поединков.

В начале 1922 года утвердили проект 1500-тонного эскадренного миноносца (тип "Бурраск"). При его разработке явно был учтен британский опыт — по компоновке французские корабли практически повто­ряют английские эсминцы типа "V/W". Не имея опыта эксплуатации турбин с зубча­той передачей, французы установили на корабли первой серии ТЗА сразу трех ти­пов: "Парсонс", "Рато-Бретань" и "Золли". В целом проект соответствовал требованиям вре­мени, поэтому в период с 1923 по 1931 год было построено 26 единиц в двух немного различаю­щихся сериях.

Гораздо динамичнее развивался класс лиде­ров. Толчком к их появлению во многом послужи­ло резкое усиление торпедных сил итальянского флота. За годы первой мировой войны в Италии построили 20 эсминцев стандартным водоизмеще­нием порядка 650 т в трех слегка различающихся сериях и 9 более крупных кораблей типов "Аквила'', ' 'Карло Мирабелло" и " Чезаре Росарол" водоизмещением более 1000 т, официально класси­фицировавшихся как "разведчики" (exploraton). По окончании войны темпы строительства не были снижены и в начале 20-х годов в строй всту­пили 6 эсминцев типа "Генерале", 4 типа "Палестро"и 4 типа "Куртатоне". В 1924 г. в Италии были построены три лидера типа "Леоне"полным водо­измещением более 2000 т, со скоростью 33,5 узла и вооруженные восемью 120-мм орудиями.

Так как флот самой Франции не имел совре­менных крейсеров, а новое строительство ограни­чивалось Вашингтонским договором, то борьбу с итальянскими эсминцами пришлось возложить на промежуточный класс - лидеров. При их проек­тировании учитывался опыт британских лидеров флотилий эсминцев (типов "Свифт", "Лайтфут"), итальянских "разведчиков" и немецких "суперэс­минцев".

 

Сравнение основных ТТД французских эсминцев начала 20-х годов с зарубежными аналогами

Тип Страна, год

"Ансенъ Габоль"

Франция, 1923

"Ансенъ Ру"

Франция, 1916

"Вэмпайр"

Англия, 1918

"Клемсон"

 США, 1918

"Дж. ла Маса"

Италия, 1917

Водоизмещение, т

~ 950

850

1100

1190

650

Мощность, л.с.

20000

17000

27000

27000

15500

Скорость, уз

33

30

34

35

30

Артиллерия

3х100-мм,

1х75-мм зен.

100-мм, 4х65-мм

102-мм,

1х76-мм зен.

4х102-мм,

1х76-мм зен.

4х102-мм,

2х40-мм зен.

Торпеды

2х2-550-мм

2х2-450-мм

3-533-мм

3-533-мм

2х2-450-мм

*Обращаем внимание, что в данной работе водо­измещение кораблей приводится в "английских" или "длинных" тоннах (1 т = 1016 кг). Это сделано для удоб­ства сравнения с кораблями других наций. Во французс­кой литературе принято давать водоизмещение в метри­ческих тоннах, что порой вызывает разночтения. Однако в разделе, посвященном описанию вооружения французс­ких эсминцев, веса указываются в килограммах и метрических тоннах

 

Необходимо отметить, что идея разработки больших эсминцев была высказана французским Морским Генеральным штабом еще в 1913 году. Тогда работы были прекращены из-за войны. В сентябре 1917 г. появилось техническое задание на крупный эскадренный миноносец, для которого оговаривались следующие характеристики: ско­рость 35 уз, дальность плавания 3500 миль, воору­жение из четырех 140-мм орудий и шести торпед­ных аппаратов. В апреле 1920 г., одновременно с первым проектом 1500-тонного эсминца, был представлен проект лидера водоизмещением 1780 т, оснащенного турбинами с зубчатой передачей мощностью 42500 л.с., обладающего скоростью 32 уз. Вооружение должно было состоять из пяти 100-мм орудий (два на носу, два в корме, одно в центральной части) и шести торпедных аппаратов. Вышеперечисленные параметры наглядно демон­стрируют, насколько далеко воплотившийся в ме­талле проект ушел от своих предшественников.

Работы над проектом велись под руковод­ством М. Гаррета. Несомненное влияние на раз­работку оказало изучение характеристик трофей­ного эсминца "Амираль Сенэ" — бывшего германского "S 113", проведенное специальной комиссией под руководством инженера М. Паоли. Немецкий суперэсминец помог французским конструкторам преодолеть своеобразный психо­логический барьер, в итоге созданный ими ко­рабль почти на тысячу тонн превосходил совре­менные зарубежные эскадренные миноносцы.

Шесть лидеров типа "Ягуар" заложили между августом 1922 и сентябрем 1923 года, и они стали родоначальниками особой линии в развитии легких торпедный кораблей, не имею­щей прямых аналогов в мировой практике. Французский флот вел их строительство вплоть до начала второй мировой войны. Всего было построено 32 единицы, причем каждая следующая серия создавалась на основе предыдущей. Можно без преувели­чения сказать, что в 30-е годы лидеры ста­ли своего рода "визитной карточкой", "ли­цом" французского флота — такой, какой для германского флота были подводные лодки VII серии или для американского авианосцы класса "Эссекс".

По мнению видного французского исследователя Анри Ле Массона, все контр-миноносцы (за исключением, воз­можно, последней серии) имели следующие характерные особенности:

1. Водоизмещение — сравнительно большое, но не позволяющее дать кораб­лям характеристики легких крейсеров, функции которых они зачастую должны были выполнять.

2. Мощная и надежная энергетическая установка.

3. Высокая "боевая" скорость.

4. Хорошая маневренность и управляе­мость.

5. Мощное артиллерийское вооружение, явно преобладающее над торпедным.

6. Удовлетворительная обитаемость.

7. Отсутствие броневой защиты.

8. Ограниченная дальность плавания.

Хотя контр-миноносцы первой серии произвели благоприятное впечатление на ходовых испытаниях, французы не считали их особенно удачными кораблями. Основным недо­статком считалась их относительная недовооруженность — превосходя эсминцы той же програм­мы по водоизмещению на 1000 тонн, они несли всего на одно 130-мм и одно 75-мм орудие боль­ше, при равном торпедном вооружении. Адмира­лы требовали усилить артиллерию.

В 1923 г. шефом секции легких кораблей в Техническом отделе становится инженер-генерал М. Антонэ, с именем которого связано оконча­тельное становление французского лидера как класса. Он предложил использовать в качестве артиллерии главного калибра для следующей се­рии контр-миноносцев новые 138-мм орудия. Нужно отметить, что подобное решение лежало в русле французской доктрины огневого превос­ходства. Так появился 2400-тонный проект, воп­лотивший в себя классические черты французско­го лидера. В течение восьми лет по нему было построено 18 единиц. Их внешней отличительной особенностью стал силуэт — четыре трубы, установленные попарно. Уже в то время это выгляде­ло явным анахронизмом, а кроме того, облегчало противнику проблему опознавания, поскольку в европейских флотах подобного силуэта не имел ни один корабль.

Дальнейший прогресс в развитии лидеров шел по пути совершенствования вооружения и энергетики. Если на заказанных в 1925-1926 гг. шести кораблях типа "Бизон" устанавливались орудия образца 1923 года, основным недостатком которых была низкая скорострельность, то на следующей серии был учтен опыт противника. Новое орудие образца 1927 года разрабатыва­лось на основе 150-мм орудий трофейного гер­манского эсминца "S 113" и имело затвор гори­зонтально-скользящего типа и автоматический пружинный досылатель, что обеспечивало вдвое большую скорострельность. Позже появились бо­лее мощные модели 1929 и 1934 годов с увеличен­ной длиной ствола и силовыми приводами наве­дения. Интересной особенностью французских лидеров были кольцеобразные "поручневые" лотки у орудий главного калибра, на которые ук­ладывались снаряды. Это существенно облегчало труд заражающих. Кроме того, для всех "пятиорудийных" контр-миноносцев было характерно близкое расположение носовой и кормовой пар артустановок. Можно предположить, что их рас­четам на небольших орудийных площадках было несколько тесновато. Но в целом, по мощи артил­лерии среди эскадренных миноносцев других стран французским лидерам не было равных, по крайней мере, до появления германских "нарвиков" с их 150-мм орудиями.

Параллельно с артиллерией, улучшались энергетические установки французских лидеров. Уже на "Бизоне" рабочее давление пара было поднято до 20 атм., по сравнению с 18 атм. у ко­раблей первой серии, что позволило обойтись че­тырьмя котлами вместо пяти. Два лидера про­граммы 1927 года — "Милан" и "Эпервье" — получили котлы с пароперегревателями, рабочее давление в которых достигало 27 атм. Наконец, на последней довоенной серии были применены высоконапорные котлы системы "Индрэ", позво­лявшие, к примеру, поднять пары для повышения скорости с 14 до 35 узлов в течение 5-7 минут. Что же касается турбин, то после многолетних опытов лучшим был признан тип "Рато-Бретань". Фран­цузские лидеры показали себя прекрасными ходо­ками - на испытаниях многие перешагнули за 40-узловую отметку. Дальность плавания считалась достаточной для Средиземного моря, но в целом уступала аналогичным показателям менее круп­ных британских эсминцев. В целом силовые уста­новки лидеров показали себя вполне надежными и удобными в эксплуатации.

Вершиной развития французских лидеров стали, безусловно, корабли типа "Фантаск". Уве­личение огневой мощи сочеталось в них с исклю­чительно высокой, даже по сравнению с другими представителями семейства контр-миноносцев, скоростью хода и современным внешним видом. Рекорд скорости в 45,02 узла, поставленный "Ле Терриблем" — одним из шести кораблей этого типа, не побит и по сей день. По огневой мощи "фантаски" оказались лучшими среди французс­ких лидеров. Примененные на них новые 138-мм орудия образца 1929 г. с длиной ствола 45 калиб­ров и полуавтоматическим затвором обеспечива­ли неплохую для такого калибра скорострель­ность и впечатляющую дальность стрельбы. Их 40-кг снаряды пробивали броню основного веро­ятного противника — итальянских легких крейсе­ров — на всех реальных дистанциях боя. Четырем из шести "фантасков" посчастливилось пережить вишистский период истории французского флота, и на завершающем этапе войны своими превос­ходными боевыми качествами они снискали зас­луженное уважение союзников.

Вслед за этим в строительстве контр-мино­носцев наступил довольно длительный перерыв. Следующие корабли заложили лишь в 1934 г. и они стали последними представителями своего класса, вошедшими в состав флота до начала вто­рой мировой войны. "Могадор"ы "Вольта "явля­ли собой очередной скачок размеров и огневой мощи. Число орудий главного калибра увеличи­лось с пяти до восьми, причем размещались они в закрытых двухорудийных башнях, по две в носу и корме. Правда, как и немало других нововведе­ний, башенные установки проявили себя как чрез­вычайно капризные и ненадежные, обеспечивали едва ли половину проектной скорострельности и развивали меньшую, чем у своих удачных пред­шественников, плотность огня. К тому же, их так и не довелось по-настоящему опробовать в бою.

В середине 30-х годов основные усилия кон­структоров из секции легких сил Технического отдела вновь сосредоточились на традиционных эскадренных миноносцах. Новый проект разраба­тывался в рамках программы создания современ­ного флота. Основным назначением будущих ко­раблей должно было стать сопровождение быстроходных линкоров типа "Дюнкерк", строи­тельство которых начиналось в то время. Образно выражаясь, эсминцы типа "Ле Арди" должны были отличаться от своих предшественников — "1500-тонников" примерно так же, как лидеры типа "Могадор"отличались от "четырехтрубников". Калибр артиллерии остался неизменным, но количественно она была усилена в 1,5 раза*. Орудия размещались в двухствольных башенных установках, обеспечивающих отличную скорост­рельность, но, как и на последних лидерах, ока­завшихся очень капризными (что подтвердилось во время единственного боевого столкновения с участием этих кораблей). Состав и схема располо­жения торпедного вооружения повторяли после­днюю серию 2400-тонных лидеров. Весьма много­обещающе выглядела силовая установка с высоконапорными котлами "Сюраль-Пеноё".

К сожалению, от начала разработки проек­та до его утверждения прошло более двух лет, за­тем еще столько же до закладки головного кораб­ля. В итоге ни один из эсминцев не успел войти в строй к началу второй мировой войны. Дальней­шие обстоятельства сложились так, что "Ле Арди"та его "систершипы" не смогли реализовать свои боевые качества.

Примерно в это же время берет свое начало третья ветвь развития французских торпедных сил, обязанная своим появлением очередной кон­ференции по ограничению морских вооружений. Принятый в 1930 году Лондонский морской дого­вор касался, прежде всего, легких сил. Во-первых, он ограничивал общий тоннаж эскадренных ми­ноносцев. Франции разрешалось к концу 1936 г. довести общий тоннаж лидеров и эсминцев до 135 тысяч тонн. Во-вторых, ограничивалось макси­мально допустимое водоизмещение отдельного корабля. Однако данные ограничения не каса­лись кораблей водоизмещением менее 600 тонн, которые относились к судам береговой обороны. Тем самым был дан толчок к развитию особого класса — 600-тонных миноносцев.

Франция оказалась в числе немногих морс­ких держав, не преминувших воспользоваться дан­ным нововведением. По кораблестроительной программе 1930 г. заказали двенадцать минонос­цев типа "Ля Мельпомен". Это были быстроход­ные торпедные корабли для действий в прибреж­ных водах. Они строились под наблюдением секции береговой обороны и впоследствии нахо­дились в подчинении военно-морских районов. Французские миноносцы были самыми маленьки­ми среди кораблей аналогичного класса других стран (Италии, Германии, Японии). По сравнению с итальянскими аналогами, они имели примерно равное вооружение (основное отличие в торпедах — у итальянцев их было вдвое больше, но меньше­го калибра), более мощные машины, были быст­роходнее, но проигрывали по мореходности.

В целом мнение моряков о "600-тонниках" было скорее негативным — очевидно, в рамках ограниченного водоизмещения создать полно­ценную боевую единицу не представлялось воз­можным. Естественное желание улучшить сразу ряд характеристик кораблей привел к закономер­ному росту водоизмещения более чем в 1,5 раза. Как и закладывавшиеся в то же время лидеры и эсминцы, новые миноносцы должны были полу­чить башенные установки главного калибра и вы­соконапорные котлы. Но быстрое поражение Франции и последовавшая оккупация части ее территории не позволили завершить строитель­ство серии. Потерпели неудачу и все попытки немцев достроить их для своего флота.

Попытаемся дать общую оценку французс­ким торпедным кораблям межвоенной построй­ки. Прежде всего, они плавно эволюционирова­ли от серии к серии, что само по себе уникально. Для всех флотов мира того времени характерно появление серий, "выпадающих" из общей ли­нии развития эскадренных миноносцев. Такими были британские "Трайблы", итальянские "Навигатори". японские "Хацухару". У французов же каждый последующий тип неизменно превос­ходил предыдущий.

Артиллерия французских эскадренных ми­ноносцев была мощной, но имела два принципи­альных недостатка: низкую скорострельность на " 1500-тонниках" и ненадежность башенных уста­новок на типе "Ле Арди". Кроме того, имевшаяся система управления огнем не позволяла реализо­вать в бою основное преимущество 130-мм ору­дий — значительную дальнобойность. Заметным шагом вперед стал увеличенный до 550 мм ка­либр торпед, что позволило придать им более мощный боезаряд и повышенную дальность хода. Гораздо хуже обстояли дела с зенитным вооруже­нием французских лидеров и эсминцев, хотя в принципе оно не уступало тем же англичанам.

Отсутствие в этих странах эффективных пи­кирующих бомбардировщиков и штурмовиков не заставило вовремя оснастить корабли мощными и скорострельными зенитными орудиями ближнего действия. Справедливости ради, надо отметить, что к началу войны большинство других флотов находилось не в лучшем положении. Для француз­ского флота ситуация усугублялась полной зави­симостью от армии в вопросах снабжения легкими автоматическими пушками. Необходимость зна­чительного усиления средств ПВО была ярко про­демонстрирована в ходе Норвежской кампании и эвакуации Дюнкерка, когда корабли несли жесто­кие потери под ударами немецких "штук".

 

Динамика строительства миноносных сил французского флота

Год

Лидеры

Эсминцы

Миноносцы

1926

4

4

-

1927

2

5

-

1928

-

9

-

1929

1

2

-

1930

3

 

-

1931

3

2

-

1932

4

-

-

1933

4

-

-

1934

3

-

-

1935

4

-

-

1936

2

-

4

1937

-

-

3

1938

-

-

5

1939

2

-

-

 

Не лучшим образом обстояли дела со сред­ствами противолодочной обороны. Французы имели неплохие шумопеленгаторные станции, но не сумели создать активного гидролокатора, без которого невозможно вести эффективную борьбу с подводными лодками. Эсминцы несли неболь­шой запас глубинных бомб. За время войны им не удалось ни потопить, ни даже серьезно повредить ни одной подводной лодки противника.

Немаловажным фактом, весьма наглядно ха­рактеризующим "рейтинг" французских эсминцев, является ничтожно малое число зарубежных зака­зов. За два межвоенных десятилетия во Франции было построено всего три корабля данного класса: польские "Вихер"п "Бужа", а также югославский "Белград" (два однотипных были построены на югославских верфях при технической поддержке французских специалистов). Страна, которая в на­чале века была одним из мировых лидеров экспор­тного строительства миноносцев, сдала позиции своему основному конкуренту — Италии.

В итоге на 1 сентября 1939 г. в составе воен­но-морских сил Французской республики находи­лось 32 лидера, 26 эсминцев и 12 миноносцев или 70 боевых кораблей суммарным водоизмещением около 123,5 тыс. т. Качественно и количественно они соответствовали ставившимся перед ними за­дачам и в целом не уступали своим противникам по тактико-техническим характеристикам. Мино­носный флот был очень молодым: из общего чис­ла 20 единиц (29 %) вступили в строй менее 5 лет назад, 26 кораблей (37 %) имели возраст от 5 до 10 лет, и 24 корабля (34 %) были старше 10 лет. Правда, все французские эсминцы были построе­ны до 1931 года, а в числе наиболее молодых ока­зались главным образом миноносцы.

Любопытно сравнить между собой мино­носные силы вероятных противников — Франции и Италии. На первый взгляд, по общему числу эс­минцев и миноносцев (127 единиц) и их суммар­ному тоннажу (около 137 тыс. т) превосходство на стороне итальянского флота. Однако значитель­ную долю итальянского флота (68 ед.) составляли миноносцы, большинство из которых было пост­роено еще в годы первой мировой войны или сразу после ее окончания. И, разумеется, итальянский флот ничего не мог противопоставить французс­ким лидерам. Именно отменные боевые качества последних заставили итальянцев пойти на созда­ние легких крейсеров типа "Аттилио Реголо ".

Строительство. Ежегодно французский парламент рассматривал предложения флота по новому строительству. По результатам рассмот­рения принималась кораблестроительная про­грамма и выделялись финансовые средства. В среднем ежегодный лимит военного кораблестро­ения равнялся 33000 т. После принятия годовой программы флот выдавал заказ на строительство, причем промежуток между этими событиями дос­тигал порой нескольких лет. Следующие стадии — закладка (Mise sur cale) и спуск на воду (Lancement) — не отличались от общемировой практики. На испытания корабли выходили без вооружения! Ходовые испы­тания состояли из двух стадий. Сначала были восьмичасовые пробы, по результатам которых определялись средняя величи­на мощности силовой установ­ки и скорости хода. Затем в течение часа корабль испыты­вался на полную скорость с полной форсировкой турбин. По окончании испытаний он передавался флоту для уста­новки вооружения и, лишь за­вершив эту процедуру, вклю­чался в боевой состав флота. В справочном разделе данной ра­боты под датой вступления в строй понимается дата оконча­ния установки вооружения (Clapture d'armament), в связи с чем возможны расхождения с другими источниками.

Организация. Во француз­ском флоте торпедные корабли сводились в однородные такти­ческие соединения — дивизионы по три единицы в каждом: соот­ветственно дивизионы лидеров (Divisione de contre-torpilleurs -DCT) и дивизионы эсминцев или миноносцев (Divisione de torpilleurs - DT). Командир ди­визиона, как в британском флоте и в отличие от немецкого или японского, одновременно являлся командиром флагманского корабля. Дивизионы лидеров и эс­минцев в произвольном количестве объединялись в эскадры, флагманскими кораблями которых обыч­но являлись легкие крейсера или лидеры. Минонос­цы находились в подчинении командиров районов береговой обороны и обычно действовали подиви­зионно.

В качестве примера приведена организация торпедных сил французского флота на август 1939 года. В годы войны, в связи с потерями, со­став дивизионов менялся, причем зачастую нару­шалось правило однотипности кораблей в диви­зионе. С началом боевых действий были сформированы 1-й ("Вобан", "Лион", "Эгль") и 11 -и ( "Бизон", "Милан", "Эпервье") дивизионы лидеров. Летом 1940 г. был сформирован 10-й ди­визион эсминцев, в который свели все боеспособ­ные корабли типа "Ле Арди"— к середине 1942 г. их число достигло пяти.

В составе Морских сил Свободной Фран­ции эсминцы, в силу их малочисленности, вообще не сводились в отдельные тактические соедине­ния, а входили в состав тех или иных соединений Королевского флота. В 1944 г. лидеры типа "Ле Фантаск"'были переклассифицированы в легкие крейсера, а их соединение соответственно в 10-й дивизион легких крейсеров (10е Division de croiseurs lugers).

Бортовые номера. До конца 30-х годов ли­деры и эсминцы имели индивидуальные двух- или трехзначные бортовые номера, но примерно в июне 1939 г. была принята новая система. Те­перь номера состояли из одной буквы ('X' — для лидеров, 'Т' — для эсминцев и миноносцев) и двух-трех цифр, из которых одна-две первых по­казывали номер дивизиона, а последняя номер корабля в дивизионе.

Вооружение. Артиллерия главного калиб­ра большинства французских лидеров была пред­ставлена 138-мм орудиями. Данный калибр (если быть точным, он составлял 138,6 мм) являлся тра­диционным для французского флота, но на лиде­рах он применялся, начиная с типа "Бизон" про­граммы 1925 года. Ввиду значительного веса как снарядов, так и зарядов, все орудия данного ка­либра имели раздельно-гильзовое заряжание, причем тип и размеры гильзы оставались неиз­менными с 1910 года (хотя вещество и вес мета­тельного заряда могли быть разными). Трудно сказать, насколько эта дань стандартизации была полезной, поскольку почти в каждой новой моде­ли орудий использовались собственные снаряды. Для 138-мм орудий применялись снаряды двух типов - полубронебойные и фугасные. Первые пробивали бортовую броню итальянских крейсе­ров на любых дистанциях боя.

 

Тактико-технические характеристики 138-мм орудий

Калибр, мм / длина ствола, клб

138,6/40

138,6/40

138,6 / 45

Модель

М1923

М1927

М1929 и М1934

Вес орудия с затвором, кг

4100

 

4280/4650**

Длина ствола, мм

5544

5544

6927

Число нарезов

 

 

42

Практическая скорострельность, выстр/мин

5-6

8-10

8-10

Вес снаряда, кг *

40,4

40,6

40,6

Вес заряда с гильзой, кг

22

22

23,62

Вес заряда, кг

9

9

12

Начальная скорость снаряда, м/с

700

700

840

Дальность стрельбы, м / при угле возвышения

19 000/ 35°

16 600/ 28°

20 000 / 30°

Диапазон углов вертикального наведения

-10... +35°

-5... +28°

-10... +30°

Величина отката, см

 

36

50

* Для полубронебойного снаряда.

** Для моделей М1929 /М1934.

 

Первыми на лидерах появились орудия об­разца 1923 г. (Model 1923) с длиной ствола 40 ка­либров. По единому мнению, это была неудачная артсистема. Основным недостатком было приме­нение устаревшего винтового затвора, не позволявшего развивать скорострельность более 5-6 выстрелов в минуту. Для реализации значитель­ной дальнобойности цапфы орудия располага­лись на высоте 1,5 м, чтобы обеспечить достаточ­ный угол вертикальной наводки. Хотя в установке использовались пружинные снарядные прибойники, заряжание зарядной гильзы осуще­ствлялось вручную, что сильно затрудняло стрельбу при малых углах возвышения, посколь­ку затвор находился на уровне плеч заряжающих.

Неудовлетворительные характеристики орудия M1923 вынудили конструкторов исполь­зовать опыт недавнего противника. Новые 138-мм орудия образца 1927 г. разрабатывались на основе 150-мм пушек германского суперэсмин­ца "S ИЗ", ставшего французским "Амираль Сенэ". Основное отличие заключалось в примене­нии горизонтально-скользящего клинового зат­вора полуавтоматического действия. Благодаря этому, техническая скорострельность орудия со­ставила 12-15 выстрелов в минуту. Практическая была в полтора раза меньше, поскольку система подачи боезапаса из погребов не могла поддер­живать столь высокий темп стрельбы. Начальная скорость слегка потяжелевшего снаряда осталась на прежнем уровне, но для удобства заряжания высота оси цапф была снижена до 1,25 м. В ре­зультате угол возвышения ограничился 28°, а дальность стрельбы снизилась до 16,6 км. Теперь стало сложнее производить заряжание при углах более +15°, хотя в орудии также использовался автоматический пружинный досылатель.

Успех модели М1927 побудил французских оружейников к разработке более мощного ору­дия. Так появились модели M1929 и M1934, кото­рые стали лучшими артиллерийскими системами, устанавливавшимися на французские эсминцы в годы второй мировой войны. Обе системы были идентичными по баллистическим свойствам (один и тот же ствол и затвор), но отличались за­рядным механизмом и установкой. Тип боепри­пасов остался неизменным с предыдущей модели, но длина ствола была увеличена до 45 калибров. Общая длина орудия с затвором равнялась 7280 мм. Благодаря этому начальная скорость увели­чилась с 700 до 800 м/с (для более легкого фугас­ного снаряда - даже до 840 м/с), а дальность стрельбы достигла 20 км. Еще одно отличие зак­лючалось в увеличении веса метательного заряда с 9 до 12 кг, из-за чего общий вес снаряженной гильзы приблизился к 24 кг. Затвор не претерпел изменений по сравнению с моделью M1927. Авто­матический пружинный досылатель, установлен­ный непосредственно над стволом, позволял про­изводить заряжание во всем диапазоне углов вертикального наведения, но заряды по-прежне­му заряжались вручную.

На кораблях типа "Фантаск"устанавлива­лись орудия M1929 в одноствольных открытых установках, прикрытых противоосколочными щитами. Общий вес установки составлял 11,6 т. Ее основным недостатком являлось отсутствие си­лового привода — вертикальное и горизонтальное наведение осуществлялось вручную. На лидерах "Могадор"и "Вольта"стоят двухствольные ба­шенные установки M1934 массой по 34,6 т. В них уже обеспечивался силовой привод наведения: скорости горизонтальной и вертикальной навод­ки составляли 10 и 14° в секунду соответственно. К сожалению, ограниченный угол вертикального наведения не позволял использовать установку для зенитной стрельбы. Усовершенствованный механизм заряжания привел к увеличению массы орудия по­чти на 400 кг, но зарекомендо­вал себя как ненадежный в ра­боте. Аналогичные недостатки имелись в системе подачи бое­запаса. В результате вместо ожидаемых 14-15 выстрелов в минуту башни выдавали лишь 6-7. На кораблях типа "Кле­бер" предполагалось довести угол возвышения орудий до 35°, но война прервала работы над проектом.

Если 138-мм пушки были традиционными, то к калибру 130 мм французский флот впер­вые обратился при проектиро­вании эскадренных минонос­цев и лидеров программы 1922 года. Развитие 130-мм артилле­рии в целом шло по пути, ана­логичному описанному выше.

130-мм орудие М1919, устанавливавшееся на первые послевоенные лидеры и эсмин­цы, по конструкции было ана­логично 138-мм орудию М1923 и повторяло практически все его достоинства и недостатки. Начало его разработки относится к периоду пер­вой мировой войны, но активизировались рабо­ты после ее окончания, когда была поставлена задача обеспечения огневого превосходства французских эсминцев над зарубежными анало­гами. Для новой установки применили раздель­но-гильзовое заряжание и разработали два вида боеприпасов — полубронебойный и фугасный. Они имели одинаковые размеры, но отличались по массе (32 и 34,85 кг соответственно). Орудие имело хорошие баллистические характеристики: дальность стрельбы достигала почти 19 км, а на дистанции в 10 км полубронебойный снаряд пробивал 80-мм броню.

Правда, данные достоинства были скорее теоретическими, чем реальными. Применение ус­таревшего винтового затвора ограничивало практическую скорострельность 4-5 выстрелами в минуту, что для основного вооружения эсминцев было неудовлетворительной величиной. Опять же, как и в 138-мм орудии образца 1923 г., значи­тельная дальность стрельбы достигалась за счет увеличения высоты оси цапф, что затрудняло за­ряжание при малых углах возвышения.

 

Тактико-технические характеристики 130-мм орудий

Калибр, мм / длина ствола, клб

130/40

130/40

130/52

Модель

М1919

M1924

М1930

Вес орудия с затвором, кг

4050

3810

3810

Полный вес установки, кг

12500- 12750

12700

32600

Длина ствола, мм

5200

5200

5899

Практическая скорострельность, выстр/мин

4-5

5-6

10-12

Заряжание

раздельное

раздельное

унитарное

Вес унитарного патрона, кг

-

-

53

Вес снаряда, кг *

32/34,85

32/34,85

32,1/33,4

Вес заряда с гильзой, кг

17,5

17,5

-

Вес заряда, кг

7,7

7,7

8,76

Начальная скорость снаряда, м/с

725

725

около 900

Дальность стрельбы, м / при угле возвышения

18900/36°

18700/35°

20 800/45°

Диапазон углов вертикального наведения

-10... +36°

-10... +35°

-10... +30°

Величина отката, см

45

45

50

* Для полубронебойного/фугасного снаряда

 

Вторая серия эсминцев получила на воору­жении усовершенствованные орудия модели M1924. Ствол был облегчен, но сохранил свои баллистические характеристики, как, к сожалению, и винтовой затвор. Однако благодаря при­менению пружинного досылателя, практическую скорострельность удалось немного повысить. Полный вес установки при этом не изменился. Тип боеприпасов также остался прежним, но из-за уменьшения максимального угла возвышения снизилась и максимальная дальность стрельбы.

Дальнейшее совершенствование 130-мм ар­тиллерии опиралось на использовании германс­кого опыта. В новых орудиях моделей M1930 и M1932 использовался скользящий затвор, скопи­рованный с пушек немецких эсминцев. Оба ору­дия имели одинаковую баллистику и отличались зарядным механизмом, поскольку модель M1932 разрабатывалась в качестве универсальной для линкора ''Дюнкерк". Та же причина вызвала пе­реход на унитарный патрон, позволяющий авто­матизировать процесс заряжания. Весил такой патрон 53 кг, из чего следует, что ручное заряжа­ние, да еще на неустойчивой палубе эсминца, практически исключалось. Для новых 130-мм пу­шек было разработано пять видов снарядов: два фугасных (массой 32,1 и 29,5 кг), два полуброне­бойных (массой 32,1 и 33,4 кг) и зенитный (на эс­минцах не использовался). Живучесть ствола дос­тигала 900 выстрелов - хороший результат.

Для эсминцев типа "Ле Арди" была разра­ботана двухствольная башенная установка М1935. Она весила 32,6 т — немногим меньше 138-мм башенной установки "Могадора". Верти­кальное наведение обеспечивалось в пределах -10...+30° и горизонтальное - примерно по 150° на каждый борт. Естественно, столь тяжелая уста­новка имела силовой привод. Скорость верти­кальной и горизонтальной наводки составляла соответственно 6 и 12° в секунду. Благодаря меха­низированному заряжанию скорострельность до­стигала 12 выстрелов в минуту, хотя автоматика оставалась еще "сырой" и имела склонность к отказам. Заряжание могло производиться во всем диапазоне углов вертикального наведения. Для последних четырех кораблей серии намечалось довести угол вертикального наведения до 35°, но затем решили вооружить их установками M1932, стоявшими на "Дюнкерке", лишь уменьшив тол­щину броневой защиты.

Прежде чем перейти к описанию зенитной артиллерии французских эсминцев, надо сказать о 100-мм орудии M1930, являвшемся главным во­оружением 600-тонных миноносцев и планиро­вавшемся к установке на корабли 1010-тонной се­рии. Оно разрабатывалось как универсальное, призванное заменить 90-мм зенитные орудия об­разца 1926 г., и в этом качестве стояло на тяжелом крейсере "Альжери" и линкоре "Ришелье" в двух­ствольных установках. Для 600-тонных минонос­цев был разработан облегченный и упрощенный станок (по всей вероятности, он не получил соб­ственного номера модели — обнаружить таковую не удалось). Угол вертикального наведения в нем ограничивался 35°, что исключало возможность использовать орудие для зенитной стрельбы. Дальность стрельбы при ограниченном угле воз­вышения составляла около 14,5 км. Орудие имело полуавтоматический скользящий затвор и пру­жинный досылатель, правда неизвестно, сохра­нился ли последний в упрощенной установке. На миноносцах типа "Ле Фьер" планировалось мон­тировать те же орудия, но в первоначальных двухствольных установках M1931 (по некоторым данным, могли быть разработаны новые, полнос­тью закрытые). Эти корабли во французском флоте могли стать первыми, имеющими универ­сальную артиллерию главного калибра.

Первыми зенитными орудиями, стоявшими на межвоенных французских эсминцах, были 75-мм трех моделей: M1922, M1924 и M1927, слег­ка различавшихся между собой конструкцией станков. В основном, использовались последние. На самом деле это были обычные корабельные орудия периода первой мировой войны, приспо­собленные для ведения стрельбы на больших уг­лах возвышения. К началу 30-х годов они уже считались совершенно устаревшими и не пригод­ными к борьбе с современными самолетами.

Очевидная бесполезность этих 75-мм ору­дий привела к тому, что к концу 1932 г. они ис­чезли с кораблей. Их место заняли 37-мм автома­ты образца 1925 г. На самом деле, это были полуавтоматические пушки, существенно усту­павшие по скорострельности современным зару­бежным системам, имевшим обойменное пи­тание, но тем не менее существенно превосходив­шие своих предшественниц. Довольно высокая начальная скорость позволяла вести эффектив­ный огонь по самолетам на дистанциях до 3-5 км в зависимости от высоты полета. Однако в це­лом автоматы M1927 проигрывали шведскому 40-мм автомату "Бофорс", немецкому 37-мм SKC/30, советскому 37-мм 70-К, выступая при­мерно па равных с британским 2-фунтовым "пом-помом", созданным почти на 15 лет рань­ше (последний был менее дальнобойным, но на ближних дистанциях имел преимущество за счет более высокой плотности огня).

Для устранения основного недостатка моде­ли M1927 - низкой скорострельности - французы первоначально пошли экстенсивным путем, объе­динив два ствола в одной установке. Так появился автомат модели М1933. От одинарной установ­ки "спарка" отличалась иным диапазоном углов вертикальной наводки: -15. ..+85°. Расчет состоял из пяти человек: командира, вертикального и го­ризонтального наводчиков и трех заряжающих. Развитие этого автомата привело к созданию усо­вершенствованной модели M1935, в которой ско­рострельность довели до 170 выстрелов в минуту. К сожалению, даже установки M1933 не стали по-настоящему массовым вооружением эсминцев и лидеров, а М1935 поступали на флот в единичных экземплярах.

Ближнюю ПВО кораблей были призваны обеспечивать крупнокалиберные 13,2-мм пулеме­ты системы "Гочкиса" образца 1930 г. Это был один из основных образцов вооружения француз­ской армии и флота, широко поставлялся на экс­порт (Польше, Румынии, Японии и др.) и по сво­им характеристикам примерно соответствовал зарубежным аналогам. Питание пулемета произ­водилось либо из жесткой металлический ленты (обоймы) на 15 патронов, либо из коробчатого магазина на 30 патронов. В морских условиях обычно использовалось магазинное питание.

 

Тактико-технические характеристики зенитного вооружения

Калибр, мм / длина ствола, клб

100/45

75/50

37/50

13,2/76

Модель

М1930

M1927

M1925

M1929

Вес орудия с затвором, кг

1620

1070

300

33

Длина ствола, мм

4500

3750

1850

1003

Вес унитарного патрона, кг

24,2

12

 

 

Вес снаряда, кг

14,95

5,93

0,725

52 г.

Вес заряда, кг

4,03

2,18

 

 

Начальная скорость снаряда, м/с

785

850

850

800

Практическая скорострельность, выстр/мин

10

8-15

30-42

180-200

Дальность стрельбы, м / при угле возвышения

15 800/45°

14 100/40°

7 175/45°

7200 / 45°

Досягаемость по высоте, м / при угле возвышения

-

10000/90°

 

4200 / 90°

Диапазон углов вертикального наведения

-10. ..+35°

-10... +90°

-10... +90°

-10... +90°

 

Тактико-технические характеристики торпед

Модель

19V

19D

23DT

Калибр, мм

550

550

550

Вес, кг

1385

1830

2018

Длина, мм

6600

8200

8280

Вес боевой части, кг

238

238

310

Тип двигателя

керосиновый с подогревом

керосиновый с подогревом

спирто-воздушный

Дальность хода, м / при скорости, уз

2 000 / 43

4 000 / 35

6000 / 35

14 000 / 25

9 000 / 39

13000/35

 

На вооружение кораблей военно-морского флота пулемет поступал в одно, двух или четырехствольных установках. Наиболее распространен­ной была двухствольная установка R4 на тумбо­вом основании. Ее вес составлял около 400 кг. Установка обслуживалась расчетом из 2 человек — наводчиком и заряжающим. Четырехствольная зенитная установка HLP4 обладала значительной скорострельностью — до 800 выстрелов в минуту, од­нако по своим массогабаритным показателям (общий вес около 1200 кг) плохо подходила для оснаще­ния эсминцев.

Стремительный прогресс авиации в 30-е годы быстро обес­ценил значение крупнокалибер­ных пулеметов. К концу десятилетия они уже не были способны эффективно бороться с самым главным противником — пи­кирующими бомбардировщиками и торпедонос­цами. Несмотря на это, 13,2-мм "Гочкисы" про­должали занимать места на палубах французских кораблей. Причиной тому была элементарная нехватка легкого зенитного воору­жения. Быстрое падение Франции не позволило произвести планируемое перевооружение на вполне удачный 25-мм автомат "Гочкиса" образ­ца 1934 г., хотя в Японии он стал основным сред­ством ближней ПВО. В годы войны на вооруже­ние французских эсминцев, оставшихся под контролем правительства Виши, поступали 13,2-мм пулеметы "Браунинг" бельгийского про­изводства, тогда как корабли, воевавшие на сто­роне союзников, вооружались 20-мм "Эрликонами", 40-мм "Бофорсами" и британскими 2-фунтовыми "пом-помами".

В целом и качественно, и количественно зе­нитное вооружение французских эсминцев оста­валось слабым. Смертельная опасность, которую представляли для кораблей немецкие пикировщи­ки, стала уже притчей во языцах, поэтому приве­дем другой пример. Наиболее мощно вооружен­ный в зенитном отношении французский лидер "Шевалье Поль'' был без особого труда потоплен всего пятью устаревшими торпедоносцами-бип­ланами "Суордфиш", при этом французам уда­лось сбить лишь один неприятельский самолет.

В области торпедного вооружения фран­цузский флот в межвоенный период занимал одно из ведущих мест. Еще в конце первой ми­ровой войны французы пришли к выводу о не­обходимости увеличения калибра торпед. На­чиная с 1919 г. на вооружение было принято четыре образца 550-мм торпед (один из них предназначался исключительно для подводных лодок). Более мощными не обладал ни один флот, за исключением японского. Наиболее со­вершенными были торпеды модели 23DT, по­явившиеся на кораблях примерно в 1925 году. На них был применен спирто-воздушный тур­бинный двигатель, а в боевых частях вместо пироксилина впервые использовался тринит­ротолуол. По дальности хода в европейских водах им не было равных. К сожалению, фран­цузам не довелось раскрыть потенциал своего мощного торпедного вооружения, зато взрывы собственных торпед стали причинами гибели двух кораблей: эсминца "Ла Рийо" к лидера "Майе Брезе ".