Глава IV. Миноносцы

 

1. Тип "Ля Помон". (6 ед.)

 

Миноносцы типа "Ля Помон" проектиро­вались под условия Лондонского морского согла­шения 1930 года, которое не лимитировало коли­чество единиц водоизмещением менее 600 тонн. Первоначально эти корабли числились эскортны­ми кораблями ("суда-конвоиры" по советской классификации того времени) и попадали под на­блюдение секции береговой обороны. Первый ва­риант проекта предусматривал установку двух 75-мм орудий и четырех 400-мм торпедных аппа­ратов. Из-за слабого вооружения проект встретил холодный прием, в результате чего были выбра­ны 100-мм орудия и торпеды более крупного ка­либра. От первоначального намерения устано­вить однотрубные торпедные аппараты, которые бы вели огонь по носу, отказались в пользу двух­трубного, установленного в центральной части.

Четыре единицы заказали 31 марта 1931 г., четыре - 10 июля 1931 г., последние — 31 марта 1932 г. Все строились на частных верфях.

 

600-тонный класс. Тип "Ля Помон". (12 ед.)

Корабль

Строитель

Заложен

Спущен

Введен в строй

"La Pomone"

"А.Ш. де ля Луар" (Нант)

22.11.33

25.1.35

1.12.36

"La Melpomene "

"А.Ш. де Бретань" (Нант)

13.12.33

24.1.35

20.11.36

"L'Iphigenie"

"А.Ш. де ля Луар" (Нант)

14.12.33

18.4.35

1.11.36

"La Flore"

"А.Ш. де Бретань" (Нант)

26.3.34

5.3.35

25.11.36

"La Poursuivante"

"А.Ш. де Франсэ" (Дюнкерк)

13.8.34

4.8.36

5.11.37

"La Cordeliere"

"Ш. Огустин-Норман" (Гавр)

16.8.34

9.9.36

1.12.37

"Branlebas"

"Ш. Огустин-Норман" (Гавр)

27.8.34

12.4.37

16.3.38

"Baliste"

"А.Ш. де Франсэ" (Дюнкерк)

20.9.34

17.3.37

24.5.38

"La Bayonnaise "

"Ш. Маритим дю Зюд-Ост" (Бордо)

18.10.34

28.1.36

1.4.38

"Bouclier"

"А.Ш. де ля Сен Маритим"

18.10.34

9.8.37

6.8.38

"L'Incomprise"

"А.Ш. де ля Сен Маритим"

20.10.34

14.4.36

16.3.38

"Bombarde"

"А.Ш. де ля Луар" (Нант)

18.2.35

23.3.36

16.8.37*

* Дата передачи флоту.

 

Кораблестроительные элементы: стандарт­ное водоизмещение 669 т, полное 911 т; длина наибольшая 80,7 м, по ватерлинии 76 м, ширина 7,96 м, осадка 3,07 м. Силовая установка — двухвальная; два котла "Индрэ", два одноступенча­тых ТЗА "Парсонс" (на "Помон", "Ифижени", "Пурсюивант", "Байоннез", "Буклие", "Бранлеба") или "Рато-Бретань" (на остальных) мощностью 22000 л.с. Максимальная скорость составля­ла 34,5 уз. Миноносцы принимали по 167 т нефти, что обеспечивало дальность плавания 1000 миль экономическим 20-узловым ходом.

Корпус миноносцев был спроектирован на основе 2400-тонных лидеров типа "Альбатрос"'в надежде дать им мореходность даже лучшую, чем у их более крупных собратьев, однако на практи­ке эти надежды не оправдались, наглядным при­мером чему служит гибель "Бранлеба " во время шторма. Французский флот всегда критиковался за недостаточную остойчивость кораблей, выз­ванную их чрезмерным верхним весом, в частно­сти, из-за тяжелых котлов, при довольно слабом корпусе, а их силовые установки были недоста­точно надежными. Носовое орудие, а также и пу­леметы постоянно заливались. В дополнение ко всему, дальность плавания была далека от теоре­тической.

Вооружение состояло из двух 100-мм ору­дий M1930, четырех 13,2-мм зенитных пулеметов и двухтрубного 550-мм торпедного аппарата. Экипаж военного времени составлял 5 офицеров и 100 матросов (в мирное время — 92 моряка).

К началу второй мировой войны шесть ко­раблей данного класса действовали в Канале, ба­зируясь на Дюнкерк, и шесть на Средиземном море. В предвоенные годы на миноносцах не проводилось существенных модернизаций, и боль­шинство их делалось англичанами и немцами, когда корабли оказались в их руках. "Бранлеба" стал первой жертвой, и об его перевооружении англичанами нет точных сведений, но вероятно, он получил два 2-фунтовых автомата "пом-пом". С "Мельпомен" к началу 1942 г. сняли кормовую 100-мм пушку и находившийся рядом с ней тамбур элеватора, поставив взамен два 2-фунтовых "пом-пома" и два 20-мм автомата. Торпедный аппарат был сохранен, а впослед­ствии на юте установили еще один "пом-пом". Остальные попавшие к англичанам миноносцы (''Буклие", "Кордельер", "Флор", "Энкомприз") использовали для вспомогательных целей, и мо­дернизация их вооружения, вероятно, пошла по пути "Мельпомен".

Пять миноносцев, захваченных в Тулоне и Бизерте, после недолгого пребывания в руках итальянцев были переданы германскому флоту, действовавшему на Средиземноморье, и получи­ли обозначения "ТА 9" - "ТА 13". Реально же только три из них находились в боеспособном со­стоянии, поэтому в конце апреля 1943 г. все мино­носцы перешли из Специи в Тулон на ремонт. Этот переход показал вопиющее состояние ко­раблей, не связанное, впрочем, с уровнем фран­цузской техники. По прибытии в Тулон минонос­цы прошли на верфи "Ля Сен" ремонт, во время которого выяснилось, что большая часть элект­рооборудования имеет дефекты, система управле­ния огнем недостаточно эффективна, а количе­ство принимаемого боезапаса главного калибра мало. Кроме проблем технического свойства, су­ществовали трудности с комплектацией экипа­жей. Гитлер приказал командованию флота ввес­ти корабли в строй не позднее 4 декабря 1943 г., а начальнику эсминцев контр-адмиралу Э. Бею -лично заняться их укомплектованием. Последний согласился на это с большой неохотой, так как считал, что они больше подходят на роль эскорт­ных кораблей, а не миноносцев.

Миноносцы были переоборудованы по тре­бованиям Кригсмарине. На фок-мачту, ставшую треногой, устанавливался радар германской раз­работки. Зенитное вооружение усиливалось за счет добавления четырехствольного 20-мм "Фирлинга" на кормовом шельтердеке. Все торпедное вооружение сохранялось. Впоследствии торпед­ные аппараты были сняты, на их место установле­но два 37-мм автомата, а число 20-мм, по сведени­ям М. Уитли, доходило до двадцати, хотя данная цифра представляется завышенной.

Еще в апреле 1943 г. из этих кораблей пла­нировалось сформировать 10-ю флотилию мино­носцев в составе 7-й дивизии сил охранения в Специи, но на самом деле они действовали в со­ставе 3-й и 4-й эскортных флотилий.

"Ля Помон". Входил в состав 12-го дивизи­она миноносцев Бизертского военно-морского района. После перемирия выведен в резерв в Би­зерте, где 8 декабря 1942 г. захвачен германскими войсками. 28 декабря 1942 г. передан итальянско­му флоту, получил наименование "FR 41". но 5 апреля 1943 г. возвращен и включен в состав гер­манского флота под номером "ТА 10".

Включен в состав 3-й эскортной флотилии в апреле 1943 г., но затем переведен в 4-ю флоти­лию, хотя не принимал участия в операциях до июня. В связи с активизацией англичан в Эгейс­ком море осенью 1943 года был направлен на поддержку германских войск в районе Родоса, но около 01 ч. 10 м. 23 сентября перехвачен британс­ким эсминцем "Эклипс" в 10 милях южнее Родо­са. В коротком неравном бою обе машины "ТА 10" были выведены из строя, но британский корабль не мог оставаться на месте, чтобы до­бить противника, и немцы смогли дойти до зали­ва Прассос. Так как ремонт там был невозможен и нельзя было перевести корабль на Крит, с него сняли легкое вооружение и 27 сентября в 17 часов затопили в заливе Прассос.

"Ля Мельпомен". Входил в состав 14-го дивизиона миноносцев Шербурского военно-морского района. В 1939-1940 гг. действовал у атлантического побережья Франции, в Северном море и Ла-Манше. В июне 1940 г. оказывал поддержку француз­ским войскам на полуострове Котантен. 3 июля 1940 г. захвачен англичанами в Порт­смуте, 31 августа передан ВМС Свободной Франции. Использовался для сопровожде­ния прибрежных конвоев в Ла-Манше (по французским данным, легко поврежден в результате столкновения с британским эс­минцем). В конце 1940 г. выведен в резерв в Норе. 15 октября 1942 г. передан в состав британского флота, использовался в каче­стве учебно-торпедного корабля. В сентябре 1943 г. выведен в резерв в Хартлпуле. В 1945 г. возвра­щен французскому флоту и 16 сентября перешел в Шербур. Исключен из состава флота 15 мая 1950 г. и сдан на слом.

"Л'Ифиджени". Входил в состав 12-го диви­зиона миноносцев Бизертского военно-морского района. После перемирия выведен в резерв в Бизерте, где 8 декабря 1942 г. захвачен германскими войсками. 28 декабря 1942 г. передан итальянско­му флоту, получил наименование "FR 41", но 5 ап­реля 1943 г. возвращен и включен в состав герман­ского флота под номером "ТА 11". В ночь на 10 сентября 1943 г. во время капитуляции Италии по­врежден итальянскими танками и затем потоплен итальянскими миноносцем "Ализео"то. корветом ''Корморано" в Пьомбино (остров Эльба). Коор­динаты гибели корабля: 42°55' с.ш./10°32' в.д.

"Ля Флор". Входил в состав 14-го дивизио­на миноносцев Шербурского военно-морского района. Участвовал в эвакуации Дюнкерка, а за­тем оказывал поддержку французским войскам на полуострове Котантен. 3 июля 1940 г. захвачен англичанами в Портсмуте. Впоследствии передан ВМС Свободной Франции, однако из-за недо­статка личного состава в боевой состав не вво­дился, разоружен и выведен в резерв в Хартлпуле. Одно 100-мм орудие использовано для вооруже­ния сторожевого корабля "Шевроль ". Перешел в Шербур 9 сентября 1945 г. Исключен из состава флота 31 августа 1950 г.

"Ля Пурсюиван". Входил в состав 13-го ди­визиона миноносцев Тулонского военно-морско­го района. После перемирия выведен в резерв. За­топлен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями в начале июля 1943 г., но не восстанавливался.

"Ля Кордельер". Входил в состав 11-го ди­визиона миноносцев Шербурского военно-морского района (командир корабля и дивизиона ка­питан 2 ранга Робине де Пла). Участвовал в эва­куации Дюнкерка, во время которой поврежден германской авиацией. 3 июля 1940 г. захвачен ан­гличанами в Портсмуте. Впоследствии передан ВМС Свободной Франции, однако из-за недо­статка личного состава в боевой состав не вво­дился, разоружен и выведен в резерв в Гриноке. Перешел в Шербур 29 сентября 1945 г. Исключен из состава флота 17 февраля 1950 г.

"Бранлеба". Входил в состав 11-го дивизи­она миноносцев Шербурского военно-морского района. Действовал в Ла-Манше и Северном море. Участвовал в эвакуации Дюнкерка, а за­тем оказывал поддержку французским войскам на полуострове Котантен. 3 июля 1940 г. захва­чен англичанами в Портсмуте, включен в состав Королевского флота и укомплектован британс­ким экипажем. Использовался для сопровожде­ния прибрежных конвоев. 14 декабря 1940 г. за­тонул во время шторма в 25 милях юго-восточнее маяка Эддистоун (Южная Анг­лия). Погибло 3 человека.

"Балист". Входил в состав 13-го дивизиона миноносцев Тулонского военно-морского райо­на. После перемирия выведен в резерв. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Поднят итальянскими спасателями 12 мая 1943 г. и зачислен в состав итальянского флота под наименованием "FR 45". 9 сентября 1943 г. захвачен германскими войска­ми и включен в состав германского флота под но­мером "ТА 12". В отличие от систершипов, так и не начал службы в составе Кригсмарине. 14 мая 1943 г. переведен в Тулон для укомплектования и ремонта, но 24 ноября 1943 г. стал одной из жертв налета большой группы бомбардировщиков В-17 15-й воздушной армии ВВС СИТА

"Ля Байоннез". Входил в состав 13-го диви­зиона миноносцев Тулонского военно-морского района. Затоплен в Тулоне 27 ноября 1942 г. Под­нят итальянскими спасателями 28 апреля 1943 г. и зачислен в состав итальянского флота под наиме­нованием "FR 44". В сентябре 1943 г. захвачен германскими войсками и включен в состав гер­манского флота под номером "ТА 13". В строй не введен, затоплен в Тулоне 25 августа 1944 г. в не­боеспособном состоянии.

"Буклие". Входил в состав 14-го дивизиона миноносцев Шербурского военно-морского рай­она. Участвовал в эвакуации Дюнкерка. 30 мая 1940 г. поврежден германской авиацией в Дюн­керке. 3 июня тяжело поврежден в результате столкновения с грузовым судном. Отведен на ре­монт в Плимут, где захвачен англичанами 3 июля 1940 г.

С 31 августа 1940 по 12 января 1941 г. пере­давался Королевскому голландскому флоту, но возвращен из-за проблем с силовой установкой, после чего передан ВМС Свободной Франции (с 12 января 1941 г. кораблем командовал капитан 3 ранга Биро). Плохое техническое состояние миноносца, требующего многочисленных и про­должительных ремонтных работ, побудили бри­танское Адмиралтейство рассмотреть вопрос о его разоружении в обмен на передачу ВМС Сво­бодной Франции нескольких современных кор­ветов. С мая 1941 до августа 1943 г. "Буклие" использовался в качестве учебного корабля, на котором тренировались операторы "асдиков". В 1944 г. выведен в резерв в Хартлпуле; осенью 1945 г. вернулся во Францию. Исключен из со­става флота 31 августа 1950 г. и сдан на слом.

"Л'Энкомприз". Входил в состав 11-го ди­визиона миноносцев Шербурского военно-морс­кого района. Участвовал в эвакуации Дюнкерка, во время которой поврежден германской авиаци­ей. В июне оказывал поддержку французским войскам на полуострове Котантен. 3 июля 1940 г. захвачен англичанами в Портсмуте. Впослед­ствии передан ВМС Свободной Франции, однако из-за недостатка личного состава в боевой состав не вводился, разоружен и выведен в резерв в Хар­тлпуле. Перешел в Шербур 9 сентября 1945 г. Ис­ключен из состава флота 31 августа 1950 г.

"Бомбард". Входил в состав 12-го дивизио­на миноносцев Бизертского военно-морского района. После перемирия выведен в резерв в Бизерте, где 8 декабря 1942 г. захвачен германскими войсками. 28 декабря 1942 г. передан итальянско­му флоту, получил наименование "FR 41", но 5 апреля 1943 г. возвращен и включен в состав гер­манского флота под номером "ТА 9". Действовал в Тирренском море, но в сентябре 1943 г. разу­комплектован в Тулоне. 23 августа 1944 г. потоп­лен в Тулоне бомбардировщиками 15-й воздуш­ной армии ВВС США в ходе подготовки к операции "Аваланш".

 

2. Тип "Ле Фьер". (7 ед.)

 

Миноносцы 600-тонного типа неоднок­ратно критиковались по различным причинам. Для ликвидации недостатков не хватало запаса водоизмещения, и в результате французский флот принял решение о создании нового про­екта. Техническое задание, выданное Техничес­ким Комитетом в декабре 1936 года, требовало создать простой, но надежный миноносец уве­личенного типа. Чтобы исправить недостатки "600-тонников" требовалось усилить корпус и, соответственно, увеличить водоизмещение. Последнее было необходимо также для дости­жения высокой скорости (34 узла) и установки более мощного вооружения (четыре 100-мм орудия).

Предусматривалась постройка 14 кораблей данного типа. Первые две единицы, "Ле Фьер"'и "Л'Ажиль", были заказаны 25 мая 1938 года и, вместе с еще двумя, строились по программе 1937 года. Три следующих строились по программе 1938 года, пять по программе 1938-bis (заказаны 2 мая 1938 г.) и три по программе 1938-с (заказаны 12 апреля 1939 г.). Однако к моменту перемирия было заложено всего 7 единиц, от строительства остальных отказались. Последние должны были получить следующие названия: "Ле Тунисьен", "Ле Норман", "Ле Парижьен", "Ле Провенсаль ", "Ле Сентонжёз", ''Ле Никоз", "Ле Савойяр".

 

1010-тонный класс. "Тип Ле Фьер" (7 ед.)

Корабль

Строитель

Заложен

Спущен

Германское название

"Le Fier"

"А.Ш. де Бретань" (Нант)

17.1.39

12.3.40

"ТА 1 "

"L'Entrepretant"

"А.Ш. де ля Луар" (Нант)

26.1.39

25.5.40

"ТА 4"

"Le Farouche "

"А.Ш. де ля Луар" (Нант)

11.4.39

19.10.40

"ТА 5"

"L'Alsacien"

"А.Ш. де Бретань" (Нант)

11.4.39

1942

"ТА 3"

"L1 Agile"

"А.Ш. де Бретань" (Нант)

26.4.39

23.5.40

"ТА 2"

"Le Breton "

"А.Ш. де Бретань" (Нант)

01.40

-

постройка прекращена

"Le Corse"

"А.Ш. де ля Луар" (Нант)

01.40

4.4.42

"ТА 6"

 

Тактико-технические характеристики мино­носцев были следующими. Стандартное водоиз­мещение 994 т, полное 1354 т; длина 95 м (по ва­терлинии 90 м), ширина 9,4 м, осадка 3,25 м.

Силовая установка состояла из двух одно­ступенчатых турбозубчатых агрегатов (типа "Рато-Бретань" на кораблях постройки "Ателье э Шантье де Бретань", "Парсонс" на остальных) и трех высоконапорных котлов "Индрэ" в двух ко­тельных отделениях, расположенных по линейно­му принципу. Размещение котлов оказалось не совсем удачным, так как в носовом отделении два котла стояли поперек корпуса, а в кормовом, ог­раниченном правой турбиной, единственный ко­тел стоял со смещением влево. Последний, пред­назначенный также для использования на крейсерском режиме хода, по паропроизводительности равнялся двум передним вместе взя­тым. Мощность механизмов равнялась 30800 л.с., скорость должна была составлять 35 узлов, но ни один из кораблей не вышел на испытания.

Запас топлива 285 т должен был обеспечи­вать дальность плавания 2000 миль на 20 узлах. Экипаж состоял из 136 человек (7 офицеров к 129 матросов).

Проектное вооружение состояло из двух спаренных 100-мм орудий М1930, восьми 13,2-мм пулеметов в четырех спаренных установках и двух двухтрубных 550-мм торпедных аппаратов, а также бомбометов и бомбосбрасывателей. Впервые во французской практике вооружение было полностью универсальным и размещалось двумя группами. На носовом шельтердеке и кры­льях мостика группировались пулеметы, тогда как обе 100-мм установки размещались на корме. Трудно сказать, насколько удачным было подоб­ное решение. Вторым новшеством стала установ­ка броневой защиты на орудия, мостики и палубу над машинным отделением, что давало лишних 30 тонн верхнего веса.

Данный проект появился слишком поздно, чтобы успеть начать активную службу. Хотя ни один из миноносцев не вступил в строй, их исто­рия представляет определенный интерес. Три пер­вых корабля строились довольно быстро, и к маю 1940 года "Фьер" имел 60-процентную готов­ность. Незадолго до того, как передовые части германской армии вступили в Нант, три минонос­ца с буксирами были отправлены в порты неокку­пированной Франции или Марокко, но воздуш­ные атаки заставили "Фьер" выброситься на берег острова Олерон, где он был оставлен ко­мандой. Однако корпус почти не получил по­вреждений и вскоре был отбуксирован обратно в Нант. Командование Кригсмарине решило про­должить работы на всех кораблях серии, за ис­ключением "Бретона ". Миноносцы получили но­вые названия "ТА 1"- "ТА 6". Работы протекали медленно, но три оставшихся корпуса спустили на воду между концом 1940 и 1942 годом.

При включении в состав Кригсмарине ми­ноносцы предполагалось перевооружить. Вместо французских 100-мм планировалось установить три 105-мм орудия SKC/32 — все в кормовой час­ти. Спаренные 13,2-мм пулеметы на крыльях мос­тика заменялись на два 37-мм автомата, которые дополняли девять 20-мм автоматов. Торпедное вооружение заменялось на два трехтрубных 533-мм аппарата.

Как и остальные новые корабли, захвачен­ные немцами на французских верфях, эти мино­носцы стали постоянными объектами актов сабо­тажа. Во время воздушного налета союзников 16 сентября 1943 г. "ТА 2"и "ТА 4" были поврежде­ны, причем последний сильно, поэтому пришлось вернуть их в док. Казалось, что "ТА 7"и "ТА 5" вскоре будут готовы, но в апреле 1944 года Криг­смарине испытывало серьезные проблемы с комп­лектованием экипажей. Специальным распоряже­нием было поручено завершить их комплектование в течение месяца, но тут возник­ла необходимость в замене кабелей и установке германского электрооборудования. К тому вре­мени самим немцам пришлось эвакуировать Нант. "ТА 1", "ТА 3", "ТА 4", "ТА 5"ушли отту­да с уже установленными котлами и силовыми ус­тановками, но котлы и турбины "ТА 2" и "ТА 6" еще находились на берегу. Все миноносцы зато­пили 11 августа 1944 г. После войны французы собирались ввести в строй наиболее ценные из, недостроенных единиц, но идея себя не оправдала, и их корпуса разобрали.